Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:50, реферат
Культурология стремится к изучению культуры во всей полно¬те ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика культурологии выявляется в ее интегративном- характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.
Б. К. Малиновский - английский ученый польского проис-хождения. Руководил этнографическими экспедициями во мно¬гих частях света. Малиновский отрицал культурный эволюцио¬низм и поддерживал органический взгляд на общество, разрабо¬танный Э. Дюркгеймом. Культуру Малиновский понимал как совокупность взаимных связей и функций. Он пытался попять, каким путем различные особенности и черты культуры обеспечи¬вают удовлетворение базовых биопспхологических потребностей индивида. Соответственно различия между культурами он видел в различных способах удовлетворения этих потребностей (пита¬ния, воспроизводства и т. д.). Малиновский оказал влияние на целое поколение антропологов («функциональная школа»).
Широкую известность приобрела североамериканская школа культурантропологии. У ее истоков стояла известная этнографи¬ческая школа Фр. Боаса (1858-1942) - американского ученого немецкого происхождения. Исследуя образ жизни различных на¬родов (индейцев северного побережья Тихого океана, народов Се¬верной Азии и других), Боас пришел к выводу о необходимости
"Аккультурация - процесс
приобретения одним народом
изучения культуры во всех ее аспектах, включая религию, искусст¬во, историю, язык, а также физические характеристики народа. Боас пришел к пониманию культуры как некоей целостности, счи¬тая вместе с тем, что культуры разных народов не подлежат срав¬нению и ранжированию. Боас критиковал расистские теории и сделал один из наиболее важных выводов о том, что не существу¬ет «чистых» рас, что одна раса не может господствовать над дру¬гой в силу каких-либо прирожденных черт.
Североамериканская культурантропологическая школа обра¬тилась к процессам аккультурации. Этой проблеме посвящены работы Дж. Гершковича, Дж. Мелвила, последователя американ¬ской антропологической школы южноафриканского ученого О. Оттенберга. Основываясь на опыте изучения жизни африкан¬ских народов, ученые сделали выводы о процессах адаптации аф¬риканцев к принятию цивилизованных социальных форм.
В последнее время американские культурные антропологи уде¬ляют все большее внимание психологическому аспекту. Эти про¬блемы поднимаются в трудах Г. М. и Ф. М. Кисинги («Новые перспективы культурной антропологии»), где психологический подход применяется к анализу проблемы взаимопроникновения цивилизаций.
В 1936 году английские и американские ученые объединились и опубликовали работу «Меморандум об аккультурации», где ис-следовали вопрос о взаимопроникновении цивилизаций (Т. Пит- Райверс, Хертцлер и др.). Выдающийся современный представи¬тель психологического направления американской культурантро¬пологии К. Додд в своей работе «Перспективы межкультурной коммуникации» выделил разные акты общения и смоделировал взаимодействие и связи между разными видами контактов и уров¬нем коммуникаций. Для анализа явлений культуры американские антропологи выделили и определили понятие «континуум»'-.
Культурантропология имеет большие заслуги в изучении раз-личных типов культур (языков, обычаев, типов родства прими¬тивных обществ и т. п.). За многочисленными описаниями много¬образных языков и обычаев открылся факт многообразия, уни¬кальности и неповторимости различных культур. За много¬образными ликами культур в многообразных проявлениях (ду¬ховных и материальных) одной и той же культуры проявилось универсальное начало - способ и тип человеческого общеиия с природой и обществом. Развитие культурантропологии дало так¬же основания для осмысления сосуществования диалога культур.
История культурологических учений
Становление культурологии как науки происходит в эпоху Просвещения. Именно в этот период по-новому переосмыслива¬ется культурный опыт прошлого н настоящего. Предметом анали¬за становится не только историческая, философская, научная и художественная литература древности, изучавшаяся в эпоху вы¬сокого средневековья и Возрождения, но и произведения народ¬ной культуры, археологические памятники, описания различных культур отдаленных неевропейских стран, данные о различных языках и т. д.
В эпоху Просвещения утверждается мысль о том, что человек есть творческое существо, способное изменять мир и созидать себя самого. Этому способствует ряд обстоятельств.
Первое - открытие новых земель, колониальная экспансия Ан¬глии, Франции и другие. Расширение экономических п хозяйствен¬ных контактов вело к быстрому росту этнографических сведений, вызывало необходимость исследования культур народов для обес¬печения управления ими.
