Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:44, реферат

Описание работы

В начале третьего тысячелетия в современной России наблюдается трансформация социальных отношений, в том числе и гендерных. Равенство мужчин и женщин в обществе, являющееся социальным достижением, способствовало появлению проблемы дисгармонии во взаимоотношениях полов, сопровождающейся нивелированием традиционных мужских и женских ролей, деформацией института брака, девальвацией семейных ценностей, укоренением культа потребления, снижением уровня культуры гендерных взаимоотношений. Возникновение подобной проблемы предвидели (хотя не в таких формах и не в таком крупном масштабе) философы, общественные деятели, писатели второй половины XIX — начала XX в., предполагая в эмансипации женщины грядущие беды и для мужчины, и для самой женщины.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в.………………………………….14

1.1. Предпосылки развития гуманистической направленности женского образования …………………….........................14

1.2.Основные тенденции гуманистической направленности женского образования ………………………………………62

Выводы к первой главе………………………………………….96

Глава 2. Содержание, формы и методы женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в…100

2.1. Сущностные характеристики содержания, форм и методов женского образования и их реализация в педагогической практике России………………………………………………..….100

2.2.Преемственность идей российской гуманистической педагогики в сфере женского образования и современных гендерных исследований………………………………………….
Выводы ко второй главе…………………….……………..…….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..191

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….200

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Чумаков В.И. Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

Существенно, что учащиеся регулярно посещали церковь вместе с педагогами, видимо с определенными воспитательными целями: «В отношении посещений церковных богослужений заведывающие училищами должны особенно внимательно следить за аккуратным посещением названных богослужений учащимися в воскресные праздники и царские дни, а также в дни говений, а равно за порядком дежурства среди преподавателей, которые сопровождают учащихся в церковь» [90; 5-6].

Значимым фактом, свидетельствующим об успехах женского педагогического образования в России стала тенденция к преобладанию женского педагогического труда над мужским. Это можно выявить при анализе статистических данных Саратовской губернии. В начале XX в., согласно земским статистическим документам число женщин-учителей стремительно росло, постепенно превысив число мужчин-учителей.

К примеру, в Саратовской губернии в 1898 г. доля женского труда в школах  составляла 56,2 %, в 1899 г. – уже 57,4%, в 1901 – еще увеличилось на 2,4 % [148; 59]. В 1901 г. на службе в Саратовской губернии состояло 822 учителя. Из них – 402 учителя и 420 учительниц [148; 58].

В 1916 г. количество учителей составило уже 4572 чел [149; 54]. Авторы исследования отмечают этот факт: «замечательное явление современной земской школы Саратовской губернии – постепенное вытеснение преподавательского труда мужчины трудом женщины» [149; 59]. 

Значимые данные даются по сословному, профессиональному и возрастному составу учителей и учительниц. В 1901 г. самый большой процент учителей составляли девушки, окончившие епархиальные училища (53,3 %), из прочих учебных заведений – 42,6 % . Зато после 35 лет лишь 6,7 % женщин – выпускниц епархиальных училищ «оставались в учительницах», остальных – 20% [148; 44].

По возрастному составу учителя и учительницы Саратовской губернии распределялись на следующие группы:

Таблица 2.7. Соотношение полового и возрастного состава учителей начальной школы в Саратовской губернии в 1900 г.

Возраст

Учителя

Процент

Учительницы

Процент

До 20 лет

14 (6,22%)

34,22 %

72 (23,30%)

47,25 %

21-25

63 (28,0%)

74 (23,95%)

26-30

56 (24,89%)

39,11 %

81 (26,21%)

38,51%

31-35

32 (14,22%)

38 (12,30%)

36-40

27 (12,0%)

26,67%

30 (9,71%)

14,24 %

Свыше 40 лет

33 (14,67%)

14 (4,53%)


 

Привод. по [148; 45].

Если сравнить эти данные со статистикой 1915-1916 гг. то  нами сделан вывод, что процент женщин-учителей еще более возрос – учительницы составили 78 % от общего количества педагогов, доля мужчин составила лишь 22 %. По сравнению с 1915 г. процент женского педагогического труда возрос на 12 %. Авторы исследования приходят к заключению, что «в личном составе учащих Саратовской губернии, как и везде, происходит решительная феминизация» [149;  54].

Таким образом, можно увидеть, что в Саратовской губернии большинство составляли учительницы в возрасте до 25 лет (47,25%). После 36 лет многие женщины оставляли педагогическую деятельность по различным причинам [148; 45].

Значимы также данные о половом составе учащихся в начальных школах Саратовской губернии. К 1 января 1901 г. по всем школам губернии (кроме инородческих и татарских) числилось 100322 учащихся. Из них 73317 мальчиков и 27005 девочек [148].

Таким образом, девочек обучалось почти в 3 раза меньше чем мальчиков (это средний показатель также по России рубежа XIX-XX вв.). В земских начальных школах Саратовской губернии обучалось в 1900 г. 32881 мальчиков и 7367 девочек [148; 25]. Постепенно росло количество учащихся в школах и количественное соотношение в половом составе учащихся изменялось в пользу возрастания доли  девочек.

Таблица 2.8. Половой состав учащихся в начальных школах Саратовской губернии в 1916 г.

