Организационная культура как фактор повышения эффективности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 12:45, дипломная работа

Описание работы

Современный менеджмент исходит из концепции управления человеком и рассматривает организацию как некий культурный феномен. В качестве объекта исследования и воздействия в управленческой деятельности выступают уже не процессы, люди и их деятельность, а организационные культуры, представляющие собой набор ценностей, характеризующих разные стороны деятельности организации, например, ценности качества, инновационности, порфессионализма2. На уровне организации процесс поддержания ценностей осуществляется путем разовых управленческих воздействий, однако, о целенаправленном формировании ценностей организационной культуры можно говорить только о том случае. Если менеджер осознает, понимает механизм их закрепления в повседневной деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Глава. Теоретические аспекты организационной культуры в системе менеджмента………………………………
1.1. Понятия и сущность организационной культуры…………….
1.2. Развитие форм организационной культуры……………………
1.3. Взаимосвязь организационной культуры и эффективности деятельности организации…………………………………………..
Глава 2. Исследование организационной культуры предприятия
2. 1 Краткая характеристика предприятия ООО «Тихмаш»…………
2.2 Обоснование выбора методик изучения оргкультуры предприятия
2.3 Результаты проведенного исследования
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию организационной культуры
3.1 Рекомендации по совершенствованию организационной культуры как фактора повышения эффективности деятельности предприятия
3.2 Предполагаемый эффект от внедрения предложенных рекомендаций

Файлы: 1 файл

Диплом Нестерова пров.docx

— 305.45 Кб (Скачать файл)

Анкета OCI Кука и Лафферти изначально разработана  для формулировки положений культуры организации в терминах поведенческих норм, ценностей и верований, разделяемых членами организации. С помощью OrganizationalCultureInventory (OCI) изучается мнение работников о том, как необходимо поступать в настоящее время, чтобы добиться успеха в организации.  Работникам предлагается сформулировать критерии работы в той организации, в которой они бы хотели работать [Ляско, В.И. Стратегическое планирование развития предприятия. – М.: Экзамен, 2005. – 287 с].

Анкета измеряет группы верований, поведенческих ценностей и ожиданий, которые могут влиять на мысли и поведение членов организации, их мотивацию, производительность труда, удовлетворенность работой и склонность к стрессам. Результаты исследования представляются в виде профиля на окружности, секторами которой служат стили организационной культуры:

  • человеколюбивый  – высокая потребность в общении;

  • дружественный – члены организации взаимодействуют как друзья;

  • одобрительный – существует потребность, чтобы окружающие понимали друг друга;

  • вежливый – члены организации действуют в соответствии с устоявшимися  политикой и практикой взаимоотношений;

  • зависимый  – стремление угождать авторитетам, делать то, что они ожидают;

  • уклонительский – потребность ждать пока другие начнут действовать;

  • противоположный – вспыльчивость, противодействие любым инициативам;

  • силовой  – волюнтаризм, мотивация других любыми путями;

  • конкурирующий – превращение работы в соревнование, в котором нельзя проиграть;

  • взыскательный  – стремление делать все идеально, во всем достигать вершины;

  • успешный – распространение вокруг себя «ауры превосходства», открыто показываемый энтузиазм;

  • самоактуализационный – стремление действовать независимо.

Эти группы соответствуют трем  видам культуры:

  1. конструктивная – люди стремятся взаимодействовать между собой и ищут пути достижения компромисса по всем вопросам;

  1. пассивно - защитная  – люди верят, что должны действовать осторожно, ничем не нарушая свою безопасность;

  1. агрессивно - защитная – люди активно борются, защищая свой статус и безопасность.

Анкета OCI может применяться как к группам, так и к отдельным работникам. Необходимо отметить, что эта анкета в настоящее время продолжает активно развиваться, поэтому документации подтверждающей ее надежность еще недостаточно.

Анкета OSC (OrganizationalCultureSurvey), предложенная американскими учеными Сьюзан Гласер и Соней Заманоу, предназначена для оценки организационной культуры с использованием 6-ти параметров, которые включают в себя:

  1. командную работу – насколько слаженно работники взаимодействуют друг с другом и с руководством;

  1. мораль  – что является мотивацией работников к производительной работе;

  1. информационные потоки  – насколько полной информацией для принятия решений обладают работники;

  1. участие в управлении – насколько работники ощущают влияние своих действий на работу организации;

  1. контроль – является ли руководитель только контролером или еще и помощником;

собрания – насколько продуктивно используется время совещаний, и каковы последствия принимаемых коллегиально решений.[Маусов Н.К., Кулапов М.Н., Журавлев П.В. Управление карьерой персонала в условиях производства (социально-экономический аспект): Учебное пособие. — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2003. — 256 с.]

Кроме этого в методику допускается добавлять к 6 используемым параметрам дополнительные, наилучшим образом характеризующие сферу деятельности конкретной организации. Опросник OCS содержит 31 вопрос.

Вначале работников просят описать, что им понравилось в их организации, когда они только начали работать, и что повлияло на изменение их мнения в дальнейшем. Опросы проводятся с каждым работником индивидуально в отведенном месте и в определённое время, что положительно сказывается на надежности методики. Использование данной анкеты не представляется возможным при проведении нашего исследования, так как необходимым условием является индивидуальный опрос работников в определённых условиях (отдельное помещение, нормальное освещение).

