Мировая художественная культура в контексте культурологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры.

Содержание работы

Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин

. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________

9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________

14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании

2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________

26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________

32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________

51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________

57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________

Файлы: 1 файл

МХК.docx

— 732.99 Кб (Скачать файл)

  В этой связи предстоит  обеспечить опережающий рост  затрат  на образование,  существенное  увеличение  заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества  и  результативности педагогического труда.

     Должна быть  повышена инвестиционная привлекательность  образования для вложения средств  предприятий,  организаций и граждан, модернизированы действующие в  образовании организационно - экономические  механизмы,  что позволит увеличить  объем внебюджетных средств в  образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения. В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится  практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисис-

темного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных  учреждений,  поддержки  инновационных школ и других "точек роста" в образовании.

     Меры государственной  поддержки образования будут  сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления  образованием  в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений  и  организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.

 

       1.4. Цели  и основные задачи модернизации  образования

 

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Модернизация образования - это политическая и общенациональная

задача,  она  не должна и не может осуществляться как ведомственный проект.  Интересы общества и государства в области  образования  не всегда  совпадают  с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования  не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти,  органы местного самоуправления,  профессионально-педагогическое сообщество,  научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

  Цель модернизации  образования состоит в создании  механизма ус-

тойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться в  первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

• обеспечение государственных гарантий доступности и равных воз-

можностей получения полноценного образования;

• достижение нового современного качества дошкольного,  общего и

профессионального образования;

• формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических  механизмов  привлечения  и  использования внебюджетных ресурсов;

• повышение социального  статуса  и  профессионализма работников

образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

• развитие образования  как открытой государственно-общественной

системы на основе распределения  ответственности  между  субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

 Основой современной  образовательной политики государства  является  социальная адресность  и сбалансированность социальных  интересов.  Стратегические цели модернизации образования могут быть  достигнуты  только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики,  науки, культуры,  здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью.  Суть изменений в  образовании,  их  цели, направления,  методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться  органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

 

              2. Приоритеты образовательной политики

 

       2.1. Обеспечение  государственных гарантий доступности 

                     качественного образования

 

 Конституция Российской  Федерации гарантирует права  граждан на образование.  Однако в условиях сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере.  Правительство Российской Федерации осуществит  меры  по  их  реализации, создав правовые и экономические условия для:

• бесплатности полного среднего образования в пределах государственного  образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах,  установленных законодательством Российской Федерации;

• равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;

• получения образования в соответствии  с  установленными  государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

     Доступность  качественного образования означает  также государственные гарантии:

• обучения на  учебно-материальной  базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;

• обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе,  его психологическую и физическую безопасность;

• социально-педагогической и   психолого-педагогической   помощи семье,  ранней  диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);

• бесплатного пользования  учащимися  и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.

 Обучающиеся должны  иметь  информацию  о  состоянии  и реальных потребностях рынков труда,  о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование, о качественном уровне получаемого образования и его  соответствии  государственным  образовательным стандартам.

Для повышения объективности  итоговой  аттестации  выпускников общеобразовательной  школы и обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего профессионального образования  предстоит осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие  и средние специальные учебные заведения с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного  экзамена. 

При  этом  в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку по профессиям, предполагающим наличие  определенных  творческих,  психологических,физических наклонностей,  а также реализующих учебные программы повышенной сложности,  могут быть установлены дополнительные требования к приему.

Одновременно будет отрабатываться  система  специализированной подготовки  (профильного  обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию  обучающихся,  в  том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Для расширения доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи будет разработан и  реализован комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях. В числе этих мер:

• разграничение полномочий  и ответственности между федеральными органами государственной власти,  органами  государственной  власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления;

• передача оплаты труда и обеспечения учебного процесса в муниципальных общеобразовательных школах в ведение субъектов Российской Федерации и придания им статуса государственных образовательных  учреждений;

• введение адресных целевых выплат для малообеспеченных учащихся и  создание на региональном и муниципальном уровнях других механизмов поддержки детей,  нуждающихся в особой социальной  защите.  Это обеспечит  им  доступность  дополнительных  образовательных услуг и возможность обучения в учреждениях образования,  реализующих  программы повышенного уровня;

• создание системы государственного образовательного  кредитования,  субсидирования для расширения возможностей детям из малообеспеченных семей получать среднее и высшее профессиональное образование,  предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии; необходимо также использовать возможности государственного  образовательного  кредитования и субсидирования для подготовки студентов по специальностям,  имеющим особо важное значение для экономического и социального развития государства;

• нормативно-правовое регулирование условий привлечения в  сферу образо

вания  внебюджетных  средств и их использования,  обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных услуг;

• последовательное увеличение суммарной величины академической и социальной стипендии и доведение ее до уровня прожиточного  минимума;

• стимулирование  создания для обучающихся фондов рабочих мест с

неполным рабочим днем.

Для обеспечения гражданам равных условий получения на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образования будут в установленном  законом порядке рассмотрены предложения о предоставлении на определенных условиях отсрочки призыва в Вооруженные  Силы выпускникам  средней (полной) общеобразовательной школы и выпускникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального  образования для реализации ими права на поступление в учебные заведения соответственно среднего или высшего профессионального образования.

Важной организационно-педагогической мерой будет  восстановление на современной технической основе учета детей школьного возраста и создание государственно-общественной системы обеспечения  обязательного  основного общего образования,  мониторинга его реализации.

Для обеспечения  сельским школьникам равных возможностей в получении качественного общего образования будут осуществлены  специальные меры по поддержке сельской школы,  а также ее реструктуризации.

Дети с  ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями  для  обучения  преимущественно  в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний - в специальных школах и школах-интернатах.

Дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.

Правительство Российской Федерации планирует осуществить комплексные меры по борьбе с  беспризорностью,  асоциальным  поведением детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе: создание сети учебно-воспитательных учреждений по  типу  суворовских,  нахимовских училищ,  кадетских школ и корпусов,  казачьих школ,  летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ; создание специализированных консультативных подростковых центров,  где подростки решали бы свои психолого-педагогические и меди-

косоциальные проблемы; рационализация порядка и процедур усыновления детей,  развитие системы приемных семей и детских домов семейного типа; расширение подготовки  специальных кадров - социальных педагогов и психологов - по профилактике социального сиротства и для  работы с детьми группы риска; подготовка и переподготовка  педагогических  кадров,  а  также проведение  родительского всеобуча по профилактике наркомании и алкоголизма; введение на  федеральном  и  региональном  уровнях специальных уполномоченных по правам ребенка.

 Одна из  причин,  вызывающих  рост асоциального  поведения подростков и молодежи,  нерациональная организация досуговой  деятельности и каникулярного времени,  подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность.  Органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органами управления образованиеми образовательными учреждениями с привлечением общественности будут приняты  меры  по  усилению педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышению их занятости.

 

       2.2. Создание  условий для повышения качества 

                        общего образования

 

Базовое звено образования - общеобразовательная школа,  модернизация которой предполагает ориентацию образования  не  только  на усвоение  обучающимся  определенной суммы знаний,  но и на развитие его личности,  его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная  школа  должна формировать целостную систему универсальных знаний,  умений,  навыков,  а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования