Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:44, реферат

Описание работы

В начале третьего тысячелетия в современной России наблюдается трансформация социальных отношений, в том числе и гендерных. Равенство мужчин и женщин в обществе, являющееся социальным достижением, способствовало появлению проблемы дисгармонии во взаимоотношениях полов, сопровождающейся нивелированием традиционных мужских и женских ролей, деформацией института брака, девальвацией семейных ценностей, укоренением культа потребления, снижением уровня культуры гендерных взаимоотношений. Возникновение подобной проблемы предвидели (хотя не в таких формах и не в таком крупном масштабе) философы, общественные деятели, писатели второй половины XIX — начала XX в., предполагая в эмансипации женщины грядущие беды и для мужчины, и для самой женщины.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в.………………………………….14

1.1. Предпосылки развития гуманистической направленности женского образования …………………….........................14

1.2.Основные тенденции гуманистической направленности женского образования ………………………………………62

Выводы к первой главе………………………………………….96

Глава 2. Содержание, формы и методы женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в…100

2.1. Сущностные характеристики содержания, форм и методов женского образования и их реализация в педагогической практике России………………………………………………..….100

2.2.Преемственность идей российской гуманистической педагогики в сфере женского образования и современных гендерных исследований………………………………………….
Выводы ко второй главе…………………….……………..…….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..191

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….200

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Чумаков В.И. Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

Как отмечает М. В. Савин, женское образование в доекатерининскую эпоху не имело собственных институционных форм, оно было семейным, домашним. По существу, в обществе сохранялось православное отношение к женщине в духе «Домостроя», но Просвещение изменило данную ситуацию. С началом утверждения в русском обществе секуляризованной, светской западноевропейской культуры девочек начинают обучать языкам (главным образом, французскому), танцам, светским манерам. Подходы к воспитанию менялись, но новых образовательных учреждений для них создано не было [191; 186].

В целом же уровень женского образования на  протяжении XVIII в. оставался низким.

На подготовительном этапе развития женского образования (1764-1804 гг.) – реализуется просветительская концепция женского образования в эпоху правления Екатерины II. В это время формируются зачатки теоретических основ женского образования. Практически идеи Просвещения реализовались в организации 1764 г. в Петербурге первого государственного женского учебного заведения, где реализовывались педагогические идеи Ф. С. Фенелона, Д. Локка и др. Открытие Воспитательного общества благородных девиц при Воскресенском Смольном женском монастыре или Смольного института положило начало женскому образованию в России - традиционно эта дата считается началом организации женского образования в России.

Екатерина II стремилась «образовать особое свободное сословие, но для его полноты необходимо было ввести в это cocлoвиe и женщин, воспитанных «подобным образом». 13 января 1765 г. Императрица подписала новый указ: «Для пользы общества требуется, чтобы всякого чина и женский пол воспитан был в добронравности». В Воскресенском монастыре, в особливо отделенном строении, учредить училище для малолетних девушек мещанского звания под управлением главной начальницы и правительницы (Общества благородных девиц)... дабы благоучрежденным воспитанием обоего пола юношества произвелось новое порожденье, от которого бы прямые правила воспитания непрерывным порядком в потомство переходить могли» [209; 488]. С такой целью открылось мещанское отделение, где девочкам-мещанкам прочили роль будущих учительниц, воспитательниц, и «полезных обществу гражданок» [129; 64].

Идеологом и теоретиком женского образования в эту эпоху стал И. И. Бецкой. Теоретические взгляды И.И. Бецкого в области женского образования сформировались на основе философии европейского Просвещения. Дореволюционные авторы высоко оценивали деятельность И. И. Бецкого и ее итоги. «Система воспитания девочек была выработана известным деятелем И. И. Бецким, который увлек императрицу Екатерину II мыслью воспитать «новую породу людей». И. И. Бецкой был уверен, что «добрые или худые нравы каждого человека во всю его жизнь зависят от первого его худого или доброго воспитания». Такое воспитание возлагалось на государство. По режиму и организации процесса обучения Смольный институт относился к женскому учебному заведению закрытого типа. Воспитательная сторона была подчинена выработанной И. И. Бецким особой системе. Деятельность Смольного института продолжалась вплоть до 1918 г. Приведем некоторые значимые педагогические идеи.

Существенным фактом было введение элементов физического воспитания. Для этого «благородные девицы» были разделены на четыре возраста, и каждый возраст был подчинен особому ритуалу и специальной педагогической выправке - предписывалось девочкам чаще быть на чистом воздухе и в движении.

Физико-моральное воспитание – основывается на тезисах: «праздность есть мать пороков, а отец - всех добродетелей – трудолюбие» и «трудами и непрестанным телодвижением, отгоняя уныние, леность, грусть, они предшественники дурных нравов, человек сохраняет силу, бодрость и веселость духа, столь нужных и для здоровья, и для доброты сердца».

