Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:50, реферат
Культурология стремится к изучению культуры во всей полно¬те ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика культурологии выявляется в ее интегративном- характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.
Ранее уже говорилось об условном делении на материальную и духовную культуру. И та и другая - результат сознательной дея-тельности человека, что уже свидетельствует о ее «духовности». «Всякая культура, - писал II. А. Бердяев, - есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу - она есть продукт твор¬ческой работы духа над природными стихиями3-''.
Материальная культура, испытывая влияние духовной, в свою очередь, воздействует на науку, искусство, - в целом, иа духовную жизнь общества. Так, развитие техники, особенно начиная с эпохи Возрождения, обусловило рождение новых культурных форм. Изобретение печатного стайка активизировало развитие литера¬туры, ее новых жанров. Появилось печатное слово, которое до сих пор, несмотря на развитие телевидения, компьютерной техни¬ки, остается главным носителем культурных ценностей.
Изобретение в конце XIX века кино и радио послужило тех¬нической основой того революционного скачка, который опреде¬лил развитие духовной культуры XX века.
Возникновение электронной техники в XX веке привело к по-явлению невиданной ранее глобальной культуры, объединившей как материальные, так и духовные результаты деятельности всего человечества.
Современная техника, многократно умножившая силы и воз-можности человека, в то же время породила острые противоречия, стала одной из причин кризиса цивилизации, о чем писал Бердяев еще в 1931 году: «Кризис нашего времени в значительной степени порожден техникой, с которой человек не в силах справиться»'"'.
В раскрытии сущности культуры большое значение имеет по¬нятие деятельности.
Деятельность - это форма социальной активности, направлен¬ная на преобразование действительности. Деятельность - одна из основных характеристик человеческого бытия, «она движитель и мотор, обеспечивающий беспрестанное, уходящее в бесконечность развитие человечества как материальной и духовной системы, со¬ставляющей реального мира»97.
Деятельность как форма проявления культуры
Деятельность есть целенаправленное, активное преобразование мира и человека
СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
репродуктивные творческие
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
предметно- практическая духовно- практическая духовно- теоретическая
создание второй природы преобразование человека теоретический уровень сознания
М. Катай, раскрывая сущность культуры через понятие дея-тельности, делает вывод: «В философском анализе культура пред¬стает перед нами, следовательно, как такая форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью...»118. Она охватывает «качества самого человека как субъекта деятельности», способы деятельности и многообразие предметов, «... эта предметность культуры оказывается инобытием человека»1111.
Причем Каган рассматривает своеобразный «круг культуры», в который входят не только процесс «опредмечивания», т. е. пред¬метное бытие культуры, создание материальных ценностей, но и «распредмечивания», в ходе которого человек растет, обогащается, меняется и сам становится предметом культуры (см. схему I)"*1.
В историческом плане эта схема представляет уже не круг, а спираль, так как каждое новое поколение людей находится на бо¬лее высокой деятельной ступени предыдущего, ибо оно освоило переданное ей по традиции культурное наследие и преумножило его своей деятельностью (см. схему 2).
М. Каган полагает, что следует согласиться с теми философами, которые считают культуру производной от деятельности человека.
Важнейшая проблема в понимании сущности культуры - соот-ношение культуры и природы. Острота этой проблемы особенно ощущается в наше время, когда человечество вступило в эпоху «экологического кризиса». Необходим анализ взаимоотношений между природой и культурой, сложившихся в истории человече¬ства, существующих в паше время и возможных в будущем.
Схема 1 .
Культура предстает перед нами как преобразование натуры - естественной, природной среды, в которой существует человек и к которой он, в отличие от животных, не только должен сам приспо-сабливаться, но и приспособить ее к своим потребностям, интере¬сам. Происходит это не инстинктивно, а по различным, обретен¬ным в социальной жизни человека установкам - интеллектуаль¬ным, духовным ит. п.
По определению М. Кагана, «культура предстает перед нами, следовательно, как особый облик природы, неизвестный ей самой, но реализующий заключенные в ней возможности, способ ее суще-ствования...» .
Так, культурные злаки, домашние животные, орудия труда п т. п., оставаясь природными вещами, приобрели сверхириродпые качества, неподвластные действию физико-биологических сил. Эта двусторонняя природно-культурная реальность характеризует и самого человека, который остается биологическим, физическим, химическим «телом», живущим по законам материи, по стремя¬щимся и обретшим возможность изменять собственную природ¬ную данность (избавление от болезней, различные системы пита¬ния, при помощи спорта изменение данных от рождения телесных структур, протезирование органов тела и, наконец, клонирование - воссоздание человека из его клетки). Но главное - это превраще¬ние естественного биологического бытия человека в культурный способ существования. Так, человек в ходе эволюции выявляет безграничные сферы своего существования в мире, проникая в мик¬ромир и космическое пространство, охватывая и собственно чело¬веческую, и внечеловеческую форму бытия.
