Унитаризм и Федерализм в государсвенном устройстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

1.Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.

Файлы: 1 файл

101.docx

— 100.45 Кб (Скачать файл)

1) капитанов морских  и речных судов, находящихся  в дальнем плавании, — по уголовным  делам о преступлениях, совершенных  на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных  партий и зимовок, удаленных  от мест расположения органов  дознания, указанных в части первой  настоящей статьи, — по уголовным  делам о преступлениях, совершенных  по месту нахождения данных  партий и зимовок;

3) глав дипломатических  представительств и консульских  учреждений Российской Федерации  — по уголовным делам о преступлениях,  совершенных в пределах территорий  данных представительств и учреждений.

29. Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов  внутренних дел, органов Федеральной  службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

Задачи органов предварительного следствия:

быстрое и полное раскрытие  преступлений, изобличение виновных;

всестороннее, полное и  объективное исследование всех обстоятельств  уголовного дела;

обеспечение правильного  применения закона, способствование  укреплению законности и правопорядка;

обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

обеспечение участия  обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

установление наличия  или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его  размера, принятия мер по обеспечению  его возмещения;

выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной  функцией следователей всей системы  органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить  оперативно-розыскные мероприятия.

Независимо от ведомственной  принадлежности все следователи  имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие  в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими  законов осуществляется в одинаковом объеме.

Для лучшей организации  работы следователей в соответствующих  ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений).

Надзор за законностью  действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального  контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы  уголовного дела, давать следователю  указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных  дел, а также жалоб об отказе в  возбуждении уголовного дела, о прекращении  уголовного дела, а равно иных решений  и действий дознавателя, следователя, прокурора.

30.(сомневаюсь)

Изучение истории  возникновения и развития органов  предварительного следствия российского  государства чрезвычайно важно  для правильного понимания сущности и значения деятельности следственного  аппарата.

Можно выделить несколько  этапов:

в дореформенной России;

в период после судебной реформы 1864г.;

в первые годы советской  власти;

современный этап в организации  органов предварительного следствия.

Исторически, предварительное  следствие как специальный вид  государственной деятельности, в  понимании, близком к современным  правовым представлениям о нем, зародилось во Франции.

В юридической литературе данный исторический факт иногда связывают  с созданием в 1522 г. Королем Франциском I института следственных судей и  отделением уголовного судопроизводства от производства по уголовным делам [6. С.6].

В дореформенной России предварительное расследование, как  самостоятельная стадия уголовного судопроизводства возникла гораздо  позже, чем уголовный процесс  в целом, поэтому на более ранних этапах его развития отделить следствие  от других стадий уголовного процесса достаточно сложно.

В уголовном судопроизводстве Российской империи данная стадия имела  название «предварительное следствие (исследование)». Эта стадия была частью предварительного производства.

В Российской империи, следователь (тогда это был «судебный следователь») осуществлял свои функции в качестве представителя правосудия и обладал  достаточно высоким правом и социальным статусом.

Даже обычное перемещение  следователя по службе (из одного судебного  учреждения в другое) осуществлялось по Указу императора.

Соответственным было и  представление о роли и значении деятельности следователя в общественном сознании и определяемое законом  место этой деятельности в системе  государственно-властных отношений. По поводу формы и места предварительного следствия в уголовно-процессуальной науке никогда не было единства мнений.

Предлагались варианты организации расследования преступлений, включающих в себя ужесточение судебного  контроля и слияние следственного  и оперативно-розыскного видов деятельности. Выдвигался тезис о том, что наиболее удачным законодательным вариантом  взаимодействия следствия и прокуратуры  является Устав уголовного судопроизводства Российской империи 1864 года. Это был  второй этап в становлении предварительного следствия, который существенно  изменил положение следователей. Они были приравнены к членам Окружного  суда и состояли при этих судах. Назначать  и смещать судебных следователей мог только Царь по представлению  Министерства юстиции. Это создавало  условия для самостоятельной  и независимой их деятельности.

Окончание данного этапа  становления органов предварительного следствия было связано с Октябрьской  революцией, после которой Декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917г. Практически  полностью была ликвидирована царская  судебная система.

25 мая 1922 года был  принят первый Уголовно-процессуальный  кодекс РСФСР. В ст.23 УПК отмечалось, что под словом «следователь»  разумеются народные следователи,  следователи, состоящие при Советах  народных судей и Революционных  трибуналах, военные следователи  и следователи по важнейшим  делам при Наркомате юстиции.  Указанным кодексом должности  следователей в уголовном розыске  были упразднены.

В СССР полное подчинение следственного аппарата прокуратуре  произошло в 1933 году, в связи с  выделением органов прокуратуры  из структуры Верховного Суда СССР и образованием Прокуратуры СССР.

Формально следственный аппарат был единым, фактически же большинство уголовных дел по-прежнему расследовалось милицией.

Для их расследования  в 40-50-х гг. в милиции ведомственным  приказом были созданы свои следственные аппараты, подчинявшиеся Следственному  отделу Главного управления милиции  МВД СССР.

В послевоенный период следственный аппарат формально оставался  единым, сосредоточенным в органах  прокуратуры. Но основную массу уголовных  дел рассматривала милиция и  ее следователи.

