Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:14, статья
В статье представлены актуальные вопросы развития театрального постановочного процесса с использованием современных технологий. Внедрение этих технологий в практику постановочного процесса позволяет обеспечивать становление нового типа творческих отношений в театре. В результате, творчество как основная часть постановочного процесса, поддерживаемая средствами автоматизации, получает возможность совершенствования комплексного решения постановочных задач.
Культурологические и эстетические аспекты взаимодействия человека и социума с достижениями научно-технического прогресса освещены в многочисленных работах Ю. В. Борева, А. С. Запесоцкого, Я. Б. Иоскевича, А. В. Костиной, К. Э. Разлогова и других.2 Эти авторы исследуют как общие вопросы указанной темы, так и вопросы адаптации личности к художественной среде, преобразованной достижениями новых технологий.
Большое значение для исследовательских задач данной диссертации имеют труды В. В. Базанова, В. И. Березкина, В.Е. Быкова, Н. Н. Громова, Г. Кайзера, В. М. Шеповалова, М. Г. Эткинда, посвященные теоретическому анализу проблем сценографического творчества. В них уделяется внимание вопросам развития, анализу функций и типологии мировой и отечественной сценографии. контексте культуры. СПб.: СПбГУКИ, 1995; Шехтер Т. Е. Глобализация как тенденция развития современной культуры и художественного рынка // Международный художественный бизнес в контексте глобализации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 25 января 2007 г. СПб.: СПбГУП, 2007. С. 3-6; Шехтер Т. Е. Искусство как реальность. Очерки метафизики художественного. СПб.: Астерион, 2005; Шехтер Т. Е. Процессы маргинализации в современной художественной культуре. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора филос. наук. СПб.: СПБГУ, 1999; Шехтер Т. Е. Современный художественный процесс: основные тенденции и перспективы развития // Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб.: СПбГУП, 2005 С. 21-45; Шехтер Т. Е. Современное искусство как предмет гуманитарного знания // Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб: СПбГУП, 2005. С. 7-20; Шор Ю. М. К характеристике поля гуманитарного знания // К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск № 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 170 -172.
2 Борев Ю. А. Художественная культура XX века. М., 2007; Иоскевич Я. Б. Электронная революция: искусствоведческий аспект // Новые аудиовизуальные технологии / отв. ред. К. Э. Разлогов. М., 2005. С.281-282; Костина А. В. Проблемы массового и элитарного искусства; М., 2005; Разлогов, К. Э. Культура и искусство: консерватизм против инновации // Культура и искусство. 2011. № 1. С. 11-16.
3 Базанов В. В. Сцена, техника, спектакль. Л-М., 1963; Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. Кн. 1. От истоков до середины XX века. М.: Эдиториал УРСС, 1997. Кн. 2. Вторая половина XX век: В зеркале Пражских Квадриеннале 1967-1999 гг. М.: Эдиториал УРСС, 2001; Быков В. Е. Проблемы театральной архитектуры и сценография. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. доктора архитектуры. M., 1973, Громов Н. Н. Горизонты сценографии. Художественная условность в искусстве оформления спектакля. СПб., 2006; Кайзер Г. Принципы анализа сценического оформления: Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. искусствоведения. Л., 1977; Шеповалов В. М. Становление теории сценографии и ее роль в науке о театре // Искусство и эстетическая культура: сборник научных трудов. СПб., 1992. С. 149 - 157; Эткинд М. Г. О диапазоне пространственно-временных решений в искусстве театральной декорации (опыт анализа творческого наследия советской театральной декорации) // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сб. статей. / отв. ред. Б. Ф. Егоров. Л.: Наука, 1974. С. 209-219.
Значимый круг научных
исследований составляют работы по истории
театра, искусства монографии и творчеству
отдельных художников-
Особый интерес представляют труды, посвященные творчеству современных театральных художников (Д. Боровского, Э. Капелюша, П. Каплевича, М. Китаева, В. Окунева, А. Шишкина и др.), среди которых есть как полноценные монографии5, так и отдельные критические статьи, опубликованные в ведущих театральных журналах («Театр», «Театральная жизнь», «Сцена» и др.) и Интернет-сайтах.6
Важными для подготовки
диссертации стали научные
4 Васильева M. А. Художники
театра. Проблемы развития русского
и советского театрально-
5 Березкин В. И.
