Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:44, реферат
В начале третьего тысячелетия в современной России наблюдается трансформация социальных отношений, в том числе и гендерных. Равенство мужчин и женщин в обществе, являющееся социальным достижением, способствовало появлению проблемы дисгармонии во взаимоотношениях полов, сопровождающейся нивелированием традиционных мужских и женских ролей, деформацией института брака, девальвацией семейных ценностей, укоренением культа потребления, снижением уровня культуры гендерных взаимоотношений. Возникновение подобной проблемы предвидели (хотя не в таких формах и не в таком крупном масштабе) философы, общественные деятели, писатели второй половины XIX — начала XX в., предполагая в эмансипации женщины грядущие беды и для мужчины, и для самой женщины.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в.………………………………….14
1.1. Предпосылки развития гуманистической направленности женского образования …………………….........................14
1.2.Основные тенденции гуманистической направленности женского образования ………………………………………62
Выводы к первой главе………………………………………….96
Глава 2. Содержание, формы и методы женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в…100
2.1. Сущностные характеристики содержания, форм и методов женского образования и их реализация в педагогической практике России………………………………………………..….100
2.2.Преемственность идей российской гуманистической педагогики в сфере женского образования и современных гендерных исследований………………………………………….
Выводы ко второй главе…………………….……………..…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..191
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….200
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………..
Существенно, что учащиеся регулярно посещали церковь вместе с педагогами, видимо с определенными воспитательными целями: «В отношении посещений церковных богослужений заведывающие училищами должны особенно внимательно следить за аккуратным посещением названных богослужений учащимися в воскресные праздники и царские дни, а также в дни говений, а равно за порядком дежурства среди преподавателей, которые сопровождают учащихся в церковь» [90; 5-6].
Значимым фактом, свидетельствующим об успехах женского педагогического образования в России стала тенденция к преобладанию женского педагогического труда над мужским. Это можно выявить при анализе статистических данных Саратовской губернии. В начале XX в., согласно земским статистическим документам число женщин-учителей стремительно росло, постепенно превысив число мужчин-учителей.
К примеру, в Саратовской губернии в 1898 г. доля женского труда в школах составляла 56,2 %, в 1899 г. – уже 57,4%, в 1901 – еще увеличилось на 2,4 % [148; 59]. В 1901 г. на службе в Саратовской губернии состояло 822 учителя. Из них – 402 учителя и 420 учительниц [148; 58].
В 1916 г. количество учителей составило уже 4572 чел [149; 54]. Авторы исследования отмечают этот факт: «замечательное явление современной земской школы Саратовской губернии – постепенное вытеснение преподавательского труда мужчины трудом женщины» [149; 59].
Значимые данные даются по сословному, профессиональному и возрастному составу учителей и учительниц. В 1901 г. самый большой процент учителей составляли девушки, окончившие епархиальные училища (53,3 %), из прочих учебных заведений – 42,6 % . Зато после 35 лет лишь 6,7 % женщин – выпускниц епархиальных училищ «оставались в учительницах», остальных – 20% [148; 44].
По возрастному составу учителя и учительницы Саратовской губернии распределялись на следующие группы:
Таблица 2.7. Соотношение полового и возрастного состава учителей начальной школы в Саратовской губернии в 1900 г.
Возраст |
Учителя |
Процент |
Учительницы |
Процент |
До 20 лет |
14 (6,22%) |
34,22 % |
72 (23,30%) |
47,25 % |
21-25 |
63 (28,0%) |
74 (23,95%) | ||
26-30 |
56 (24,89%) |
39,11 % |
81 (26,21%) |
38,51% |
31-35 |
32 (14,22%) |
38 (12,30%) | ||
36-40 |
27 (12,0%) |
26,67% |
30 (9,71%) |
14,24 % |
Свыше 40 лет |
33 (14,67%) |
14 (4,53%) |
Привод. по [148; 45].
Если сравнить эти данные со статистикой 1915-1916 гг. то нами сделан вывод, что процент женщин-учителей еще более возрос – учительницы составили 78 % от общего количества педагогов, доля мужчин составила лишь 22 %. По сравнению с 1915 г. процент женского педагогического труда возрос на 12 %. Авторы исследования приходят к заключению, что «в личном составе учащих Саратовской губернии, как и везде, происходит решительная феминизация» [149; 54].
Таким образом, можно увидеть, что в Саратовской губернии большинство составляли учительницы в возрасте до 25 лет (47,25%). После 36 лет многие женщины оставляли педагогическую деятельность по различным причинам [148; 45].
Значимы также данные о половом составе учащихся в начальных школах Саратовской губернии. К 1 января 1901 г. по всем школам губернии (кроме инородческих и татарских) числилось 100322 учащихся. Из них 73317 мальчиков и 27005 девочек [148].
Таким образом, девочек обучалось почти в 3 раза меньше чем мальчиков (это средний показатель также по России рубежа XIX-XX вв.). В земских начальных школах Саратовской губернии обучалось в 1900 г. 32881 мальчиков и 7367 девочек [148; 25]. Постепенно росло количество учащихся в школах и количественное соотношение в половом составе учащихся изменялось в пользу возрастания доли девочек.
Таблица 2.8. Половой состав учащихся в начальных школах Саратовской губернии в 1916 г.
В городских школах |
мальчиков |
50,5 % |
девочек |
49,5 % | |
В сельских школах |
мальчиков |
62,7 % |
девочек |
37,3 % |
Привод. по [149; 44].
По данным выше высвечивается тот факт, что девочек в процентном соотношении в городских школах училось больше, чем в сельских (на 12%).