В советский период, официальной  государственной идеологии следователь (до конца 60-х годов 20 века это был  «народный следователь») рассматривался не только как ответственный государственный  служащий, но и как политический работник. Он был призван проводить в жизнь руководящие идей правящей партии, преодолевать чужие советскому обществу взгляды, противостоять враждебной идеологии [13. С.501]. В соответствии с законодательством Союза ССР и Союзных Республик предварительное следствие по уголовным делам осуществлялось на началах объективности, всесторонности и полноты исследования обстоятельств происшедшего и подкреплялось предусмотренными законом гарантиями процессуальной самостоятельности следователя.

С начала 70-х годов  прошлого века в правовых предписаниях, теории и практике уголовного судопроизводства Союза ССР следователь не должен был представлять ни обвинение, ни защиту. Он, в равной мере, обязан был отстаивать права и законные интересы каждого  взаимодействующего с ним участника  уголовного процесса (включая интересы обвинения и защиты) и надежно  обеспечивать интересы общества и государства.

Принятая тогда концепция  предварительного следствия не допускала  обвинительного уклона в деятельности следователя, поэтому в структуре  его процессуальных обязанностей, установленных  законом, отсутствовала функция  уголовного преследования.

Процессуальной функцией, в рамках которой осуществлялась уголовно-процессуальная деятельность следователя, считалась функция  предварительного расследования.

По целям, задачам, формам и субъектам функция предварительного расследования не совпадала с  другими процессуальными функциями, т.е. с функцией обвинения, защиты и  рассмотрения дела по существу. Данные процессуальные функции осуществлялись, соответственно прокурором, защитником, судом.

Подобные концептуальные основы предварительного следствия, в  основном, сохранились и в постсоветский  период (1991 - 2002гг.), т.е. до введения в  действие Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации, состоявшегося 1 июля 2002г.

Новый Уголовно-процессуальный закон ввел много новых норм, усиливающих  защиту прав и законных интересов  личности.

Доказательства в  уголовном судопроизводстве являются основой для принятия решений  по уголовному делу. Внесенные в  доказательственное право дополнения и изменения в большинстве  своем усилили защиту прав личности, совершившей преступления, и его  жертвы. Вместе с тем некоторые  внесенные изменения и дополнения способствовали разбалансированию  соотношения прав обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, общества и государства.

Именно баланс интересов  наиболее полно обеспечивает защиту прав личности, общества и государства. Смещение приоритетов в сторону  личности не позволяет обеспечить защиту интересов общества, ведь не всегда интересы личности совпадают с интересами общества. Приоритет интересов государства  часто приводит к проявлениям  обвинительного уклона.

Рассматривались варианты организации расследования преступлений, включающих в себя ужесточение судебного  контроля и слияния. Основные недостатки отечественного предварительного следствия и их причины были изучены и сформированы в конце 80-х - начале 90-х годов минувшего столетия [3. С.35-45]. Уже тогда была очевидна необходимость реформы, как и необходимость расширения на предварительном следствии состязательных начал. О необходимости организации состязательной системы судопроизводства в данной стадии говорилось в Концепции судебной реформы [17. С.66-67]. Однако, уровень научной разработанности проблемы состязательности в российской уголовно-правовой науке не соответствовал потребностям реформы. Оставался еще не решенным вопрос о сочетаемости начал состязательности и публичности.

Даже разработчиками Уголовно-процессуального кодекса, в статье 15 была продекларирована идея состязательного процесса в качестве принципа всего уголовного судопроизводства.

И в дореволюционный, и в советский период в практической деятельности следственного аппарата, наряду с очевидными позитивными  результатами, наблюдались и определенные недостатки: отступления от требований закона, злоупотребления, ошибки (вызванные  различными причинами объективного и субъективного характера).

31. Сле́дственный комите́т Росси́йской Федера́ции (СК России) — следственный орган в России, образованный вместо Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Начал свою деятельность 15 января 2011 года.

Основными задачами Следственного  комитета являются:

1) оперативное и качественное  расследование преступлений в  соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение законности  при приеме, регистрации, проверке  сообщений о преступлениях, возбуждении  уголовных дел, производстве предварительного  расследования, а также защита  прав и свобод человека и  гражданина;

3) осуществление процессуального  контроля деятельности следственных  органов Следственного комитета  и их должностных лиц;

4) организация и осуществление  в пределах своих полномочий  выявления обстоятельств, способствующих  совершению преступлений, принятие  мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в  пределах своих полномочий международного  сотрудничества в сфере уголовного  судопроизводства;

6) разработка мер  по реализации государственной  политики в сфере исполнения  законодательства Российской Федерации  об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование  нормативно-правового регулирования  в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка  формирования и представления  статистических отчетов и отчетности  о следственной работе, процессуальном  контроле.

5. Полномочия Следственного  комитета и организация его  деятельности определяются настоящим  Федеральным законом, другими  федеральными законами, Положением  о Следственном комитете Российской  Федерации и иными нормативными  правовыми актами Президента  Российской Федерации.

6. Следственный комитет  осуществляет свою деятельность  во взаимодействии с федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органами местного самоуправления, общественными объединениями и  организациями, иными органами.

Информация о работе Унитаризм и Федерализм в государсвенном устройстве