Этот процесс сопряжен с глубокими конфликтами, начало ко¬торым положено в первобытную эпоху, в культуре древних циви¬лизаций. Особенно остро противопоставление природы и культу¬ры стало восприниматься в XVIII в. - в концепции Руссо о раз¬вращающих последствиях развития цивилизации, в септи- менталистском10- противопоставлении естественного чувства и сверхприродной активности ума и т. п.
В настоящее время метаморфозы, которые производит культу¬ра с природой, заключают в себе различные уровни их взаимоот¬ношений и ведут к разнообразным оценкам, нередко противопо¬ложным. С одной стороны, обожествление природы и поклонение ей, с другой, - пренебрежение законами природы и стремление навязать ей человеческую волю, что приводит нередко к катастро¬фам: разрушение четвертого блока Чернобыльской АЭС, гибель атомной подводной лодки «Курск» - примеры, к сожалению, мно¬гочисленны.
Сложно и многообразно соотношение природы и культуры в человеческом бытии, в индивидуальном развитии каждого кон¬кретного человека, что обусловливает поливариативиость прояв¬лений человеческой личности. Соотношение этих феноменов от¬ражено в следующей схеме.
Культура в системе бытия
Своеобразие связей натуры и культуры в человеке находит свое образное выражение в искусстве, освобожденном от необходимос¬ти подчиняться законам природы. Именно поэтому оио исследует соотношение природного и культурного в человеке с такой глуби¬ной и тонкостью, которая не доступна ни практике, ни науке.
Прежде всего это нашло выражение в мифологии. Мир мифо-логических образов был именно трансформацией форм существо¬вания природы: тотемные'ю представления, языческие боги и т. п. -
""Тотем (англ. к>(:ет
из яз. индейцев, означающее «его
род») - живот¬ное, растение, предмет
или явление природы, которые
у родовых групп служи¬ли
плоды превращения натуры в культуру; история древневосточно¬го и древнегреческого искусства (движение от изображения лю¬дей с птичьими или звериными головами к одухотворенным обра¬зам Эхнатона и Нефертити, от архаических статичных скульптур к драматически напряженным портретам Лисиппа и Скопаса и т. д.). Этот ряд можно продолжить, включив в него все достиже¬ния изобразительного искусства, создания садово-паркового ис¬кусства, художественные исследования поведения человека в ли¬тературе, театре, кино, на телевидении и т. д.
Чрезвычайно важно рассмотреть соотношение «культура - об-щество». Суть отношений общества и культуры заключена в их взаимной потребности друг в друге, в их всестороннем взаимодей-ствии. Культура необходима человеческому обществу с первых шагов его существования. Тип организации коллективной жизни, который сложился в мире животных, перестал функционировать в жизни первых человеческих обществ. Люди научились созда¬вать разнообразные объединения, союзы, организации - от родо¬вых, племенных, религиозных до современных экономических, по¬литических, правовых, научных, художественных и т. д., деятель¬ность которых обеспечивалась не врожденными инстинктами, а обретаемыми ими представлениями, убеждениями, знаниями, уме¬ниями. Эти социальные структуры были детерминированы кон¬кретными условиями существования социума на определенной ста¬дии развития. Основой культуры стали сознательные действия, что и отличает радикальнейшим образом человека от животного. Поэтому мера сознательности (в индивидуальном поведении, дей¬ствиях руководителей государств, политических партий, вождей масс ит. д.) является показателем уровня культуры. В развитии человеческого общества определяющую роль играет политичес¬кая культура.
Необходимо рассмотреть культуру и с точки зрения потребно¬стей человека и общества, определяемых иерархией ценностей. Культура в конечном итоге служит средством удовлетворения потребностей.
Потребность - это необходимость в чем-либо, т. е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувства, которые он осознает как необходимость удовлетворения.
Различают исходные, или первичные, потребности человека, которые связаны с его биологией и психикой, и вторичные, кото¬рые образованы в нем жизнью в обществе и культурой. Значи¬мость тех или иных потребностей определяется их ценностью.
Ценность - это свойство того или иного предмета, явления удов-летворять потребности, желания, интересы человека или общества.
