Сценография света

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:14, статья

Описание работы

В статье представлены актуальные вопросы развития театрального постановочного процесса с использованием современных технологий. Внедрение этих технологий в практику постановочного процесса позволяет обеспечивать становление нового типа творческих отношений в театре. В результате, творчество как основная часть постановочного процесса, поддерживаемая средствами автоматизации, получает возможность совершенствования комплексного решения постановочных задач.

Файлы: 1 файл

статьи астафьеврой.docx

— 127.37 Кб (Скачать файл)

Т. В. Астафьева. Современное  театральное искусство как новая  форма… 161

1. Алдошина И. А., Приттс Р. Музыкальная акустика. § 3.9. Тембр. СПб.: Компози-

тор, 2006.

2. Иберла К. Факторный анализ. М., 1980.

3. Меерзон Б. Акустические  основызвукорежиссуры. М.: Аспент пресс, 2004.

4. Barriere J. B. Le timbre: metaphors pour la composition. Christian Borgois, Paris,

1991.

5. Crowder R. G. 1976. Principles of learning and memory. Erlbaum, Hillsdale, New York.

6. Charbonneau G. R. Timbre and the perceptual effects of three types of data reduction.

Computer Music Journal, 1981.

7. Grey J. M. Multidimensional perceptual scaling of musical timbres, J. Acoust. Soc.

Am., Vol. 61, No. 5, May 1977.

8. Grey J. M. Multidimensional perceptual scaling of musical timbres, J. Acoust. Soc.

Am., Vol. 61, No. 5, May 1977.

9. McAdams Stephen. Recognition of sound sources and events. Thinking in sound. Oxford., 2001.

10. Plomp R. Aspects of Tone Sensation. London.: Academic press, 1976.

11. Pollard H. F. Acustica 51, Р. 162–171.

12. Stevens S. Psychophisics. N.Y.: Wiley, 1975.

13. Wessel D. Timbre space as a musical control structure. Computer Music Journal,

1979.

Статья поступила  в редакцию 12.11.2010 г.

УДК 7.072.2 Т. В. Астафьева

СОВРЕМЕННОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

КАК НОВАЯ ФОРМА ТВОРЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В статье представлены актуальные вопросы развития театрального постановочного

процесса с использованием современных технологий. Внедрение  этих технологий в

практику постановочного процесса позволяет обеспечивать становление  нового ти-

па творческих отношений  в театре. В результате, творчество как основная часть по-

становочного процесса, поддерживаемая средствами автоматизации, получает воз-

можность совершенствования комплексного решения постановочных задач.

Ключевые слова: современный  театр, виртуальная сценография, художествен-

ная практика, арт-миры.

На рубеже XX и XXI вв. был  осуществленфантастический прорыв в развитии

новых средств коммуникации и массовой информации. Широчайшее внедрение

компьютера, Интернета, дигитальных технологий в жизнь обычного человека, на-

чиная с самого раннего возраста, существенноменяет всю ментально-психическую

АСТАФЬЕВА Татьяна Владимировна – аспирант, преподаватель кафедры  режиссуры музыкального

театраСанкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (Е-mail: tatyanaastaf@mail.ru).

© Астафьева Т. В., 2010 162 Искусствоведение

структуру личности, переориентирует  его с традиционного культурно-цивилиза-

ционного опыта на принципиально иной, далекий от всего, с чем человек имел де-

ло в прежний, обозримый период истории. Общество по мере своего развития ста-

ло взаимодействовать с виртуальными структурами. Новейшие технологии изме-

нили эмоциональное и культурное восприятие зрительской аудитории, стремящей-

ся к стереоскопическому эффекту восприятия спектакля. Создавая новые формы

театральных постановок, режиссеры начинают использовать прием  «виртуальной

реальности» для достижения полнотытворческих замыслов.

«Если ХХ век держался на пафосе экзистенциального мироотношения и все

его новации, прежде всего, измерялись глубиной и уникальностью  субъективно-

сти автора, то в конце столетия ярко высветилась потребность в маскировке этой

субъективности, уходе  от психологичности произведения. Открыто заявляет о

себе интерес к  объективизму художественного взгляда, что получило выражение

в медиаарте, использующем виртуальные пространства, созданные технологиче-

ской внеэмоциональной инженерной мыслью.» [4, 9]. В ХХI в. новые технологии

стремительно завоевывают  все области жизнедеятельности  человека. Несмотря

на то что новые технологии и техники, проникая в художественную практику,

нередко шокировали современников (появление в ХХ столетии кинематографа,

коллажей, использование  бытовых предметов в художественных композициях,

воспроизведение звуков, наполняющих наш быт, улицу, скрежетание  металла),

но, в целом, искусство  сохраняло материальный носитель (холст, предметы из

синтетических материалов, кинопленка).

