Сценография света

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:14, статья

Описание работы

В статье представлены актуальные вопросы развития театрального постановочного процесса с использованием современных технологий. Внедрение этих технологий в практику постановочного процесса позволяет обеспечивать становление нового типа творческих отношений в театре. В результате, творчество как основная часть постановочного процесса, поддерживаемая средствами автоматизации, получает возможность совершенствования комплексного решения постановочных задач.

Файлы: 1 файл

статьи астафьеврой.docx

— 127.37 Кб (Скачать файл)

развитии теории и практики театрального искусства. Наряду с исследованием

работы художника-постановщика, решением профессиональных вопросов его

деятельности в области  театрального искусства автором  используется и развива-

ется современный технико-технологический инструментарий, позволяющий со-

вершенствовать творческий процесс. Большинство театральных художников по-

следнего десятилетия активно применяют в процессе создания образа художест-

венного оформления спектакля  компьютерную графику, позволяющую  макси-

мально расширить диапазон художественных форм сценографии. Художник но-

вого типа работает с «внеличным материалом» – бесстрастной опцией компью-

тера, не имеющей ничего общего с точки зрения подвижности, вариативности,

звучания и гибкости с живыми красками и линиями. Следовательно, художнику

требуются какие-то другие средства, приемы, методы, чтобы внести личностный

аспект творческого  замысла в создаваемое произведение. Работая над созданием

образа спектакля, сценограф  осуществляет как творческую, так и нетворческую –

«рутинную» работу. Контролируемый человеком процесс решения задачи ком-

пьютером обусловил возникновение интерактивных технологий, позволил при-

менить их в творческих областях человеческой деятельности для расширения

возможностей индивидуума  и ускорения рутинных операций. Поиск  единого –

конструктивного, живописного  или графического решения художественного

оформления спектакля  – есть основная задача сценографа. Развитие виртуальной

сценографии смещает  акценты в наших представлениях о природе искусства – не

свойства материала, а возможности компьютерной программы  теперь влияют на

выражения замысла. Происходит становление нового типа творческих отноше-

ний «художник – машина», сквозь призму которых осуществляется восприятие

мира в виртуальном  пространстве [3]. Такой симбиоз искусства  и современных

технологий, необходимый для выбора оптимальных творческих решений, моде-

лирования сценографии и постановочного процесса, позволяет достигнуть ре-

зультатов, отвечающих потребностям современного зрителя.

1. Дворко Н. И. и др. Основы режиссуры мультимедиапрограмм. СПб.: СПбГУП,

2005. 304 с. 166 Искусствоведение

2. Игнатьев М. Б., Никитин  А. А., Никитин А. В., Решетникова  Н. Н. Архитектура

виртуальных миров. СПб., 2005.

3. Шехтер Т. Е. Современное  искусство как предмет гуманитарного  знания // Со-

временное искусство  и отечественный художественный рынок. СПб.: СПбГУП, 2005. 176 с.

4. Шехтер Т. Е. Современный  художественный процесс: основные  тенденции и

перспективы развития // Современное искусство и отечественный художественный ры-

нок. СПб.: СПбГУП, 2005. 176 с.

 

 

Астафьева Т.В.

 

ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО  ПОИСКА В СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНОГРАФИИ

 

Одной из важнейших задач  философских наук, философии искусства  и теории искусства является определение  того или иного вида творчества в  культуре. Важно знать, чем мы занимаемся в обще культурном плане и насколько  важна наша деятельность. Важно также  знать какое место занимает наш  вид искусства - театр в семействе  мира искусств. Что такое театральное  творчество, которому мы, как правило, отдаем всю свою жизнь. Поэтому тема нашего семинара «Технологий творческого  поиска в современной сценографии» не случайна.

 

На сегодняшний день кинематограф по популярности обгоняет театр и старается идти в ногу со временем. Медлительность развития театра кроется в его массовой природе и дороговизне воплощения идеи. Каждый спектакль – это  не конвейер, а штучная работа. Если сравнивать театр и кинематограф, то результаты последнего легко трансформируются и воспроизводятся, сохраняясь «на  века» в цифровом формате. А спектакль  – событие уникальное, соединяющее  актерскую труппу, декорации, бутафорию, живой звук и свет. Уникальность театра в том, что он «живой», настоящий, на глазах создающийся. Если режиссерский замысел, трактовка пьесы, образ  спектакля в сценографии оказались  неактуальными, то они воспринимаются очень малым кругом зрителей. Так  как теперь театр зачастую работает на принципах самоокупаемости, режиссер и художник прекрасно осознают, какова цена ошибки. Поиски беспроигрышного  варианта спектакля требуют от постановщиков  не только высокого уровня творческой интуиции, но и понимания процессов, происходящих в обществе. Театральный  механизм вынужден продвигаться медленно, осторожно, на ощупь, решая в том числе одну из основных задач, которую поставила перед нами глобализация современной культуры – необходимость совместить высокотехнологичную цивилизацию и сосуществование в ней традиционных, национальных культур.

 

 

^ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  В СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНОГРАФИИ.

 

В современном художественном пространстве процесс развития информационных (мультимедийных, проекционных, аудиовизуальных) технологий происходит так динамично, что их возможности востребованные многими видами художественного творчества становятся безграничными. Новые технологии в большей степени ориентированы на создание визуальных образов, поэтому применение их в сценографии оправдано с точки зрения универсализации создания спектакля от идеи, эскиза, макета до создания декораций. Сегодня постановщикам предлагается большой спектр технологического оборудования: проекционные приборы, системы озвучивания, видеоизображения и светового оформления. Грамотно используя возможности компьютера звукорежиссер может произвести монтаж фонограмм любой сложности, включая многоканальное микширование и сведение музыкального материала. Широк выбор программ для создания визуальных эскизов в «проекционной» сценографии. Сегодня театральные постановщики предпочитают завоевывать интерес зрителей «медийностью» сценографии. Художники, конкурируя на «театральном рынке» используют в спектаклях видеопроекции, электронные декорации с мультимедийными экранами, светодиодные костюмы и занавесы, множество световых спецэффектов, конструктивные элементы и площадки с дистанционным управлением, которые являются не только технологически качественной, зрелищной продукцией, но и предметом дискуссий искусствоведов в части создания образа и художественной целостности театрального спектакля.

 

Современные художники, использующие средства компьютеризации, и, соответственно, условно могут  подразделяться на два типа:

 

- Первый тип называется  «медиа-арт».

 

Объектом его отражения  «становится не реальный мир, а его  образ, созданный медийными средствами, то есть медиамир сам по себе. Медиахудожник не только адаптирует для творчества медийные технологии, но и использует коммерческие медиапродукты в качестве исходного материала: сканирует фотографии из газет, редактирует фрагменты телепередач, «извлекает» эпизоды из художественных или телевизионных фильмов. Получив такого рода «ремиксы» (виртуальный аналог техники коллажа и монтажа), они превращают их в «замкнуто-кольцевые» ролики. Помимо фотографии, кино и видео медиа-арт берет за основу работы, выполненные в традиционной технике: живопись, графика, скульптура. Кроме того, художники выбирают фрагменты из кинофильмов или телепрограмм, переделывают их в замкнутые ролики, которые называют видеоинсталяциями. Медиахудожник как бы признает невозможность оригинального и непосредственного восприятия реальности, объект их отражения и приложения творческой активности – медиамир сам по себе. Возникает вопрос: какой смысл создавать целостное произведение, если все созданное будет «скачано» из Интернета, затем будет дробиться, трансформироваться, модифицироваться другими «авторами»? Это означает, что даже если появится «нечто» оригинальное и завершенное, найдутся желающие использовать это «нечто» как сырье и разработают собственную версию, «смикшировав» материал. Сам способ существования произведения в виртуальной среде обрекает его на подобную судьбу.

 

- Другой тип – художник-программист  или адепт soft-ware art. Как правило, произведения программистов напоминают абстрактные композиции эпохи модернизма, может быть, потому что их художественное решение строится на линии и геометрических фигурах, включает математически генерированные завитки, оконтуренные цветные поля и т.п. Художник-программист, «пишет» и «рисует» средствами компьютера, используя готовые образцы, «пытается создать некий оригинальный код» - то есть программирует свои работы, используя возможности программ и умело работая в них. Современные программы трехмерного моделирования и дизайна (PhotoShop, 3D Max, Arcon 3D) позволяют «построить» на экране макет декораций, подобрать и правильно расположить свет, разработать мизансцены спектакля, распечатать чертежи для художественно-производственных мастерских.

 

Мультимедийные программы  можно разделить на несколько  групп: программы создающие компьютерные игры; технологии для создания презентаций; специальные программы, предназначенные для самостоятельного производства различных мультимедийных продуктов.1 Ряд программ помогает создать в компьютерном пространстве эскиза экспликацию постановки, где на сцене появляются виртуальные актеры, предметы бутафории, модели интерьера и другие объекты, необходимые для мизансцен. В таком моделировании сценического пространства происходит освоение потенциальной сцены на которой будет происходить сценическое действие. Режиссер с точностью до секунды может свести музыкальную и световую экспликацию, развить композиционную структуру мизансцен, динамику перемен художественного оформления в соответствии с раскрытием образа спектакля. Такая форма подачи спектакля популярна в коммерческих театральных проектах, где доминирует зрительный образ. Такие проекты художник и режиссер могут создавать и творчески дополнять на любом этапе, включая монтаж и демонтаж декораций, расчеты временных и материальных ресурсов. Такая форма демонстрации спектакля актуальна для планирования гастрольной деятельности или создания режиссерского портфолио.

