Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:44, реферат
В начале третьего тысячелетия в современной России наблюдается трансформация социальных отношений, в том числе и гендерных. Равенство мужчин и женщин в обществе, являющееся социальным достижением, способствовало появлению проблемы дисгармонии во взаимоотношениях полов, сопровождающейся нивелированием традиционных мужских и женских ролей, деформацией института брака, девальвацией семейных ценностей, укоренением культа потребления, снижением уровня культуры гендерных взаимоотношений. Возникновение подобной проблемы предвидели (хотя не в таких формах и не в таком крупном масштабе) философы, общественные деятели, писатели второй половины XIX — начала XX в., предполагая в эмансипации женщины грядущие беды и для мужчины, и для самой женщины.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в.………………………………….14
1.1. Предпосылки развития гуманистической направленности женского образования …………………….........................14
1.2.Основные тенденции гуманистической направленности женского образования ………………………………………62
Выводы к первой главе………………………………………….96
Глава 2. Содержание, формы и методы женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в…100
2.1. Сущностные характеристики содержания, форм и методов женского образования и их реализация в педагогической практике России………………………………………………..….100
2.2.Преемственность идей российской гуманистической педагогики в сфере женского образования и современных гендерных исследований………………………………………….
Выводы ко второй главе…………………….……………..…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..191
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….200
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………..
Значимым этапом реформирования женского образования стало законодательное оформление организации женских гимназий и прогимназий. 24 мая 1870 г. было Высочайше утверждено «Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства Народного Просвещения» - наиболее прогрессивный шаг в сторону демократизации и гуманизации женского образования со стороны государства. Согласно новому Положению «женские гимназии и прогимназии остались открытыми учебными заведениями, предназначенными для девиц всех сословий» [181; 567]. Согласно этому Положению, существовавшие до этого женские училища преображались в женские гимназии и прогимназии.
В 1874 г. Министерство народного просвещения утвердило единое содержание женского образования: единые учебные планы и программы для женских гимназий и прогимназий. Здесь четко прослеживалась влияние концепции классического образования М. Н. Каткова. Новое направление учебного процесса предусматривало:
Таким образом, в 1860-1870- гг. была сформирована система среднего женского образования. Динамику развития среднего женского среднего образования можно проиллюстрировать в виде следующей таблицы:
Таблица 2.1. Развитие среднего женского образования в России во второй половине XIX века.
Год |
Женские гимназии |
Женские прогимназии | ||
Число школ |
Число учащихся |
Число школ |
Число учащихся | |
1865 |
29 |
3440 |
75 |
4326 |
1873 |
55 |
8713 |
116 |
13940 |
1883 |
100 |
29748 |
185 |
22392 |
1893 |
143 |
40309 |
177 |
22007 |
Таким образом, число обучающихся в женских гимназиях выросло с 1865 по 1893 гг. практически в 12 раз, число гимназий выросло почти в 5 раз. Общее количество учениц увеличилось за этот период в 8 раз.
По данным Э. Д. Днепрова, в 1894 г. помимо гимназий и прогимназий МНП существовали 30 гимназий Мариинского ведомства, в которых обучалось около 10 тыс. чел., в 30 институтах обучалось 7,7 тыс. чел., и епархиальных училищах, которых в 1894 г. начитывалось 51, обучалось 13,2 тыс. чел [63; 22].
Таким образом, по мнению известного исследователя женского образования Э. Д. Днепрова, с чем мы согласны, реформа среднего женского образования, частично реализовавшая гуманистические идеи образования женщин, проходившая в несколько этапов, с конца 1850-х гг. и до начала 1870-х гг., имела пять главных результатов:
Тенденции развития женского образования в России периодически носили антидемократический характер. С 1884 г. возобладала тенденция к свертыванию реформ в области женского образования. Демократические достижения реформы женского образования 1860-х гг. стали главным объектом критики власти. Контрреформа женского образования в рассматриваемый период является малоизученным фактом, была предметом исследования в статье Э. Д. Днепрова «Попытка контрреформы среднего женского образования 1884-1894 гг.» [64].
