Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:50, реферат
Культурология стремится к изучению культуры во всей полно¬те ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика культурологии выявляется в ее интегративном- характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.
Таким образом, опираясь на достижения культурологии пред-шествующих периодов (О. Шпенглер, Н. Данилевский, Л. Тойиби, П. Сорокин и другие), содержащие исследования культурно-исто-рического процесса, М. С. Каган создает свою концепцию, кото¬рая существенно отличается от предшествующих.
В свете системного подхода, целое (всемирно-исторический процесс) служит основой, определяющей характер, особенности и исторические судьбы частей (отдельные типы культуры). Подоб¬ный подход позволяет исследователю ставить вопросы о разных вариантах культурного развития общества, возникающих на том или ином его этапе. Искусство (и это особенно значимая мысль) выступает как самосознание культуры (общества). Изменения в общественной жизни вызывают смену художественных форм, сти¬лей, течений. Поэтому именами крупных направлений в искусстве Каган называет отдельные этапы исторического процесса. Исполь¬зуя системный подход, М. Каган дает глубокий анализ художе¬ственной культуры. В своей концепции ученый охватывает исто¬рию человечества в целом; выделенные им типы культуры явля¬ются не локальными или региональными, а проявлениями ее общих закономерностей.
Таким образом, мы рассмотрели ряд концепций, которые харак-теризуют развитие культурологии как науки, начиная с ее возник-новения и до наших дней. Приведенный в учебном пособии ана¬лиз не претендует на полноту охвата всех тенденций и теорий, но дает общее представление о развитии культурологической мысли.
Понятие о структуре культуры
Неисчерпаемо многообразно содержание понятий, объединен¬ных названием «культура». В первой теме данного пособия были приведены некоторые определения культуры, позволяющие судить о множестве различных подходов к анализу этого явления, о стрем¬лении выявить его глубину и сущность, богатство форм и оттенков.
Для того, чтобы понять сущность культуры, концепцию ее бытия, необходим философский анализ феномена85 культуры. Прежде все¬го, определим, что такое «сущность», в чем смысл этой категории.
«Сущность, - читаем в «Философском словаре», - смысл дан¬ной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других
""■Феномен (греч. рЬатотепоп - являющийся) - то же, что явление; в философии - понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.
— (!5 —
вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств». «Сущность - совокупность глубин¬ных связей, отношений и внутренних законов, определяющих ос¬новные черты и тенденции развития данной системы» '.
Следовательно, сущность - это та категория мысли, которая показывает изучаемое явление изнутри, дает возможность понять, что это, в чем его самобытность.
Сущность раскрывается в явлении. «Явление - конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обна¬ружения некоторой сущности»87.
Сущность и явление неразрывно связаны. Сущность более ус-тойчива, чем конкретные явления, но и она не является неизмен¬ной, неподвижной. Наука лишь тогда достигает зрелости, когда она раскрывает сущность изучаемых ею явлений.
Говоря о сущности культуры следует подчеркнуть многознач¬ность этой категории, использование ее и применение в различ¬ных отношениях, в различных контекстах. Так, широко распрост¬ранено отождествление культуры с образованностью, понятие «культура» употребляется для характеристики соблюдения норм этикета, для определения качественного состояния тех пли иных явлений («культура речи», «культура чувств», «культура жили¬ща»); к явлениям культуры относят достижения науки и искусст¬ва и т. д. В первой теме было приведено несколько десятков опре¬делений культуры, а их - уже несколько сотен.
Следует отметить, что существуют два ракурса рассмотрения сущности культуры: религиозный и светский. В контексте рели¬гиозной трактовки сам термин «культура» восходит к понятию «культ» , т. е. к вере, традициям, высшему смыслу бытия, который определен Создателем. Известный религиозный мыслитель Алек¬сандр Мень утверждал, что вера в Высший смысл Вселенной яв¬ляется стержнем, придающим внутреннее единство любой куль¬туре.
Действительно, религиозная деятельность, религиозный опыт (в том числе культовые процедуры) - это одна из функциональ¬
пых характеристик, знаменующих возникновение собственно че-ловеческого бытия.
