Культурология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:50, реферат

Описание работы

Культурология стремится к изучению культуры во всей полно¬те ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика культурологии выявляется в ее интегративном- характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.

Файлы: 1 файл

Культурология как наука.docx

— 214.95 Кб (Скачать файл)

Проблемам культуры посвятили свои труды Дж. Вико, К. Гель-веций, В. Франклин, И. Гердер, И. Кант и другие мыслители.

Просвещение стремилось сформировать целостное понятие о культуре, сочетающее активное действие мировых сил (в том чис¬ле и божественный Разум) в природе и деятельность человеческо¬го разума. Человек определяется как существо, наделенное разу¬мом, волей, способностью созидания, как «животное, делающее ору¬дия», а история человечества - как его саморазвитие благодаря «предметной» деятельности, понимаемой как многообразие ее форм - от ремесла и речи до поэзии и игры. Теория культуры, развиваясь в европейской философии, осмысливала мир как явление двусо¬ставное, включающее в себя «природу» и •«культуру», а сама тео¬рия культуры понималась как «царство духа» и «мир человека», как совокупность различных форм сознания - нравственного, ре¬лигиозного, экономического и т. д.

Однако уже тогда (особенно ярко в работах Ж.-Ж. Руссо) наметилась мысль о невозможности гармонического единства в мире и в человеке «природы» и «культуры». Немецкая класси¬ческая философия, стремясь устранить это противоречие, рассмат¬ривала культуру как исторический процесс развития духа, в кото¬ром противоречие «природы» и «культуры» является необходи¬мым, но преходящим моментом на пути к их синтезу. С наибольшей полнотой эти проблемы разработаны в философской системе Г. Ф. Гегеля.

Однако общий аналитический дух, господствовавший в науке XIX в., приводил к тому, что культура рассматривалась не в своей целостности, как сложпооргапизованная система, а в тех или иных конкретных проявлениях: философия религии, этика, эстетика, философия языка, гносеология, аксиология, антропология и т. д. Культурологическое знание, уходя в область конкретных паук, срасталось с этнографией, археологией, искусствознанием, науко-ведением, историей техники и т. п.

Учеиые-культурологи обращаются либо к изучению того или иного исторического тина культуры - первобытной, античной, сред¬невековой, ренессаисной (Я. Буркхард, Э. Тайлор, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, А. Малиновский, И. Хейзипга, М. Бахтин, А. Гу- ревич), либо к характеристике нескольких исторических и этни¬ческих типов культуры (Н. Данилевский, О. Шпенглер, П. Соро¬кин, А. Тойиби). Подобный подход позволяет увидеть богатство культурных форм, некоторые закономерности их исторического развития. Но сама сущность культуры как бы растворялась в мно¬гообразии ее форм.

Уже к концу XIX века обозначились существенные расхожде¬ния в понимании сущности культуры. Некоторые ученые проти¬вопоставляли «умственную, нравственную и религиозную жизнь человечества» материальной деятельности, другие же придавали понятию «культура» широкое значение, охватывающее «все сто¬роны внутренней истории: и экономическую, и социальную, и госу¬дарственную, и умственную, и нравственную, и религиозную, и эс¬тетическую» (П. Ю. Милюков, «Очерки по истории русской куль¬туры»).

Основополагающее влияние на становление и развитие куль-турологии оказали В. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассирер и О. Шпенглер, концепция которого вызвала широкий обществен¬ный интерес к проблемам культуры.

Основные идеи и концепции культурологии XX века связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Н. А. Бердяева, Э. Фром¬ма, М. Вебера, А. Тойиби, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-II. Сарт¬ра, X. Ортега-и-Гассета, П. Лсви-Брюля, К. Леви-Стросса, М. Бу- бера, Н. Я. Данилевского, А. Ф. Лосева, Д. С. Лихачева, М. М. Бахтина, А. Меня, С. С. Авериицева, Ю. Н. Лотмана, А. Я. Гуреви- ча, М. С. Кагана, Г. Гачева и других.

В XX веке американские ученые А. Кребер и К. Клакхон («Культура», 1952), обобщая достижения культурологов мира, привели 180 дефиниций культуры (не считая определений рус¬ских мыслителей рубежа Х1Х-ХХ веков, данных в приложении), которые распределены по следующим рубрикам: «описательные», «исторические», «нормативные», «психологические», «структур¬ные», «генетические», «неполные». Эту работу продолжили в 70-е годы XX века американские ученые А. Каплан и Д. Мэпнерс («Теория культуры»).

