Современные этнополитические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:48, дипломная работа

Описание работы

Наиболее распространенным видом конфликта в современном мире являются этнополитические (межэтнические) конфликты. В отечественной политической науке, понятие этнополитического конфликта часто приравнивается к понятию межнационального конфликта. Так В.А. Тишков дает следующие определение этнополитическому конфликту: «Этнополитический конфликт – это конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности»/

Содержание работы

Глава 1. Современные этнополитические конфликты: аналитико-эмпирическая парадигма 6
Этнополитический конфликт: определение, типология, субъекты, динамика 6
Основные причины, предпосылки возникновения и эскалации этнополитических конфликтов 22
Основные парадигмы урегулирования этнополитических конфликтов 29
Ассиметричные этнополитические конфликты: проблема научного анализа 33
Глава 2. Актуальные проблемы этнополитических отношений в условиях федеративного государства 41
Государственная национальная политика как способ поддержания этнополитической стабильности в современной России 41
Влияние конфликтогенных факторов этнополитических отношений на развитие федеративных отношений в современной России 46
Роль этнического фактора в становлении современной российской модели федеративных отношений: история и современность 52
Совершенствование федеративных отношений в условиях построения властной вертикали в современной России 60
Языковая политика в современном многонациональном государстве: проблемы и перспективы 67

Файлы: 1 файл

семинар.docx

— 198.03 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим подробнее  понимание причин этнополитических конфликтов через концепцию неравенства этнических групп, и концепции борьбы за повышение статуса этнической группы, которая представлена А.В. Дмитриевым. По мысли этого исследователя, «теория конфликта и теория этнического конфликта имеют много общих черт. Во всяком случае, обе рассматривают отношения современного общества в качестве поля борьбы соперничающих групп. Последние прилагают всевозможные усилия, чтобы укрепить свои позиции, приобрести или удержать территорию и привилегии. В результате сохраняется или увеличивается неравенство, что крайне раздражает членов угнетаемых групп, которые постоянно находятся в напряжении. При этом более сильный этнос, как правило, ограничивает, если не исключает вообще, претензии более слабых групп. Индивиды внутри групп соответственно также имеют различные позиции, то есть обладают ограниченными свободой и возможностями. Имеющие высокий статус члены группы стараются обычно перевести недовольство, существующее внутри группы, против «внешнего» соперника»13[13].

В качестве альтернативы концепции неравенства этнических групп сформировался статусный подход, который трактует возникновение этнополитического конфликта через призму недовольства и борьбы групп за повышение статусного положения.

М.Ю. Барбашин видит причины этнополитичеких столкновений в требованиях о повышении этнического статуса путем расширения административно-управленческих полномочий в соответствующем регионе или создания этнонациональной государственности, или сохранения за этносом прав на использование по собственному усмотрению «территории и ее статуса (территориальное пространство), ресурсов (природные ресурсы и контроль над их перемещением, финансовые потоки, военно-стратегические выгоды) – экономического пространства, а также на этническую идентичность, религиозные верования, традиции и духовные ценности, права и свободы – идеологическое пространство»14[14].

По мнению А.Г. Большакова, причины этнополитических конфликтов кроются в ухудшении экономического положения большинства населения  в регионе, стране, что ведет к  росту националистических настроений, недовольстве системой этнического  разделения труда, росте национализма, образовании новых национальных государств, территориальных притязаний этносов, связанных с произвольным изменением границ между этносами, насильственном включении территории этноса в соседнее государство, возвращении на историческую родину ранее депортированного этноса. Историческими причинами, по мнению исследователя, выступают прошлые обиды этнических групп, хранящиеся в коллективной памяти; политическими – борьба за власть между различными этническими группами, борьба этноса за свой политический статус в рамках единого государства или за суверенитет; социокультурными – противоречия между усредненными нормами и специфическими этническими ценностями15[15].

Утверждение о том, что  причиной этнополитического конфликта  становится лишь худшее положение населения  в регионе по сравнению с гражданами остальной части страны, следует  признать не в полной мере соответствующим  действительности. Это суждение подтверждается исторической практикой этнополитических конфликтов, некоторые из которых  развиваются по диаметрально противоположному сценарию. Так, межнациональный конфликт в Стране Басков проходит на фоне улучшения уровня жизни басков относительно испанцев.

Анализ существующих научных  подходов позволяет выделить основные причины возникновения этнополитических конфликтов. Прежде всего, это политические, территориальные, социальные и экономические причины.