В 1884 г. новый министр народного просвещения И. Д. Делянов в докладе императору отметил три ошибки, допущенные при создании системы женского образования: 1) создание всесословных женских гимназий; 2) открытие при них педагогических классов 3) создание высших женских курсов, которое было объявлено «роковой случайностью» [64; 242-243].
С целью пересмотра результатов реформы женского образования в 1860-70-е гг. в 1884 г. была создана особая «Комиссия об изыскании главнейших оснований для лучшей постановки женского образования», которую возглавил товарищ министра народного просвещения кн. М. С. Волконский.
По мнению Э. Д. Днепрова, контрреформаторский курс в сфере женского образования решал четыре главные задачи: 1) попытка возврата к сословному устройству образования; 2) усиление государственного вмешательства в дела женской школы в форме ее огосударствления; 3) политическое воздействие на содержание школьного образования; 4) устранение права выпускниц женских учебных заведений на получение учительских званий [64; 243].
Э. Д. Днепров отмечает, что согласно намерениям Комиссии женские прогимназии предполагалось упразднить, а учебные программы гимназий изменить с уклоном на «филологическое начало», т.к. по мнению Комиссии с введением изучения «новых иностранных языков в гимназиях «должен измениться состав учениц женских гимназий в смысле понижения процента учениц из низших сословий и семейств…» [64; 244].
Условием огосударствления гимназий и успешности контрреформы было подчинение женских школ посредством финансирования, прежде всего из средств казначейства (согласно Положению 1870 г. женские гимназии являлись общественно-государственными, т.е. большая доля финансирования лежала на земских обществах, меценатах и казне городов). Однако это предложение было отклонено министром финансов С. Ю. Витте, который счел подобные затраты непосильными для казны «… обходиться без содействия земств, городов, сословий и отдельных жертвователей в доставлении этих средств… было бы с финансовой точки зрения невозможно». [64; 244]. В итоге, несмотря на все усилия комиссии кн. М. С. Волконского по пересмотру итогов реформ женского образования, эта контрреформа не удалась.
По общепринятому мнению, сложившемуся в советской историографии, царская политика в отношении женского образования была сугубо консервативной, если не сказать реакционной [190; 1]. Однако, по мнению немецкого исследователя Б. Пиетрова-Эннкера, правительство пристально следило за развитием женских школ, особое значение придавая подготовке девушек из менее состоятельных слоев к учительской деятельности [160; 227]. С введением в женских гимназиях и пансионах педагогических классов женское образование получало все большее распространение. Широкое поле учительской деятельности открылось перед женщинами после того, как были приняты меры по поддержке начального школьного просвещения, особенно с тех пор как в 1864 г. стали организовываться земские учебные заведения. Земство сыграло большую роль в становлении начального и среднего женского образования. Успехи женского образования, на наш взгляд, хорошо иллюстрируют статистические данные документов той эпохи.
О темпах развития женского педагогического образования в России свидетельствуют такие цифры: всего в европейской части России в это время насчитывалось 22767 сельских школ (включая духовные), по данным немецкого историка Б. Пиетрова-Эннкера, в них к 1897 г. работало 24389 педагогов, из них 20% составляли женщины. В 1911 г. в 38272 государственных сельских школах из 62913 учителей 62% приходилось на женщин; в 1915 г. из общего числа учителей, равного 90597. В земских школах доля учительниц еще выше: в 1911 г. она составляла 71% [160; 227].
Американский исследователь Ф. Стокк приводит схожую статистику: если в 1897 г. в начальной школе в России женщин-учителей было 25%, то в 1913 г. уже 60%. – т.е. увеличение практически в 2,5 раза. Ф. Стокк, сравнивая Германию и Россию, «как два традиционных авторитарных общества», отмечал, что «Германия все же первенствовала в темпах развития начальной женской школы, а Россия лидировала в сфере высшего женского образования» [276; 150].
