Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:14, статья
В статье представлены актуальные вопросы развития театрального постановочного процесса с использованием современных технологий. Внедрение этих технологий в практику постановочного процесса позволяет обеспечивать становление нового типа творческих отношений в театре. В результате, творчество как основная часть постановочного процесса, поддерживаемая средствами автоматизации, получает возможность совершенствования комплексного решения постановочных задач.
Широкую популярность в
Санкт-Петербурге приобрел международный
театральный фестиваль «
Набирает значение и
международный фестиваль «
Интересна и практика
приглашения иностранных
«Александринский» в 2009 г., сценограф К. Брожбоу) соединены противоположные подходы, которыми пользовались К. С. Станиславский и В. Э. Мейерхольд для постановки чеховских пьес, с собственными инновационными режиссерскими приемами. Игра масштабов физических тел в спектакле является метафорой. Реальность намеренно трансформирована, как бы определяя своим качеством, размер, уровень и удельный вес духовности, любви и чистоты. Постановочная технология ассоциативного перемещения во времени становится инструментом исследования и познания реальности. В спектакле используются современные технико-технологические средства создания «реальной окружающей среды» и специфических эффектов.
Постановка «Изотов» (2009 г.) по пьесе М. Дурненкова, представленная в полноправном соавторстве режиссера А. Могучего и сценографа А. Шишкина показывает вариант использования других средств, входящих в общее понятие «новые технологии».
Сама пьеса - это попытка
творчески осознать, что возникает
в измененном состоянии сознания
человека в момент смерти. Визуальный
образ этого состояния
Возможности использования новых технологий в театре ограничены лишь творческой задачей постановщиков. Современные постановки с участием иностранных режиссеров и актеров привлекают в театр нового, современного зрителя. Обилие экспериментальных постановок вызывают искренний интерес публики к академическому театру, обладающему высоким духовным содержанием и вековыми театральными традициями.
В оперном театре, в отличие от драматического, синтез искусств происходит на основе музыкального материала. Значимым театром в контексте постановочных инноваций, в том числе информационных технологий, является Мариинский театр.
Одним из громких событий в области новых постановочных технологий в музыкальном театре стала премьера оперы Р. Вагнера «Летучий голландец» 1998г. (пожар в мастерских Мариинки превратил в пепел декорации к постановке, осуществленной режиссером Т. Чхеидзе и художником Г. Цыпиным). Сегодня можно судить о постановке лишь по видеоматериалам и многочисленным компьютерным эскизам, полностью соответ-
ствующим, по словам очевидцев, реальным сценам из спектакля. Спектакль стал ярким примером синтеза классической музыки и новых постановочных, сценографических технологий и был способен на равных конкурировать с многочисленными сценическими версиями оперы, чрезвычайно популярной на Западе. Видеоинсталяция стилистически объединила конструктивную сценографию и музыкальное произведение, дала возможность включения новых смыслов в общую концепцию художественного образа спектакля.
Обращение Мариинского театра к новым технологиям стало одной из тенденций творческого процесса, наряду с другими новациями.
15 апреля 2010 г. в Мариинском
театре, впервые в мире, была осуществлена
прямая онлайн трансляция
На сцене Михайловского театра также происходит активный поиск художественного образа путем соединения двух пространств: виртуального и реального.
В постановке оперы «Русалка» режиссера И. Коняева в 2009 г. была создана подобная экспериментальная форма с приемами, широко используемыми в экранных искусствах. Сценография и костюмы, визуальный ряд, многочисленные видеопроекции и художественный свет созданные П. Окуневым, О. Шаишмелашвили и Д. Солнцевым стали несомненной удачей спектакля. Постановщики сместили акцент «медийной» сценографии оперы «Русалка» к визуализации чувственного восприятия, художественному проявлению, ориентированному на ценности «нестабильного» современного мира.
В опере «Катя Кабанова» Л. Яначека, поставленной в Михайловском театре в 2011 г., художник Ф. Хинтермайер в монохромном минимализме сценографии предложил концепцию бесконечной «пустоты». Режиссер Н. Рудольф в качестве средства художественной выразительности использовал супрематическую видеопроекцию на экране-заднике. Груда сломанных стульев на ближнем плане сцены как бы создавала образ «разрушения ценностей прошлого», а вспышки стробоскопа в кульминационных моментах свидетельствовали о «духовных преображениях» главных героев. Творческие задачи художника и режиссера объединились в единой «технологической партитуре». В силу всеобщей «эстетизации» творчества, происходит трансформация искусства.
Российский национальный театр с его многовековой историей переживает «испытание инновацией». Санкт-Петербургские постановщики востребованы в мировом театральном пространстве, прежде всего, как
представители классической
школы. Обмениваясь опытом с зарубежными
коллегами, принимая во внимание изменения,
происходящие в мировом пространстве,
современные российские постановщики
бережно сохраняют основу культурных
традиций сформировавшихся в национальном
театре на протяжении многих поколений.
Автор приводит пример альтернативного
сценографического решения
Использование современного
технико-технологического комплекса
и информационной сценографии в
постановках драматических и
музыкальных театров Санкт-
Обмен опытом в освоении новых технологий в международной творческой деятельности активно развивает постановочные технологии.
Новые технологии вносят многообразие в создание художественного образа спектаклей театров Санкт-Петербурга, что способствует поддержанию мирового авторитета современного российского театра.
Во втором параграфе
«Новые технологии в практике учебного
театра» автор исследует
Академическое образование
режиссеров музыкального театра помогает
обогатить творческий постановочный
процесс концептуальным решением сценического
пространства по классическому принципу:
«минимум средств - максимум выражения».
Новые технологии и способы организации
постановочного процесса становятся экспериментальной
практикой создания музыкальных
спектаклей в учебном процессе на
сцене Оперной студии. В учебном
плане на ведение предмета «Художественное
оформление музыкального спектакля» по
программе отводится 20% от общего количества
часов, а создание макета спектакля
и вещественного оформления учебных
спектаклей обеспечено очень скромным
финансированием. Это ограниченность
во временных и материальных ресурсах
потребовала дополнительных методов
по улучшению эффективности
переподготовки, повышения
квалификации, обучения основным принципам
художественного оформления специфичен
в связи с тем, что не каждый
режиссёр-постановщик обладает способностью
к рисованию, и пространственным
воображением. В учебном постановочном
процессе студенты, нередко сталкиваясь
с ограничениями материального
характера, вынужденно прибегают к
минимализму в сценографии. Применение
методов компьютерного
Таким образом, информационные
технологии расширяют процесс поиска
средств художественной выразительности,
обработки визуальной информации для
создания целостного образа спектакля.
Автор разрабатывает метод
Усовершенствованная диссертантом
методология разработки художественного
оформления спектаклей в учебном
театре с применением АРМ «Художник-
В третьем параграфе
«Проблемы и перспективы
Во взаимодействии художника и режиссера основной проблемой является трансформация границ современной профессиональной деятельности, нарастающая, приоритетная роль информационной сценографии в создании художественного образа спектакля, что нередко подменяет режиссерский замысел зрелищностью мультимедийных «трюков».
Художники, полностью приобщившиеся к цифровой форме творчества, предпочитают компьютерную графику традиционной технике рисования карандашом или живописи. Обилие специальных эффектов в графических компьютерных программах, в том числе трехмерных, для них становится основой изобразительных возможностей. Поэтому у художников, использующих информационные изобразительные средства, просматривается тенденция к размыванию «творческого почерка», а порой, из-за отсутствия практики, частичная утрата способности к рисованию.
В режиссерской концепции сценографического решения с использованием современных технологий также наблюдается некоторая усреднен-ность, предсказуемость постановочных решений с использованием «стандартного» набора средств мультимедийного минимализма (звук, свет, видеоряд, спецэффекты).
Большинство театральных
постановщиков находятся в
Формирование единого информационного театрального пространства (с технологиями защиты авторского права) для понимания роли и задач театральной деятельности способствует более эффективному решению проблем, улучшит понимание художественного уровня театрального искусства, его конкурентоспособности на театральном рынке и позволит успешно реализовать перспективу интенсивного развития новых технологий постановочного процесса.
В Заключении делаются выводы и подводятся основные итоги проведенного исследования:
1. Становление новых технологий в театре в контексте исторического развития связано: с изменениями сценографической образности картины мира, с развитием социально-эстетических особенностей различных эпох, с возникновением зрелищной эстетизацией техники и нарастающим влиянием технической оснащенности театра, способствующим созданию новых жанров и форм зрелищных искусств.