Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:14, статья
В статье представлены актуальные вопросы развития театрального постановочного процесса с использованием современных технологий. Внедрение этих технологий в практику постановочного процесса позволяет обеспечивать становление нового типа творческих отношений в театре. В результате, творчество как основная часть постановочного процесса, поддерживаемая средствами автоматизации, получает возможность совершенствования комплексного решения постановочных задач.
2. Информационные технологии в современной сценографии позволили сформировать новую культуру сценографии, дополнив эмоциональную сторону традиционной графической и живописной техникой создания эскизов более подробными профессиональными характеристиками: вариа-
тивностью, пространственной композицией, точным масштабом, обилием фактур и специальных эффектов; возможностью точного воспроизведения и передачи их в цифровом формате. Создание сценографии из файлов позволяет быстро воспроизводить элементы декорационного оформления: живописные задники, декоративные занавесы, имитацию фактур, не требует полного авторского надзора. Быстрая трансформация эскизов, их проработка в графических программах, компактное хранение и запись полнотекстовых файлов сценографии на цифровых носителях, компьютерное ЗО моделирование, создание партитуры спектакля с использованием мультимедиа программ, сбор и передача профессиональной информации в глобальной сети интернет и многое другое объединяются в разнохарактерную, многокомпонентную деятельность сценографа. АРМ «Художник-постановщик», специфика использования которого позволяет осуществление полного цикла создания сценографии с элементами режиссуры, способствует принятию оптимальных решений в реализации постановки.
3. В организации театрального процесса новые технологии способствуют формированию новых принципов осуществления этого рода деятельности. Они представляют совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.
4. В современном театральном творчестве проявляются тенденции взаимодействия художественных языков, пересечения их смысловых полей. Новые виртуальные технологии позволяют зрителю перевоплотиться из наблюдателя в сотворца, способного влиять на развитие и модификацию произведения театрального искусства. Принцип интерактивности, как форма сотворчества постановщика и зрителей модифицирует произведение театрального искусства, способствует многообразию творчества.
5. Новые технологии, внесшие в синтезированные жанры массовых театрализованных представлений, городских праздников, карнавалов, фестивалей зрелищность, наглядность, информативность, способствовали эстетизации технологий, как вида зрелища и творческой деятельности.
6. Применение новых технологий в постановочном процессе театров Санкт-Петербурга расширяет творческие возможности сценографов в создании художественного образа спектаклей, отвечающего новым эстетическим требованиям эпохи.
7. Применение новых технологий в учебном театре способствует подготовке студентов к требованиям современного театра, активизируют учебный процесс.
8. Новые технологии способствуют унификации и глобализации театрального искусства, в том числе через онлайн трансляции спектаклей в сети Интернет. Возможности информационной сценографии изменили организационные процессы гастрольной деятельности, позволили быстро
сформировать сценическое
пространство спектаклей в помещениях
и на открытых площадках, внесли в
спектакль зрелищную
Новые технологии, радикально воздействуя на динамику художественного процесса, являются источником многообразия современных видов и форм художественной практики.
Публикации автора по теме диссертации
а) В изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Астафьева Т. В. Совершенствование постановочного процесса в современном театре // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: научный журнал. СПб., 2009. № 115. С. 273-279. 0,4 п. л.
2. Астафьева Т. В. Современное театральное искусство как новая форма творческих отношений // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 6 (85). Часть 1. С.161-166. 0,4 п. л.
3. Астафьева Т. В. Компьютерные и медийные технологии в сценографии как фактор развития постановочного процесса // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 3(20). С.128-133. 0,4 п. л.
6) В других научных изданиях:
4. Астафьева Т. В., Мягков В. И. О создании информационной базы дистанционного обучения процессам постановки театральных спектаклей // Информационно-коммуникационные технологии - важнейший фактор формирования общества знаний: Материалы международного форума, 2530 мая 2008 г. СПб.: ГУАП, 2008. С.43-44. 0,1 п. л.
5. Астафьева Т. В. Роль активных методов обучения, научно исследовательской работы и практики в подготовке магистров // Магистратура: состояние и перспективы: Материалы научно-методической конференции. 16-18 октября 2008г. Вып. 2 / Под ред. проф. Г. Г. Богомазова. СПб.: ОЦЭ-иМ, 2008. С. 69. 0,06 п. л.
6. Астафьева Т. В. Технология виртуальных миров в театре // Информатика для устойчивого развития /Под ред.М. Б. Игнатьева и М. А. Ву-са. - СПб.: СПбОНТЗ, Полиграф экспресс, 2009. С. 152-157. 0,4 п. л.
7. Астафьева Т. В. Исторический опыт и современные технологии управления в российском театре // История экономической науки в России: исследования и преподавание: Материалы научно-методической конфе-
ренции / Под ред. проф. Г. Г. Богомазова. Вып. 2. СПб.: ЭФ СПбГУ, 2009. С. 39. 0,06 п. л.
8. Астафьева Т. В. Театральные проекты в мезоэкономике культуры и искусства // Актуальные проблемы менеджмента в России на современном этапе: проблемы внедрения управленческих инноваций в мезоэконо-мических системах: Материалы всероссийской научно-практической конференции. СПб.: ОЦЭиМ, 2009. С.47. 0,06 п. л.
9. Астафьева Т. В. Моделирование современного театрального процесса // Инновации и инвестиции . № 4. М., 2009. С. 112-116. 0,3 п. л.
10. Астафьева Т. В. Новые технологии в современном постановочном процессе // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 29 января 2010 г. СПб.: СПбГУП, 2010. С. 136-137. 0,15 п. л.
11. Астафьева Т. В. Новые технологии
в современном постановочном процессе
// Системные проблемы надежности, качества,
информационно-
12. Астафьева Т. В. Технологии творческого поиска в современном театре // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 4 февраля 2011 года. СПб.: СПбГУП, 2011. С. 138-139.0,1 п. л.
13. Астафьева Т. В. Технологии творческого поиска в современном театре // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. СПб., 2011. № 2. С. 42-45. 0,2 п. л.
14. Астафьева Т.В. Научно-техническая разработка автономного сценического комплекса «Мобильная сцена». Депонирование авторского произведения - результата (объекта) интеллектуальной деятельности. Свидетельство № 2007022201 от 30 августа 2007 г. Вестник Государственного реестра изобретений и товарных знаков. 1 п. л.
15. Астафьева Т.В. Научно-техническая разработка АРМ «Художник-постановщик». Оформляется депонирование. 0,2 п.л.
Отпечатано с готового оригинал-макета ЦНИТ «АСТЕРИОН» Заказ № 301. Подписано в печать 27.10.2011 г. Бумага офсетная. Формат 60x84 Объем 1,75 п.л. Тираж 100 экз. Санкт-Петербург, 191015, а/я 83, тел. /факс (812) 275-73-00,970-35-70 asterion@asterion.ru
Оглавление научной работы
автор диссертации — кандидат искусствоведения Астафьева, Татьяна Владимировна
ВВЕДЕНИЕ С.
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1 Историческая эволюция
постановочных технологий в С.
1.2 Компьютерные и
медиа технологии в
1.3 Использование информационных
технологий в* организации, С.
ГЛАВА II. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1 Постановочный процесс
как взаимодействие
2.2 Новые технологии
в профессиональной
ГЛАВА III. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 1990-2010 ГГ.
3.1 Инновационные технологии в спектаклях театров Санкт- С.94 Петербурга
3.2 Новые технологии в практике учебного театра С.
3.3 Проблемы и перспективы применения новых технологий в С.125 театральной деятельности
Введение диссертации
2011 год, автореферат по искусствоведению, Астафьева, Татьяна Владимировна
Современный постановочный
процесс и сценография
Актуальность темы.
В театре на рубеже ХХ-ХХ1
веков произошли существенные изменения,
коснувшиеся всех сторон его деятельности,
связанные с применением
Современный этап развития
театра требует новой формы
Новые технологии сценографических
решений позволяют
Информационные технологии
в сценографии увеличивают
На современном этапе возникла потребность не только в исследовании художественно-технологических возможностей информационных технологий в постановочном процессе, но и определения значения термина «новые технологии», под которым диссертант понимает комплекс технических средств, участвующих в создании художественного образа спектакля на разных его этапах - от эскизирования, где применяются разнообразные графические компьютерные программы, до сценического воплощения, где используются проекционные дисплеи и экраны, мультифункциональные световые приборы и т.д.
Учитывая важность экспериментальных постановок для развития театра, исследование вопросов соотношения, взаимодействия- творческой задачи и практической реализации, определение роли новых технологий, их использование в современном постановочном процессе является актуальной проблемой для современной теории и истории искусства.
Степень разработанности проблемы.
На данный момент издано большое количество-научной, исторической, научно-популярной, мемуарной литературы- по театральному искусству. Это исследования, посвященные творчеству мастеров: театрального искусства, творческим и организационно-практическим аспектам, создания произведений сценического искусства.
Исследованию специфики художественной культуры второй половины XX - начала XXI века посвящены, труды К.З. Акопяна, М. А. Ариарского, А. С. Запесоцкого, С. Е. Зуева, М. С. Кагана, С. Т. Махлиной, Н. А. Хренова, Т. Е. Шехтер, Ю. М. Шора, А. К. Якимовича и других.1 В этих исследованиях
1 Акопян К. 3. XX век в контексте искусства. М.: Академический проект, 2005; Акопян К .3. Массовая культура. Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2004; Ариарский М. А. Прикладная культурология. СПб.: ЭГО, 2001; Запесоцкий А. С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. СПб.: ИГУП, 1996; Зуев С. Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии. 1991. № 2. С. 21-27; Каган М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972; Каган М. С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996; Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. Книга вторая. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2003; Махлина С. Т. Взаимодействие видов искусства. Л.: Знание, 1976; Махлина С. Т. О синергетическом анализе художественного произведения // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Кагана М. С. Материалы международной научной конференции.18 мая 2001г. Серия «Зетроэшт». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 300-311; Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. В 2-х кн. СПб.: Композитор, 2000; Махлина С. Т. Язык искусства в рассматриваются проблемы развития культуры в эпоху глобализации, вопросы взаимодействия видов искусства, диалогичности культуры, противостояния и взаимовлияния элитарной и массовой культур.