Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:44, реферат

Описание работы

В начале третьего тысячелетия в современной России наблюдается трансформация социальных отношений, в том числе и гендерных. Равенство мужчин и женщин в обществе, являющееся социальным достижением, способствовало появлению проблемы дисгармонии во взаимоотношениях полов, сопровождающейся нивелированием традиционных мужских и женских ролей, деформацией института брака, девальвацией семейных ценностей, укоренением культа потребления, снижением уровня культуры гендерных взаимоотношений. Возникновение подобной проблемы предвидели (хотя не в таких формах и не в таком крупном масштабе) философы, общественные деятели, писатели второй половины XIX — начала XX в., предполагая в эмансипации женщины грядущие беды и для мужчины, и для самой женщины.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в.………………………………….14

1.1. Предпосылки развития гуманистической направленности женского образования …………………….........................14

1.2.Основные тенденции гуманистической направленности женского образования ………………………………………62

Выводы к первой главе………………………………………….96

Глава 2. Содержание, формы и методы женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в…100

2.1. Сущностные характеристики содержания, форм и методов женского образования и их реализация в педагогической практике России………………………………………………..….100

2.2.Преемственность идей российской гуманистической педагогики в сфере женского образования и современных гендерных исследований………………………………………….
Выводы ко второй главе…………………….……………..…….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..191

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….200

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Чумаков В.И. Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

Раскрывая специфику педагогических взглядов Л. Н. Толстого, нужно отметить, что по его мнению женщина тем свободнее, чем больше она посвящает себя материнству и воспитанию детей. Свободное воспитание женщины Л. Н. Толстой связывал с формированием ее мировоззрения, с воспитанием ею детей в духе этого мировоззрения. Свободу в женском назначении он видел в воспитании матерью детей для блага семьи и общества. Считая детородную функцию главенствующей, писатель подчеркивал, что женщина призвана служить Богу только посредством своих детей, их воспитания. Это призвание женщины он считал основным для прогресса общества. Таким образом, русский писатель был в определенной мере консервативен в раскрытии назначения женщины в обществе. Крайне осуждающе относясь к женской эмансипации, считая ее фактором, разрушающим устои жизни, он не приветствовал активного участия женщины в общественной жизни [216].

  • К. Н. Вентцель, опираясь на идеи Л. Н. Толстого о свободном воспитании, в своей теории исходил из того, что женщина должна быть равноправной с мужчиной во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. Такое равенство он считал залогом свободного воспитания ребенка. Свободное воспитание женщины педагог рассматривал как формирование творческой, самобытной личности, ведущим фактором формирования которой является свободный творческий производительный труд, приносящий пользу семье, обществу и самой личности. Всестороннее образование и воспитание женщины позволит ей активно участвовать в трудовой и общественной жизни, заниматься педагогической деятельностью в соответствие с ее естественным призванием [30]. Педагог К. В. Ельницкий отмечал, что образование женщин важно в том смысле, что «правильно воспитывая своих детей, каждая мать подготовляет для отечества добрых, полезных граждан и тем оказывает ему великую услугу» [71; 150]
  • Интеграция семейного и школьного воспитания. Характеризуя семью как необходимый фактор воспитания свободного ребенка, К. Н. Вентцель обращал внимание на то, что вся ее атмосфера должна способствовать развитию и совершенствованию не только детей, но и взрослых членов семьи, содействовать созданию такого взаимодействия между членами семьи, которое дает возможность каждому из них, в том числе матери, достигнуть наибольшей возможной степени развития и совершенства. Это может обратить семью в солидарный союз лиц, взаимно помогающих друг другу в становлении и развитии личности детей. Совершенствование образования женщины и участие женщины-матери в различных сферах социальной жизни педагог считал одним из главных условий развития семьи [31; 32-38].
  • Идея женского педагогического образования (К. Д. Ушинский, В. Я. Стоюнин и др.). В. Я. Стоюнин в статье «Образование русской женщины», опубликованной в журнале «Исторический вестник» к 25 летию Мариинской женской гимназии в 1883 г., четко обозначил проблему – «Мысль   о   женских  учебных заведениях, которые бы несколько     соответствовали    существовавшим   мужским   гимназиям, мелькала в головах у многих   лиц   среднего класса, которые задумывались над вопросом об основательном образовании своих дочерей. Отцы и матери, которые не могли или не решались помещать их в институт, не находили себе выхода, не зная, где обучать подрастающих дочерей, и в то же время не имея сил помириться с   мыслью   оставить   их  при элементарном или модном пансионском   образовании» [209; 474].   При его поддержке и содействии в Мариинском училище (1861-1867) были разработаны правила внутреннего распорядка, а также дополнены и переработаны программы и методы преподавания учебных предметов.
  • Неразрывность воспитательной и познавательной функции образования. Воспитывающий характер женского  образования. Этот принцип присутствует практически у всех педагогов-демократов. Впервые его внедрил в практику женской школы Н. А. Вышнеградский и В. Я. Стоюнин при разработке «Правил внутреннего порядка» Мариинского училища в 1859 г. Как отмечал В. Я. Стоюнин, в Правилах «… самими преподавателям   указывается деятельность более широкая, чем простое давание уроков. Они названы сотрудниками начальника училища во всем, что относится к нравственному и умственному образованию детей» [209; 479]. Как особо подчеркивает В. Я. Стоюнин «Прежде от них этого не требовали». Несомненно актуальными звучат следующие слова педагога: «Здесь важно то, что за учебным предметом и за преподающим лицом признана нравственная сила, которая главным образом и должна воспитывать в школе.  При такой постановке науки и преподавателя в классе является возможность разрабатывать науку в педагогическом смысле,  применять ее к воспитательному делу, следовательно, двигать вперед самую школу. Без этого учителя  не  имеют права   называться   наставниками (курсив автора) [209; 479]. 
  • Необходимость введения педагогической психологии. Впервые мысль о том, что педагогику женщин необходимо основывать на знаниях о женской психологии и физиологии прозвучала у К. Д. Ушинского [230].

