Мировая художественная культура в контексте культурологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры.

Содержание работы

Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин

. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________

9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________

14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании

2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________

26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________

32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________

51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________

57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________

Файлы: 1 файл

МХК.docx

— 732.99 Кб (Скачать файл)

Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного  естественноматематического, гуманитарного и художественного образования.

 Воспитание как первостепенный  приоритет в образовании,  должно  стать органичной составляющей  педагогической деятельности, интегрированной  в общий процесс обучения и  развития. Важнейшие задачи воспитания  -  формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания,  духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.  В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей,  которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Исключительная роль  в  решении  задач  воспитания принадлежит

семье.

 В целях создания  необходимых условий достижения  нового, современного качества общего образования планируется:

• по итогам  проводимого  эксперимента  пересмотреть структуру и

содержание общего образования,  включая продолжительность  обучения

на  каждой его ступени (решение о переходе на 11-12-летнее школьное

образование будет принято по итогам эксперимента не ранее 2006-2007

годов);

• разработать и ввести в действие государственные  образовательные  стандарты  общего  образования  и вариативный базисный учебный план,  позволяющий учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений;

• провести оптимизацию  учебной,  психологической  и  физической нагрузки  учащихся  и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся,  в том  числе  за счет:

     а) реальной  разгрузки содержания общего  образования;

     б) использования  эффективных методов обучения;

     в) повышения  удельного  веса  и  качества  занятий  физической

культурой;

     г) организации  мониторинга состояния здоровья  детей и молодежи;

     д) улучшения  организации питания обучающихся  в образовательных

учреждениях;

     е) рационализации  досуговой деятельности, каникулярноговреме-

ни и летнего отдыха детей и молодежи;

• обеспечить дифференциацию и индивидуализацию  образования  при

обеспечении  государственных образовательных стандартов - на основе многообразия образовательных учреждений и  вариативности  образовательных программ;

• более полно использовать нравственный потенциал искусства  как

средства  формирования  и  развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности;

• отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе,  в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального,  среднего и высшего профессионального образования;

• усилить роль  дисциплин,  обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков,  улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность;

• обеспечить знания выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка;

• предусмотреть введение  обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы и обязательного экзамена по  информационным технологиям за курс основной школы;

• создать в системе профессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодежи,  помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии;

• отработать в порядке эксперимента в 2002-2003 годах  различные механизмы реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в каждом населенном пункте условий для реализации программ дошкольного и начального образования);

• организовать на селе систему "школьных автобусов";

• обеспечить в рамках федеральной  целевой  программы  "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)" развитие дистанционного образования и др.;

• разработать нормативно-правовую  базу для развития новых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов,  а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей;

• обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей;

• создать эффективную государственно-общественную  систему  экспертизы  и контроля качества учебной литературы,  а также поддержки организации и проведения конкурсов среди авторов на создание  учебников нового поколения;

• обеспечить государственную поддержку образовательным  учреждениям,  ведущим  инновационную  деятельность,  как опорным площадкампроцесса модернизации образования;

• создать независимую  от  органов управления образованием государственную систему оценки  качества  образования,  которая  должна стать  действенным  и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности.

 

           2.3. Создание условий для повышения  качества

                   профессионального образования

 

Государство возвращается в образование как гарант качества образовательных программ и услуг,  предоставляемых как  общеобразовательными,  так  и  профессиональными образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм.

Предстоит существенная  модернизация  содержания  и  структуры профессионального образования в соответствии с требованиями  основных отраслей промышленности,  сферы услуг,  культуры,  армии, государственной службы и др.

  В качестве  основного  фактора обновления профессионального  образования выступают запросы развития экономики и социальной  сферы, науки,  техники,  технологий, федерального и территориальных рынков труда,  а также перспективные потребности их развития.  Должна быть создана  система  постоянного  мониторинга  текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах  различной  квалификации,  в  том числе с учетом международных тенденций. В соответствие с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионально-

го образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего образования.  Результаты  прогнозирования  потребностей  рынка труда,  а  также  рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения через средства массовой информации.

