Сценография света

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:14, статья

Описание работы

В статье представлены актуальные вопросы развития театрального постановочного процесса с использованием современных технологий. Внедрение этих технологий в практику постановочного процесса позволяет обеспечивать становление нового типа творческих отношений в театре. В результате, творчество как основная часть постановочного процесса, поддерживаемая средствами автоматизации, получает возможность совершенствования комплексного решения постановочных задач.

Файлы: 1 файл

статьи астафьеврой.docx

— 127.37 Кб (Скачать файл)

 

Современный зритель, как  и во все времена эстетически  неоднороден. Массовая культура, как  разновидность культуры общества сознательно  ориентирована на некий усредненный  уровень развития массовых потребителей. Для ее обозначения употребляются  такие синонимы: популярная (поп-культура), индустрия развлечений, коммерческая культура. Главным каналом массовой культуры служат средства многотиражной  коммуникативной техники (пресса, радио, кино, телевидение, видео и звукозаписи). Монополизация всех отраслей массовой культуры превратила ее в рыночный товар. Форма эстетического, интеллектуального  самоутверждения общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку сегодня превратилась в объект освоения широкими слоями населения и становится модой. Социологи отмечают, что культура интеллектуальной элиты, вступая в многообразные взаимодействия с массовой культурой деформируется, усредняется. В условиях средств массовой коммуникации популярное искусство может быть результатом совпадения характеристики художественного произведения с господствующим эстетическим вкусом. Ориентация театра на массовый вкус зрителя и кассовый сбор способствует появлению произведений искусства, которые не выдерживают испытание временем. Мода на них быстро проходит и публика забывает своих недавних кумиров…

 

В свете таких многообразных  перемен, требования к сценографии  будущего спектакля приобретает  исключительное значение. К сожалению, проникновение в замысел режиссера, и видение эпохи сквозь призму современности не всегда бывает достаточно адекватным, и это может привести если не к провалу спектакля, то, по меньшей мере, к снижению его  художественной ценности. В результате расширение жанровой перспективы затронуло  как элитарную, так и массовую область художественной культуры. Так  в области академического искусства  появляются новые, синтетические по своей природе жанры, предполагающие активное использование новых технических  возможностей. Это разные формы инструментального  театра с использованием видеоинсталляций, компьютерных технологий и средств  массовых коммуникаций (вплоть до применения SMS – голосования). В контексте  постмодернизма складывается направление  видеоарта с использованием инсталляций, хэппенингов и т.д. Компьютерные технологии (в первую очередь связанные с преобразованием видео - и аудиоряда) сегодня широко используются в театральных постановках. В массовом искусстве более заметной становится склонность к усилению декоративного оформления, нередко ориентированного на яркий, но однократный эффект. Карнавально-праздничный характер современных представлений, музыкальных шоу потребовал применения экстраординарных средств, прежде всего связанных с новейшими технологиями. В итоге эти жанры приобрели необычайно масштабный коммуникативный потенциал, способствовали объединению огромной аудитории, что вполне сопоставимо с техникой массового гипноза. Развлекательная ориентация и коммерческая обусловленность неизбежно ведут к усилению именно внешнего плана воздействия. Одновременно в подобных зрелищных формах заложены потенциальные модели ролевого поведения. Зритель может мысленно поставить себя на место исполнителя, почувствовать себя в ином, нереальном измерении пространства и времени. То же можно сказать и о популярных ныне жанрах реалити-шоу и интерактивных телевизионных программ. В результате, информационные технологии позволили сделать художественный, творческий и технологический театральные процессы качественно совершеннее. Взаимодействие синтеза искусств и информационных технологий, ставшее тенденцией нашего времени, позволяет создавать новые формы зрелищного искусства. Широчайший диапазон новых технологий дает неограниченную свободу выбора средств художественной выразительности. При этом в театре, главными, как и прежде, в работе сценографа и режиссера сохраняется творческая идея и создание художественного образа средствами, ориентированными на «нового зрителя».

 

В вопросах интеллектуально-эстетической деятельности театрального искусства, «нестабильность» связана не только с экономическим кризисом, но и  с «кризисом идентичности» всех форм культуры автор исследования поддерживает мнение Праздникова Г. А. в том, что: «Искусство безгранично, но не беспредельно. Его границы подвижны, хотя бы уже потому, что художественность диалектически сочетает в себе dulce и utile – наслаждение и пользу. Отношения эстетического и внеэстетического меняются: по авторитетному мнению крупнейшего англоязычного поэта XX века Т. Элиота, величие произведения зависит от значительности его внеэстетических качеств. Самодостаточность искусства означает только то, что для осуществления в культуре своей роли, ему необходимо быть искусством, а не чем-нибудь еще»6. Критерий эстетической оценки классического наследия, бережное обращение с литературными и музыкальными первоисточниками, принципы созидания позволят избавиться от «эстетического мусора» и актуализировать театр, как форму духовной коммуникации общества.

 

По данным статистики Международного агентства социальных и маркетинговых исследований, исследующего опрос зрителей московских театров  во время проведения театральных  фестивалей «Золотая маска», «Новая драма» и «Новый европейский театр»,7 подтверждается, что в театр ходят люди всех возрастов и нынешние зрители, очевидно, предпочитают классику. «Контакт с классическим наследием, полноценный диалог с ним – это переживание подлинности бытия, бесконечности его смыслов, глубинная связь с реальностью, источник настоящего духовного наслаждения. Воспитание классикой – несомненный путь формирования человеческой личности»8. Благодаря своей эмоциональной насыщенности театр продолжает сохранять статус уникального искусства и востребован как эстетико-интеллектуальная форма творчества, имеющая коммуникативную направленность. Используя новые технологии, актуальность и традиции можно умело сочетать.