«Моральное воспитание» – опиралось главным образом на требование: «удалять от слуха и зрения детей все то, что хоть тень порока имеет». Для чего и возникла необходимость учреждать совершенно закрытое учебное заведение. Преподавались русский и иностранные языки, арифметика, рисование, рукоделие, танцы, музыка, география и история. Немало времени отводилось на изучение Священного писания, Катехизиса. В последнем классе (с 15 до 18 лет) вводились занятия, приобщающие к домашней бухгалтерии [56; 316-318].

Что реально давало женщине образование в ту эпоху? Об этом свидетельствует педагог В. Я. Стоюнин: «по окончанию института, - значилось в уставе [Смольного института], - одни могут быть выпускаемы в замужество по их состоянию за достойных женихов; другие по желанию вступают в службу при училище благородных девиц на урочные годы с договором и платой. «Прочие же могут остаться еще три года не в числе классных, а для отвращении праздности получать от училища только покой, дрова и свечи, в остальном же довольствоваться за плату от собственных трудов. Через три года выпускают на волю с аттестатом» [209; 489]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сам характер образования не давал выпускнице надежд заняться по окончании учебного заведения какой-либо профессиональной деятельностью.

При всей незначительности этих результатов существенно то, что при Екатерине II декларировалось, что женщины всех сословий получили доступ к образованию. Хотя, безусловно, необходимо признать, что женское образование в этот период затрагивало очень незначительное число женщин. Поэтому говорить о том, что с учреждением Смольного института в России было положено формированию системы женского образования, как об этом заявляют некоторые исследователи, на наш взгляд, неправомерно. Но, в целом, дореволюционные авторы – И. О. Горбунов [56], В. Каллаш [93] и др. -  положительно оценивают результаты деятельности И. И. Бецкого и Екатерины II в сфере женского образования.

Характерной особенностью элитного женского учебного заведения была его закрытость. Закрытость женского образования определило особый тип  русской образованной дворянки. Как отмечал Ю. Лотман «женщины не служили, государственных чинов не имели», в силу этого «женский мир сильно отличался от мужского». По мнению Ю. Лотмана «Женщина не могла выполнять чисто мужских ролей, связанных со службой и государственной деятельностью. Но тем большее значение в общем ходе жизни получало то, что культура передавала в руки женщин» [123; 47].

Начальное женское образование в этот период так и не было организовано. Как показывает С. В. Рождественский, императрица Екатерина II обращалась за советами по вопросам народного образования к французским философам-просветителям. Они присылали ей проекты учебных реформ. Как свидетельствовала императрица в своей переписке, у нее была собрано значительное количество проектов о школах, гимназиях, университетах, основанные на самых передовых и демократических для того времени основах [182; 173].

Все это оформилось в «Генеральный план гимназий или государственных училищ», составленный 12 марта 1764 г. Авторами этого плана являлись Г. Н. Теплов, Ф. Дильтей, Г. Ф. Миллер [182]. Спроектированные в соответствии с эти планом «государственные гимназии» представляли особый тип воспитательно-учебного заведения, совмещавшего задачи низшей, средней и высшей школы, «открытые для всех поданных греческого закона «без всякого различия звания и природы», но кроме крепостных». Предполагалось, что это будут всесословные школы для представителей обоих полов. Но этот, опережающий реалии той эпохи проект «был погребен в архиве» [182; 190].

С первых же шагов насаждение женского образования пошло  по пути, не отвечавшего всей широте намеченной цели. Существовала проблема: «Надобно ли в воспитательном доме девочкам учиться тому, что мальчикам сказано?». Согласно целям женского образования той эпохи, девочки назначены «учиться искусствам, жизни человеческой и гражданству потребным, хранить в цветущем состоянии фабрики, купечества и ремесла, способствовать заведению оных, управлять все, а наипаче  их полупринадлежащие части домостроительства, разуметь подробности оного, знать как казначействе поступать. Обучение девочек в воспитательных домах определялось одной из конкретных задач – содействовать созданию в России «среднего рода» (т.е. говоря современным языком – представительниц среднего класса) [182; 221].

Гуманность и педагогический идеализм этих взглядов соединялись с узко сословными тенденциями. Окончательный утвержденный комиссией проект низших сельских училищ предоставлял возможность по желанию родителей отдавать девочек в эти училища на тех же основаниях что и мальчиков. Образованию мещанских девушек усваивался строго профессиональный характер, соответственно сословной природе «среднего рода людей». Первый опыт создания замкнутых сословных женских училищ «с ограниченным комплектом воспитанниц» не давали твердых точек опоры для введения женского образования в общую систему народного просвещения. Показательно, что в плане государственных гимназий и простонародных школ 1765-1766 гг. вопрос об образовании женщин не был затронут [182; 223]. 

Вывод, который делает С. В. Рождественский – вопрос о женском образовании не получил систематической и детальной обработки в проектах учебных реформ 1760-1770 гг. и не был введен в общую систему народного просвещения. Почти на целое столетие женское образование «застыло» в узких формах замкнутых сословных училищ.

