Культурология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:50, реферат

Описание работы

Культурология стремится к изучению культуры во всей полно¬те ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика культурологии выявляется в ее интегративном- характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.

Файлы: 1 файл

Культурология как наука.docx

— 214.95 Кб (Скачать файл)

Заслуга Гердера п в том, что он обосновал идеи исторического подхода к явлениям культуры, что дало толчок к развитию прин¬ципа историзма в немецкой философии и культурологии.

Новое понимание культуры, сущности самого человека, его ра¬зума внес великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Проблемы, разрабатываемые Гегелем, решали многие вопросы культурологии. У Гегеля культура выступает как реализация разума, но разум в его концепции - это мировой разум или мировой дух, который преследует всеобщие цели, не являю¬щиеся суммой замыслов и целей отдельных людей пли сильной исторической личности. «Вообще такие всеобщие мировые цели, - (...) не может проводить в жизнь одни индивид так, чтобы все остальные становились его послушными орудиями, по подобные цели сами пролагают себе дорогу - отчасти по воле многих и отчасти против их воли и помимо их сознания»17. В основе диа¬лектического развития духа - творчество. Оно является основ¬ным предназначением жизни человека.

В работе «Феноменология духа» (1807 г.) Гегелем рассматри¬вается эволюция человеческого сознания от первых его проблес¬ков до овладения наукой и научной методологиейж . В рационали¬стической философии Гегеля мировой прогресс совершается как

"Гегель Г. [3. Ф. Эстетика. В 4 т. ~ М., 1971. - Т. 3. - С 603. '"Феноменология (греч. рЬашошепоп - являющееся + логня) - уче¬ние о явлениях (феноменах); в философии Гегеля - учение о  развитии чело¬веческого сознания, понимаемом как саморазвитие  духа.

утверждение, как самораскрытие Разума. Все действительное - разумно, все разумное - действительно, - писал Гегель. Разум, считал он, не только силен, но и «хитер»: он может добиваться своих целей не всегда прямым действием. Следовательно, разум¬ный ход истории (культура) может осуществляться и людьми, не осознающими смысла своих собственных действий.

Исходное положение философии великого мыслителя - это понимание развития реального мира как проявления идеи, поня¬тия, духа. Исторически развивающийся процесс - это процесс са¬мопознания абсолютной идеей самой себя. В работе «Энциклопе¬дия философских наук» (1817 г.) Гегель рассматривает эти про¬блемы. Их суть в следующем. В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало - «абсо¬лютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышле¬нии, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея прохо¬дит три этапа:

1) развитие идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления» - Логика;

2) развитие идеи в форме «инобытия», т. е. в форме природы, - Философия природы;

3) развитие идеи в мышлении и истории (в «духе») - Филосо¬фия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах чело¬веческого содержания и деятельности.

Гегель был верен идеалам Просвещения и прежде всего идеалу свободы. Именно свобода является субстанцией1" мирового духа и всей развивающейся культуры: «Субстанцией, сущностью духа является свобода. (...) Все свойства духа существуют лишь бла¬годаря свободе, (...) все они являются лишь средствами для сво¬боды...». Так как дух полностью реализует себя лишь в человеке, то осуществление свободы духа совпадает с ростом человеческой свободы. Проведение принципа свободы требует, по словам Геге¬ля, «продолжительной культурной работы», «которая составляет саму историю»20.

Однако в основе гегелевской концепции содержится и ее огра-ниченность. У Гегеля субъект21 (творец) культуры отождествлен с безличным разумом, а развитие культуры представлено как раз-

"Субстанция (лат. зиЬйапИа - сущность) - первооснова, сущность  всех вещей п явлений.

-"'Гегель Г. В. Ф. Соч. - М. -Л., 1935. -Т. 8. Философия истории. - С. 17-18.

-'Субъект (лат. 8пЬ|есСпт) - человек, познающий внешний мир (объект) н  воздействующий на него в своей  практической деятельности: человек  как носитель каких-либо свойств, личность.

■ ■ »■ чи Теория культуры ■■»» и»»-

вертываиие этого замкнутого в самом себе разума. Таким образом, все существенное содержание культуры есть реализация логичес¬кой идеи, замкнутой в себе логики, которая не способна к беско¬нечному развитию. Абсолютная идея (мировая культура) в конце концов остановится в своем развитии; мировой дух, развернув в истории всю полноту своих определений, сольется сам с собой в созданном им совершенном культурном мире.

В концепции, где основное место отведено Разуму, где развитие культуры сводится к логике и мышлению, умаляется значение другой стороны человеческой сущности - душевности. «В (...) выявлении всеобщности мышления, - полагал Гегель, - и состоит абсолютная ценность культуры»". Ом утверждал: «... Сущнос¬тью духа является мышление (...). Искусство же (...) не являет¬ся высшей формой духа, но получает свое подлинное подтвержде¬ние лишь в науке»-1.