Таблица
2.2. Изменение соотношения
год |
учителя |
учительницы |
1897 г. |
75-80 % |
20-25 % |
1911-13 гг. |
40 % (29% - земские школы) |
60 % (71% - земские школы) |
Привод. по [269; 150], [160; 227].
Помимо гимназического женского образования в рассматриваемый период формировалось женское профессиональное образование. Наиболее полно генезис этого направления женского образования был рассмотрен в работах А. И. Росляковой. Она отмечала, что «вопрос о женском профессиональном образовании был выдвинут в России в конце XIX в., когда вовлечение в производство большого количества женщин потребовало некоторой их предварительной профессиональной подготовки». [183; 149]
Если не считать закрытых институтов, созданных в первой половине XIX в., то можно сказать, что женское среднее образование возникло в России в 60-е гг. XIX в. В 1888 г. при Министерстве народного просвещения была учреждена комиссия по вопросам женского профессионального образования, но организация этих школ не была осуществлена. Лишь в 1900 г. при отделении Ученого комитета по техническому и профессиональному образованию Министерства народного просвещения был создан специальный отдел для руководства уже существующими тогда немногочисленными женскими профессиональными учебными заведениями. К началу ХХ в. (1901 г.) во всей России насчитывается только 129 небольших женских профессиональных школ, в которых было 9920 учащихся. Отсталость женского профессионального образования отмечалась даже правительственными органами [183; 149].
Общий уровень образованности в России во второй половине XIX в. определяла начальная школа. «Положение о начальных народных училищах» (1864 г.) допускало:
Открытие начальных школ органами городского самоуправления и земствами на селе; в содержание обучения входили: закон божий (краткий катехизис и священная история), чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики и, где имелась возможность для церковного пения (светское пение «Положением» не допускалось); вопрос о продолжительности и платности обучения решался учредителями учебных заведений; управление начальными училищами (кроме церковноприходских) поручалось Министерству народного просвещения (МНП); управление церковноприходскими училищами предоставлялось Святейшему Синоду.
Под влиянием педагогического движения начальное образование получило возможность дальнейшего развития. Повсеместно, наряду с церковноприходскими школами, начали открываться трехгодичные министерские школы. Таким образом, Русская православная церковь приняла активное участие в организации начального женского образования. «Положение» имело некоторые прогрессивные начала: разрешалось совместное обучение мальчиков и девочек; на учительские должности допускались женщины; вводились коллегиальные органы руководством школой; частным лицам предоставлялось право учреждать начальные училища; в губернских и уездных городах учреждались уездные и губернские училищные советы, которые принимали решения об открытии и закрытии училищ, руководили их учебной работой, назначали и увольняли учителей.
Наряду с начальным образованием значительные достижения произошли и в среднем образовании. Одновременно с классическими гимназиями (число которых в 1860-80-е гг. выросло почти в три раза), открывались реальные и коммерческие училища [86; 22-23].
С середины 1870-х гг. начался рост женских учебных заведений духовного ведомства – епархиальных училищ. В 1895 г. для епархиальных женских училищ были учреждены новые программы, причём объём и содержание образования осталось прежним. После окончания епархиальных женских учения девушкам предоставлялось право преподавать в начальных училищах и церковноприходских школах.
Отличительной особенностью педагогической подготовки воспитанниц епархиальных приходских училищ являлось то, что повышать свой профессиональный уровень они могли в церковноприходских, воскресных школах, устраиваемых при училищах. В 1890 г. в России насчитывалось около 200 женских гимназий и 60 епархиальных училищ, где обучались дочери православного духовенства. Через два года с количество женских средних учебных заведений в России женских гимназий МНП – 233, женских гимназий Мариинского ведомства -31, с общим количеством учащихся 72 тысяч человек. Кроме того, в России к этому времени были открыты 56 частных женских гимназий, училищ духовного ведомства – 42, для получения высшего образования было открыто женских институтов – 30 [87; 28].
Информация о работе Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века