Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:44, реферат
В начале третьего тысячелетия в современной России наблюдается трансформация социальных отношений, в том числе и гендерных. Равенство мужчин и женщин в обществе, являющееся социальным достижением, способствовало появлению проблемы дисгармонии во взаимоотношениях полов, сопровождающейся нивелированием традиционных мужских и женских ролей, деформацией института брака, девальвацией семейных ценностей, укоренением культа потребления, снижением уровня культуры гендерных взаимоотношений. Возникновение подобной проблемы предвидели (хотя не в таких формах и не в таком крупном масштабе) философы, общественные деятели, писатели второй половины XIX — начала XX в., предполагая в эмансипации женщины грядущие беды и для мужчины, и для самой женщины.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в.………………………………….14
1.1. Предпосылки развития гуманистической направленности женского образования …………………….........................14
1.2.Основные тенденции гуманистической направленности женского образования ………………………………………62
Выводы к первой главе………………………………………….96
Глава 2. Содержание, формы и методы женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в…100
2.1. Сущностные характеристики содержания, форм и методов женского образования и их реализация в педагогической практике России………………………………………………..….100
2.2.Преемственность идей российской гуманистической педагогики в сфере женского образования и современных гендерных исследований………………………………………….
Выводы ко второй главе…………………….……………..…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..191
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….200
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………..
Значима для изучения практика общественной поддержки женских школ. В начале XX в. в России оформился институт попечительства мужских и женских гимназий, прогимназий и реальных училищ. Если учебные заведения содержались земствами, обществами и сословиями, то они управлялись назначенными правительством или утвержденными в должностях лицами, вносящий определенные пособия в учебные заведения. Это были особые граждане, имевшие звание почетного попечителя, избираемого земство или обществом. Они считались членами хозяйственных комитетов учебных заведений и были в них первыми лицами, могущими присутствовать на заседаниях педагогических советов и имеющих право голоса.
Почетный попечитель утверждался в должности Высочайшим приказом и считался на государственной службе. В его обязанности входила: забота об улучшении материального состояния учебного заведения; контроль за своевременным поступлением денег от земства и их правильным расходованием; участие в составлении сметь внеплановые проверки расходов.
Почетный попечитель
Для содействия развитию женских гимназий при них организовывали попечительские советы из лиц обоего пола, избираемых тем сословиями и обществами, которые содержали учебные заведения за свой счет. Попечительский совет избирал из своей среды председателя, попечительницу из «почетнейших лиц города», начальницу гимназии, утверждаемую в должности министром народного просвещения.
Одной из сторон деятельности попечительства являлось просветительство, заключающееся в пропаганде знаний через библиотеки и книжную торговлю, проведение народных чтений для взрослых учащихся, в создании базы учебно-наглядных пособий.
Нужно отметить, что гуманистические идеи женского образования реализовались в практике деятельности женских прогимназий и гимназий. Первая школа в Царицыне, где обучались девочки, по данным исследователя В. В. Мельниковой появилась в начале XIX в. В Царицыне 1808 г. Городская Дума заключила соглашение с отставным сержантом Иваном Власовым об открытии первой в городе школы по обучению детей грамоте. У И. Власова в первой школе Царицына обучалось 26 мальчиков и 7 девочек. Он вел правописание, чтение и 4 действия арифметики [126; 41].
О пропорции полового соотношения учащихся в начальной школе в губерниях в середине XIX в. В. В. Мельникова Привод.ит следующие данные. На 1866 г. по начальным школам Камышинского и Царицынского уезда можно выявить следующие сведения:
Таблица 2.3. Половой состав учащихся в начальных школах Царицынского и Камышинского уездов на 1866 г.
Наименование уезда |
Число школ |
Число мальчиков |
Число девочек |
Камышинский |
26 |
681 |
74 |
Царицынский |
27 |
502 |
58 |
Привод. по [126]
Таким образом, девочек в школах было около 10%. Кроме того, в немецких поселениях Поволжья было 83 школы для местных жителей. Первое среднее учебное заведение в Царицыне для девочек была открыта 28 января 1877 г. – Мариинская женская прогимназия, которая в 1883 г. была преобразована в первую Мариинскую женскую гимназию, входившую в систему Министерства народного просвещения [126; 47].
Таблица 2.4. Сведения о составе учащихся на конец XIX века: 1892/1893 гг.
Вид школы |
Камышинский уезд Мальчиков Девочек |
Царицынский уезд Мальчиков Девочек | ||
МНП |
378 |
48 |
- |
- |
Земские |
3584 |
441 |
1410 |
299 |
Церковно-приходские |
952 |
176 |
148 |
34 |
Школы грамоты |
1140 |
807 |
347 |
244 |
Всего |
6052 |
807 |
1905 |
577 |
Привод. по [126]
Из таблицы видно, что наибольший процент девочек был в церковно-приходских школах. В совокупности девочек в школах обучалось не более 10 % от общего количества учащихся. По сведениям В. В. Мельниковой, Царицынское земство занимало первое место в Саратовской губернии по ассигнованиям на школьное дело. [126; 51]
Начальные организованные школы в 1898-1899 гг. в Камышинском и Царицынском уезде распределились следующим образом:
Таблица 2.5. Распределение типов школ в Камышинском и Царицынском уездах в 1898-1899 гг.
Тип школы |
Камышинский уезд |
Царицынский уезд | ||||
МНП |
Мальч. |
Дев. |
Всего |
Мальч. |
Дев. |
Всего |
Двуклассные |
173 |
36 |
209 |
- |
- |
- |
Одноклассные |
211 |
10 |
10 |
- |
- |
- |
Земские |
3482 |
706 |
4188 |
2099 |
505 |
2604 |
Церковно-приходские |
962 |
405 |
1367 |
62 |
99 |
161 |
Лютер. и католич. |
10287 |
9786 |
20073 |
129 |
122 |
251 |
Школы грамоты |
1945 |
405 |
2350 |
317 |
333 |
850 |
Всего |
17060 |
11348 |
28408 |
2087 |
1509 |
3866 |
Привод. по [126].