 

Например, для создания нового уровня эскиза и макета театральной  постановки или презентации нового проекта спектакля, современные  художники осуществляют макетирование в трехмерной проекции планшета сцены используя программу 3D Studio Max.2

 

Демонстрация 2 роликов  спектаклей «Царская невеста», «Аида» выполненных в 3D Studio Max.с пояснениями постановочных задач.

 

Для работы с материальным, традиционным макетом сегодня можно  воспользоваться популярной телекоммуникационной программой Skip или отправить фотографии макета по электронной почте.

 

Синтез искусств, как  признак современности, применение передовых технологий в театральной  «визуальной эпохе» - самый распространённый прием в сценографии. Чтобы компьютерная графика превратилась из многообещающей идеи в широкодоступный инструмент сценографа, потребовались усилия многих талантливых авторов.

 

Сегодня изменилась не только форма спектакля, но и технологии создания декораций, имитирующие живопись, ткани, различные фактуры (металл, камень, снег и т.д.). Появились инновационные  средства прямого соответствия изготовляемых  декораций эскизам сценографа, наиболее точно передающие цветное изображение  и авторский почерк – полноцветное принтирование и проецирование декорационных росписей на экраны-задники. В электронных каталогах Интернета есть сайты организаций предлагающих высокоточные цифровые технологии печати на ткани с любой цветовой сложностью, включая «фотографическую».3

 

Демонстрация слайдов  сценографии с применением цветной  печати на тканях

 

Возможности новых технологий позволяют художнику-постановщику синтезировать творческую и техническую  часть своей деятельности, органично  соединяя процесс создания художественного  образа, конструктивное решение жестких  декораций и производство габаритных чертежей, расчеты материалов –  в соответствии с имеющимися средствами и т.п. Сценограф и режиссер совместно  с актерами, многими другими создателями  спектакля, исследуют «Мир», философски осмысляют его и всесторонне  раскрывают в синтетическом произведении сценического искусства. Зачастую сценография  сталкивается с проблемой предельно  натуральной визуализации среды, но, как показывает практика, «натуралистичность сценографии всегда противоречит действию, а не поддерживает его».4 Новые технологии, применяемые в разработке и конструировании  сценической композиции, благодаря  своей универсальности помогают создать целостность пространственной среды. Они обладают рядом характеристик  необходимых для создания образа, построения и творческого осмысления декорации: мобильностью, целостностью, возможностью создания объемно-пространственной структуры, вариативностью. Используя  информационные технологии, художник создает новую объемно-пространственную среду для совершенствования  творческого процесса театрального действия.

 

Современная сценография  сегодня востребована не только как  одна из составляющих театрального процесса, но и как способ самостоятельной арт-деятельности в дизайнерском оформлении театрализованных, световых шоу, выставок, водных феерий, художественных акциях. Организация пространства сцены неразрывно связана с использованием новых достижений науки в техническом оснащении театра (светодиодные табло, мобильные проекционные дисплеи, адаптированные для небольших залов и концертных площадок, проекционные натяжные экраны, плазменные панели с разными диагоналями, мультифункциональные световые приборы, светодиодные матрицы, туманный экран, интерактивный пол, интерактивное стекло, различные постановочные приемы, использующиеся в видео-проекции). В целом, все это позволяет достигнуть эффекта, высоко оцениваемого зрителем.

 

Принципы создания сценографии  в современных условиях известны. Появлению одной из основных форм современной сценографии способствовали новые технологии, которые показывают художественный синтез в сценографических решениях.

 

Организация пространства сцены неразрывно связана с новыми достижениями науки в техническом  оснащении театра. Доминирующее средство выразительности, приобретает световое художественное оформление, использование  в спектаклях различных видеопроекции  и экранов. Такая творческая работа требует соответствующих технических  возможностей сценической площадки и дополнительного, довольно дорогостоящего оборудования. Специфика использования  современного проекционного оборудования дает возможность большого выбора как  плоскостных (экранных) проекций, так  и проекций, направленных на лед  или арену, на водяной занавес  или дым, на стены помещения в  котором происходит театральное  действие. Приемы использования кино, видео и слайдо-проекций в спектаклях очень разнообразны. Для динамического оформления театрального действия в современной сценографии используются:

 

Светодиодные табло.

 

Для воспроизводства  компьютерной графики и анимации, в основном в уличных условиях, формирования крупного по размерам экрана, используют несколько табло. Существует отдельный класс табло, которые  воспроизводят видеоизображение с  видеокамеры, телевизора, ноутбука, видеомагнитофона или других источников видеосигнала. По сути, это огромный телевизор, который  устанавливается на улицах и площадях. Все табло подразделяются на три  больших класса:

 

- Монохромные, в которых используется 3 цвета.

 

- Полноцветные, воспроизводящие  всю гамму цвета, до 16,7 млн.  цветов

 

- Многоцветные табло  воспроизводят от 3 до 65538 цветов.

Информация о работе Сценография света