Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:14, статья
В статье представлены актуальные вопросы развития театрального постановочного процесса с использованием современных технологий. Внедрение этих технологий в практику постановочного процесса позволяет обеспечивать становление нового типа творческих отношений в театре. В результате, творчество как основная часть постановочного процесса, поддерживаемая средствами автоматизации, получает возможность совершенствования комплексного решения постановочных задач.
театра. Однако многие выдающиеся деятели культуры и искусства, например Лео-
нид Утёсов, отмечали сложность формулирования видового различия между эст-
радой и театром: «Эстрада – понятие, трудно поддающееся точному определению.
Но она несомненно настолько иногда близка к театру, что границу провести почти
невозможно» [10, 149]. Размытость границ между театром и эстрадой, разумеется,
не колеблет специфику последней. Именно выявление и исследование конечной
цели художественного процесса в театре и на эстраде и будут той гранью, специ-
фикой предмета, отделяющей одно искусство от другого.
КОЛЛЕГОВА Елена Аркадьевна – аспирант РАТИ-ГИТИС (Е-mail: goldlion2003@mail.ru)
Новые технологии в современном постановочном процессе
Год: 2011
Автор научной работы: Астафьева, Татьяна Владимировна
Ученая cтепень: кандидат искусствоведения
Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
Код cпециальности ВАК: 17.00.09
Читать диссертацию
Читать автореферат
Купить диссертацию
Полный текст автореферата диссертации
по теме "Новые технологии в современном постановочном процессе"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ПОСТАНОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ (на материале театрального искусства Санкт-Петербурга 1990-2010 гг.)
Специальность 17.00.09-Теория и история искусства
Астафьева Татьяна Владимировна
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание
ученой степени кандидата
1 7 НОЯ 2011
Санкт-Петербург
005002227
Работа выполнена на кафедре искусствоведения Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, доцент Мутья Наталья Николаевна
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, профессор Ступников Игорь Васильевич,
кандидат искусствоведения Левицкий Валентин Глебович
Ведущая организация:
Санкт-Петербургская
государственная художественно-
Защита состоится «02» декабря 2011 года в 16 часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 602.004.02 при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, улица Фучика, 15, ауд. 200.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов
Автореферат разослан « 01» ноября 2011 года
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат культурологии, доцент
А.В. Карпов
I. Общая характеристика исследования
Актуальность темы.
В театре на рубеже XX - XXI
веков произошли существенные изменения,
коснувшиеся всех сторон его деятельности,
связанные с применением
Современный этап развития
театра требует новой формы
Новые технологии сценографических
решений позволяют
Информационные технологии
в сценографии увеличивают
На современном этапе возникла потребность не только в исследовании художественно-технологических возможностей информационных технологий в постановочном процессе, но и определения значения термина «новые технологии», под которым диссертант понимает комплекс технических средств, участвующих в создании художественного образа спектакля на разных его этапах - от эскизирования, где применяются разнообразные графические компьютерные программы, до сценического воплощения, где используются проекционные дисплеи и экраны, мультифункциональ-ные световые приборы и т.д.
Учитывая важность экспериментальных
постановок для развития театра, исследование
вопросов соотношения, взаимодействия
творческой задачи и практической реализации,
определение роли новых технологий,
их использование в современном
постановочном процессе является актуальной
проблемой для современной
Степень разработанности проблемы.
На данный момент издано большое количество научной, исторической, научно-популярной, мемуарной литературы по театральному искусству. Это исследования, посвященные творчеству мастеров театрального
искусства, творческим и организационно-практическим аспектам создания произведений сценического искусства.
Исследованию специфики художественной культуры на рубеже XX и XXI веков посвящены труды Т. А. Апинян, М. А. Ариарского, А. С. За-песоцкого, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, Д. С. Лихачева, С. Т. Махли-ной, Т. Е. Шехтер В. М. Шеповалова и других.
Культурологические аспекты взаимодействия человека и социума с достижениями научно-технического прогресса освещены в многочисленных работах А. С. Запесоцкого, Я. Б. Иоскевича, А. В. Костиной, Ю. В. Бо-рева, А. В. Коваленко и других.
Важное значение имеют фундаментальные теоретические труды
B. И. Березкина, В. В. Базанова, Н. Н. Громова, Г. Кайзера, посвященные теоретическому анализу проблем сценографического творчества.
Особый круг научных
исследований представляют работы по
истории развития искусства сценографии
и творчеству отдельных художников-
Важными для подготовки
диссертации стали научные
Вопросы техники и технологий театральных декораций, практические рекомендации по созданию театрального макета и воплощению его на театральной сцене, исследованы театроведами и практиками театрально-декорационного искусства: В. В. Базановым, Н. Н. Сосуновым, А. В. Сологубом, В. Я. Рывиным и А. Д. Понсовым.
Описание технологии
мягких декораций, типология сценического
костюма рассматривается в
В работах . В. Л. Климовского, И. С. Сыромятниковой, И. А. Шатохина, С. П. Школьникова представлен обширный материал о сценическом гриме, моделировании театральной мебели и бутафории.
В исследование театральных организационных технологий, планирования и управления театральной постановкой значительный вклад внесли Г. Г. Дадамян, Ю. М. Орлов, Л. Г. Сундстрем и другие.
В науку информационного обеспечения театрального процесса существенный вклад внесли: Е. Ампелова, Е. Левшина, В. М. Шеповалов,
C. Штернин, В. Павлюк, И. Овчинникова, Д. Трубочкин, К. И. Фокина.
Исследованию виртуальности как феномену художественной культуры посвящены труды В. В.Бычкова, Н. Б. Маньковской, М. Б. Игнатьева, А. А. Никитина, Н. Н. Решетниковой.
Возможности компьютерной графики и мультимедийных технологий исследуются в трудах И. А. Алдошиной, В. Д. Сошникова, В. Ф. По-
знина, А. В. Денисова, П. В. Игнатова, И. Р. Кузнецова Т. Е. Шехтер, Н. И. Дворко, О.В. Шлыковой, а также публикации зарубежных авторов R. Brinkmann, М. Fleischman, U. Reinhard, S. Dixon.
Итак, как показал
анализ литературы, связанный с темой
диссертационного исследования, существует
достаточно большое число источников,
в которых затрагивается
Цель диссертационного исследования - определение роли новых технологий в развитии отечественного театрального искусства конца XX -начала XXI века.
Задачи исследования:
Рассмотреть в исторической
ретроспективе воздействие
Исследовать особенности новых технологий в современной сценографии.
Выявить значение новых технологий в организации современного театрального процесса.
Рассмотреть постановочный процесс как взаимодействие театральной условности и виртуальной реальности.
Раскрыть роль новых
технологий в формировании синтетических
форм современных зрелищных
Проанализировать роль новых технологий в театральных постановках Санкт-Петербурга рубежа XX-XXI столетий.
Определить значение новых технологий в художественно-практической работе учебного театра.
Выявить проблемы и определить перспективы применения новых технологий в театральной деятельности.
Объект исследования - театральное искусство конца XX - начала XXI века.
Предмет исследования -
новые технологии в современной
театральной деятельности (на материале
отечественной театральной
Источники исследования.
1. Научные труды (монографии,
сборники статей, материалы конференций,
авторефераты диссертаций), соответствующие
тематике диссертационного
2. Интервью с деятелями искусства (режиссеры, сценографы), проведенные автором диссертации.
3. Анализ видеоматериалов современных драматических и музыкальных спектаклей Мариинского, Александринского и других театров Санкт-Петербурга.
4. Примеры авторской сценографии спектаклей театров Санкт-Петербурга, в том числе выполненные автором диссертационного исследования, с использованием новых технологий.
5. Профильные электронные ресурсы.
Методологическая и
теоретическая основа диссертационного
исследования базируется на комплексном
использовании методов
- метод культурно-исторического анализа, позволяющий рассмотреть тенденции развития театральных технологий;
- типологический метод, позволяющий систематизировать новые технологии производства и показа спектаклей;
- метод образно-стилистического анализа произведений театрального искусства.
Научная новизна диссертационного
исследования определяется целостным
анализом рассматриваемого явления
и его художественно-
1. Определена художественно-практическая роль информационных технологий на всех этапах постановочного процесса: от компьютерных эскизов сценографии и 3D макетирования до практического осуществления спектакля.
2. Сформулированы требования к работе художника-постановщика на современном этапе:
- знание и использование графических программ: векторной, растровой и трехмерной графики (Corel Draw, Adobe Photoshop 7, 3D Studio Max и др.) для разработки эскизов сценографии и проектной документации; применение в сценографии мультимедиа программ (Virtus WT Pro, Form-Z, Electric Image, WYSIWYG и др.);
- использование новых технологий в создании художественного оформления (полноцветная печать на тканях, имитация разнообразных фактур с применением негорючих, синтетических материалов, использование современных материалов со специфическими характеристиками и др.);
- практическое применение возможностей новых технологий в постановке (светодиодные табло, мобильные проекционные дисплеи, адаптированные для небольших залов и концертных площадок, проекционные натяжные экраны, плазменные панели с разными
диагоналями, мультифункциональные световые приборы, светодиодные матрицы, туманный экран, медиа-платформы, интерактивное стекло, различные постановочные приемы, использующиеся в видео-проекции, голография и др.)
3. Проведена дифференциация применения новых технологий в различных жанрах театрального искусства на примере постановок драматического и музыкального театров, массовых зрелищ (особенности режиссерского и сценографического решения связанные с использованием технико-технологического инструментария).
4. Впервые рассмотрены в комплексе возможности применения новых технологий в постановочном процессе профессионального и учебного театров.