Унитаризм и Федерализм в государсвенном устройстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

1.Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.

Файлы: 1 файл

101.docx

— 100.45 Кб (Скачать файл)

1.Предметом изучения  учебной дисциплины «Правоохранительные  органы Российской Федерации»  выступают государственные и  негосударственные образования,  деятельность которых связана  с охраной правовой системы  государства, а также с защитой  прав, свобод и законных интересов  граждан. Цель данной учебной  дисциплины – информировать студентов  о ключевых моментах деятельности  и регулирующих ее нормативных  правовых актах.

Структурно дисциплину «Правоохранительные органы Российской Федерации» можно представить в  виде трех органически связанных  между собой разделов. Первый раздел включает следующие основные понятия: понятие правоохранительных органов, их система, принципы, нормативные основы деятельности и т. д. Без их тщательного  изучения невозможно составить системное  представление о правоохранительных органах России и основных тенденциях и закономерностях их развития.

Второй раздел содержит информацию о судебной системе Российской Федерации: о действующих в стране судах, их задачах, компетенции, структуре, а также о правовом статусе  судей и органов судейского сообщества.

Третий раздел охватывает все иные правоохранительные органы, выходящие за рамки судебной системы. Так же как и в предыдущем разделе, рассматриваются задачи, принципы деятельности, компетенция, структура и особенности  формирования кадровой политики в этих правоохранительных структурах.

Освоение студентами учебной дисциплины «Правоохранительные  органы Российской Федерации» способствует лучшему пониманию положений  специальных юридических дисциплин: уголовного права и уголовного процесса, административного права и административной деятельности, оперативно-розыскной  деятельности, гражданского процесса, конституционного права и др.

2. правоохранительная деятельность - это предусмотренная действующим законодательством государственная пли санкционированная государством деятельность, направленная на охрану и защиту прав граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей, осуществляемая, как правило, в определенном процессуальном порядке специально уполномоченными на то липами и связанная с применением законных мер государственного принуждения.

В юридической литературе выделяют следующие виды правоохранительной деятельности: осуществление правосудия; прокурорский надзор; расследование  преступлений; оперативно-розыскная  деятельность, выявление и раскрытие  преступлений, обеспечение государственной  безопасности; исполнение судебных решений; охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных правонарушений; оказание квалифицированной юридической  помощи; конституционный контроль.

Перечислим основные черты правоохранительной деятельности.

1.  Назначение правоохранительной  деятельности — охрана и защита  прав и законных интересов  граждан, юридических лиц и  государства и обеспечение выполнения  ими своих обязанностей.

2. Начало правоохранительной  деятельности, как правило, связано  с наличием повода, в качестве  которого чаще всего выступает  сообщение о правонарушении либо  необходимости его предупреждения.

3.  Правоохранительная  деятельность осуществляется только  на основании закона и в  соответствии с законом (т.е.  определенный вид правоохранительной  деятельности должен быть предусмотрен  действующим законодательством), а  в некоторых случаях — исключительно  в установленной процессуальной  форме. Произвольные действия  государственных органов и должностных  лиц недопустимы. Нарушение требования  закона, допущенное в процессе  правоохранительной деятельности, может само оказаться правонарушением,  влекущим дисциплинарную, административную  иди уголовную ответственность.  Под процессуальной формой понимается  установленный процессуальным законом  порядок производства по делу  в целом, а также условия,  последовательность, порядок совершения  отдельных действий,

4.Правоохранительная  деятельность осуществляется специально  уполномоченными законом субъектами, наделенными для этого определенными  правами и обязанностями. Лица, осуществляющие правоохранительную  деятельность, как правило, должны  иметь юридическое образование.

5.  В ряде случаев  правоохранительная деятельность  связана с применением законных  мер государственного принуждения  к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости  от компетенции органа и тяжести  совершенного правонарушения.

6.  Законные и обоснованные  решения, принятые субъектами  правоохранительной деятельности, подлежат обязательному исполнению  должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует  самостоятельное правонарушение, влекущее  дополнительную ответственность.