Открытая сцена Давида
6http://www.alexandrinskv.ru. http://www.conservatorv.ru. http ://www.mikhailo vsky.ru. http://www.mariinsky.ru, http://www.stageportal.com и др. организованной динамической системе; о концепции единства значений, знаковых средств в сценографии; о стадиях развития пространственного фактора и его уровневой организации в театрально-декорационном искусстве.
Вопросы техники и технологий театральных декораций, практические рекомендации по созданию театрального макета и воплощению его на театральной щене, исследованы театроведами и практиками театрально-декорационного искусства: В. В. Базановым, А.Д. Понсовым, В. Я. Рывиным,
A. В. Соллогубом, Н. Н. Сосуновым, К. Уинслоу.8 Здесь следует отметить значение трудов Базанова, в которых анализируются конструктивно-технологические принципы построения-театральных декораций, исследуются эстетические функции театральной техники, дается классификация материально-технических, вещественных и художественных средств, при помощи которых организуется сценографическая работа и определяется-пластический стиль спектакля, уделяется внимание составлению театрально-технической терминологии.
Так как новые технологии влияют на создание и развитие световой экспликации постановок, возникла необходимость в исследовании работ посвященных истории и развитию этого вопроса. Здесь представляет интерес труд Н: П. Извекова9, где рассматривается влияние театрального света на художественный строй представления. Проблемам светового решения спектакля также посвящены труды А. А. Бронникова, Д. Г. Исмагилова, Е. П. Древалевой.10
8 Базанов В. В. Техника изготовления театральных декораций. Л.-М., 1961; Базанов В. В. Эстетические функции театральной техники. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. Л., 1971; Базанов
B.B. Техника и технология сцены. Л., 1976; Базанов В. В. Сцена XX века, Л., 1990; Понсов А. Д. Конструкции и технология изготовления театральных декораций. М., 2001; Рывин В. Я. Устойчивость театральных декораций. СПб., 2007; Соллогуб А. В. Проектирование и выполнение чертежей на театральные декорации. СПб.: СПбГАТИ, 1995; Сосунов Н. Н. Театральный макет. М., 1960; Сосунов H.H. От макета к декорации. М., 1962; Уинслоу К. Новые технологии для макетов театральных декораций // Сцена. 2004. № 4. С. 20-21.
9 Извеков Н. П. Свет на сцене. Л.-М., 1940.
Диссертант изучил и творчество отдельных художников по свету, к примеру, Г. Филыдтинского, который создает великолепные решения световой драматургии в соответствии с режиссерским рисунком и постановочными задачами. Следует отметить, что Филыптинский еще вел курс «Технология художественного оформления спектакля» в СПбГАТИ.11 Интерес представляют и светодиодные костюмы. Но исследование их художественно-технологического своеобразия выходит за рамки данной диссертации.
Диссертантом были проанализированы
и те исследования, где учитываются
особенности композиционного
А. В. Степанов, О. В. Чернышев. . В их работах рассматриваются средства художественной выразительности, применяемые в сценографическом искусстве (линия, пятно, симметрия, асимметрия, формообразование и т.д.) и дизайне, проблемы стилизации, а также категории качественной и количественной меры, соразмерности, соподчинения, масштаба.
Технология мягких декораций,
история, и типология сценического
костюма рассматривается в
11 Сайт Глеба Фильштинского. [Электронный ресурс]. URL: http://www.filshtinskv.ru (дата обращения 1 июня 2011 года)
12 Волчек Ю. П. Технология и тектоника. М., 1984; Мошков В. M., Кузнецов О. И. Пластическая основа композиции. Проблемы синтеза искусств. СПб., 1994; Степанов А. В. Объемно-пространственная композиция. М., 2004. Чернышев О. В. Формальная композиция. Минск.: Харвест, 1999.
13 Градова К. В. Театральный костюм. Кн. 1-я. Женский костюм. M., 1986. Кн. 2-я. Мужской костюм. М., 1987; Джексон Ш. Пособие по изготовлению театрального костюма. М., 1984; Захаржевская Р. В. Костюм для сцены. M., 1973; Кирсанова Р. М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. Калининград, Москва: Янтарный сказ. Артист. Режиссер. Театр, 1997; Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. Минск, 1999; Серебрякова Т. Б. Мягкие и аппликационные декорации. М., 1952.