Из данных, приведенных в таблице, обращает на себя внимание процент соотношения девочек и мальчиков в школах немецких поселений и общее количество детей, обучающихся в школах Камышинского уезда. Из 11348 девочек-учащихся 9786 приходится на учащихся немецких школ (86,2 %), что позволяет сделать вывод о высокой распространенности грамотности среди дочерей немецких колонистов. В Царицынском уезде не было школ МНП [126].
Анализируя развитие гимназического женского образования, необходимро отметить, что в Царицынском уезде Саратовской губернии с 1871 по 1918 гг. существовала Урюпинская женская гимназия. В соответствии с положением о гимназиях и прогимназиях в 1871 г. была открыта Усть-медведицкая женская прогимназия, т.е. неполная гимназия с 4-6 летним обучением. В 1875 г. прогимназия была преобразована в гимназию, в которой срок обучения был увеличен до 8 лет в соответствии с Положением от 15 июля 1872 г.
В округе Области Войска Донского с 1887 по 1918 гг. существовало четырехклассное женское училище. Большую роль в реализации гуманистических идей в школах играли педагоги и руководители школ. Усть-Медведицкая женская прогимназия была основана в 1862 г. По истечении 13 лет, в 1875 г., прогимназия была преобразована в гимназию с полным курсом. 24 августа 1887 г. на ее базе образовалось Усть-Медведицкое женское четырехклассное училище, в 1890 г. к четыре основным классам прибавился подготовительный класс поделенный в 1910 г. на два самостоятельных — старший и младший. В 1913 г. вновь прошло преобразование, училище было переименовано в Усть-Медведицкое женское высшее начальное училище [113; 256-257].
Предметы, преподаваемые в Усть-Медведицкой гимназии: русский язык, география, чтение, французский язык, арифметика, чистописание, логика, история, теория словесности, славянский язык, история русской литературы, Закон Божий, математика, рукоделие. С. В. Куликова отмечает, что программы преподавания всех предметов были детально разработаны. К примеру, программа по русскому языку для приготовительного класса: вначале гимназисток обучали чтению. В первых классах у воспитанниц вырабатывали красивый крупный почерк, в третьем классе они учились писать более мелко и быстро, а к четвертому, т. е. к выпуску, ученицы умели писать скорописью [113].
«Неизвестный для наших школ предмет «теория словесности» выделял в то время следующие разделы: стилистику, чистоту слога, неологизмы, тафтологию, метафору, гиперболу, аллегорию. Указывалось ученицам и на различные способы сочинений — повествование, описание, стихосложение. Темы сочинений были самые разнообразные: «Начало весны», «Первое мая», «Значение монастырей в истории России», «Гулявший много смолоду — умрет под старость с голоду», «Светлые и темные стороны городской жизни». Отечественная история изучалась в гимназии два года. В первый — воспитанницы знакомились с древней историей Азии, Индии, Греции, Рима, Персии и Македонии, во второй — с всеобщей историей и историей России; в курсе отечественной истории было место и для истории родного края» [113; 258-259].
С. В. Куликова сделала вывод о том, что даже такое краткое знакомство с педагогическим коллективом и программой обучения дает нам право сказать, что большое место имело воспитание общечеловеческое, и для этого в гимназии были все необходимые условия [113; 259].
В женских гимназиях значительное внимание уделялось изучению Библии. К примеру, в I классе изучалась «Священная история Ветхого завета». Во II классе изучалась «Священная история Нового завета» [41; 88]. В III классе изучалось «Учение о богослужении христианской православной церкви с объяснительным чтением церковных песнопений». В VI классе изучалась «История христианской православной церкви» [42; 88].
Для контроля деятельности гимназии и педагогического комитета при Урюпинской женской гимназии был организован родительский комитет. Архивные документы показывают, что между родительским комитетом и педсоветом гимназии иногда возникали серьезные разногласия по некоторым вопросам учебного процесса. Так протоколы Урюпинской гимназии в 1910 г. фиксировали жесткую дискуссию между педагогами гимназии и родителями о том, какие специальные предметы преподавать в гимназии [43; 2]. С другой стороны этот факт дает основание предположить, что родители учениц широко участвовали в деле образования своих детей, активно контактировали с педагогами гимназий.
Родительский комитет предложил избрать специальные предметы путем анкетирования учениц. Педсовет гимназии настаивал на том, что анкетирование не даст объективной картины, т.к. сами ученицы не осознают, какой именно предмет им более подходит для специализации [43; 2]. Эти протоколы дают существенные сведения во-первых о том, что в женских гимназиях ученицы могли свободно выбрать специализацию и предметы, во-вторых - существовали классы с углубленным изучением русского языка, математики и истории, что нужно признать действительно демократичным принципом.
Закон Божий и ежедневные молитвы в школах служили делу духовного воспитания молодежи. В Инструкциях заведующим министерских одноклассных и двухклассных сельских училищ отражается специфика воспитательной работы – им вменялось в обязанности «надзор за непрерывностью преподавания учащих и за внешним видом, порядком и материальным благосостоянием вверенного ему училища, за точным исполнением всех постановлений и распоряжений; касающихся училища, ведение переписки по делам училища, хранение училищной печати, если таковая имеется при училище» [90; 3].
Все права и обязанности заведующих школ
делились на «учебно-воспитательные и хозяйственно-распорядительные»
Информация о работе Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века