Культурология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:50, реферат

Описание работы

Культурология стремится к изучению культуры во всей полно¬те ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика культурологии выявляется в ее интегративном- характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.

Файлы: 1 файл

Культурология как наука.docx

— 214.95 Кб (Скачать файл)

Чтобы разъяснить суть соотношения «Вызов» - «Ответ», А. Тойнби обращается к притче о борьбе Бога и Дьявола. Дьявол

"Детерминизм (лат. сЫегпипаге - определять) - философская кон¬цепция, признающая объективную закономерность  и причинную обусловлен¬ность  всех явлений природы и общества.

бросает Богу «Вызов», но своими действиями он побуждает Бога к «Ответу», т. е. к новому творчеству. «Дьявол обречен на проиг¬рыш. (...) Зная, что Господь не отвергнет (...) предложенного пари, Дьявол не ведает, что Бог молчаливо и терпеливо ждет, что предложение будет сделано. Получив возможность уничтожить одного из избранников Бога, Дьявол в своем ликовании не заме¬чает, что он тем самым дает Богу возможность совершить акт но¬вого творения. И таким образом божественная цель достигается с помощью Дьявола, но без его ведома»12.

Оценивая роль человека, который и являлся предметом спора Бога и Дьявола, Тойнби приходит к выводу, что именно человек несет в себе и «божественное» творческое начало, и «дьяволь¬ское» стремление к разрушению. Он пишет: «Остается признать эту роль «Дьявола-Бога», совмещающего в себе часть и целое (...), арену и состязающегося (...); ибо та часть пьесы, где происходит собственно спор между силами Ада и Рая, - лишь пролог, тогда как содержание пьесы - земные страсти человека»11.

Так в образной форме А. Тойнби раскрывает мысль о творчес¬кой природе и возможной альтернативности культурно-истори¬ческого процесса. Развитие культуры мыслитель рассматривает как серию «Ответов», даваемых творческим духом на те «Вызо¬вы», которые он воспринимает от природы, общества и внутренней бесконечности самого человека. Эта же концепция дает возмож¬ность предположить различные варианты развития, так как на один и тот же «Вызов» могут быть даны различные «Ответы».

Вся человеческая история или весь процесс цивилизации пре-вращается, таким образом, в творческую традицию, в которой слыш¬но биение основного ритма - «Вызова» и «Ответа», отступления и возвращения, расстройства и соединения, раскола и возрождения. Этот основной ритм проявляется в чередовании инь и янь11. Му¬зыка, которую создает ритм инь и янь, - это песня творения.

Придавая особое значение творческому началу, Тойнби считал движущей силой цивилизации «творческое меньшинство», отвеча¬ющее на исторические «призывы». Если в какой-то момент оно превращается в господствующее меньшинство, это ведет к гибели цивилизации.

На рубеже Х1Х-ХХ веков формируется новое направление в культурологии - структурный функционализм, основоположни-

"Тойнби А. Дж. Постижение  истории: Сборник. - М., 1991. - С. 109.

"Там же. - С. 110.

"Инь и янь - китайские  символы двух дополняющих друг  друга начал Вселенной: пассивного, темного, женственного и активного, светлого, муж¬ского.

ком которого считается французский социальный философ, соци¬олог Эмиль Дюркгейм (1858-1817), последователь А. Сен-Симо- на"'5 и О. Конта1''. Дюркгейм считал необходимым применять для познания общества научные методы, исследовал социальные фак¬ты и психологические характеристики индивида.

В теории Дюркгейма проявляется приверженность отдельным положениям предшествующего эволюционизма, но она сочетается со структурно-функциональным анализом социальных явлений. Под социальной функцией Дюркгейм понимал соответствие того или иного явления определенной потребности социальной системы.

Его творческие взгляды включают в себя положения о том, что общество функционирует подобно организму, чьи структуры ана-логичны структурам тела, и что одновременно общество является «сверхорганизмом», так что социальная реальность совершенно автономна и специфична и ие может быть понята на уровне пси¬хологии личности.

Социальная реальность рассматривалась Дюркгеймом как в корне отличающаяся от биологической и индивидуально-психо¬логической, от человеческой субъективности. «Коллективные пред¬ставления», «коллективное сознание» он считал господствующим над индивидуальным. Основной постулат теории Дюркгейма: «Первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи», включающие «всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума». Социальные факты (вещи), считал Дюркгейм, существуют вне человека и ока¬зывают па него принудительное воздействие.

Индивид при рождении находит готовыми законы и обычаи, нормы и правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, т. е. социальные факты, функционирующие самостоятельно независимо от него и оказывающие на него давле¬ние. Но социальные нормы (факты) влияют на индивидуальное поведение человека не непосредственно, а через ценностные ори¬ентации самих индивидов, т. е. социальные факты действуют не только принудительно, по и в зависимости от их желательности.

Э. Дюркгейм рассматривает структуру как совокупность соци-альных фактов, «внутреннюю социальную среду общества», состо-ящую из двух элементов: 1 - материальные и духовные ценности

'■'Сен-Симон Клод Анри (1760-1825) - французский утопический со¬циалист.

