Унитаризм и Федерализм в государсвенном устройстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

1.Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.

Файлы: 1 файл

101.docx

— 100.45 Кб (Скачать файл)

квалификации прокурорских работников (г. Иркутск), Юридический  институт прокуратуры Российской Федерации (г. Санкт-Петербург). Научные и образовательные  учреждения системы прокуратуры  действуют в соответствии с положениями (уставами) о них, утверждаемыми Генеральным  прокурором РФ.

21. Прокуратуры субъектов РФ

Нижестоящие органы прокуратуры, как и иные федеральные органы власти, организуются в соответствии с административно-территориальным  устройством Российской Федерации. В современный период во всех субъектах  Федерации (республиках, краях, областях) действуют прокуратуры соответствующих  субъектов РФ. Прокуроры субъектов  РФ подчинены и подотчетны непосредственно  Генеральному прокурору РФ и освобождаются  им от занимаемой должности. Прокуроры  субъектов Федерации имеют первых

заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

В прокуратурах субъектов  Федерации образуются коллегии в  составе прокурора субъекта Федерации (председатель), его первого заместителя  и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых  прокурором субъекта РФ.

В прокуратурах субъектов  Федерации образуются управления и  отделы (на правах управлений, в составе  управлений). Начальники управлений и  отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители  и начальники отделов в составе  управлений - помощниками прокуроров субъектов РФ.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших  помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов  и прокуроров-криминалистов, а также  следователей по особо важным делам  и старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры могут иметь  помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу  заместителей начальников управлений.

22. Прокуратуры городов и районов

Прокуроры городов и  районов подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого  заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших  прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей и следователей (в прокуратурах городов - следователей по особо важным делам) и их помощников. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов  и районов и приравненных к  ним прокуратурах могут быть образованы отделы.

В некоторых субъектах  РФ созданы межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов.

Прокуроры городов с  районным делением руководят деятельностью  районных и приравненных к ним  прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной  численности своих аппаратов  и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях, по вопросам, отнесенным к  их компетенции.

Прокуроры городов с  районным делением осуществляют надзор:

за исполнением законов  городским органами МСУ, органами контроля, их должностными лицами, а также  за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

за соблюдением прав и свобод человека и гражданина городскими органами МСУ, органами контроля, их должностными лицами;

за исполнением законов  городскими органами, осуществляющими  предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность;

за исполнением законов  администрацией мест содержания под  стражей подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении городских органов внутренних дел.

Компетенция прокуроров городов с районным делением:

осуществляют уголовное  преследование в соответствии с  полномочиями, установленными процессуальным законодательством;

принимают участие в  рассмотрении уголовных дел, направленных в суд городской прокуратурой;

участвуют в рассмотрении судами дел по направленным городской  прокуратурой заявлениям и искам;

вносят представления  на незаконные судебные постановления  по делам, в рассмотрении которых  принимали участие;

разрешают жалобы, заявления  и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях закона городскими органами МСУ, их должностными лицами, а также  жалобы на решения и действия законных прокуроров;

координируют деятельность городских правоохранительных органов, а также взаимодействуют с  военными и иными специализированными  прокуратурами, дислоцирующимися на территории города;

поддерживают деловые  контакты со средствами массовой информации.

23. Специализированные органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, поскольку проблемы законности в специфических сферах сохраняются. Сложились специальные прокуратуры двух типов.

Первый тип: военные, транспортные, войсковых частей –  осуществляющие возложенные на прокуратуру  функции в полном объеме в соответствующих  сферах правовых отношений.

Второй тип: природоохранные  и по надзору за исполнением законов  в исправительных учреждениях, действующие  по выполнению задач и функций  прокуратуры наряду с территориальными. Организация и деятельность прокуратуры на них распространяется в полной мере.

Специализированные  прокуратуры служат необходимым  элементом прокурорской системы.

Военные прокуратуры  осуществляют свои полномочия в Вооруженных  Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Систему  органов военной прокуратуры  составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных  округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, военные прокуратуры объединений, соединений гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (ст. 46 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Военные прокуратуры обладают полномочиями: участвовать в совещаниях органов военного управления; назначать вневедомственные проверки; по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории, в помещения воинских частей; проверять законность содержания на гауптвахтах; требовать обеспечения содержания лиц, находящихся на войсковых гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу (ст. 47 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Транспортные прокуратуры  осуществляют расследование преступлений, совершенных на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; надзор за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия; надзор за исполнением законов  в административной деятельности органов  милиции.

Природоохранные прокуратуры  осуществляют надзор за исполнением  законов об охране природы и окружающей среды, расследование экологических  преступлений.

Прокуратуры особо режимных объектов созданы в целях охраны государственной тайны и обеспечения  установленного режима секретности  на особо режимных объектах, перечень которых устанавливается Правительствам РФ. Следователи этих прокуратур расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных на особо режимных объектах. Эти прокуратуры находятся в  непосредственном подчинении Генерального прокурора РФ.

24. Военная прокуратура Российской Федерации — структурное подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором. Осуществляет надзор за исполнением законов в ВС России.