В 1983 году в Торонто состоялся XVII Всемирный философ¬ский конгресс, посвященный проблеме «Философия п культура». Конгресс продемонстрировал широкий спектр подходов к куль¬туре современных философов.

Приведем некоторые определения культуры, сформулирован¬ные различными учеными1:

3. Тайлор: комплекс, включающий знания, верования, искусст¬ва, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обре¬тенные человеком как членом общества;

Ф. Ницше: «Единство художественного стиля во всех прояв¬лениях жизни народа»;

П. Сорокин: культурный аспект сверхорганического универ¬сума, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимо¬действие и взаимоотношения;

X. Ортега-и-Гассет: социальное  направление, которое мы при¬даем  культивированию наших биологических  потенций;

К. Юнг: формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты;

4. Моррис: в широком смысле слова - система знаков;

Э. Кассирер: процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука - различные фазы этого процесса;

Т. Элиот: специфический способ мышления, чувствования и поведения;

3. Фрейд: слово «культура»  характеризует всю совокупность  достижений и институтов, отдаливших  нашу жизнь от жизни зве-роподобных  предков и служащих двум целям: защите человека от природы  и упорядочиванию отношений людей  друг с другом;

М. Хайдеггер: «реализация верховных ценностей путем куль-тивирования высших человеческих достоинств».

A. Швейцер: «Главное в культуре - не материальные дости¬жения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека»;

П. Флоренский: культура «ядром своим и корнем имеет культ ... Культурные ценности - производные культа, как бы отслояю- щаяся шелуха культа»;

B. И. Ленин: «Есть две национальные культуры в каждой на-циональной культуре», гак как условия жизни людей порождают разные идеологии;

Л. Н. Толстой (эпилог «Войны и мира»): «...духовная дея¬тельность, просвещение, цивилизация, культура, идея - все это по¬нятия неясные, неопределенные...»;

Ю. Лотман: совокупность текстов, точнее - механизм, создаю¬щий совокупность текстов;

Ю. Лотман, Б. Успенский: знаковая система;

В. Сагатовский: программа образа жизни;

Н. Чавчавадзе: воплощенные ценности;

B. Библер: - это «диалог культур»;

Е. Вавилин и Ф. Фофанов: конкретно-исторический вариант существования той или иной общественно-экономической формации;

М. Мамардашвили: «Под «культурой» я понимаю некий еди¬ный срез, проходящий через все сферы человеческой деятельнос¬ти...»;

Л. Коган: «система, выступающая мерой и способом формиро¬вания и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности»;

C. Чарновский: совокупность объективированных элементов общественного достоинства;

С. Пекарчик: единая для общественной группы семиотическая система;

М. Червинский: культура, понимаемая как процесс;

И. Херман: целостность человеческого развития, выводящего его за природные границы.

Современный культуролог Л. Е. Кертмаи наметил три основ¬ных подхода, позволивших ему сгруппировать это многообразие определений (кстати, ученый утверждает, что их - более четырех¬сот): антропологический, социологический и философский.

Первый подход - характеризуется признанием самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития оп ии находился, а также признанием равноценности всех культур на земле. 

Второй подход - стремится выявить специфические признаки культуры. Здесь культура трактуется как фактор организации п образования жизни какого-либо общества. Культурные ценности создаются самим обществом, ио они же затем и определяют разви¬тие этого общества, жизнь которого все более и более зависит от произведенных им ценностей.

Третий подход - путем анализа выделяет в жизни общества некоторые черты, характеристики, закономерности, составляющие основание культуры или причину ее развития. Философский под¬ход предполагает проникновение в сущность культуры, которая понимается как «содержание» или «способ бытия» общества.

 

Многоуровневость подходов к определению культуры.

Абстрактное обозначение общего процесса интеллектуачьиого. духовною, эстетического развития

Обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов

Абстрактное указание особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-либо обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду

Абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности: музыка, литеразу ра. живопись, театр, кино

В декларации ЮНЕСКО, принятой в 1982 г. на Всемирной конференции по культурной политике, «культура» трактуется как комплекс характерных и эмоциональных черт общества п вклю¬чает в себя не только различные виды искусства, но и образ жиз¬ни, основные правила человеческого бытия, системы ценностей, тра¬диции и верования.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение чело¬века к миру, через которое человек создает мир и самого себя.

— Ш — 

Каждая культура есть способ творческой самореализации челове¬ка, утверждение смысла человеческой жизни в соотнесении его со смыслом  сущего. В каждой культуре наличествует смысловая доминанта - тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений.