Второе - разработка проблем истории и теории культуры фи-лософами эпохи Просвещения. Формируется положение: чело¬век, народы, обычаи - продукты взаимодействия окружающих при¬родных условий (Монтескье). Распространяется теория «благо¬родного дикаря», живущего по естественным законам природы (Руссо, Дидро и другие). Разрабатывается схема общеисторичес¬ких стадий культурного развития (Тюрго, Вольтер, Кондорсе), что пытаются совместить с идеей национального своеобразия каждо¬го конкретного народа, высокой ценности каждой конкретной куль¬туры (Гердер).
Третье - становление в этот период эволюционного мировоз¬зрения благодаря трудам И. Канта, П. Лапласа, Ч. Лайелля и других. Особое значение имело применение принципа развития в биологии (в начале XIX века) Ж. Ламарком, К. Бэром н уже в середине XIX века - формирование общеоргаиической теории эво¬люции Ч. Дарвином и А. Уоллесом. Просвещение стремится к целостному восприятию культуры человечества, пытается осмыс¬лить роль знания, разума, соотношение природы и культуры.
Французский философ и литератор Жан-Жак Руссо (1712- 1778) первым среди новоевропейских мыслителей поставил вопрос о цене общественного прогресса, о самой возможности улучшения природы человека, помещенного в новые условия существования.
Центральное место в этике Руссо занимал вопрос о соотноше¬нии искусства и нравственности. Эти мысли заключены в работе «Рассуждение, получившее премию Дижонской академии в 1750 году, на тему, предложенную этой академией: Способствовало ли раз¬витие наук и искусств очищению нравов».
Философ исходил из того, что достижения цивилизации раз¬вращают простого, «естественного человека». Он выступил с при¬зывом вернуться назад, к природе, обосновывая эту мысль тем, что искусство, порожденное рассудочной цивилизацией и воплощаю¬щее все ее свойства, порочно и вредно, и утверждая, что «искусства обязаны своим происхождением нашим порокам». Развитие изящ¬ных искусств являлось, по мнению Руссо, причиной падения Егип¬та, Греции и Рима. Исходя из своих антисциентистскнх" взгля¬дов, антирационализма, автор «Рассуждения...» провозглашал культ природы и чувства, призыв к естественности и простоте. В искусстве он явился одним из основоположников сентимента¬лизма - художественного направления, представители которого обращались к «естественной жизни», находя там простоту и чис¬тоту нравов, противопоставляя эти качества испорченности циви¬лизованного общества. Тенденция антиномии «натуры» и «куль¬туры» прослеживется и в знаменитой «Исповеди» Руссо, в кото¬рой естественность и искренность писателя противопоставляются условностям великосветских салопов.
Так Ж.-Ж. Руссо поставил проблему невозможности гармони-ческого единства в мире и в человеке «природы» и «культуры» и противопоставления их.
Немецкая классическая философия предприняла попытку уст¬ранить это противоречие, рассматривая культуру как историчес¬кий процесс развития духа, где противопоставление «природы» и «культуры» преодолимо и приведет к их синтезу.
Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой клас-сической философии. Он создает свою концепцию всеобщей исто¬рии и культуры, в основе которой - отношение природы и челове¬ка. Мыслитель критически относится к натуралистическим кон¬цепциям истории и культуры, в которых естественно-научные теоретические знания о природе переносились на анализ истори¬ческой и естественной жизни человека.
Кант считал, что цели природы по отношению ко всем ее созда¬ниям, в том числе, к человеку выявить теоретическим путем нельзя. По эти цели можно предположить на основании присущей чело¬веку особой рефлексиим (рефлексийной способности суждения).
|:,Антисциентизм (греч. апИ -
приставка, обозначающая противополож¬
"Рефлексия (лат. геПехю - отражение)
- размышление, полное сомне¬ний, противоречий;
анализ собственного
Сама же природа, считал философ, является продуктом высшего и непостижимого для человека божественного разума. Она содер¬жит в себе некую «последнюю цель» по отношению к человеку. Исходя из этого, историко-культурное развитие можно предста¬вить как разумно осуществляющийся процесс. Цель природы от¬носительно человека, по Капту, - развитие «природных задатков и способностей людей», что определяет содержание не только инди¬видуальности, по и родовой жизни человечества. Знания, опыт, умения передаются от поколения к поколению. Этот процесс и лежит в основе исторического развития, в ходе которого человек создает культуру. Таким образом, последней целыо природы по отношению к человеку является культура.
Ученый качественно различал два мира - мир природы и мир свободы, который и является миром культуры. Человек существу¬ет в зтих двух мирах. Конечный вывод о цели природы относи¬тельно человека таков: в итоге человек независим от самой приро¬ды в выборе и определении своих собственных целен. Кант писал: «Приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще (значит, в его свободе) - это культура»1'.