Но есть и иной подход к выявлению сущности культуры - свет¬ский, который строится на основах рационалистического размыш¬ления, достижений науки.
Начиная с 60-х годов XX века ведутся дискуссии вокруг опре-деления сущности культуры, форм ее проявления, ее логической структуры. И в попытке определения культуры выделяются сле¬дующие направления89:
- Описательные - в них просто перечисляются отдельные эле-менты и проявления культуры (например, обычаи, верования, виды деятельности и т. п.).
- Антропологические - исходят из того, что культура есть со-вокупность продуктов человеческой деятельности, мир пещей, про-тивостоящий природе, искусственно созданный человеком («вто¬рая природа»).
- Ценностные - трактуют культуру как совокупность духов¬ных и материальных ценностей, создаваемых людьми.
- Нормативные - утверждают, что содержание культуры со-ставляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.
- Адаптивные - культура трактуется как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельно¬сти, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям.
- Исторические - подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
- Функциональные - характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единство п взаимосвязь этих функций в ней.
- Семиотические - рассматривают культуру как систему зна¬ков, используемых обществом.
- Символические - акцептируют внимание на употреблении символов в культуре.
- Герменевтические - относятся к культуре как к множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.
- Психологические - указывают на связь культуры с психоло¬гией людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.
- Дидактические - рассматривают культуру как то, чему чело¬век научился (а не унаследовал генетически).
- Социологические - культура
понимается как фактор орга¬
Ознакомившись с этими тенденциями в толковании сущности культуры, можно сделать вывод о емкости и универсальности это¬го понятия, что позволит рассматривать ее поливариативно, мно-гоаспектно: как срез общественной жнзни, социальный институт, характеристику уровня развития личности, систему общественных регулятивных норм, механизм трансляции опыта п т. д. Иногда даже предлагается все определения культуры или значительную их часть рассматривать как одно большое, «развернутое опреде¬ление», так как каждая из предложенных дефиниций охватывает одну из существенных сторон культуры. По-видимому, вырабо¬тать единственное абсолютно истинное определение невозможно, так как культура является важнейшей характеристикой бесконеч¬но сложного феномена - общества в его взаимодействии с челове¬ком и природой. Понятие «культура» выражает саму специфику общества как системы.
Сущность культуры как предельно фундаментальной катего¬рии можно определить таким образом: культура есть специфи¬ческое содержание общества, не культура - все, что вне обще¬ства. Культура представляет собой имманентную''0 характеристи¬ку общества, понимаемого как система. Специфика культуры и ее содержание определяются сущностью человека, его характерны¬ми чертами, его возможностями в динамике их осуществления. Поэтому культура рассматривается как очеловеченпость общества (социума), как человечески содержательный аспект бытия.
Явлениями культуры следует считать результаты (следы) че-ловеческой деятельности, все, возникшее при посредстве деятель-ности. Это знания, верования, нравы, право, искусство, обычаи, ха-рактерные черты и привычки, это язык, идеи, символы, коды, ору¬дия, технологии, ритуалы, общественные организации и т. д. - перечисление может быть бесконечным, включающим в себя все реализации любых человеческих возможностей, имеющих место в определенных конкретно-исторических условиях. Причем это ка¬сается не только гуманных, созидательных, но и разрушительных, антиобщественных тенденций, неприемлемых с точки зрения ак¬туальной морали. Поэтому любые проявления человеческой дея-
'"'Имманеитн ы й (лат.
пшнапепз, йшпапепШ - свойственный, прису¬щий)
-внутренне присущий какому-
тельности, имеющие место в конкретном социуме, гак или иначе представляют культуру этого социума. Для каждого социума все эти составляющие в их конкретно-исторической форме образуют его социокультурный комплекс, или культуру данного общества.
При всем разнообразии культур отмечается ряд общих черт, имеющих фундаментальный характер и присущих культурам раз-личных социумов:
- речь;
- материальные черты;
- искусство;
- мифология и научное знание;
- религиозная практика;
- семья и социальная система;
- собственность;
- правительство;
- война. (Кравченко А. Культурология. - М., 2000. - С. 38).