Мир ценностей и их производство представляют собой культуру. В обществе складывается определенная система ценностей. Иерар¬хию ценностей можно представить следующим образом:
- смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);
- жизненные (витальные) ценности и блага (жизнь, здоровье, благосостояние, семья, жилище и т. д.);
- духовные (наука, искусство, принципы управления экономи¬кой, политикой и т. д.);
- моральные (прежде всего признание ценности человека как неотъемлемого достоинства человека);
-демократические (свобода слова, печати, партий, национальный суверенитет и т. д.).
Выделим сферу моральных ценностей:
- уважение к жизни и смерти (личная ответственность за жизнь перед лицом смерти);
- любовь к истине (искренность, трудолюбие и мужество в стрем-лении к ней);
- любовь (верность, порядочность, бескорыстие, уважение лич-ности в другом человеке);
- уважение свободы в другом человеке, так как свобода отно¬сится к сущности человека и именно в ней раскрываются лучшие качества человека .
Ценности формируются в результате осознания субъектом10' своих потребностей в соответствии с возможностями их удовлет¬ворения, то есть в результате ценностных отношений.
Особый класс представляет эстетическая ценность. Ее своеоб¬разие определяется специфическим характером эстетического от¬ношения человека к действительности - непосредственным, чув¬ственно-духовным, бескорыстным восприятием. Основным видом эстетической ценности является прекрасное, которое выступает во многих конкретных вариациях (изящное, грациозное, великолеп¬ное и др.).
Другой вид эстетической ценности - возвышенное (вариации - величественное, величавое, грандиозное и т. п.). Прекрасное и возвышенное диалектически соотносятся с «антиценностями» - безобразным и низменным. Особую группу ценностей составляют трагическое и комическое, характеризующие ценностные свойства различных драматических ситуаций в жизни человека п общества и образно моделируемые в искусстве.
Особой проблемой является роль художественной культуры в жизни культуры как целостной системы. Выделение художествен¬ной культуры в самостоятельную подсистему разрушает традици¬онную дихотомию «материальное/духовное». Здесь происходит не просто слияние, а взаимное отождествление, взаимопроникно¬вение материального и духовного в художественном образе, кото¬рый является специфической для искусства формой выражения мыслей и чувств художника. Взаимное отождествление «проис¬ходит с переживанием и звучанием в музыкальной мелодии, с чув¬ством и жестом в танце, с настроением и цветопластпческой фор¬мой в живописном или скульптурном этюде, с поэтической мыс¬лью и словесным выражением в искусстве слова, короче - во всех разновидностях художественной разности»101'.
М. Каган делает вывод об особой роли искусства в системе культуры: если научное познание доставляет культуре необходи¬мую информацию и является сознанием культуры, то «функция искусства - быть самосознанием культуры», первое сообщает ей информацию о среде, в которой функционирует система, а другое - о ее собственных внутренних состояниях»'07. Роль «самосозна¬ния» культуры играет искусство. Оно в образной форме отража¬ет объективный мир таким, каким он предстает в данной культу¬ре: западной или восточной, античной или средневековой, класси¬ческой или постмодернистской.
Многоаспектность художественной ценности отражена в схеме на стр. 79.
Историческая типология культуры - одна из важнейших про¬блем культурологии. Современная наука датирует начало про¬цесса антропогенеза108 (а вместе с ним - соцногенгеза человечес¬кой культуры) временем в 2,5-1,7 млн лет назад. Эпоха сформи-ровавшегося человека (человека - носителя культуры) включает в себя два основных периода: архаический (первобытный) п ци¬вилизованный. Время цивилизованного исторического существо¬вания охватывает относительно небольшой временной отрезок (примерно 5-6 тысячелетий). В этом процессе формируются ис¬торические типы культуры - сменяющие друг друга эпохи в раз¬витии общества (например, первобытная культура, античная куль-
Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С. 131. ",7 Там же. - С. 131, 132.
"|К Антропогенез (греч.
ап(:Ьгоро5 - человек + депе515 - происхожде¬ние)
- учение о происхождении
Художественная ценность
тура, средневековая культура и т. д.). Наряду с этим выделяются региональные культуры - надэтнические культурные общности, которые формируются в определенном географическом ареале и на протяжении значительного времени сохраняют свою специфи¬ку (например, культура Европы, культура Латинской Америки и т. д.).
Существуют периодизация и выделение исторических типов культуры в связи с возникновением и развитием философии: до- осевые (дофилософские) и осевые (философские) культуры. Хро-нологическая граиь, разделяющая их, - середина I тыс. до п. э.