"'Конт Опост (1798-1857) - французский  философ и социолог, сформи¬ровавший  закон трех стадий общественного  развития, который ставит в тес¬ную  зависимость интеллектуальное и  историческое развитие человека.

(право, нравы, искусство, которые  влияют на социальную эволю¬цию); 2 - люди как коллективная сила, человеческая среда. Глав¬ную задачу  Дюркгейм видел в том, чтобы  объяснить, как эти два элемента  внутренней социальной среды  влияют на различные со¬циальные  процессы. Он был убежден, что  общество не может про¬цветать, если угнетается человеческая  личность, если общество не способно  гарантировать права и свободы  индивида. В теории Э. Дюркгейма  большое значение придается духовным  и нравствен¬ным ценностям как  фактам наиболее высокого уровня  и глубоко¬го воздействия на  человека. Проблемы ценностной ориентации, нравственного идеала - одни из  ведущих в концепции Э. Дюрк¬гейма.

Взгляды Дюркгейма на человека и общество восприняли круп-нейшие английские социальные антропологи А. Р. Редклифф- Браун (1881-1955) и Б. Малиновский (1884-1942 V7.

Представителем структурно-функционального метода в куль-турологии явился также американский социолог-теоретик Талкотт Парсонс (1902-1929), автор работ «Структура социальной дея-тельности» (1937 г.) и «Социальная система» (1951 г.). Опира¬ясь на структурно-функциональный анализ, он обратился к изуче¬нию путей, на которых взаимосвязанные и взаимодействующие элементы социальной системы способствуют развитию и поддер¬жанию этой системы.

В социогуманитарном познании XX века развивается фило¬софская и культурологическая школа, получившая название струк¬турализма. Основные идеи разработаны К. Леви-Строссом, Ж. Лаканом, М. Фуко и другими.

Структурализм выдвинул задачу преодоления описательности в анализе культуры и исследования ее на строго научной основе с использованием точных методов естественных наук, включая ма-тематическое моделирование, компьютеризацию и другие методы. Целью структурализма явилось выявление структуры, т. е. сово-купности отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменени¬ях, на протяжении длительного исторического периода или же в различных регионах мира. Эти всеобщие формы, или «основопо¬лагающие структуры», считают структуралисты, действуют как бессознательные механизмы, регулирующие всю духовно-творчес¬кую деятельность человека. Первичной структурой всей культуры являются знаковые системы. Более простой и универсальной зна¬ковой системой является язык. Но все культурные системы - язык, мифология, религия, искусство, обычаи, традиции и т. д. - могут быть также рассмотрены как знаковая система. Цель структурно¬го анализа заключается в поиске системообразующего фактора той или иной культуры, в выявлении единых структурных зако¬номерностей некоторого множества культурных объектов.

Становление методов структурного анализа происходит в 20- 50-е годы (психология, литературоведение, языкознание). Наибо¬лее отчетливо его черты сложились в структурной лингвистике, для которой было характерно стремление определить структуру языка в отвлечении от его развития, от географических, социальных, исторических обстоятельств его существования (внутреннее важ¬нее внешнего) и других несистемообразующих элементов. Особое значение приобретало соединение лингвистики с семиотикой ™.

Второй период в развитии структурализма - 50-60-е годы - связан с распространением методов структурной лингвистики на другие области культуры. Этот процесс прежде всего проявился в творчестве французского ученого Клода Леви-Стросса (1908- 1990), создателя концепции структурной антропологии. Леви- Стросс исследовал культурную жизнь первобытных племен и на основе богатого этнологического материала, используя метод струк¬турного анализа, пришел к выводу, что социальные и культурные установления (правила браков, терминология родства, тотемизм, ритуалы, маски, мифы и другие) представляют собой особого рода языки. В каждой из этих сфер происходит нечто вроде обмена информацией. Отвлекаясь от исторического развития изучаемых исследователем первобытных обществ, он ищет то, что было бы общим для всех культур и всех людей. Леви-Стросс обосновыва¬ет идею сверхрационализма - гармонии чувственного и рацио¬нального начал, утраченной современной европейской цивилиза¬цией, но сохранившейся на уровне первобытного мифологическо¬го мышления.

Леви-Строссу принадлежит структурный анализ мифологии (работа «Мифологичные»). В отличие от предшествующих ис¬следователей Леви-Стросс считает, что смысл мифа не находится внутри мифологической фабулы, он скрыт во внутренних отноше¬ниях между всеми его элементами, а это может быть обнаружено только посредством структурного анализа.

В 60-е годы структурный метод приобрел популярность в США и нашел свое применение в социологии, архитектуре, литературе, искусствоведении, антропологии. Леви-Стросс занимает видное место среди исследователей, считающих, что в бытии человека на¬ходят проявление различные культуры, выражающиеся в поведе¬нии, языковых образцах, мифах и обнаруживающие общие для всех базисные структуры человеческой жизни.