В городских школах

мальчиков

50,5 %

девочек

49,5 %

В сельских школах

мальчиков

62,7 %

девочек

37,3 %


Привод. по [149;  44].

По данным выше высвечивается тот факт, что девочек в процентном соотношении в городских школах училось больше, чем в сельских (на 12%).

В соответствии с данными региональных статистических документов 1901-1917 гг. можно проследить развитие начального женского образования в Саратовской губернии и представить в виде следующей таблицы:

 

 

 

 

Таблица 2.9. Возрастание доли девочек в начальных школах Саратовской губернии в 1900-1916 гг.

Год

Число учащихся

Мальчиков

Девочек

Девочек в % от кол-ва учащихся

1900 г.

73313

27005

26,9 %

1913 г.

101054

46645

31,6 %

1914 г.

105214

49382

31,9 %

1915 г.

109562

53344

32,7 %

1916 г.

113694

67730

37,3 %


Привод. по [48, 49]

Таким образом, из вышеприведенной таблицы мы можем увидеть, что рост числа девочек в школах был интенсивнее, чем мальчиков. Если в период с 1913 по 1916 гг. число мальчиков выросло на 12640 чел., то девочек за этот же период – на 21085 чел.

В Царицынском уезде в 1916 г. в школах было 60 % мальчиков и 40 % девочек [147; 45]. В целом, эти данные отражают общероссийские тенденции развития начального женского образования в рассматриваемый период.

Авторы исследования отмечают некоторые негативные тенденции в начальном образовании: «очевидно, образование девочек ограничивается самыми элементарными школьными знаниями – первоначальным знакомством с грамотой и письмом» [148; 25]. Большой процент учащихся не заканчивали школ:  «явление это столь печально, что требует со стороны земства и общества самой настойчивой борьбы с этим» – комментировали современники [148; 27]. Авторы не привели детальных причин преждевременного окончания детьми обучения в начальной школе, но мы можем предположить, что более взрослые дети были необходимы в крестьянском хозяйстве в качестве работников. Вследствие этого, дети были вынуждены покинуть школу. Э. Д. Днепров в числе причин непосещения детьми начальной школы видит «экономические причины» и «бедность населения» [63; 11].

Наглядно эти процессы можно увидеть в следующих данных:

Таблица 2.1.1. Распределение учащихся по отделениям в начальной земской школе Саратовской губернии 1901 г..

Отделения земской школы

Мальчиков

Девочек

Всего

% от общего кол-ва учащихся.

I

11754

2892

14646

44,4

II

8718

1834

10552

31,5

III

5541

864

6405

19,5

IV

1337

155

1492

4,6

всего

27350

5745

33095

100


Привод. по [148;  26].

Характеризуя развитие начального образования в Саратовской губернии, нужно отметить, что в начале XX в. основном были распространены школы, практиковавшие совместное обучение мальчиков и девочек - школы «смешанного типа», как видно из следующей таблицы:

Таблица 2.1.2. Соотношение «смешанных», мужских и женских школ в Саратовской губернии 1899 - 1901 гг.

Типы школ

Земские

Церковно-приходские

 

1899

1901

1899

1901

Смешанные

88,3%

87,%

77,2

73,8

Мужские

10,4%

10,6%

11,1

9,5

Женские

1,3%

1,7%

11,7

16,7


Привод. по [148; 10].

Исходя из статистических данных Саратовской губернии 1901 г. уровень образованности женщин-учителей был выше, чем мужчин-учителей:

Таблица 2.1.3. Образовательный ценз учителей и учительниц в Саратовской губернии в 1901 г.

Образование

Учителя

Учительницы

Со специальным образованием

31,7%

4%

Средним

7,2%

66,9%

Ниже среднего

51,9%

16,9%

С низшим образованием

4,4

2,4%

Домашним

4,8

12,8%


Привод. по [204; 118].

Если говорить о социальном составе учениц в женских учебных заведениях, то в 1894 г. в гимназиях Российской империи до 50 %  учениц составляли дочери дворян и чиновников, т.е. высших классов империи, в прогимназиях более половины учениц составляли «представительницы городских сословий»:

Таблица 2.1.4. Социальный состав учениц гимназий и прогимназий в России в 1894 г.

Сословия

В гимназиях в %

В прогимназиях в %

Дочери дворян и чиновников

49,3

21,6

Духовного звания

3,7

7,2

Городских сословий

39,3

55,2

Сельских сословий

4,6

14,8

Иностранок

2,1

0,6

Прочих сословий

1,0

0,6


 Привод. по [181;  661].

Таблица иллюстрирует, что социальный состав женских гимназий был иным в сторону большей демократичности. Если говорить об итогах государственной политики российского правительства в сфере женского и мужского начального образования в целом по стране на рубеже XIX-XX вв., то здесь мы приведем такие статистические данные:

Таблица 2.1.5. Процент неграмотного населения в странах Европы и в России в последней четверти XIX в.

Страны

Год

% неграмотных:

мужчин

женщин

Австрия

1890

28 %

31 %

Бельгия

1890

25 %

30 %

Испания

1887

42 %

61 %

Италия

1881

55 %

69 %

Канада

1890

15 %

12 %

Пруссия

1871

10 %

15 %

США

1890

12 %

14 %

    Финляндия

1890

2 %

2 %

Франция

1872

28 %

35 %

Россия

1898

95,2 %

98,6 %

Информация о работе Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века