Унитаризм и Федерализм в государсвенном устройстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

1.Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.

Файлы: 1 файл

101.docx

— 100.45 Кб (Скачать файл)

Но всё же  предмет  учебного курса «Правоохранительные  органы России»  можно определить как совокупность учебно-научной, законодательно-нормативной, исторической и ознакомительной  информации о системе правоохранительных органов и их построении.

Учебный курс «Правоохранительные  органы России» является основной вводной  обзорной юридической дисциплиной  при подготовке юристов. Входящая в  предмет курса информация об организации  и построении системы: правоохранительных органов России, отдельных видов  органов по осуществлению правоохранительной деятельности составляет основу в изучении данного курса. Нормативно-правовая информация об организации и деятельности правоохранительных органов делает его общеобязательным юридическим  курсом в вузе. Большой объем учебного и нормативного материала о различных  государственных органах, включенный в этот курс, предполагает системность  его изложения и небольшую  глубину изучения вопросов. Хотя знания о судоустройстве, организации и  основных направлениях деятельности прокуратуры, органов МВД, адвокатуры, нотариата  составляют базовую подготовку будущих  юристов.

Более глубокое познание правового регулирования деятельности правоохранительных органов предполагается в других основных и специальных  юридических дисциплинах. К числу  таких учебных курсов относятся  «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Прокурорский надзор» и другие, в рамках которых изучается функциональный аспект деятельности органов следствия  и дознания, суда пли прокуратуры. В специальных курсах «Арбитражное судопроизводство», «Конституционное судопроизводство», «Организация предварительного расследования», «Адвокатура» и других познаются процессуальные основы работы судов, органов расследования, прокуратуры, адвокатской деятельности. Основное отличие предметов этих курсов заключается  в том, что они изучают деятельность тех правоохранительных органов, с наличием и организацией которых студенты знакомятся при изучении курса «Правоохранительные органы России». При этом в будущем предстоит глубже изучать порядок практической деятельности, ее содержание, последовательность выполнения процессуальных действий специальными должностными лицами в соответствии с положениями законов.

Исходной базовой  юридической дисциплиной является «Теория государства и права», которая разрабатывает общие  для многих отраслей права понятия, используемые и при изучении курса  «Правоохранительные органы России». Например, такие понятия, как «законодательство», «закон», «государственные органы», «правоохранительная деятельность» и другие, составляют содержательную основу и учебного курса «Правоохранительные органы России».

Учебные курсы «Административное  право» и «Конституционное право» также  связаны с данным учебным курсом, предметы их изучения частично совпадают  пли аналогичны по изучаемому материалу. Познание организации органов законодательно и исполнительной власти и основных их функций аналогично по методологической и учебно-методической схеме усвоения информации о правоохранительных органах. Однако в этих дисциплинах глубоко изучается организация и деятельность Президента РФ, Правительства РФ, Министерств, служб, агентств.

Курс «Правоохранительные  органы» связан с такими дисциплинами, как уголовное право, гражданское  право, криминалистика, криминология и  др. Эти связи разнообразны и многообразны.

9. В правовой основе организации и деятельности правоохранительных органов главенствующее место принадлежит Конституции РФ. В Конституции РФ содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Разумеется, Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ.

Конституция РФ (ст. 2) провозгласила  человека, его права и свободы  высшей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность  лежит и на всех государственных  органах как части государственного аппарата. Установление, содержащееся в ст. 2 Конституции РФ, находит  свое отражение и в законодательных  актах, принимаемых в последние  годы, в частности в УК РФ, нормы  которого применяют большинство  органов уголовной юстиции.

Конституция РФ содержит ряд статей, являющихся принципами осуществления правосудия (осуществление  правосудия только судом, независимость  судей, участие граждан в осуществлении  правосудия и др.). Большинство из них получили свое развитие в других законах. В то же время ст. 49 Конституции  РФ содержит наиболее полную формулировку презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах. Более того, в Конституции РФ сформулирован  еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов:

- обвиняемый не обязан  доказывать свою невиновность;

- неустранимые сомнения  в виновности лица толкуются  в пользу обвиняемого;

- при осуществлении  правосудия не допускается использование  доказательств, полученных с нарушением  закона.

Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положения  в Уголовно-процессуальном кодексе.

Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней  определяется, каким путем осуществляется судебная власть, каким требованиям  должны соответствовать кандидаты  на должность судьи, порядок образования  и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и  Верховного Суда РФ. В этой же главе  определены принципы организации и  деятельности прокуратуры, порядок  назначения на должности Генерального прокурора РФ и подчиненных ему  прокуроров.

