Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций
Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.
Потребность в социальной регуляции досуга. Управлять деятельностью людей в целях их развития и рационального использования досуга - эта общественная потребность также обусловила создание и развитие системы социально-культурных учреждений. Всякое общество, являясь саморегулирующей системой, стремится направлять деятельность людей, добивается согласованности в их действиях, так или иначе регулирует их деятельность. В обществе действуют различные виды регулирования, соответствующие конкретному периоду развития, потребностям данного общества. Социально-культурная деятельность является одним из видов социального управления. В условиях досуга социальное управление осуществляется преимущественно средствами ненормативного регулирования деятельности людей, путем организации одобряемых обществом форм и средств удовлетворения культурных потребностей, путем формирования и актуализации общественного мнения.
Потребность общества в регулировании деятельности людей в условиях досуга имеет следующие взаимосвязанные цели: во-первых, обеспечить развитие духовных творческих сил человека; во-вторых, - рационально организовать досуг, создать условия для позитивной деятельности личности, нейтрализуя отрицательные способы времяпрепровождения.
Обществу далеко не безразлично, какой выбор сделает индивид, как он распоряжается своим свободным временем. К досугу предъявляются требования не только восстановления физических и психических сил человека, но также их дальнейшего обогащения и развития, расширенное воспроизводство личности. «Досуг - громадное культурное пространство со своими закономерностями. К нему относятся проблемы свободного развития личности, исторической преемственности и территориального взаимодействия культур, а также коммуникативной культуры личности, выработанной в сфере досуга» . Таким образом, целенаправленная организация досуговой сферы - важнейшая задача на государственном уровне.
Реализацией всех вышеуказанных потребностей не ограничивается деятельность социокультурных учреждений. Безусловно, потребностей общественного развития, удовлетворению и развитию которых призваны служить учреждения социально-культурной сферы, гораздо больше. Мы выбрали самые ведущие, основные, которые отражают требования общества и деятельности учреждений данного типа и без удовлетворения и развития которых невозможно существование общества как стабильного и продуктивно функционирующего целого.
Характеристика потребностей личностного развития. Любая деятельность, в основе которой лежит работа с личностью, невозможна без понимания потребностей личности как одного из важнейших механизмов, ею управляющих. Функции социально-культурной деятельности определяются необходимостью удовлетворения объективных потребностей личности, которые имеют большое значение для существования людей. Потребности рассматриваются как движущий фактор активности личности, имеющий различные формы проявления и находящийся в процессе постоянного развития.
Социально-культурная деятельность представляет собой духовно-нравственный способ существования человека, а значит и удовлетворения его культурно-творческих и духовных потребностей.
2.1. Потребность
в оценке собственного
Потребность реализуется путем обмена суждениями, представлениями, мнениями с последующей корректировкой собственного поведения в соответствии с принятыми в обществе нормами. Любое культурно-досуговое учреждение или досуговое объединение представляет собой такое пространство, где личные устремления и представления увязываются с общественными, где создаются условия для обмена информацией, суждениями и сопереживаниями, где. формируется общественное мнение и общественное настроение.
Чрезвычайно важным фактором включения индивида в досуговую общность является его потребность в самоутверждении, в получении общественного признания. Именно с этой потребностью связано стремление личности к проявлению социальной активности, получения подтверждения собственной полезности и значимости. Стремление стать активным субъектом общественной жизни, оказывать реальное влияние на решение различных социально-политических, историко-культурных, экологических и других проблем региона является побудительной причиной участия личности в деятельности экологических, социально-культурных, историко-культурных общностей и объединений. Художественно-творческие коллективы и объединения непрофессиональной направленности также являются пространством для личностного самоутверждения и творческой самореализации. Предоставляя личности иные дополнительные социальные роли и возможности, социально-культурные учреждения, объединения, общности выполняют компенсаторную функцию, т.е. представляют собой дополнительное поле для развития и самоутверждения личности.
Социально-культурное объединение или досуговое учреждение, во-первых, компенсирует неудовлетворенность личности в основной трудовой сфере деятельности. Человек в силу различных обстоятельств не получает возможности самоутверждения в трудовом коллективе, тогда он стремится проявить себя в другой сфере: в деятельности историко-культурных или поисковых клубах, на сцене, в турпоходах по краю, в заботе о тех, кто социально не защищен и т.д. Во-вторых, получив признание в основной сфере профессиональной деятельности, человек стремится добиться признания в других сферах, получить новые признания его способностей, умений.
