Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций
Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.
В общесоциологическом аспекте понятие «деятельность» характеризует и активность социального субъекта. Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями «социальная активность» и «социальная деятельность». Однако это не синонимы, хотя понятия взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют общие качественные характеристики. Деятельность — это процесс реализации социальной активности, поскольку сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его деятельности».
Что касается понятия «социальная активность», то наиболее точным, по нашему мнению, является определение Н.С. Мансурова, считающего, что социальная активность — это «проявление сущностных свойств личности в общественной жизни, то есть в таких социальных условиях, в которых протекает ее бытие». Социальная активность как проявление сущностных свойств личности выражается через деятельность, непосредственно связана с ней.
Социально-культурная деятельность как научная дисциплина тесно связана с педагогикой, и в поле ее зрения находятся процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но рассматриваются в определенном, специфическом ключе: педагогический процесс, средства, формы, методы и др. понятия. Связь с педагогикой обусловлена тем, что социально-культурная деятельность носит развивающий характер, способна оказать направленное воздействие на личность. Этот процесс осуществляется на основе во многом общих с педагогикой закономерностей.
Социально-культурная деятельность - неотъемлемый элемент жизни общества; сегодня она оказывает реальное влияние на различные стороны его существования, различные общественные отношения. К наиболее заметным можно отнести следующее:
1. Поддержка общественных инициатив. Общественные центры правовой защиты населения, консультационные пункты по социальным вопросам, лаборатории общественного мнения, депутатские комиссии, экологические и историко-культурные движения.
2. Организация социальной работы. Социальная поддержка безработных, инвалидов, одиноких, пожилых людей, многодетных и малообеспеченных семей и др. категорий; профилактик девиантного поведения, работа с группой риска, организация опекунства, усыновления, попечительства.
3. Оказание позитивного влияния на семью. Социально-культурные институты общества (клубы, библиотеки, центры социальной защиты, центры социально-духовной реабилитации и др.) обладают широкими возможностями для привлечения внимания общества к положению женщины, семьи, детей.
Социально-культурная деятельность - это область профессиональной деятельности. В номенклатуре специальностей и специализаций учебных заведений Министерства культуры РФ выделена специальность «Социально-культурная деятельность» со специальным предметом «Социально-культурная деятельность». Данный курс является профилирующим предметом специальности; системообразующим в содержании и структуре учебного плана, а значит и в подготовке специалиста.
Таким образом, социально-культурная деятельность представляет собой общественно значимый феномен, подсистему духовной жизни общества, которая в свою очередь подразделяется на педагогическую, социальную и обучающую подсистемы. Компоненты внутри этих подсистем тесно взаимосвязаны, плавно переходят друг в друга на основе закономерных связей в контексте их достаточности для рационального, целесообразного функционирования целостной системы «социально-культурной деятельности». Компоненты фактически трансформируются в подсистемы, входящие в системы СКД.
Преломление в практике
социально-культурной деятельности положений
и закономерностей философии, социологии,
педагогики, общей и социальной психологии,
теории культуры, этики и искусствоведения,
права, теории управлении и экономики.
Теория и практика социально-культурной
деятельности в различных сферах жизнедеятельности
человека. Взаимосвязь социально-культурных
процессов с историей православной церкви,
культуры, просвещения, общественных связей
и отношений, общественно-просветительных
движений и инициатив в России.
Перечень
некоторых разделов общественных наук,
связанных с теорией СКД. Философия
- законы общественного развития, взаимодействие
человека и общества, человек в окружающем
мире. Культурология - культура и общество,
культура личности, культура как система.
Психология - темперамент человека, особенности
развития психики, психологическая диагностика
личности. Педагогика - образовательная
деятельность, педагогический процесс,
педагогическая система, педагогические
исследования.
Социология - теория социальной группы,
социальные движения, социокультурный
процесс. Политология - политическая жизнь
общества, политические системы, политическая
культура. Экономическая теория - экономические
системы, понятие рынка, экономическая
культура. Искусствоведение - виды искусства,
учреждения искусства, проблемы и тенденции
развития искусства. Экология - экологическое
движение, экологическая культура. Религиоведение
- история религии, религиозные концессии,
движения. Эстетика - эстетическое воспитание,
эстетические категории, художественное
воспитание.
В системе общественных наук философия является ведущей, методологической основой всех наук. Теория СКД связана, прежде всего, с педагогикой, поскольку СКД стремится к постижению общих закономерностей развития личности, формирования ее общественно значимых качеств. Остальные науки по отношению к теории СКД примерно одинаковы значимы.
Социально-культурная деятельность представляет собой педагогическую систему, связанную с другими сферами человеческой деятельности, ей принадлежит активная роль в формирова нии общественной практики наряду с экономикой, политикой, идеологией. СКД как педагогическая подсистема, выражая суть и методику педагогического воздействия, выступает как связь субъекта и объекта. Система, следовательно, состоит из следующих необходимых и достаточных компонентов: субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая база, финансовое обеспечение процесса. В рамках этой системы социально-культурная деятельность рассматривается как педагогически направленная, формирующая и развивающая личность.
Социально-культурная деятельность представляет собой достаточно крупный общественный феномен, который связан с включением личности в общественные отношения через ведущие институты социально-культурной сферы. Социальные институты формируют благоприятную культурную среду, необходимую для осуществления разнообразных видов социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как социальная система функционально объединяет различные социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение каждой личностью.