Затем эту идею всесторонне развил П. Ф. Каптерев. Заслуга П. Ф. Каптерева состоит в развитии антропологического направления русской педагогики, впервые обоснованного К. Д. Ушинским. Оба педагога считали антропологию, прежде всего физиологию и психологию, общими основаниями педагогики. П. Ф. Каптерев вслед за К. Д. Ушинским раскрыл особенности психологии женщины и показал необходимость их учета в процессе обучения и воспитания. Как отмечает Л. М. Зотова, явно антропологический принцип женского образования проявился в работе П. Ф. Каптерева «Дидактические очерки» [87; 49].

  • Введение в учебную программу комплекса предметов, посвященных проблемам семейной жизни. П. Ф. Каптерев разработал для женской школы курс «Женщина в семье», который советовал завершать изучением сведений из педагогики, знакомить учениц с вопросами обучения, развития и воспитания детей в семье. Однако, замечал он, было бы неправильно и несправедливо по отношению к женщине ограничивать ее образование только подготовкой к функции материнства, так как только рождением и воспитанием детей женщина не может выполнить своего человеческого назначения.
  • Половое просвещение. П. Ф. Каптерев и К. Н. Вентцель являются основоположниками инновационной для дореволюционной России  идеи о необходимости полового просвещения девочек. До них эту идею никто не обосновывал. П. Ф. Каптерев отмечал, что «только когда будет удалена вся таинственность, окутывающая процесс воспроизведения человека, когда девушка обстоятельно познакомится с половыми функциями, тогда она будет видеть в половом соединении обязанность, которую нужно исполнить для полноценного развития человечества, а не только удовольствие, которым нужно насладиться».
  • Принцип гармоничного сочетания общеобразовательного и профессионального характера  женского образования. П. Ф. Каптерев признавал весьма существенной и необходимой подготовку женщины не только к семейной, но и общественной жизни и деятельности [97]. Он считал, что «женское образование должно быть поставлено шире» т.к. общественная деятельность мужчин и женщин без профессионального образования женщин невозможна» [98].
  • Введение инновационных методов преподавания, учитывающих половые особенности учащихся. (Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев и др.) К. Д. Ушинский настаивал на наглядности и образности преподавания - «разница должна быть также в приемах преподавания». Учитывая анатомо-физиологические и психологические особенности женской природы, П. Ф. Каптерев рекомендовал содержание образования в женских учебных заведениях разделить на три части: 1) приготовительный (приблизительно до 13 лет); 2) время ослабления занятий (14-летний возраст) и 3) период систематического образования (15-17 лет) [96]. Первая часть образования должна включать материал, усваиваемый преимущественно наглядно. Особое внимание следует уделять изучению иностранных языков, описательных естественных наук, знакомству с материалом по географии и истории. Важно изучение ими истории, литературы, предметов художественного цикла, Закона Божия [97].
  • Религия как основа нравственно-этического воспитания. Несмотря на то, что педагоги-гуманисты упирали на светский характер образования, многие из них отмечали важность религии как ценностной основы образования. В связи с тем, что женщины, по словам П. Ф. Каптерева, отличаются большой религиозностью, то просвещение их религиозного чувства, сообщение им гуманных идей о Боге, укрепление религиозно-нравственного настроения и выработка широкой веротерпимости является важной задачей женского образования. Для этого необходимо изменить в корне само преподавание Закона Божия. Уроки чтения Евангелия и Библии, беседы о прочитанном, выяснение нравственных начал жизни, прежде всего самих воспитанниц, должны превратиться в источник жизненной мудрости. Именно этот предмет, считал Каптерев, должен «насаждать и укоренять в сердцах будущих матерей широкую веротерпимость, гуманность, святость братских людских отношений, которую они затем передадут св<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" s

Информация о работе Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века