С вышеуказанной
социальной потребностью личноститесно
связана в самовыражении, самоактуализации.
Эта потребность в данной группе является
наиболее сложной,так как предполагает
достаточно высокий уровень самосознания
личности, ее способность к творчеству
и потребность заниматься творчеством.
Безусловно, что самовыражение личности,
как и
самоутверждение, осуществляется
человеком в его основной профессиональной
деятельности, но культурио-досуговые
учреждения и досуговые объединения имеют
значительные возможности для удовлетворения
потребности в самореализации в наиболее
массовых ее проявлениях и на самых различных
уровнях.
Досуговая деятельность обладает возможностями освобождения человека от утомления, угрозы стресса, чреватого различного рода срывами поведенческого характера, в укреплении их жизненного тонуса и психического состояния. Интересные досуговые занятия, заполненные любимым видом творчества, обеспечивают содержательный и приятный отдых от напряженности трудового дня. Тесно связана с вышеуказанной потребностью потребность в получении социокультурной помощи в какой-либо социальной ситуации. Именно социальная работа как организация личностной, общественной, государственной помощи людям является сегодня неотъемлемой частью социально-культурной деятельности. Она основана на альтруизме и направлена на оказание необходимой поддержки людям, когда они попадают в стрессовые ситуации, связанные с потерей близкого человека, стихийными бедствиями, полной или частичной утратой трудоспособности, душевным срывом, безработицей, принятием жизненно важных решений. Человеку, оказавшемуся в этих ситуациях, необходима психологическая помощь с использованием культурно-досуговых средств, форм и методов, которые способны эффективно воздействовать на установки и представления личности. Основная цель социально-культурной работы — создание благоприятной досуговой атмосферы, которая выполняла бы определенные защитные функции по отношению к психике личности; создавала определенные условия, необходимые для саморазвития, самоутверждения и творчества. Рассмотренные социальные потребности личности проявляются в виде сложного и порой неочевидного переплетения конкретных интересов, мотивов, желаний, в которых имеет место доминирующая потребность. Все эти потребности личности являются объективно ценными и должны стать основой развивающего воздействия на личность.
Осуществление рассмотренных потребностей общественного развития через удовлетворение потребностей развития личности путем включения ее в разнообразные виды и формы социально-культурной деятельности раскрывает социальную значимость этой деятельности. Понятие социальной значимости складывается из соединения определенных потребностей общества и личности со специфическими качествами социально-культурной деятельности, обеспечивающими эффективность реализации этих потребностей. Подходы к определению функций социально-культурной деятельности в основе своей имеют источником вышеуказанные потребности и интересы общественного и личностного уровня. Так как в ответ на эти социальные потребности с целью их удовлетворения и развития сложились основные виды, формы социально-культурной деятельности; основные направления ее функционирования.
В результате проделанный анализ позволяет остановиться на следующих основных функциях социально-культурной деятельности, которые можно назвать постоянными, присущими большинству социально-культурных институтов, в отличие от вспомогательных, временных, которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках. К основным функциям социально-культурной деятельности относятся:
Развивающая функция. Цели, содержание и назначение социально-культурной деятельности определяют ее развивающее начало. Эта функция направляет и объединяет все другие функции. Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и самовоспитанием личности, ее социальным самоутверждением. Развивающее начало воплощено в каждой функции.
Информационно-просветительная
функция. В основе этой функции
лежит процесс накопления, хранения и
распространения информации,
культурно-просветительная деятельность.
Цель этой функции формирование интеллектуальных
качеств, стимулирование самообразования,
приобретение определенной системы знаний,
получение необходимой информации;
обновление знаний. Особенности реализации
этой функции в деятельности культурно-досуговых
учреждений:
- информационно-
- обеспечивает удовлетворение
разнообразных досуговых
интересов людей различного возраста
и профессий;
Нормативная функция. Цель этой функции - формирование общегуманистических нравственных качеств, социализация личности. Социально-культурная деятельность помогает человеку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения и действия, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях группы, коллекти
Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"