Структурный метод анализа явлений культуры применил в своих трудах Мишель Фуко (1926-1984), французский философ, исто¬рик культуры. В его творчестве различают три периода: период изучения «археологии знания» (60-е гг.), период исследования «генеалогии власти» (70-е гг.) и период преимущественного вни¬мания к «эстетикам существования» (80-е гг.). Наиболее извест¬ная среди «археологий» - работа «Слова и вещи» (1966 г.). В европейской истории познания М. Фуко вычленяет три эписте- мы, или познавательные поля: Возрождение, классический рацио¬нализм и современность. Главное основание для их сопоставле¬ния и противопоставления - соотношение «слов» и «вещей», пе¬рипетии'  языка в культуре: язык как вещь среди вещей (Воз¬рождение), язык как прозрачное существо выражения мысли (клас¬сический рационализм), язык как самостоятельная сила в совре¬менной эпистеме. Последнее превращение «языка» вместе с «жиз¬нью» и «трудом» угрожает единству человека. Философ считает, что в современную эпоху вопрос о человеке как о сущности невоз-можен. Отсюда - идея о «смерти человека» («человек умирает - остаются структуры»). Именно эта мысль и была воспринята как девиз структурализма.

Фуко исследует проблемы власти, соотношения власти-знания, генеалогии1'0 власти, стратегии управления индивидами и т. д. В 80-е годы Фуко ищет ответ на вопрос о том, как и в каких формах возможно «свободное» поведение морального субъекта, которое позволяет ему «индивидуализироваться», стать «самим собой», преодолевая заданные коды и стратегии поведения.

Эти идеи знаменуют наступление постструктурализма. В ны¬нешней ситуации, считает Фуко, когда мораль кодов и установле¬ний оказывается исчерпанной, на первый план выходит «этика существования» как мораль конкретного поступка. Постструкту-ралистская свобода немыслима без знания, анализа, исторических исследований. Гуманитарные науки связывают один из эпизодов культуры с другим, с тем, «в котором укореняются их существова¬ние, способ бытия, их методы познания».

М. Фуко оказал значительное влияние на развитие современ¬ной культурологической мысли. Испытал его Жан-Франсуа Ли- отар (р. 1924), французский философ, постструктуралист, обра¬тившийся к анализу властных (в тенденции - тоталитаристских) импульсов европейской культуры. Особенности современной эпохи он определил как закат «модерна» и наступление «постмодерна».

Ярким представителем постструктурализма явился француз¬ский философ Жак Дерида (р. 1930). Главные объекты его кри¬тического рассмотрения - тексты западноевропейской метафизи¬ки, с характерным для нее пониманием бытия как присутствия. При анализе текстов он обращается к выявлению в них опорных понятий и слоя метафор, указывающих на несамотождествеипостъ текста, на следы его перекличек с другими текстами. Основные труды: «О грамматологии», «Письмо и различие» (1967), «Поля философии» (1972 г.), «Рассеяние» (1972 г.), «Позиции» (1972 г.) и другие. В работе «Психея: изобретение другого» (1987 г.) про¬изведения разных жанров объединены вокруг общей темы: что такое дух и душа? как возможно и кем свершается событие изоб¬ретения? как вообще возможна сама философия?

В последнее время Ж. Деррида занимается проблемами «на-циональных философий», изучением различия национальных тра¬диций в философском мышлении.

Значительное место в развитии культурологии занимает «фи-лософия жизни», которая была преимущественно философией культуры. Основоположником этого направления явился немец¬кий философ Фридрих Ницше (1844-1900). Центральное место в философско-культурологической концепции Ницше занимает по¬нятие «жизнь», основу которой образует воля. На раннем этапе творчества для Ницше характерна эстетизация жизни и воли. Он считал, что понять и выразить импульсы волн невозможно с помо¬щью разума и науки. Это способна сделать только такая синтети¬ческая форма жизнедеятельности человека, как искусство, в кото¬ром Ницше различает два начала: аполлоновское и дионпсийское. Аполлоновское (аполлоническое) он связывает с искусством плас¬тических образов, дионисийское - с музыкой. Чтобы разъяснить природу этого ограничения, Ницше предлагает представить худо¬жественные миры сновидения и опьянения. Он приводит мнение римского философа и поэта Лукреция о том, что в сновидениях душам людей впервые предстали чудные образы богов. По словам Ницше, прекрасная иллюзия видений есть предпосылка всех плас¬тических искусств, а также одна из важнейших сторон поэзии.

Эта радостная необходимость сонных видений выражена гре¬ками в боге Аполлоне, божестве света, воплощающем в себе пол¬ное чувство меры, самоограничение, свободу от диких порывов. В аполлоническом начале есть свет, блистающий, беспрерывно тку¬щий красоту, не знающий пределов своей фантазии. Но в нем нет трепета жизни, он поражает своим бездушным спокойствием, от¬сутствием тепла и сострадания. Поэтому аполлоновское начало - рационально-упорядоченное и критическое.

Информация о работе Культурология как наука