Политическими причинами являются борьба за власть между различными этническими движениями и элитами на всех уровнях (местном, региональном, государственном), борьба за государственную независимость, борьба за сохранение или повышение статуса этноса в рамках одной страны.

Территориальные причины, сопровождающие практически любой этнополитический конфликт, проявляются во взаимных территориальных притязаниях этнических групп, нахождение ценностей их духовной и материальной культуры на спорной территории, возвращение на родину ранее репрессированной (депортированной) этнической группы; произвольные изменения границ; насильственное включение территории этноса или ее части в соседнее государство, расчленение этноса между разными государствами.

Социальными причинами выступают противоречия в системе межэтнического разделения труда в обществе, конфликты социальных норм и ценностей доминирующей этнической группы и специфических норм и ценностей этнических меньшинств, культурные, языковые, конфессиональные противоречия.

К экономическим причинам относятся неравенство этносов  в обладании, распоряжении и потреблении  материальных ресурсов, неравномерное  социально-экономическое развитие регионов, нарушение баланса экономических  интересов между центром и  этническим регионом.

Наиболее распространенными  являются следующие подходы к  анализу причин этнополитических конфликтов16[16]:

- экономико-детерминистский  подход, который основывается на  положении, что этнополитические  конфликты провоцируются социально-экономическими  кризисами. Ухудшение социально-экономической  ситуации в стране или отдельно  взятом этническом регионе может  способствовать развитию этнополитических  конфликтов;

- социологический подход  в качестве причин этнополитических  конфликтов называет неравенство  этнических групп в системе  политической, социальной, экономической  стратификации общества, при котором  представители одной этнической  группы занимают верхние ярусы  социально-классовой пирамиды, а  другие этнические группы относятся  к низшим слоям. Тем самым  первые группы создают для  себя привилегированные условия  в ущерб другим группам, подвергающимся  дискриминации по этническому  или расовому признаку;

- исторический подход  к рассмотрению этнополитических  конфликтов указывает на отдельные  причины, которые порождают эти  конфликты и коренятся в истории  этносов, традициях, национальном  сознании, идеологических мифах  и стереотипах;

- политологический подход  рассматривает роль национальных  элит в процессе межэтнической  напряженности и ее эскалации  до уровня открытого конфликта.  Так же в качестве ключевого  рассматривается вопрос о власти, доступ к различным ресурсам, анализируются социально-психологические особенности этнополитических конфликтов;

- инструменталистский подход  рассматривает национальную идентичности как фактор возникновения и эскалации этнополитических конфликтов. В контексте данного подхода причинами к возникновению этнополитических конфликтов служат проблемы с распределением власти между этническими группами, с вопросами земли и территории, с языком, религией, культурной самобытностью, а также с дискриминацией, основывающейся на признаках расы или цвета кожи.

Анализ обозначенных подходов показывает, что понять причины конфликтов, основываясь на одном из них невозможно, так как сам этнополитический конфликт, его формы, причины возникновения, ресурсы и формы противоборства участников представляют собой комплексное  явление, что еще раз подчеркивает, что необходимо совместное использование  различных теоретических подходов в исследовании причин возникновения  этнополитических конфликтов.

Необходимо помнить, что  грань между социальными, политическими  и этническими конфликтами очень  зыбкая, трудно определимая. В современной России одна из форм конфликтов нередко включает в себя другую и подвергается трансформации, этническому или политическому камуфляжу. Важной причиной этнополитического конфликта в многонациональном государстве может быть отсутствие продуманной, ясной и эффективной общегосударственной национальной политики. Так, по мнению Е.А. Нарочницкой: «Понятие этнических факторов связано с государственной национальной политикой. Непоследовательность, непродуманные импровизации, игнорирование специфики отдельных регионов, отсутствие необходимой координации в деятельности различных государственных институтов, стремление опереться в политической борьбе не на стратегических союзников, а на силы, лишь декларирующие идейную близость, – все эти обстоятельства привели к глубокому кризису. Стабилизация здесь предполагает подчинение национальных взаимоотношений универсальным политическим отношениям и урегулирование их общими государственно-правовыми нормами и законами».17[17]

Говоря о природе этнополитического  конфликта необходимо определится с субъектами конфликта, к которым традиционно относятся этносы, этнические движения, государство, этнические элиты.

Этнические элиты оказывают влияние на политический процесс в собственных интересах и принятие политических решений. Формируются этнические элиты из представителей коренного этноса, которые заняты в сферах административно-государственного управления в национально-государственных образованиях, культуры и искусства, торговой и производственной сферах, то есть в престижных отраслях. Именно элитам принадлежит главная роль в инициировании этнополитического конфликта, его идеологическом оформлении и мобилизации этнического сообщества на его реализацию. Этнические элиты осуществляют координацию деятельности других этнических групп (диаспор, групп интересов) по финансовому, политическому, экономическому, военно-техническому обеспечению националистических движений, а так же образуют политические партии и группы интересов в системе органов государственной власти, если борьба за реализацию свих интересов ведется мирным путем.

Этнические движения являются разновидностью социально-политических движений, которые выступают с требованиями автономии, притязаниями на государственный суверенитет для собственного народа, а также изменения системы управления, которая соответствующей культурной модели этнического меньшинства.

Роль государства как субъекта этнополитических конфликтов, по мнению ряда исследователей18[18], реализуется в ряде его функций.

Наиболее общей функцией государства является функция руководства  и управления. Руководство связано  с выработкой государством национальной политики и стратегии регулирования  этнополитических процессов, общих  параметров и приоритетов жизни  и развития народов, включая направления и принципы, методы решения экономических, политических, национально-культурных вопросов. Управление заключается в выработке и применении адекватных механизмов реализации национальной политики и стратегии (путем выработки решения, планирования и прогнозирования деятельности, осуществления контроля и координации).

Политическая функция  связана с осуществлением государством политической власти: на базе учета  интересов, доминирующих в стране, ее экономики и политики этнических групп, обеспечения прав и свобод этнических меньшинств, обеспечения  этнополитической стабильности, нейтрализации  межэтнических конфликтов, взаимодействиям  с национальными (этническими) политическими  партиями, движениями и объединениями  граждан. К политическим функциям относится и выработка программно-стратегических целей и задач развития общественных отношений в национальном измерении.

Правовая функция выражается в осуществлении государством правотворчества, установлении правовых норм и законов, регулирующих межэтнические отношения, поведение граждан, принадлежащих к разным этническим группам, национальным общностям.

Организаторская функция государства состоит  в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений в сфере национальной политики, формировании и использовании кадрового корпуса управленцев, осуществлении контроля над исполнением законов, решений, информационного обеспечения национальной политики.

Функция обеспечения внутренней безопасности государства состоит  в защите конституционного строя, нейтрализации  внутренних межэтнических конфликтов, борьбе с этническим сепаратизмом.

Социальная функция государства  проявляется в обеспечении достойного уровня социально-экономического развития народов, регионов их проживания, проведении соответствующей политики в сфере строительства жилья, здравоохранения.

Образовательная функция  государства состоит в обеспечении  прав различных этнических групп  – доминирующих и меньшинств –  на предоставление представителям этносов равных возможностей получения образования, преподавания на национальных языках, сохранения в нем этнокультурного компонента.

Культурная функция государства  направлена на создание условий для  удовлетворения специфических этнокультурных запросов граждан, сохранение духовных и материальных ценностей народов, их воспроизводства.

Внешние функции государства  в регулировании этнополитических процессов связаны с защитой  интересов граждан, общества и государства  в национальной сфере, миграционной, пограничной, оборонной, внешнеэкономической  политике.

Отметим также, что если в федеративном государстве возникает конфликт между центром и отдельным этносом, входящим субъект Федерации, то в данном случае правомерно субъектом этнополитических отношений выделить федеральный Центр, с его государственно-политическими институтами с одной стороны, и этнос, с доминирующими в нем этническими группами, элитой и лидерами с другой.

В исследованиях динамики этнополитического конфликта выделяют несколько стадий его развития19[19].

На первой стадии формируется  массовая база участников, формулируется  идеология, отрабатываются приемы и  методы будущей борьбы, выдвигаются  требования сторон. Этот процесс происходит в рамках уже существующих социальных и политических институтов, правовых и общественных норм. Средствами сторон конфликта являются обращения в органы государственной власти, учреждения массовой информации, дискуссии, «круглые столы». Формирование конфликта осуществляется чаще всего в скрытой форме, при этом в качестве мобилизующей используется идея, представляющая наибольший интерес на данном этапе.

Информация о работе Современные этнополитические конфликты