В работах В. Л. Климовского, И. С. Сыромятниковой, И. А. Шатохина, С. П. Школьникова представлен обширный материал о сценическом гриме, моделировании театральной мебели и бутафории,14
В исследование театральных организационных технологий, планирования и управления театральной постановкой значительный вклад внесли Г. Г. Дадамян, Ю. М. Орлов, Л. Г. Сундстрем и другие.15
Проблемы применения информационных технологий в организации театрального процесса изучали: Е. В. Ампелогова, Е. А. Левшина, И. Овчинников, В. Павлюк, А. Порай-Кошиц, Д. Трубочкин, В. М. Шеповалов, С. Штернин.16 В их работах рассматривается значение компьютерных технологий в деятельности каждого участника театрального процесса.
Исследованию виртуальности как феномену художественной культуры посвящены труды В. В. Бычкова, М. Б. Игнатьева, Н. Б.
Маньковской, А. А. Никитина, Н. Н. Решетниковой, Т. Е. Шехтер. Эти авторы в своих исследованиях показывают специфику виртуальной реальности и способы введения в «заблуждение» людей, которые благодаря новым технологиям «перемещаются» в особую мистически-реальную среду.
14 Климовский В. Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. М., 1982; Сыромятникова И. С. Искусство грима и прически. М., 2000; Шатохин И. А. Грим как средство художественного воплощения сценического образа: Авторефер. дисс. на соис. уч. ст. канд. искусствоведения. Тбилиси, 1978;.Школьников С. П. Искусство грима. Минск, 1963.
15 Дадамян Г.Г. Театр одного продюсера // Отечественные записки. 2005. № 4. С. 239-251; Орлов Ю., Сундстрем Л. Сетевое планирование в театре Л., 1972.
16 Ампелогова Е. «Не WORD'om единым.» // Сцена. 2004. № 4. С. 9-11; Левшина Е. Компьютер в театре -вчера, сегодня, завтра // Сцена. 2004. № 4. С. 4-5; Павлюк В. Компьютер для театрального художника -«костыли» или инструмент // Сцена. 2004. № 4. С. 11-12; Порай-Кошиц А. Будем осваивать CATIA // Сцена. 2004. № 5. С. 47; Овчинников И. Театр и цифровая революция // Сцена. 2004. № 4. С. 15-17; Трубочкин Д. В. Театр в киберпространстве // Театральная жизнь. 2006. № 2. С. 14-18; Шеповалов В. М. Персональный компьютер - заведующему постановочной частью // Сцена. 2004. № 4. С. 14; Штернин С. Информационное обеспечение театрального процесса // Сцена. 2004. № 4. С. 6.
17 Бычков B.B., Маньковская Н.Б. Виртуальная реальность как феномен современного искусства // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. М.: ИФ РАН, 2006. С. 32-60; Игнатьев М. Б., Никитин А. А., Никитин А. В., Решетникова Н. Н. Архитектура виртуальных миров. СПБ.: Политехника, 2005; Маньковская Н. Б. Виртуалистика: художественно-эстетический аспект // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М., 2004. С. 328-341; Шехтер Т. Е. Современный художественный процесс: основные тенденции и перспективы развития. // Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб.: СПбГУП, 2005. С. 21-44.
Исследователи также уделяют большое внимание проблеме интеграции науки и искусства.
Возможности компьютерной графики и мультимедийных технологий исследуются в трудах И. А. Алдошиной, Н. И. Дворко, А. В. Денисова, П. В. Игнатова, И. Р. Кузнецова, В. Ф. Познина, Е. А. Попова, В. Д. Сошникова, Т. Е. Шехтер, Е. С. Чичканова, О. В. Шлыковой, а также публикации зарубежных авторов R. Brinkmann, S. Dixon, M. Fleischman, U. Reinhard.18
Итак, как показал
анализ литературы, связанный с темой
диссертационного исследования, существует
достаточно большое число источников,
в которых затрагивается
Цель диссертационного исследования — определение роли новых технологий в развитии отечественного театрального искусства конца XX — начала XXI века.
Задачи исследования:
Рассмотреть в исторической
ретроспективе воздействие