3. Правоохранительные органы — обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько  из следующих функций:

Конституционный контроль

Осуществление правосудия

Прокурорский надзор

Расследование правонарушений

Обеспечение безопасности

Исполнение судебных решений

Оперативно-розыскная  деятельность

Охрана общественного  порядка

Оказание юридической  помощи

Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений

Виды правоохранительных органов

Органы судебной власти

Органы выявления  и расследования преступлений

Органы юридической  помощи

Органы обеспечения  правопорядка и безопасности

4. Правопоря́док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.

Законность — политико-правовой режим или принцип реального  действия права в государстве, при  котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в  первую очередь, законы.

Общие гарантии законности — реально складывающиеся в жизни  общества возможности, которые в  той или иной степени обеспечивают реализацию правовых предписаний. Среди  них рассматривают:

Экономические гарантии. Являются основой для всех других гарантий. Кризис в экономике ведет  к ослаблению законности. Экономическая  свобода не всегда способствует укреплению законности. Уровень законопослушания снижается в результате невыполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами (отсутствует поддержка  незащищенных слоев населения, массовые невыплаты зарплат, развал системы  бесплатной медицинской помощи, образования  и т. д.). Безработица также является «резервом» преступности.

Политические гарантии. Это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм, свобода  печати являются политическими предпосылками  законности. Но самое главное, чтобы  политические права и свободы  не были декларативными, а реализовывались.

Духовные гарантии. Это  мировоззрение, правосознание, высокий  уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, развитие юридической  науки.

Общественные гарантии. Это меры, применяемые общественностью  в целях борьбы с нарушениями  законности, для ее поддержания и  укрепления (комиссии, комитеты, добровольные народные дружины, средства массовой информации).

Существенной гарантией законности является возможность любого гражданина обратиться в суд либо в надлежащую административную инстанцию по поводу ущемления его трудовых, жилищных, семейных и других прав, обжаловать незаконные действия чиновника. Можно обратиться также в международный суд, если все средства защиты внутри страны исчерпаны. Это значит, что гарантии законности и прав граждан правомерно подразделить на внутренние и внешние. Вообще, само наличие мер юридической ответственности, предусмотренных в российском праве, служит важной гарантией законности и правопорядка в обществе.

5-

6. Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Судебная система, в  свою очередь, включает в себя Конституционный  Суд РФ, федеральные суды общей  юрисдикции, систему арбитражных  судов и суды (мировые судьи  и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд  РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван  самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных  судов общей юрисдикции уже своим  названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под  ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие  в жизни граждан, разрешаются  главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных  судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система  общих судов и система военных  судов. Последние обособились в  силу исторической традиции и состоят  из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти  системы имеют общий вышестоящий  орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов  включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам  общей юрисдикции относятся и  мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому  статусу они не относятся к  федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных  судов создана преимущественно  для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют  и иные полномочия. В настоящее  время система арбитражных судов  включает в себя Высший Арбитражный  Суд РФ, федеральные арбитражные  суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей  и конституционные (уставные) суды субъектов  РФ. Основная задача мировых судей  – рассматривать и разрешать  правовые споры, которые наиболее часто  встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных  правовых вопросов о соответствии принимаемых  органами власти субъектов РФ нормативных  правовых актов Конституции или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

– органов прокуратуры;

– органов внутренних дел;

– федеральной службы безопасности;

– органов государственной охраны;

– органов государственной налоговой службы;

– таможенных органов;

– органов борьбы с  незаконным оборотом наркотиков;

– органов предварительного расследования;

– органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

– конституционный контроль;

– отправление правосудия;

– прокурорский надзор;

– расследование преступлений;

– оперативно-розыскная  функция;

– исполнение судебных решений;

– оказание юридической  помощи и защиты по уголовным делам;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти  функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед  правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов  между собой и с другими государственными органами.

Правоохранительные  органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее  и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять  законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной  инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный  Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными  органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура  не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние  осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также  принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

Правоохранительные  органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие  договоры. Указанная деятельность нашла  отражение и в новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в  сфере уголовного судопроизводства»).

9. Накопленный объем знаний в науке и практической деятельности государственных органов по созданию, построению правоохранительных органов и организации деятельности государства по охране и защите прав граждан, юридических лиц и общества составляет основу предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России». Понятие предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» в основном сформировалось в учебной литературе. Однако четких критериев его определения не выработано.

Информация о работе Унитаризм и Федерализм в государсвенном устройстве