   Планируется создание  эффективной системы содействия  трудоуст-ройству выпускников, включая  развитие целевой контрактной  подготовки,  формирование у всех  выпускников вузов, ССУЗов и профессиональных  училищ готовности к самоопределению  в вопросах подбора  работы, в  том числе и открытию собственного дела.

В числе стратегических направлений развития  профессионального образования особое место занимает укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений.

Необходимо  включение их в глобальную сеть Интернет и локальные ин-

формационные сети,  оснащение вузов современным оборудованием, приборами,  материалами, что обеспечит как повышение качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки.

 Особое внимание  будет  уделено  развитию  в российской  высшей школе научных исследований  и разработок, оказывающих решающее  влияние на укрепление кадрового и технологического уровня народного хозяйства страны.

 Наряду с  этим  уже  в ближайшие годы будет реализован  ряд мер, направленных на повышение требований к  качеству  профессионального образования, в частности:

• переаттестацию всех образовательных программ в области  эконо-

мики, права и менеджмента;

• переаттестацию и при  необходимости  повторное  лицензирование филиалов вузов,  а также негосударственных вузов,  выдающих дипломы государственного образца.  К этим процедурам должны быть привлечены ведущие вузы России,  видные ученые соответствующих специальностей, органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Необходимо обеспечить  опережающее развитие начального и среднего профессионального образования,  поскольку на современном этапе возрастает  потребность народного хозяйства в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства. Надлежит существенно  актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией  ее на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению,  интеграции профессий, решительно повернуть учреждения начального и среднего образования к потребностям местного рынка

труда.  Предусмотреть увеличение их финансирования, в частности для создания  современной учебнометодической и информационной базы обучения,  расширения научноисследовательских работ,  издания  учебной литературы для этих уровней образования. Одновременно предстоит отработать и провести в жизнь оптимальную концепцию реализации общего среднего образования в начальных и средних профессиональных учебных заведениях,  обеспечить взаимосвязь их  профессиональных  образовательных программ, вертикальную мобильность их учащихся.

 Серьезному реформированию  подлежит система управления  профессиональным образованием. Необходимо обеспечить качественное изменение во взаимодействии регионов и  федерального  центра  в  вопросах функционирования  и  развития  профессионального  образования  всех уровней.  В целях повышения эффективности  деятельности  учреждений начального  и среднего профессионального образования следует разделить их на два уровня - федерального  и  регионального  подчинения, предусмотрев  возможность передачи части полномочий в этой сфере на муниципальный уровень.

Для достижения  нового  качества профессионального образования

будет осуществляться:

• прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений,  рекрутинговых  и информационных агентств, служб занятости;

• устранение сегментации профессионального образования, неоправданного монополизма и слабой информированности потребителей, а так-же диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров;

• оптимизация перечней  профессий  и специальностей,  по которым осуществляется подготовка кадров;

• структурная и  институциональная перестройка профессионального образования,  оптимизация сети его учреждений,  отработка различных моделей  интеграции начального и среднего,  среднего и высшего профессионального образования,  обеспечение реальной  многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов;

• радикальное улучшение материально-технической базы  профессиональных учебных заведений;

• информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования;

• углубление в высшей школе интеграционных  и  междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями;

• повышение статуса вузовской науки как одного из основных  факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, развития производительных сил общества и непрерывного обновления  содержания профессионального образования;

• интеграция университетской, академической и отраслевой науки;

• разработка в рамках Федеральной программы развития образования подпрограммы "Университеты России";

• осуществление государственной   поддержки  ведущих  научных  и творческих школ с определением порядка и форм такой поддержки;

• формирование условий  для непрерывного профессионального роста кадров, привлечение в этих целях ведущих ученых Российской академии наук,  обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования и  создание  эффективной  системы  дополнительного профессионального образования,  обеспечивающей психологическую поддержку населению при смене видов деятельности и карьерном росте;

• сосредоточение переподготовки  высвобождающегося  и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования  с учетом конкурсного отбора и наличия центров службы занятости;

• обеспечение участия  работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования,  в том числе в разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными  стандартами),  в формировании заказа на подготовку специалистов,  в контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на  уровне  субъектов Российской Федерации;

Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования