Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:14, статья
В статье представлены актуальные вопросы развития театрального постановочного процесса с использованием современных технологий. Внедрение этих технологий в практику постановочного процесса позволяет обеспечивать становление нового типа творческих отношений в театре. В результате, творчество как основная часть постановочного процесса, поддерживаемая средствами автоматизации, получает возможность совершенствования комплексного решения постановочных задач.
развитии теории и практики театрального искусства. Наряду с исследованием
работы художника-постановщика, решением профессиональных вопросов его
деятельности в области театрального искусства автором используется и развива-
ется современный технико-технологический инструментарий, позволяющий со-
вершенствовать творческий процесс. Большинство театральных художников по-
следнего десятилетия активно применяют в процессе создания образа художест-
венного оформления спектакля компьютерную графику, позволяющую макси-
мально расширить диапазон художественных форм сценографии. Художник но-
вого типа работает с «внеличным материалом» – бесстрастной опцией компью-
тера, не имеющей ничего общего с точки зрения подвижности, вариативности,
звучания и гибкости с живыми красками и линиями. Следовательно, художнику
требуются какие-то другие средства, приемы, методы, чтобы внести личностный
аспект творческого
замысла в создаваемое
образа спектакля, сценограф осуществляет как творческую, так и нетворческую –
«рутинную» работу. Контролируемый
человеком процесс решения
пьютером обусловил возникновение интерактивных технологий, позволил при-
менить их в творческих областях человеческой деятельности для расширения
возможностей индивидуума и ускорения рутинных операций. Поиск единого –
конструктивного, живописного или графического решения художественного
оформления спектакля – есть основная задача сценографа. Развитие виртуальной
сценографии смещает акценты в наших представлениях о природе искусства – не
свойства материала, а возможности компьютерной программы теперь влияют на
выражения замысла. Происходит становление нового типа творческих отноше-
ний «художник – машина», сквозь призму которых осуществляется восприятие
мира в виртуальном пространстве [3]. Такой симбиоз искусства и современных
технологий, необходимый для выбора оптимальных творческих решений, моде-
лирования сценографии и постановочного процесса, позволяет достигнуть ре-
зультатов, отвечающих потребностям современного зрителя.
1. Дворко Н. И. и др. Основы режиссуры мультимедиапрограмм. СПб.: СПбГУП,
2005. 304 с. 166 Искусствоведение
2. Игнатьев М. Б., Никитин А. А., Никитин А. В., Решетникова Н. Н. Архитектура
виртуальных миров. СПб., 2005.
3. Шехтер Т. Е. Современное
искусство как предмет
временное искусство и отечественный художественный рынок. СПб.: СПбГУП, 2005. 176 с.
4. Шехтер Т. Е. Современный
художественный процесс:
перспективы развития //
Современное искусство и
нок. СПб.: СПбГУП, 2005. 176 с.
Астафьева Т.В.
ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА В СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНОГРАФИИ
Одной из важнейших задач философских наук, философии искусства и теории искусства является определение того или иного вида творчества в культуре. Важно знать, чем мы занимаемся в обще культурном плане и насколько важна наша деятельность. Важно также знать какое место занимает наш вид искусства - театр в семействе мира искусств. Что такое театральное творчество, которому мы, как правило, отдаем всю свою жизнь. Поэтому тема нашего семинара «Технологий творческого поиска в современной сценографии» не случайна.
На сегодняшний день
кинематограф по популярности обгоняет
театр и старается идти в ногу
со временем. Медлительность развития
театра кроется в его массовой
природе и дороговизне
^ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНОГРАФИИ.
В современном художественном пространстве процесс развития информационных (мультимедийных, проекционных, аудиовизуальных) технологий происходит так динамично, что их возможности востребованные многими видами художественного творчества становятся безграничными. Новые технологии в большей степени ориентированы на создание визуальных образов, поэтому применение их в сценографии оправдано с точки зрения универсализации создания спектакля от идеи, эскиза, макета до создания декораций. Сегодня постановщикам предлагается большой спектр технологического оборудования: проекционные приборы, системы озвучивания, видеоизображения и светового оформления. Грамотно используя возможности компьютера звукорежиссер может произвести монтаж фонограмм любой сложности, включая многоканальное микширование и сведение музыкального материала. Широк выбор программ для создания визуальных эскизов в «проекционной» сценографии. Сегодня театральные постановщики предпочитают завоевывать интерес зрителей «медийностью» сценографии. Художники, конкурируя на «театральном рынке» используют в спектаклях видеопроекции, электронные декорации с мультимедийными экранами, светодиодные костюмы и занавесы, множество световых спецэффектов, конструктивные элементы и площадки с дистанционным управлением, которые являются не только технологически качественной, зрелищной продукцией, но и предметом дискуссий искусствоведов в части создания образа и художественной целостности театрального спектакля.
Современные художники, использующие средства компьютеризации, и, соответственно, условно могут подразделяться на два типа:
- Первый тип называется «медиа-арт».
Объектом его отражения «становится не реальный мир, а его образ, созданный медийными средствами, то есть медиамир сам по себе. Медиахудожник не только адаптирует для творчества медийные технологии, но и использует коммерческие медиапродукты в качестве исходного материала: сканирует фотографии из газет, редактирует фрагменты телепередач, «извлекает» эпизоды из художественных или телевизионных фильмов. Получив такого рода «ремиксы» (виртуальный аналог техники коллажа и монтажа), они превращают их в «замкнуто-кольцевые» ролики. Помимо фотографии, кино и видео медиа-арт берет за основу работы, выполненные в традиционной технике: живопись, графика, скульптура. Кроме того, художники выбирают фрагменты из кинофильмов или телепрограмм, переделывают их в замкнутые ролики, которые называют видеоинсталяциями. Медиахудожник как бы признает невозможность оригинального и непосредственного восприятия реальности, объект их отражения и приложения творческой активности – медиамир сам по себе. Возникает вопрос: какой смысл создавать целостное произведение, если все созданное будет «скачано» из Интернета, затем будет дробиться, трансформироваться, модифицироваться другими «авторами»? Это означает, что даже если появится «нечто» оригинальное и завершенное, найдутся желающие использовать это «нечто» как сырье и разработают собственную версию, «смикшировав» материал. Сам способ существования произведения в виртуальной среде обрекает его на подобную судьбу.
- Другой тип – художник-
Мультимедийные программы можно разделить на несколько групп: программы создающие компьютерные игры; технологии для создания презентаций; специальные программы, предназначенные для самостоятельного производства различных мультимедийных продуктов.1 Ряд программ помогает создать в компьютерном пространстве эскиза экспликацию постановки, где на сцене появляются виртуальные актеры, предметы бутафории, модели интерьера и другие объекты, необходимые для мизансцен. В таком моделировании сценического пространства происходит освоение потенциальной сцены на которой будет происходить сценическое действие. Режиссер с точностью до секунды может свести музыкальную и световую экспликацию, развить композиционную структуру мизансцен, динамику перемен художественного оформления в соответствии с раскрытием образа спектакля. Такая форма подачи спектакля популярна в коммерческих театральных проектах, где доминирует зрительный образ. Такие проекты художник и режиссер могут создавать и творчески дополнять на любом этапе, включая монтаж и демонтаж декораций, расчеты временных и материальных ресурсов. Такая форма демонстрации спектакля актуальна для планирования гастрольной деятельности или создания режиссерского портфолио.
Например, для создания нового уровня эскиза и макета театральной постановки или презентации нового проекта спектакля, современные художники осуществляют макетирование в трехмерной проекции планшета сцены используя программу 3D Studio Max.2
Демонстрация 2 роликов спектаклей «Царская невеста», «Аида» выполненных в 3D Studio Max.с пояснениями постановочных задач.
Для работы с материальным, традиционным макетом сегодня можно воспользоваться популярной телекоммуникационной программой Skip или отправить фотографии макета по электронной почте.
Синтез искусств, как признак современности, применение передовых технологий в театральной «визуальной эпохе» - самый распространённый прием в сценографии. Чтобы компьютерная графика превратилась из многообещающей идеи в широкодоступный инструмент сценографа, потребовались усилия многих талантливых авторов.
Сегодня изменилась не только форма спектакля, но и технологии создания декораций, имитирующие живопись, ткани, различные фактуры (металл, камень, снег и т.д.). Появились инновационные средства прямого соответствия изготовляемых декораций эскизам сценографа, наиболее точно передающие цветное изображение и авторский почерк – полноцветное принтирование и проецирование декорационных росписей на экраны-задники. В электронных каталогах Интернета есть сайты организаций предлагающих высокоточные цифровые технологии печати на ткани с любой цветовой сложностью, включая «фотографическую».3
Демонстрация слайдов
сценографии с применением
Возможности новых технологий
позволяют художнику-
Современная сценография сегодня востребована не только как одна из составляющих театрального процесса, но и как способ самостоятельной арт-деятельности в дизайнерском оформлении театрализованных, световых шоу, выставок, водных феерий, художественных акциях. Организация пространства сцены неразрывно связана с использованием новых достижений науки в техническом оснащении театра (светодиодные табло, мобильные проекционные дисплеи, адаптированные для небольших залов и концертных площадок, проекционные натяжные экраны, плазменные панели с разными диагоналями, мультифункциональные световые приборы, светодиодные матрицы, туманный экран, интерактивный пол, интерактивное стекло, различные постановочные приемы, использующиеся в видео-проекции). В целом, все это позволяет достигнуть эффекта, высоко оцениваемого зрителем.
Принципы создания сценографии
в современных условиях известны.
Появлению одной из основных форм
современной сценографии
Организация пространства
сцены неразрывно связана с новыми
достижениями науки в техническом
оснащении театра. Доминирующее средство
выразительности, приобретает световое
художественное оформление, использование
в спектаклях различных видеопроекции
и экранов. Такая творческая работа
требует соответствующих
Светодиодные табло.
Для воспроизводства компьютерной графики и анимации, в основном в уличных условиях, формирования крупного по размерам экрана, используют несколько табло. Существует отдельный класс табло, которые воспроизводят видеоизображение с видеокамеры, телевизора, ноутбука, видеомагнитофона или других источников видеосигнала. По сути, это огромный телевизор, который устанавливается на улицах и площадях. Все табло подразделяются на три больших класса:
- Монохромные, в которых используется 3 цвета.
- Полноцветные, воспроизводящие всю гамму цвета, до 16,7 млн. цветов
- Многоцветные табло воспроизводят от 3 до 65538 цветов.