Как видим, человек в теории Гегеля терял свою автономность и самоценность, подчиняясь безличному мировому духу.

Символическое воплощение мировой дух обретает в культуре, а объективное воплощение - в государстве. Таким образом, миро¬вой дух в виде культуры и государства стоит над людьми, которые являются лишь орудием для достижения его целей: «Жнвые ин¬дивидуумы и народы, ища и добиваясь своего, в то же время ока¬зываются средствами и орудиями чего-то более высокого п дале¬кого, о чем они ничего не знают и что они бессознательно испол¬няют». «Частное в большинстве случаев мелко по сравнению со всеобщим: индивиды приносят себя в жертву» .

В философии Гегеля есть замечательные мысли, оставившие неизгладимый след в культурологии. Прежде всего это его откры¬тия в области эстетики, интерес к которой доминировал в его ран¬нем творчестве. Так, он утверждал, что высший акт разума, охва¬тывающий все идеи, есть акт эстетический и что «истина и добро соединяются родственными узами лишь в красоте». Искусство н красоту Гегель связывал с деятельностью человека. Красота, но Гегелю, всегда человечна, это чувственная форма идеи. Чувствен¬ное в искусстве всегда одухотворено.

Анализируя развитие искусства, Гегель опирается на принцип историзма. Основные формы искусства, последовательно сменяв¬шиеся в ходе истории, образуют триаду: символическая (домини¬рует на Востоке), классическая (характерна для античности) и романтическая (преобладает в христианской Европе). Наиболее высокую оценку заслуживает у Гегеля классика, где содержание и форма находятся в гармоническом единстве. Гегель дает класси-фикацию видов искусств, всюду стараясь подчеркнуть принцип историзма. Этим проблемам посвящены четырехтомная «Эстети¬ка» и «Лекции по эстетике».

В работах Гегеля мы находим глубокие и интересные мысли о религии, науке, искусстве, мифе, природе символа и т. п. Но панло-гизм2-'' гегелевской концепции человеческой культуры и истории, явившийся кульминацией рационалистических идей Просвещения, не удовлетворял XIX век, мыслители которого обратились к че¬ловеку, со всей его сложностью и глубиной.

Мысли Гердера и Гегеля получили свое развитие в философии культуры немецкого романтизма. Гегель отводил романтизму осо¬бое место в культуре и искусстве. Романтизм, по его мнению, - последняя фаза художественного развития, высшая форма созер¬цания духа.

Романтизм явился выражением острого противоречия между действительностью и высоким идеалом, не совместимым с нею. Для него характерны индивидуализм и субъективизм, стремление к синтезу искусства и науки, острое неприятие всякой систематич¬ности, диалектичносгь мышления.

Ф. Гельдерлин считал поэзию и философию глубоко род-ственными формами духовной культуры. И. Ф. Шиллер (1759— 1805) - поэт и драматург, культуролог и историк - различал «наив¬ный» и «сентиментальный» типы художественного творчества и переносил их на исторический анализ культуры. Он различал непосредственное единство культуры с природой и сознательное стремление к ней как идеальное состояние культуры. Шиллер сформулировал идею эстетического становления человека, в ре¬зультате которого преодолевается отчуждение человека от своей социокультурной сущности.

И. Ф. Шиллер, А. и Ф. Шлегели26, Ф. В. Шеллинг27 поло-

Панлогизм (греч. ран - все, приставка, обозначающая охватывающий все, в целом + 1о^оз - разум) - философское учение, согласно которому бытие есть воплощение разума, законы бытия определяются законами логики, кото¬рые являются основой и движущей силой развития всего сущего.

дШлегель Август Вильгельм (1767-1845) - немецкий культуровед, пи¬сатель, лингвист, историк литературы. Его брат - Фридрих Шлегель (1772- 1829) - немецкий философ, филолог и культуровед, один из известнейших теоретиков романтизма. Братья издавали журнал «Атенеум».

■"Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775-1854) - немецкий фило¬соф, видный представитель немецкого классического идеализма, создатель на¬турфилософии и «трансцендентальной философии».

жили начало сравнительно-историческому изучению культуры, рас-сматривая ее как единый процесс общечеловеческого развития. С другой стороны, они рассматривали культуру как частную антро-пологическую проблему, придавали важное значение индивиду-альному своеобразию национальных культур.

В середине XIX в. в европейских странах организовывались географические, антропологические, этнологические общества, обоб-щавшие различные сведения об особенностях развития и функци-онирования различных культур («Общество антропологии» - Париж, Королевский антропологический институт Великобрита¬нии и Ирландии, «Общество антропологии, этнологии и доисто¬рии» - Германия и другие).

Наряду с ними стали создаваться антропологические и этног-рафические музеи (Будапешт, Стокгольм, Париж, Роттердам, Вар¬шава и другие). С большим вниманием к изучению разнообраз¬ных культур относились в США. Появились периодические из¬дания: «Фольклор» (1890) и «Человек» (1901) в Англии, «Американский антрополог» (1899 г.) в США и другие.