В мире природы человек не свободен, здесь господствуют зако¬ны зоологии, и человек находится во власти животных страстей, тех качеств (врожденного антагонизма, соперничества, неуживчи¬вости и т. д.), которые определяют стремление к личному счастью как высшей цели.
Кант перебрасывает мост от мира природы к миру свободы, культуры, где господствует сила морального долга (категоричес¬кий императив - всеобщий закон поведения). Человек как мо¬ральное (культурное) существо - уже не феномен, а ноумен, умо¬постигаемая сущность, свободно определяющая собственную тра¬екторию жизни, ее высший смысл и конечную цель. Человек преодолевает свои природные недостатки, совершенствует своп спо¬собности, чтобы занять в обществе достойное место. «Здесь начи¬наются первые истинные шаги от грубости к культуре, которая, собственно, состоит в общественной ценности человека»"'.
Вслед за Руссо Кант критикует цивилизацию, видит ее безжа-лостность по отношению к отдельному человеку, но отмечает ее несомненный прогресс по отношению ко всему человеческому роду. Выход из противоречий цивилизации - в переходе к справедли¬вой правовой организации общества, которая является высшей целыо для человеческого рода в процессе его исторического п
|5Кант И. Соч. в 6 т. Т. 5. - М., 1966. - С. 164. '"Там же Т. 6. - С. 11.
культурного развития. Необходимость создания гражданского общества обусловливает закономерность нравственного совершен-ствования людей. Так идея «моральности» человека и общества становится высшим проявлением человеческой культуры.
История культуры, по Канту, развертывается в интервалах меж¬ду выходом человека из естественного, природного состояния и его переходом в «моральное» состояние, причем задатки и способ¬ности человека развивает «культура умения», а морально оформ¬ляет его «культура воспитания». Перед культурой - два пути: либо она погибает в результате антагонизма между людьми, либо до конца завершает свою работу по превращению человека в фи¬зически и морально совершенное существо, «культура моральнос¬ти» которого - в исполнении долга.
Мир природы и мир свободы, считал философ, соединяет вели¬кая сила Красоты (сила искусства). Высшее проявление культу¬ры есть ее эстетическое проявление. Основные категории эстети¬ческого - прекрасное и возвышенное (работа «Наблюдение над чувством возвышенного и прекрасного», 1764). Возвышенное вы¬ступает материалом нравственности. Для восприятия искусства нужен вкус, для творения - гений.
Эти выводы И. Канта были положены в основу общего пред-ставления о сущности и назначении культуры европейскими ро-мантиками конца XVIII - начала XIX века.
Значительный вклад в развитие культурологии внес Иоган Годфрид Гердер (1744-1803) - немецкий культуролог и писа¬тель, мыслитель религиозного склада. Он понимал культуру весь¬ма широко, выделяя в качестве ее важнейших частей язык, науку, ремесло, искусство, семью, государство, религию; их взаимоотно¬шение является источником культурного развития.
Наиболее плодотворной была его идея об органической целост-ности национальных культур, формирующейся из природных ус¬ловий и духовных особенностей конкретного исторического этно¬са («Идеи к философии истории человечества», 1784-1791). Каж¬дый этнос, считал Гердер, развивается по своей особенной, специфической программе. Но он должен подняться до уровня разумности и справедливости; лишь в этом случае достигается гуманность как высшее качество человека («Письма о прощении гуманности», 1794-1797 годы).
В работе «О происхождении языка» (1772 год) автор связы¬вает появление языка с естественными законами, определяющими бытие человека. Как живое существо человек подчинен законам, но плохо к ним приспособлен. От гибели его спасает «смышле¬ность» (исключительная способность, по определению Гердера).
Именно «смышленость» и сочетании с общественными связями между людьми находит свое выражение в языке. Мысль, общество и язык равнозначны для философа человеческой культуре.
В работе «Идеи к философии истории человечества» (1784— 1791 гг.) Гердер развивает мысль о ходе истории мировой куль¬туры, развертывающейся как под влиянием внешних условий - «органических сил природы», так и от проявлений внутренних закономерностей. Он подчеркивал индивидуальный характер от-дельных феноменов культуры.
В своих исследованиях Гердер обратился к анализу литерату¬ры и народной поэзии. В работах «О новейшей немецкой литера¬туре» (1766-1768 гг.) и «Критические леса» (1769 г.) он ставит уровень развития литературы в зависимость от уровня историчес¬кого и духовного развития конкретно-исторического этноса.
Гердер создает теорию народной поэзии («Исследование о про-исхождении языка», 1772 г.; «О немецком характере н искусстве», 1773 г.; «Народные неспп», 1778-1779 гг.) и утверждает идею об изначальном равенстве народов в поэтическом творчестве.