На третьем этапе развития женского образования – формирующем – 1804-1845 гг. реализуется консервативная концепция женского образования, основанная на принципах сословности. После смерти Екатерины II заведование учрежденными ею заведениями перешло к императрице Марии Федоровне. От декларирования принципа всеобщности образования отказались в пользу утверждения принципа сословной избирательности. Предпочтение дворянского класса и сословного разделения проводился императрицей при открытии других женских учебных  заведений. По отношению к женскому воспитанию требования сводились к одной главной цели: «к образованию добрых жен и полезных матерей семейств». Как средство для этого педагогам рекомендовалось «укрепление в девице добродетели», т.к. «облагораживающее значение женщин, как супруги и матери… лучше всяких познаний исторических и географических». Идеал «доброй жены» сложился на почве французского влияния. Девушке из хорошей семьи необходимо было, прежде всего, привлекать мужчин, уметь нравиться. На первый план выдвигались «салонные таланты» – музыка, танцы, иностранные языки.

В основание системы женского образования положен был сословный принцип, который проводился до мельчайших деталей. Для всех классов общества, для всякого звания, чина и положения, занимаемого родителями девушки, императрица учреждала особые заведения, с точно ограниченным курсом учения и особым устройством. Идею Екатерины II о создании путем воспитания «новой породы» людей Мария Федоровна считала бесполезным и даже вредным увлечением. Она стремилась к «практической» постановке дела, к точному выполнению задач, поставленных в духе господствующих в обществе воззрений. Соответственно этому, в «составе благородного воспитания» на первое место выдвигалось знание французского языка, за которым непосредственно следовали танцы и хорошие манеры.

Таким образом, на основании вышеприведенного анализа характерными особенностями женского образования в данный период (XVIII – начало XIX в.) явились:

  • закрытость (подавляющее большинство женских учебных заведений были интернатного типа);
  • преобладание авторитарных педагогических установок;
  • отсутствие целостных, научно обоснованных образовательных программ;
  • отсутствие внятной государственной образовательной политики;
  • автономность женских пансионов и институтов;
  • синтез западноевропейской просветительской педагогики и отечественных педагогических идей с преобладанием первого;
  • сословность женского  образования;

Основными определяющими факторами и чертами развития женского образования в данный период являлись:

1) Противодействие значительной  части русского общества формированию женского образования. Российская общественность с большим скепсисом восприняло саму идею образования для женщин. Так, известный политический деятель Сперанский  писал своей дочери Елизавете в 1820 г.: «Трудно определить, любезная моя Елизавета, каким образом можно быть автором в корсете. Тут есть какое-то противоречие, которое изъяснить трудно, но нельзя не чувствовать» [129; 66].

2) Отличительная черта женского  образования на этом этапе  – крайнее пренебрежение к  русскому языку и литературе. Предпочтение отдавалось изучению иностранных языков – английского, французского и немецкого. Да и само преподавание часто велось на одном  из перечисленных европейских языков.

3) Институализация женского пансионного  и институтского образования – организуются немногочисленные пока женские учебные заведения. Женское институтское образование получило различные оценки современников и современных исследователей. «Широкие екатерининские воспитательные задачи гуманно-общественного характера, — отмечал П. Ф. Каптерев, — были заменены более узкими — подготовкой из воспитанниц «добрых супруг, хороших матерей и хороших хозяек». «В качестве хозяйки, — писала Мария Федоровна, — женщина достойный и полезный член государства» [225; 65].

4) Отражение дворянской сословной  культуры в практике женского институтского образования. По мнению О. В. Беловой, получение дворянскими девушками в стенах Смольного института элементов духовного воспитания способствовало укоренению в их сердцах особой религиозной настроенности и  православного мироощущения и определявшийся этим их образ жизни, реалиями которого наряду со светской обыденностью были частые посещения храмов, причащения, дела милосердия и др. – одним из неофициальных названий Смольного института было «Смольный монастырь» [18; 83].

5) Заимствование западноевропейских культурных образцов и вместе с тем стремление сохранить чувство национальной идентичности. Французский язык как разговорный язык русского дворянского общества и православие как ведущая форма его вероисповедания — эти разноречивые проявления в полной мере реализовывались и в женском образовательном проекте.

6) Наличие типично женского содержания  в образовании – изучение этики  семейной жизни; нравственно-эстетическое  воспитание – изучение иностранных языков, музыка, танцы, рисование и т.д. Это подкреплялось запрещением в 1804 г. совместного обучения мальчиков и девочек. Н. М. Карамзин представил в журнале «Вестник Европы» образ просвещенной женщины, имеющей склонность читать романы и черпать из них знания, помогает ей быть приятной в обществе и терпеливой в замужестве, Но сам Н. М. Карамзин считал, что основным качеством «идеальной женщины должна быть глубокая христианская вера, которая дает ей силу, отличной служительницей в устроенной родителями семье, любить своего супруга. Благодаря образованию женщина должна стать  гибкой, чтобы предупреждать желания мужа и в любой ситуации внушать оптимизм» [160; 118].

Информация о работе Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века