Появляются первые эволюционистские28 концепции культу¬ры. Основные черты этого направления: идея единства человечес¬кого рода н единообразия развития культур, прямая однолнней- ность этого развития - от простого к сложному. Очень часто - обязательность выделенных стадий развития для всех обществ, идея общественного прогресса и исторического оптимизма, про- светительско-рационалистнческин идеал будущего развития куль¬тур, психологическое обоснование явлений культуры и нередко выведение закономерностей развития общества из психических свойств индивида.

Представители этого направления: Г. Спенсер, Дж. Мак-Леп- нан, Дж. Лебок, Э. Тайлор, Дж. Фрезер - в Англии; в Германии - А. Бастиаи, Т. Вайнц, Ю. Липперт; во Франции - Ш. Летурпо; в США - Л. Г. Морган.

Эдуард Барнетт Тайлор (Тэйлор) (1832-1917) - английский антрополог, основатель антропологии в Англии. Первоначально он готовился к торгово-промышленной деятельности, но в 1855-56 годы, сопровождая английского этнолога Г. Кристи в научной поездке по Мексике, серьезно заинтересовался изучением древних куль-

Эволюция (лат. еуо1иио - развертывание) - процесс изменения, раз¬вития; философ. - одна из форм движения, развития в природе и обществе - непрерывное, постепенное количественное изменение.

Эволюционизм - учение о законах исторического развития органичес¬кого мира, основанное на эволюционной теории.

тур американского континента. В 1865 году Тайлор издал свой первый труд «Исследования в области древней истории человече¬ства», в котором отстаивал идею прогрессивного развития культу¬ры от дикости до современной цивилизации. Различия в быте и культуре отдельных народов Э. Тайлор объяснил неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития. Впоследствии он публикует ра¬боты: «Первобытнаякультура» (1871 г.), «Антропология» (1881 г.), «О методе исследования развития учреждения» (1888 г.).

Наиболее полно эволюционистская концепция Э. Тайлора из¬ложена в книге «Первобытная культура», где автор всесторонне развил идею прогрессивного развития культур, противопоставив ее «теории вырождения» (автор - граф Ж. де Местр)-'1.

Э. Тайлор, не отрицая возможности регрессивных изменений в культуре в результате исторических или природных катаклизмов, утверждал, что основное направление в истории человечества - эволюционное прогрессивное развитие культур, ибо «много изве¬стно фактов, которые по своей последовательности могут быть размещены в одном определенном порядке, по никак не в обрат¬ном». Тайлор был убежден, что все культуры должны пройти при¬мерно те же стадии, что и цивилизованные (европейские) страны - от невежественного состояния к просвещенному, в котором все большую роль должны играть рационалистическая наука и идео¬логия .

В своих исследованиях Тайлор стремился применить естествеп- но-научную систематику. Все явления культуры он уподоблял «видам растений и животных, изучаемых натуралистами». По мнению Тайлора, «история человечества есть часть или даже час¬тичка истории природы, и человеческие мысли, желания и дей¬ствия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением воли; сочетанием химических эле¬ментов и ростом растений и животных» 50.

Тайлор считал, что важнейшей закономерностью является «об¬щее сходство природы человека» и «общее сходство обстоятельств его жизни». Все народы и все культуры, по Тайлору, соединены между собой в непрерывный и прогрессивно развивающийся эво¬люционный ряд, в котором развитие происходит постепенно, от простого к сложному.

л Суть «теории вырождения» сводится к двум положениям: 1) история культуры начиналось с появления на Земле полуцивилизоваппой расы лю¬дей; 2) с этой стадии культура пошла двумя путями: назад, к обществу дика¬рей, и вперед, к цивилизованным людям

"'Тайлор Э. Первобытная  культура. - М., 1989. - С. 93.

Несмотря на недостатки метода Тайлора (эволюция явлений или элементов культуры изучалась им вне зависимости и связи друг с другом), приемы естественно-научного изучения явлений культуры, поиска их общих черт впоследствии получили название типологического сравнения и стали частью сравнительно-истори-ческого метода.

Основное внимание Э. Тайлор уделял духовной культуре, ре¬лигии, магии и связанным с ними обрядам. Термином анимизм" он обозначал «духовное существо», вера в которое, считал он, ле¬жит в основе религиозных обрядов и верований дикарей. Из пер¬вичной идеи души постепенно развились более сложные религи¬озные представления - о духах природы, растений, о загробном мире, о великих богах природы, о верховном Боге.

Э. Тайлором были сформулированы проблемы, впоследствии ставшие существенными аспектами в изучении культур: это со-вершенствование языка, характера «первобытного мышления», анализ совокупности разнообразных сведений о мистических, эк¬статических состояниях и способах их достижения в культурах и другие. Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора ока¬зала значительное влияние па изучение культур последней трети XIX века.

Информация о работе Культурология как наука