Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:39, курсовая работа
1.Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.
Но всё же предмет учебного курса «Правоохранительные органы России» можно определить как совокупность учебно-научной, законодательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов и их построении.
Учебный курс «Правоохранительные
органы России» является основной вводной
обзорной юридической дисциплиной
при подготовке юристов. Входящая в
предмет курса информация об организации
и построении системы: правоохранительных
органов России, отдельных видов
органов по осуществлению
Более глубокое познание
правового регулирования
Исходной базовой
юридической дисциплиной
Учебные курсы «Административное право» и «Конституционное право» также связаны с данным учебным курсом, предметы их изучения частично совпадают пли аналогичны по изучаемому материалу. Познание организации органов законодательно и исполнительной власти и основных их функций аналогично по методологической и учебно-методической схеме усвоения информации о правоохранительных органах. Однако в этих дисциплинах глубоко изучается организация и деятельность Президента РФ, Правительства РФ, Министерств, служб, агентств.
Курс «Правоохранительные органы» связан с такими дисциплинами, как уголовное право, гражданское право, криминалистика, криминология и др. Эти связи разнообразны и многообразны.
9. В правовой основе организации и деятельности правоохранительных органов главенствующее место принадлежит Конституции РФ. В Конституции РФ содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Разумеется, Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ.
Конституция РФ (ст. 2) провозгласила
человека, его права и свободы
высшей ценностью и определила обязанностью
государства защищать их. Эта обязанность
лежит и на всех государственных
органах как части
Конституция РФ содержит
ряд статей, являющихся принципами
осуществления правосудия (осуществление
правосудия только судом, независимость
судей, участие граждан в
- обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
- неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;
- при осуществлении
правосудия не допускается
Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положения в Уголовно-процессуальном кодексе.
Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней определяется, каким путем осуществляется судебная власть, каким требованиям должны соответствовать кандидаты на должность судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ. В этой же главе определены принципы организации и деятельности прокуратуры, порядок назначения на должности Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.
Некоторые нормы Конституции РФ имеют прямое действие, ими руководствуются при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности. Так, ст. 23 и 25 Конституции РФ допускают ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц только на основании судебного решения. Поскольку уголовно-процессуальное законодательство подобных норм не содержит, суды рассматривают материалы о необходимости таких ограничений прав граждан на основании этих конституционных положений. То же самое касается применения ст. 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против своего супруга и близких родственников. В связи с отсутствием соответствующей нормы в УПК РСФСР следователи, судьи обязаны при допросе разъяснять содержание ст. 51 Конституции РФ. Таким образом, некоторые положения Конституции РФ в настоящее время являются нормами прямого действия.
10. В системе правоохранительных органов РФ прокуратура занимает специфическое место. Она представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнен нем действующих на ее территории законов, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты нрав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 Закона о прокуратуре).
Главной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов.
Надзорная функция подразделяется на подфункции:
надзор за исполнением законов федеральными Министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением нрав и свобод человека и гражданина названными выше субъектами правоприменения;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением
законов администрациями
Самостоятельная функция прокуратуры - осуществление уголовного преследования, а также надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, а в судебном производстве — поддержание государственного обвинения.
Функцией прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
11.
12. Принципы прокуратуры в РФ
Организация и деятельность
органон прокуратуры
Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему.
Принцип централизации
системы органов прокуратуры
проявляется в том, что нижестоящие
прокуроры подчиняются
Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия (по осуществлению надзора, расследования преступлений и др.) каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, осуществленных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения.
Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации.
Принцип политической независимости (внепартийности) прокурорских работников сформулирован в п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические пели, и принимать участие в их деятельности. В своей служебной деятельности прокуроры и следователи не связаны решениями любых общественных объединений (профессиональных союзов и т.п.).
Принцип законности главенствующий принцип деятельности прокуратуры, обеспечивающий верховенство закона, единство и укрепление законности. Одновременно он означает и обеспечение ее требований в деятельности самих органов прокуратуры.
В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных зональный и предметный принципы.
Зональный принцип предполагает
такую организацию, когда весь объем
работы, возложенный на структурные
подразделения аппаратов
Предметный принцип произволен от понятия предмета прокурорского надзора и означает такую организацию работы прокуроров, когда обязанности между ними распределяются по конкретным сферам правового регулирования.
13. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
-
надзор за исполнением законов
федеральными министерствами, государственными
комитетами, службами и иными
федеральными органами
-
надзор за соблюдением прав
и свобод человека и
-
надзор за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
-
надзор за исполнением законов
администрациями органов и
-
уголовное преследование в
Информация о работе Унитаризм и Федерализм в государсвенном устройстве