В начале ХХI в. появляется виртуальное искусство. Такие произведения не

имеют материальной «привязки» к реальности, кроме специальной  техники, бла-

годаря которой оно только и может существовать, или фотоаппарата, который

позволяет запечатлеть  рассчитанную на короткий срок существования инсталля-

цию [4]. В театрах происходит череда реформаций, это касается как зрительного

зала, так и сцены. Динамика развития отдельных течений  сложна и противоречи-

ва, на некоторые из них мода приходила и уходила. Достаточно сильным было

течение минимализма, в  котором одним из принципов был  отказ от живописных

декораций, разнообразной  бутафории и даже от занавеса, но усиливалась роль

освещения. Другие направления  постановок спектаклей и сценографии  не вышли

из категории экспериментальных, но тенденция их усложнения сохранилась. Для

современного постановочного процесса использование традиционного  театраль-

ного оборудования становится недостаточным. В ведущих театрах страны осу-

ществляется строительство театрально-зрелищных предприятий с высокотехно-

логичным производством  и программированием систем управления:

· Управляемый свет (система управления постановочным освещением).

· Театральные технологии (проектирование комплексов постановочного

освещения и систем управления механооборудованием).

· Свет плюс декорация (разработка и производство нестандартных элек-

трифицированных элементов сценографии и специальных эффектов).

· Техническая поддержка театров (сервисное обслуживание систем).

· Системная интеграция аудиовидеомедиатехники (электроакустические

системы пожарного оповещения, акустическое озвучивание залов, видеоконфе-Т. В. Астафьева. Современное театральное искусство как новая форма… 163

ренции, видеопередача, видеонаблюдение, студийное оборудование, профессио-

нальный звук, эффективное планирование и управление).

В результате появляются новые театральные специальности  и формы спек-

таклей, использующие технологии виртуальных миров.

Выразить сущность развития новых технологий в театральном  искусстве

можно словами К. С. Станиславского о том, что человеческая природа  бесконеч-

но разнообразна, и потому на её основе будут создаваться бесчисленные количе-

ства разновидностей искусства.

Современные сценографы профессионально осваивают компьютерные техно-

логии не ради того или  иного эффекта, а лишь в контексте  поставленной творческой

режиссерской задачи, которая решается техническими средствами. Компьютерным

художникам сегодня  подвластны такие традиционно сложные  объекты, как огонь,

дым, прозрачные ижидкие материалы (вода, стекло и т. п.). Подобные эффекты, так

же как эффектывзрывов, создаются на основе точнейшего моделирования. Наряду с

традиционной компьютерноймышкой художники теперьмогут использовать вирту-

альную перчатку, начинают творить с помощью виртуального костюма (скафандра),

кибернетического дельтаплана  и других систем, отражающих естественные движе-

ния человека. Речь, конечно, идет об использовании цифровых технологий в тех

случаях, когда съемка реальных объектов и ситуаций представляет для актеров из-

вестный риск или вообще невыполнима [1].

Театр является синтезатором различных сообщений, и именно в  театре ро-

дились виртуальные миры в целостном виде, где изображение, трехмерная сцена,

музыка, тексты, игра актеров  погружают зрителей в виртуальные  миры. На со-

временной стадии развития театра созрели условия для выполнения исследова-

ний в области закономерностей и структурных особенностей спектакля, соответ-

ствующего потребностям современного зрителя. Проявлением тенденции вир-

туализации в театральной сфере являются виртуально аранжированные театрали-

зованные представления-перформансы. В настоящее время с помощью компью-

терной графики и мультимедийных проекторов можно создавать многослойные

декорации, перемещение  которых обеспечивается передачей  информации по ка-

налам связи. И дело не только в оптимизации технической стороны творческого

процесса, хотя театральные  компьютерные разработки действительно  позволяют

в конечном итоге отработать на дисплее детали спектакля и  увидеть его будущий

облик в трех измерениях. Речь идет о художественно-эстетической стороне теат-

рального развития. Сегодня на смену внешним эффектам пришли поиски теат-

ральных приемов, способных послужить своего рода мостом между театральной

условностью и виртуальной  реальностью.

Искусство наделено особым качеством – предчувствием. Образная эмоцио-

нальная форма позволяет лучше понять сложные процессы, происходящие в

природе и в обществе, позволяет предвидеть развитие событий, и художествен-

ное творчество продемонстрировало особенности, которые позволяют говорить о

становлении нового этапа  в истории искусства, что не могло  не отразиться на

вкусах и предпочтениях зрителя [2]. Пока еще не ставится задача подробного и

всестороннего исследования процессов, которыми отмечено искусство  на рубеже

ХХ–ХХI вв., однако важно усмотреть основные тенденции, имеющие стратеги-164 Искусствоведение

ческое значение для развития современной художественной культуры. Сегодня

актуальными представляются следующие задачи:

· освоение виртуального пространства как новой художественной среды и

сферы «бытования» зрителя;

· совмещение (взаимодействие) виртуальных и реальныхжанров и технологий;

· развитие визуальной культуры [3]. Необходимость совершенствования

творческого театрального процесса средствами информационных технологий.

Эта работа связана с  поиском путей решения насущных проблем искусство-

ведения:

· совершенствование творческого процесса режиссуры и сценографии с

применением новых технологий постановочного процесса;

· использование средств компьютерного моделирования, мультимедиапро-

грамм для создания образа спектакля;

· совершенствование учебного постановочного процесса.

В настоящее время  появилась необходимость и возможность  активно вне-

дрять в теорию и практику работы театра современные методы управления по-

становочным процессом. Изучение и практическое использование новых техно-

логий в работе художника-постановщика поставило перед ним задачу обобщения

и широкого использования  опыта, накопленного в ряде отраслей промышленно-

сти. Работа автора над постановкой учебных музыкальных спектаклей показала

необходимость внедрения  методических пособий, позволяющих  расширить диа-

пазон знаний выпускников творческого вуза, в том числе в области информаци-

онного обеспечения театральной деятельности. Развитие средств компьютериза-

ции, моделирования сценографии, возможностей, предоставляемых виртуальны-

ми технологиями, позволили  создать автоматизированное рабочее  место (АРМ)

художника-постановщика, полезное одновременно для работы режиссера  и чле-

нов театрального постановочного коллектива. Практическая реализация постано-

вочных задач стала возможной благодаря освоению АРМ, позволяющего моде-

лировать элементы материальной части спектакля и репетиционной работы на

основе технологий виртуальных  миров [2]. В отличие от классического искусст-

ва, виртуальные арт-миры в идеале ориентированы не на изображение жизни, а

на ее свободное моделирование, они претендуют быть самой этой жизнью, само-

организующейся в  сложной нелинейной психотехногенной системе: человек –

компьютер – сетевой  пространственно-временной континуум. Фактически это

ничем не ограниченный пучок  «возможных жизней» человека, активно  исполь-

зующий все органы чувств и способы реагирования на внешние раздражители.

В результате появляется возможность полной электронной  замены «реальной»

жизни «виртуальной», создаваемой  по законам net-искусства на паритетных на-

чалах программистами –  net-артистами (сетевыми художниками/инженерами ис-

кусства будущего) и самим реципиентом-участником. Перед ним открываются

неограниченные возможности  перевоплощений (в другого человека, историче-

ского или мифологического персонажа, животное, фантастическое существо,

инопланетянина и  т. п.). Важнейшим условием такого «перевоплощения» должно

быть постоянное сохранение реципиентом и своего подлинного Я, ощущение

дистанции между реальным Я и виртуальным. Только в этом случае виртуальнаяТ. В. Астафьева. Современное театральное искусство как новая форма… 165

реальность может  претендовать на статус феномена искусства  и участвовать в

акте эстетического опыта.

Одной из важных перспектив и тенденций использования культурного  на-

следия является создание в театрах локальных баз данных, содержащих необхо-

димые сведения по основным аспектам творческой, производственной и эконо-

мической деятельности театров.

В ходе анализа отдельных  составляющих театрального процесса определи-

лась необходимость и целесообразность выявления проблемных вопросов, воз-

никающих на этапах постановки спектаклей, от создания художественного об-

раза и моделирования  его художественно-производственной части до заверше-

ния репетиционного процесса и премьеры. Требование конкурентоспособности,

работа в условиях кризисного периода выдвинули новые  проблемы: использова-

ние средств компьютерного моделирования, технологий виртуальных миров в

Информация о работе Сценография света