Социально-культурная деятельность как учебная дисциплина ставит своей целью профессиональную подготовку специалиста, владеющего знаниями, умениями и навыками организации различных видов и форм социально-культурной деятельности.
Таким образом, социально-культурная деятельность, являясь подсистемой духовной жизни общества, вместе с тем как система подразделяется на ряд подсистем, через функционирование которых проявляются и воспроизводятся сущность, содержание, специфика и социальная природа данного явления.
Остановимся на содержательных характеристиках социально-культурной деятельности, которые наиболее полно проявляются через направления ее функционирования:
деятельность, связанная с созданием благоприятной культурной среды, цели которой реализуются через социально-педагогические, организационно- посреднические и административно-управленческие функции (процесс формирования куль турной среды как необходимого пространства для осуществления социально-культурной деятельности).
Лекция № 12. Функции и принципы социально-культурной
деятельности
Слово «функция» (исполнение, деятельность) широко используется в различных областях деятельности человека и при этом имеет различные социальные значения. Применительно к социальным отношениям функция понимается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Речь идет о проявлении сущностных свойств объекта или явления, его специфических качеств.
Функции
социально-культурной
Функции социально-культурной деятельности отражают потребности, интересы личности и потребности требования общества к ее развитию. Соотношение этих групп потребностей, личностных и общественных, разграничивается не по содержанию деятельности, а по уровню общественной значимости потребностей, на основе которых определяются функции.
Рассматриваются два основных уровня функций СКД: социологический, при котором за основу берутся потребности общественного развития, и личностный, когда функции СКД определяются с позиций потребностей личности.
Социально-культурная деятельность многообразна: многообразны ее виды и подходы к человеку - главному элементу этой деятельности. Человек как субъект познания, как потребитель культуры, как объект воспитания - в этом многообразии можно выделить определяющее звено. Им является человек как объект социализации, инкультурации, воспитания и развития - субъект воспитывающей деятельности. И это звено – человек - может быть рассмотрено с точки зрения общественных потребностей.
Именно потребности общественного развития, главным образом, позволяют верно установить основные социальные функции.
Потребности общества - фактор возникновения и функционирования СКД, требования общественного развития оказывают определяющее влияние на формирование видов и и определение функций СКД. Потребности общества в социализации, инкультурации его членов в сохранении и воспроизводстве культурного наследия, интеграции культурных сил, общении и взаимодействии различных культур, эстетизации среды проживания вызвали к жизни такое явление как социально-культурная деятельность.
Потребности общественного уровня в функционировании СКД могут быть выражены в ожиданиях и требованиях общества к этому виду деятельности, как способствующему культурному развитию и укреплению общественных отношений.
Проблемы, связанные с социальной адаптацией личности, необходимостью развития у него общегуманистических нравственных качеств, основ физический и санитарно-гигиенической культуры, развитием способности к самоконтролю, решаются посредством различных институтов социально-культурной среды, деятельность которых направлена на достижение этих целей в соответствии с общественными ожиданиями.
Характеристика потребностей общественного развития. Потребности
общественного развития в функционировании социально-культурной деятельности могут быть выражены в ожиданиях и требованиях общества к этому виду деятельности., как способствующему культурному развитию и укреплению общественных отношений.
Потребность в осуществлении процесса социализации через социокультурные институты является одной из ведущих.
Социокультурные институты воспитания, образования и досуга представляют собой своеобразные хранилища неспецифического знания и механизмы его трансляции из поколения в поколение. На социальном уровне наиболее показательным институтом является клуб, досуговый центр и др. учреждения куль-турно-досугового типа. Социально-культурные и культурно-досуговые формы деятельности этих учреждений дают общее представление о развитии культуры в стране и регионе, о культурных ценностях, нормах социальной жизни, способах и стилях существования и т.д. Поэтому в процессе деятельности, организуемой этими учреждениями, приобретаются наборы разнородных и общих представлений, которые служат определенными ориентирами в культуре и социальной жизни.
В культурно-досуговых учреждениях приобретаются такие определенные навыки поведения и общения людей друг с другом в официальных и неформальных институциональных ситуациях, представления о культурных идентичностях. Эти навыки являются социально значимым дополнением к опыту, приобретаемому в школе, семье и др. социальных учреждениях. Здесь усваиваются представления о социокультурных статусах, ролях, нормах и санкциях; приобретаются практические знания и навыки, необходимые для адекватного существования в непосредственной жизненной среде. Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей.
Потребность в сохранении и передаче культурного наследия.
В культуре каждого народа можно выделить разновременные слои, которые аккумулируют культурные ценности, накопленные прежними поколениями. Зафиксированные в них программы человеческих отношений и деятельности концентрированно выражают исторический опыт тех или иных этнических общностей. Ключевым в этом плане является понятие «традиция».
«Традиция - это механизм непосредственной трансляции культурной информации во времени» [5, с. 353-354]. Одним из компонентов этнических традиционных культурных форм являются обряды. Празднично-обрядовая деятельность — одна из основных в работе социокультурных учреждений, выступает как эффективное средство социального регулирования общественных и личных отношений. Обрядовая деятельность выполняет ряд важных функций: интериоризация индивидами групповых норм и ценностей; установление психологических сопереживаний групповой солидарности; снятие в повседневной жизни эмоциональных напряжений; утверждение социальной значимости жизненных состояний (рождение, вступление в брак, смерть); кооперирование деятельности индивидов. В этом своем качестве социокультурные учреждения реализуют важную социальную потребность в укреплении общества, связи между поколениями через процесс сохранения и передачи культурных ценностей.
Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"