Некоторые нормы Конституции  РФ имеют прямое действие, ими руководствуются  при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности. Так, ст. 23 и 25 Конституции  РФ допускают ограничение тайны  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, проникновение  в жилище против воли проживающих  в нем лиц только на основании судебного решения. Поскольку уголовно-процессуальное законодательство подобных норм не содержит, суды рассматривают материалы о необходимости таких ограничений прав граждан на основании этих конституционных положений. То же самое касается применения ст. 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против своего супруга и близких родственников. В связи с отсутствием соответствующей нормы в УПК РСФСР следователи, судьи обязаны при допросе разъяснять содержание ст. 51 Конституции РФ. Таким образом, некоторые положения Конституции РФ в настоящее время являются нормами прямого действия.

10. В системе правоохранительных органов РФ прокуратура занимает специфическое место. Она представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнен нем действующих на ее территории законов, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты нрав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 Закона о прокуратуре).

Главной функцией прокуратуры  является надзор за исполнением законов.

Надзорная функция подразделяется на подфункции:

надзор за исполнением  законов федеральными Министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением  нрав и свобод человека и гражданина названными выше субъектами правоприменения;

надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  ОРД, дознание и предварительное  следствие;

надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера, администрациями  мест содержания задержанных и заключенных  под стражу.

Самостоятельная функция  прокуратуры - осуществление уголовного преследования, а также надзора  за процессуальной деятельностью органов  дознания и предварительного следствия, а в судебном производстве — поддержание  государственного обвинения.

Функцией прокуратуры  является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

11.

12. Принципы прокуратуры в РФ

Организация и деятельность органон прокуратуры осуществляется на основе ряда принципов, закрепленных в ст. 129 Конституции в ст. 4 Закона о прокуратуре, а также в нормативных  актах Генерального прокурора РФ.

Принцип единства означает, что все территориальные и  специализированные прокуратуры составляют единую систему.

Принцип централизации  системы органов прокуратуры  проявляется в том, что нижестоящие  прокуроры подчиняются вышестоящим  прокурорам и Генеральному прокурору  РФ.

Принцип независимости  органов прокуратуры состоит  в том, что все свои функциональные решения и действия (по осуществлению  надзора, расследования преступлений и др.) каждый прокурор и следователь  осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и  материалов проверок и расследований, осуществленных в соответствии с  требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств  массовой информации.

Принцип политической независимости (внепартийности) прокурорских работников сформулирован в п. 4 ст. 4 Закона о  прокуратуре. Прокурорские работники  не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические пели, и принимать участие в их деятельности. В своей служебной деятельности прокуроры и следователи не связаны решениями любых общественных объединений (профессиональных союзов и т.п.).

Принцип законности главенствующий принцип деятельности прокуратуры, обеспечивающий верховенство закона, единство и укрепление законности. Одновременно он означает и обеспечение ее требований в деятельности самих органов прокуратуры.

В деятельности органов  прокуратуры используются в качестве организационных зональный и  предметный принципы.

Зональный принцип предполагает такую организацию, когда весь объем  работы, возложенный на структурные  подразделения аппаратов прокуратур, распределяется между конкретными  их работниками по определенным территориальным  участкам («зонам»).

Предметный принцип  произволен от понятия предмета прокурорского  надзора и означает такую организацию  работы прокуроров, когда обязанности  между ними распределяются по конкретным сферам правового регулирования.

13. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

-        надзор за исполнением законов  федеральными министерствами, государственными  комитетами, службами и иными  федеральными органами исполнительной  власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами  местного самоуправления, органами  военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами  осуществления общественного контроля  за обеспечением прав человека  в местах принудительного содержания  и содействия лицам, находящимся  в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями  коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

-        надзор за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина  федеральными министерствами, государственными  комитетами, службами и иными  федеральными органами исполнительной  власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами  местного самоуправления, органами  военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами  осуществления общественного контроля  за обеспечением прав человека  в местах принудительного содержания  и содействия лицам, находящимся  в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

-        надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие;

-        надзор за исполнением законов  судебными приставами;

-        надзор за исполнением законов  администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих  назначаемые судом меры принудительного  характера, администрациями мест  содержания задержанных и заключенных  под стражу;

-        уголовное преследование в соответствии  с полномочиями, установленными  уголовно-процессуальным законодательством  Российской Федерации (в том  числе, поддержание государственного  обвинения в суде);

Информация о работе Унитаризм и Федерализм в государсвенном устройстве