Анкета «Культурное поле», предложенная Т.О. Соломанидиной (профессор, д. эконом.наук) рассматривает  «культурное поле» организации, представляя его как окружность внутри которой находится 4 сектора, состоящих из 4-х параметров, характеризующих организационную культуру. Значения каждого из параметров получается в результате ответов работников на предлагаемые вопросы. Работа с полученным профилем строится аналогично прочим анкетам количественного метода. В качестве параметров Т.О. Соломанидина предлагает использовать следующие:

  • лояльность;

  • удовлетворенность работой;

  • совпадение личных целей и ценностей с компанией,

  • удовлетворенность стилем лидерства;

  • социальный микроклимат;

  • восприятие коллег;

  • степень конфликтности в коллективе;

  • появления взаимопомощи и взаимовыручки;

  • обучение и коммуникации;

  • удовлетворенность программой карьерного роста;

  • удовлетворенность частотой общекорпоративных мероприятий;

  • удовлетворенность существующей системой обучения;

  • мотивированность;

  • удовлетворенность условиями труда;

  • удовлетворенность моральным стимулированием;

  • удовлетворенность материальным стимулированием[Соломанидина, Т.О. Организационная культура компании: Учебное пособие. Инфра-М, 2009 –  624 с.].

Преимущества и недостатки есть у всех перечисленных анкет. Одни предназначены для получения с помощью специальной техники, так называемой глубинной информации. Они позволяют получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям неприменимы. Однако все это требует больших затрат времени, а непосредственное участие исследователя в жизни предприятия – еще и доброжелательного отношения к идее оценки культуры со стороны работников, особенно руководителей.

Для нашего исследования мы применили анкету Камерона и Куинна (OCAI - OrganizationalCultureAssessmentInstrument) [Камерон К.С., Куинн  Р.Э. Диагностика и изменение организационной культуры: Пер. с англ./СПб.: Питер, 2008. – 311 с.] Образец анкеты представлен в таблице 2.2.1 в приложении Д.

Эта анкета базируется на теоретической модели «Рамочная конструкция конкурирующих ценностей». При оценке культуры организации можно держать в фокусе внимания либо организацию целиком как единицу анализа, либо рассматривать культуры различных ее единиц, выявлять общие доминирующие атрибуты подразделений, а потом их объединять. Подобная комбинация подходов может дать приближенную оценку общей организационной культуры. Ким Камерон и Роберт Куинн, используя теорию «конкурирующих ценностей» применительно к организационной культуре, утверждают, что культура организации может и должна меняться. Анкета OCAI предполагает, что существуют четыре различные модели организационной культуры, шесть атрибутов культуры и то, что для каждой модели культуры есть различные предопределенные значения каждого из 6 атрибутов. В качестве атрибутов культуры используются:

  • практическая ориентация - он охватывает те ключевые изменения культуры, которые уже определены как ответственные в успехе организации;

  • своевременность - процесс диагностики и построения профиля может быть осуществлен в разумное по продолжительности время;

  •  широта вовлечения - можно привлечь любого члена организации, так как анкета очень проста и понятна, но особенно важно вовлечение тех, кто несет ответственность за установление направлений деятельности, поддерживает формирование ценностей и руководит фундаментальными изменениями;

  • количественная и качественная оценка - процесс полагается на количественную оценку, так же как и на качественную;

  • метод применим на всех уровнях предприятия;

  • доступность менеджменту – диагностика может быть проведена собственной командой.

Клановая культура характеризуется как место работы, напоминающее большую семью. Лидеры организации мыслят патерналистически, придавая большое значение высокой сплоченности коллектива. Высокая обязательность организации по отношению к своим членам. Успех организации определяется поддержанием здорового внутреннего климата и заботы о людях.

Адхократическая культура характеризует динамичное, предпринимательское и творческое место работы. Отличительными чертами лидеров организации являются умение предвидеть, новаторство, ориентация на риск. Базовые ценности организации заключаются в готовности к вызовам времени и внешней среды, преданности к экспериментированию и новаторству, постоянной деятельности на переднем рубеже знаний. Успех организации связан с производством уникальных и оригинальных продуктов и услуг.

Рыночная культура характеризуется как место работы, ориентированной на результаты. Лидеры организации являются жесткими руководителями внутри коллектива и жесткими конкурентами во внешней среде. Основная цель коллектива — стремление побеждать. Успех организации определяется опережением конкурентов и лидерством на рынке.

Иерархическая культура характеризуется как формализованное и структурированное место работы. Лидеры организации — хорошие координаторы и организаторы. В основе деятельности коллектива лежат формальные правила и процедуры, поддерживающие заданный плавный темп деятельности. Успех организации связан с обеспечением стабильности, предсказуемости и рентабельности.       

Основной идеей  OCAI является формирование двух профилей: «как есть» и «как должно быть». Затем, в результате определения несоответствий, формируются необходимые направления для проведения изменений в организационной культуре. Форматом исследования является распределение 100 баллов между 4 вариантами утверждений, характерных для каждого вида культуры.

Анкета OCAI используется для определения, соответствия организационной культуры провозглашенной миссии и цели организации. Анкета может использоваться в случае, когда организация пересматривает свои ценности и ищет те элементы, на которые стоит при этом обратить внимание. Использование этой методики эффективно применяется при сравнении культур крупных подразделений предприятия между собой и с культурой организации в целом.

2.3 Результаты проведенного исследования

Компании с грамотно развитой организационной культурой пользуются большим авторитетом на рынке и привлекательны как для потенциальных сотрудников, так и для партнеров по бизнесу и акционеров.  За 14 лет работы ООО «Тихмаш» накопил огромный опыт и завоевал доверие своих клиентов и партнеров. 

Для диагностики действующей организационной культуры ООО «Тихмаш» и определении ее типа, сотрудникам была предложена анкета К. Камерона и Р. Куинна, представленная в приложении Д. Всего в анкетировании приняли участия 100 человек – мужчины и женщины в возрасте 28 – 45 лет. Из них, аппарат управления – 15 человек, специалисты – 30 человек, рабочие – 55 человек.

Информация о работе Организационная культура как фактор повышения эффективности деятельности предприятия