Структура

В систему военной  прокуратуры входят Главная военная  прокуратура, военные прокуроры  военных округов, флотов, РВСН, Федеральной  пограничной службы, Московская городская  военная прокуратура и другие военные прокуратуры. В России действует  более 200 гарнизонных военных прокуратур.

Формирование, реорганизация  и ликвидация органов военной  прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Назначение и  освобождение от должности Главного военного прокурора осуществляет Совет  Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

25. Правовой статус прокурора – это совокупность прав, обязанностей, гарантированных государством, а также ответственность по прокурорской деятельности. Статус прокурора соответствует статусу гражданина, но имеются некоторые ограничения.

Прокурор имеет право:

на служебное удостоверение  установленного образца, которое выдается Генеральным прокурором РФ;

обеспечение форменным  обмундированием в порядке и  по нормам, которые устанавливаются  Правительством РФ

право на ежегодный оплачиваемый отпуск,

на поощрения за продолжительную  и безупречную службу;

на профессиональную подготовку и повышение квалификации;

на материальное социальное обеспечение;

на меры правовой защиты и социальной поддержки.

Прокурор обязан (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

осуществлять надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, органами исполнительной, представительной (законодательной) власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, руководителями организаций, надзор за соблюдением этими организациями  прав и свобод человека и гражданина;

надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, судебными приставами;

надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера, администрациями  мест содержания задержанных и заключенных  под стражу;

осуществлять уголовное  преследование;

координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих  служебных обязанностей и совершение проступков могут привлекаться к  дисциплинарной ответственности (как  то замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, лишение  нагрудного знака, предупреждение о  неполном служебном соответствии, увольнение из органов прокуратуры) (ст. 41.7 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

26.(сомневаюсь)

С распадом СССР, в начале 90-х годов прошлого века, органы военной  прокуратуры, как и вся страна, переживали непростые времена: трудности  в экономике резко осложнили  финансирование, вооружённые конфликты  в различных регионах, лавинообразный всплеск преступности, многочисленные реорганизации вызвали отток  кадров прокуроров и следователей, существенно затрудняли обеспечение  законности и правопорядка в войсках. Поворотным пунктом стало принятие Конституции Российской Федерации (1993 г.) в статье 129 которой закреплено понятие прокуратуры Российской Федерации как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Принятием в 1995 г. новой редакции Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» завершается правовое оформление органов прокуратуры Российской Федерации. В Законе «О прокуратуре Российской Федерации» определены предмет и пределы надзора, куда входят: надзор за исполнением действующих в Российской Федерации законов; принятие мер, направленных на устранение нарушений закона; осуществление уголовного преследования в отношении лиц, совершивших преступления. Прокуратура имеет целью обеспечение в Российской Федерации верховенства действующих законов. Закон трансформирует содержание и назначение прокурорского надзора в уголовном и гражданском судопроизводстве, отводя прокурорам роль стороны при рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, хотя за прокурорами сохраняется право опротестовывания незаконных и необоснованных судебных решений. Законодателем разработаны принципы организации и деятельности органов прокуратуры, среди которых нашли отражение такие, как единство и централизация системы прокурорских органов, независимость прокуратуры от органов государственной власти и управления, гласность и демократизация в деятельности органов прокуратуры и др.

27. Предварительное расследование — вторая стадия уголовного процесса, следующая за стадией возбуждения уголовного дела. Органы предварительного расследования обязаны выяснить обстоятельства совершенного преступления: личность обвиняемого; степень его вины; мотив преступления; размер причиненного ущерба; причины и условия, способствующие совершению преступления и др. Установление названных обстоятельств и их оценка являются предварительными, поскольку лицо в соответствии со ст.49 Конституции Российской Федерации может быть признано виновным только вступившим в законную силу приговором Суда.

Задачи: быстрое и полное раскрытие преступления

изобличение виновных путем  сбора достаточного количества доказательств

выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления

принятие мер по обеспечению  возмещения материального ущерба (розыск и изъятие похищенного и т. д.).

Формы предварительного расследования

Частью 1 ст. 150 УПК РФ определяется, что предварительное  расследование производится в одной  из двух форм — предварительного следствия  или дознания.

Дознание имеет упрощенную по сравнению с предварительным  следствием процедуру и применяется  для менее тяжких преступлений. Та же 150-я статья УПК устанавливает  правила, по которым выбирается одна из этих форм. В частности, 3-я часть  этой статьи задает список преступлений (путём перечисления соответствующих  статей УК РФ), расследование которых, как правило, производится в форме  дознания.

28. Органы дознания — согласно п. 24 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних  дел Российской Федерации, а  также иные органы исполнительной  власти, наделенные в соответствии  с федеральным законом полномочиями  по осуществлению оперативно-розыскной  деятельности;

2) органы Федеральной  службы судебных приставов;

3) командиры воинских  частей, соединений, начальники военных  учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного  пожарного надзора федеральной  противопожарной службы.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным  делам, по которым производство  предварительного следствия необязательно,

2) выполнение неотложных  следственных действий по уголовным  делам, по которым производство  предварительного следствия обязательно.

Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

Информация о работе Унитаризм и Федерализм в государсвенном устройстве