Сущность культуры может быть познана через ее явления, по¬тому что она в них выражена, реализована как одна из сторон, черт этих вещей, предметов и т. д. Культура обозначает в своих носителях все, что в них возникло вне природы, как продукт ак¬тивной деятельности человека.
Важным моментом существования культуры является решение вопроса о соотношении культуры и потребностей.
«Культура является одним из средств (форм, способов) удов-летворения главной потребности любой системы, в том числе и общества: потребности в выживании, в существовании, в самосо-хранении» . Но для общества имеет первостепенное значение со-хранение ие только его биологической и материальной основы, но того, что составляет содержание и суть его специфики: социальных отношений, разума, духовности, гуманистической нравственности творческого духа и т. д. Для общества самосохранение означает сохранение и развертывание всей структуры, так как утрата лишь некоторых компонентов культуры - например, убеждений, нрав-ственных ценностей и норм становится трагедией и воспринимает¬ся как гибель культуры. В культурологии выделяются две основ¬ные части, дающие возможность выявить ее специфику: культур¬ная статика, описывающая культуру в состоянии покоя, п культурная динамика, раскрывающая особенности ее движения, развития.
Культурная статика дает возможность проанализировать впут- реннее строение культуры, совокупность ее основных, базисных элементов или черт формы культуры - характерные сочетания этих элементов, их конфигурации.
Динамика раскрывает средства, механизмы и процессы транс-формации культуры, ее зарождения, развития, разрушения, раз¬личные изменения.
Сложнейшее явление - культура имеет свои исходные эле¬менты - материальные и нематериальные.
Культура существует в предметном и личностном видах. Они являются ее характеристиками со стороны внешнего и внутренне¬го содержания. Внешний, или предметный, вид культуры органи¬зован по принципу материального существования. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной куль-турой.
Внутренний, или личностный, вид культуры организован по принципу духовного существования. Ведущую роль в нем играют идеалы и цели, побуждения и влечения самого человека, его пред-ставления о себе и окружающем его мире. Совокупность духов¬ных ценностей принято называть духовной культурой.
Выделение в культуре материальной и духовной форм суще-ствования носит условный характер. Отделить материальное от духовного можно только в воображении. Как определить границу материального и духовного, например, в архитектурном сооруже¬нии - Софийском соборе или Зимнем дворце (ныне Эрмитаже), творении Растрелли? Как отделить материальное от духовного в симфонии Бетховена?
Важнейший признак культуры - единство и гармония внешне¬го и внутреннего, материального и духовного.
Структурные элементы культуры
д нравственная
К У эстетическая, художественная
У X религиозная
л о в н политическая
ь культура межнациональных отношении
т а правовая
у я научная
р а матери-альная материальное производство
техническая
экономическая
Материальная культура может быть определена как «вопло-щенная в форму вещи духовность человека» , результат его твор-ческой деятельности, посредством которой природные объекты он превращает в предметы, свойства и качества которых обеспечива¬ют его существование как человека. Материальная культура вклю¬чает в себя орудия и средства труда, технику и сооружения, произ¬водство, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта и т. п. Материальная культура начала свое существование именно с орудий труда, затем появились техника и технологии. В сферу материальной культуры включаются также средства массового со¬общения, или коммуникации (печать, радио, кино, телевидение), ин¬фраструктура среды обитания человека, разнообразные средства потребления, материально-предметные отношения в сфере техно¬логии или экономических отношений.
Духовная культура, в широком смысле, - «совокупный духов¬ный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личнос¬ти...»93 .
Духовная культура существует в различных формах. Это нор¬мы, обычаи, идеалы, ценности, идеи, научные знания и т. д.
Некоторые ученые выделяют такие элементы духовной культу¬ры, как политическая, правовая, эстетическая, этическая, философ¬ская , религиозная.
Другие авторы предлагают иную классификацию: интеллекту¬альная (наука, философия, просвещение), эстетическая (искусство и литература), этическая, социальная (язык, быт, традиции и обы¬чаи, право и политика ), религиозная.
Есть и иные подходы к классификации духовной культуры5" .
В узком смысле термин «духовная культура» употребляется для характеристики той части культуры, которая связана с рели¬гиозной жизнью, воплощающей религиозные ценности и идеалы.