Именно наличие смысловой доминанты культуры обусловлива¬ет возможность существования пауки культурологии, которая изу¬чает доминирующий смысл и различные способы его реализации.

Методологической основой культурологии является философия. Анализ культуры опирается на метод, который объединяет объяс¬нение и понимание. Рациональное объяснение позволяет рассмат¬ривать культуру как систему смыслов, имеющих свою сущность и внутреннюю логику, дает возможность мысленно реконструиро¬вать культурно-исторический процесс, всеобщая сущность которо¬го выделена и зафиксирована в формах мышления.

Но культура нуждается не только в рациональном объяснении, но и в нерациональном понимании, так как она адресована челове¬ческой субъективности. В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, ибо необходима прежде всего целост¬ная интуитивно-смысловая причастность субъекта к постигаемо¬му явлению.'

Культурология осуществляет осмысление проблемы диалога культур, что дает возможность приобщения к иным культурам, их взаимообогащеиия .

Являясь комплексной гуманитарной наукой, культурология изу¬чает не только культуру в целом, но н различные сферы культур¬ной жизни, взаимодействуя с различными науками: антропологи¬ей, этнографией, психологией, социологией, экономической теори¬ей, лингвистикой и т. д. В исследованиях культурологов изучаются самые различные аспекты, явления и процессы культуры. Особое значение в этом плане приобретает комплекс антропологических дисциплин, причем антропология здесь понимается как наука гу¬манитарная, а не естественная.

Культураитропология - наука о развитии человеческой куль¬туры, представленной в форме культур различных пародов, оспо- вывающаяся на результатах археологических, этнографических, этнологических, лингвистических, социологических и психологи-ческих сравнительных («компаративистских» или «компаратив¬ных») исследований".

Культурантропология сформировалась в западном обществе из этнологии , этнографии  во второй половине 1920-х годов, когда на базе сравнительного анализа стали предприниматься попытки социологических обобщений, объяснения причин сходства и раз¬личий, многообразных тенденций в развитии культур разных на¬родов, субкультур и т. д. Но культурантропология отличается от этнографии и этнологии тем, что не сосредоточивается на истори¬ческих и чисто описательных материалах. Культурная антропо¬логия обращается к проблемам, направленным иа понимание об¬щества «изнутри», и имеет множество разделов: антропологичес¬кая лингвистика; доисторическая археология, изучающая человеческое прошлое в дописьменную эпоху; экология человека (сравнительное изучение адаптации человека к экосистемам); по¬литическая антропология; структурно-символическая антрополо¬гия; психологическая антропология; юридическая антропология; антропология города или урбанистическая антропология (игЬап ап1Ьгоро1о^и); прикладная антропология и другие. По мере раз¬вития появляются новые разделы культурантропологии, напри¬мер: антропология женщин (сравнительное изучение статуса жен¬щин), медицинская антропология (компаративные исследования здоровья, болезни, медицинского обслуживания) и другие.

Одним из основателей культурантропологии считается фран¬цузский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - теоретик струк¬турно-функционального подхода. Он обосновал положение о том, что общество функционирует подобно организму, что структуры общества аналогичны органам и структурам тела. Одновременно он подчеркивал, что социальная действительность представляет особую реальность, она специфична и автономна и не может быть понята на уровне психологии личности.

Среди современных зарубежных школ выделяются школа бри-танской социальной антропологии, воспринявшая методологичес¬кий подход Дюркгейма, и североамериканская школа культурной антропологии.

Важность этой пауки обусловлена тем, что культурология об-ращается к самобытной культуре этнических обществ и должна опираться на обширный этнографический материал, описывать их эволюцию, взаимоотношение и развитие. Одна из важнейших про¬блем, которую открыла культурная антропология, - взаимовлия¬ние различного типа культур, аккультурация" .

Виднейшие представители культурантропологии - английские ученые А.-Р. Рэдклифф-Браун (1881-1955) и Б. К. Малинов¬ский (1884-1942).

А. Рэдклифф-Браун придерживался взглядов Э. Дюркгейма. Он поставил перед собой задачу создать науку об обществе, в ко¬торой были бы сформулированы законы действия общества как системы.

Английский исследователь занимался изучением народностей аидаманских островов, аборигенов Австралии. Он осуществил важ¬ный синтез идей о значении детства, брака и ритуалов, подчеркнул их значимость для единства общества. А. Рэдклифф-Браун пи¬сал: «Современная антропология является функционально обоб¬щающей и социологичной, это наука сравнительной социологии».

Информация о работе Культурология как наука