В соответствии с данными региональных статистических документов 1901-1917 гг. можно проследить развитие начального женского образования в Саратовской губернии и представить в виде следующей таблицы:
Таблица 2.9. Возрастание доли девочек в начальных школах Саратовской губернии в 1900-1916 гг.
Год |
Число учащихся | ||
Мальчиков |
Девочек |
Девочек в % от кол-ва учащихся | |
1900 г. |
73313 |
27005 |
26,9 % |
1913 г. |
101054 |
46645 |
31,6 % |
1914 г. |
105214 |
49382 |
31,9 % |
1915 г. |
109562 |
53344 |
32,7 % |
1916 г. |
113694 |
67730 |
37,3 % |
Привод. по [48, 49]
Таким образом, из вышеприведенной таблицы мы можем увидеть, что рост числа девочек в школах был интенсивнее, чем мальчиков. Если в период с 1913 по 1916 гг. число мальчиков выросло на 12640 чел., то девочек за этот же период – на 21085 чел.
В Царицынском уезде в 1916 г. в школах было 60 % мальчиков и 40 % девочек [147; 45]. В целом, эти данные отражают общероссийские тенденции развития начального женского образования в рассматриваемый период.
Авторы исследования отмечают некоторые негативные тенденции в начальном образовании: «очевидно, образование девочек ограничивается самыми элементарными школьными знаниями – первоначальным знакомством с грамотой и письмом» [148; 25]. Большой процент учащихся не заканчивали школ: «явление это столь печально, что требует со стороны земства и общества самой настойчивой борьбы с этим» – комментировали современники [148; 27]. Авторы не привели детальных причин преждевременного окончания детьми обучения в начальной школе, но мы можем предположить, что более взрослые дети были необходимы в крестьянском хозяйстве в качестве работников. Вследствие этого, дети были вынуждены покинуть школу. Э. Д. Днепров в числе причин непосещения детьми начальной школы видит «экономические причины» и «бедность населения» [63; 11].
Наглядно эти процессы можно увидеть в следующих данных:
Таблица 2.1.1. Распределение учащихся по отделениям в начальной земской школе Саратовской губернии 1901 г..
Отделения земской школы |
Мальчиков |
Девочек |
Всего |
% от общего кол-ва учащихся. |
I |
11754 |
2892 |
14646 |
44,4 |
II |
8718 |
1834 |
10552 |
31,5 |
III |
5541 |
864 |
6405 |
19,5 |
IV |
1337 |
155 |
1492 |
4,6 |
всего |
27350 |
5745 |
33095 |
100 |
Привод. по [148; 26].
Характеризуя развитие начального образования в Саратовской губернии, нужно отметить, что в начале XX в. основном были распространены школы, практиковавшие совместное обучение мальчиков и девочек - школы «смешанного типа», как видно из следующей таблицы:
Таблица 2.1.2. Соотношение «смешанных», мужских и женских школ в Саратовской губернии 1899 - 1901 гг.
Типы школ |
Земские |
Церковно-приходские | ||
1899 |
1901 |
1899 |
1901 | |
Смешанные |
88,3% |
87,% |
77,2 |
73,8 |
Мужские |
10,4% |
10,6% |
11,1 |
9,5 |
Женские |
1,3% |
1,7% |
11,7 |
16,7 |
Привод. по [148; 10].
Исходя из статистических данных Саратовской губернии 1901 г. уровень образованности женщин-учителей был выше, чем мужчин-учителей:
Таблица 2.1.3. Образовательный ценз учителей и учительниц в Саратовской губернии в 1901 г.
Образование |
Учителя |
Учительницы |
Со специальным образованием |
31,7% |
4% |
Средним |
7,2% |
66,9% |
Ниже среднего |
51,9% |
16,9% |
С низшим образованием |
4,4 |
2,4% |
Домашним |
4,8 |
12,8% |
Привод. по [204; 118].
Если говорить о социальном составе учениц в женских учебных заведениях, то в 1894 г. в гимназиях Российской империи до 50 % учениц составляли дочери дворян и чиновников, т.е. высших классов империи, в прогимназиях более половины учениц составляли «представительницы городских сословий»:
Таблица 2.1.4. Социальный состав учениц гимназий и прогимназий в России в 1894 г.
Сословия |
В гимназиях в % |
В прогимназиях в % |
Дочери дворян и чиновников |
49,3 |
21,6 |
Духовного звания |
3,7 |
7,2 |
Городских сословий |
39,3 |
55,2 |
Сельских сословий |
4,6 |
14,8 |
Иностранок |
2,1 |
0,6 |
Прочих сословий |
1,0 |
0,6 |
Привод. по [181; 661].
Таблица иллюстрирует, что социальный состав женских гимназий был иным в сторону большей демократичности. Если говорить об итогах государственной политики российского правительства в сфере женского и мужского начального образования в целом по стране на рубеже XIX-XX вв., то здесь мы приведем такие статистические данные:
Таблица 2.1.5. Процент неграмотного населения в странах Европы и в России в последней четверти XIX в.
Страны |
Год |
% неграмотных: | |
мужчин |
женщин | ||
Австрия |
1890 |
28 % |
31 % |
Бельгия |
1890 |
25 % |
30 % |
Испания |
1887 |
42 % |
61 % |
Италия |
1881 |
55 % |
69 % |
Канада |
1890 |
15 % |
12 % |
Пруссия |
1871 |
10 % |
15 % |
США |
1890 |
12 % |
14 % |
Финляндия |
1890 |
2 % |
2 % |
Франция |
1872 |
28 % |
35 % |
Россия |
1898 |
95,2 % |
98,6 % |
Информация о работе Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века