 

^ СЦЕНОГРАФИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ ТЕАТРА.

 

Одной из основных проблем  сценографии является взаимосвязь  творческой и технической, производственной части театра в создании материальной части сценографии. Осмысление проблем  нарушения взаимосвязей можно рассматривать  с экологической точки зрения. Известно, что наука Экология изучает  взаимосвязи между организмами  и средой их обитания, то есть между  человеком, коллективами людей и  окружающей средой, а также взаимосвязи  внутри экосистем. Эта наука изучает  специфику различных направлений  деятельности человека. Сегодня актуальным становится рассмотрение экологических  взаимосвязей применительно к нуждам театральной деятельности. Существует два направления экологических  взаимоотношений в театре:

 

- между театральным  коллективом и зрителем;

 

- между постановочным  коллективом и художественно  производственной частью, обеспечивающей  творческий коллектив театра  всем необходимым (декорации,  костюмы, бутафория, грим, пастиж и многое др.). Упорядочение взаимоотношений экосистем в театральной деятельности нуждаются в развитии, на базе достижений науки Экология.

 

Традиционно, на практике существует творческая часть театра (коллектив постановщиков и актёров) и производственная. Проблема вытекает из «непопулярности» производственной части в театральном коллективе. Именно с этой оценкой связываются  потребности производственных цехов, в которых работают как специалисты, занятые собственно творческой работой (художники-декораторы, художники-конструкторы, художники технологи театрального костюма и головных уборов, гримеры-пастижеры, специалисты светообеспечения и др.), так и швейные, обувные, столярные, бутафорские, механические цеха, обеспечивающие изготовление необходимой продукции по эскизно-чертежной документации. Эта – производственная часть «не вида зрителю», она находится как бы в тени театральной деятельности, поэтому на неё не вполне распространяется успех театральной постановки. В то же время, качество зрелищной части спектакля во многом зависит от усилий производственных цехов, находящихся, как правило, в экологически вредных условиях.

 

Анализ условий производственных мастерских театров РФ и ряда стран  СНГ показал, что во многих из них  практически отсутствуют элементарные условия для нормальной трудовой деятельности (вентиляция, сушила, средства кондиционирования, профессиональное оборудование и инструментарий, освещение  рабочих мест, и др.). На сегодняшний  день уже существуют революционные  проекты обновления и реконструкции  театров9, в которых учтена безопасность, комфорт зрителей и творческого коллектива.

 

Демонстрация видео  Проект нового здания (вторая сцена) Государственного Академического Мариинского театра

 

Создание экологически чистой среды на сцене и в зрительном зале, создание нормальных условий  для труда и отдыха специалистов художественно-производственной части  – насущная потребность театральных  коллективов. Необходимо обратить внимание на процесс обновления оборудования для швейных, бутафорских, декорационных  и столярных цехов в большинстве  театральных мастерских.10

 

Демонстрация Слайдов  Мастерские Мариинского театра.

 

Известная фраза «театр начинается с вешалки» и на сегодняшний  день является ключевой в определении  уровня оснащённости новыми технологиями всего театрального комплекса. Разработка нового оборудования, предназначенного для производственной части театров, существенно отстает от потребностей производства. Как правило, все производится на старом оборудовании, так как  затраты на новое окупаются только при серийных потребностях. Для театра же характерно «поштучное» производство, отвечающее специфике каждого конкретного  спектакля, включая: изготовление жестких  декораций и конструкций, предметов  бутафории, обуви, костюмов, грима, париков  и др. В комплексе реализации мероприятий  театральной деятельности нужно  учитывать влияние экологических  факторов на производительность труда  работников театральных цехов, что  является обязанностью администрации  театра. В целом, приходится констатировать нарушение взаимосвязи коллективов  творческой и производственной части  спектакля, то есть нарушение взаимоотношений  между театральным коллективом  и средой обитания, а также взаимосвязей внутри экосистемы. Практика работы театров  показала, что решение указанных  проблем находится и остается на стыке собственно театральной  деятельности и инженерной экологии. Разработка способов экологической  охраны труда работников театра, в  том числе театральных художников, требует изучения вышеуказанных  особенностей, с учётом соблюдения санитарно-гигиенических норм. Поэтому  сама постановка вопроса обеспечения экологической чистоты этой отрасли культуры является актуальной задачей.

 

 

^ УЧЕБНЫЙ ТЕАТР

 

(на прмере СПб Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова)

 

В учебном плане на ведение предмета «художественное  оформление музыкального спектакля» по программе отводится 20% от общего количества часов, а создание макета спектакля  и вещественного оформления учебных  спектаклей обеспечено очень скромным финансированием. Это ограниченность во временных и материальных ресурсах потребовала дополнительных методов  по улучшению эффективности обучения. Процесс переподготовки, повышения  квалификации, обучения основным принципам  художественного оформления специфичен в связи с тем, что не каждый режиссёр-постановщик обладает способностью к рисованию, и пространственным воображением. Применение методов компьютерного  моделирования спектакля помогает решить недостатки практических навыков. Теперь режиссёр должен знать законы монтажа и законы коллективного  восприятия, а также хорошо ориентироваться  в самых современных технических  средствах художественной выразительности, принципы компьютерного моделирования, пользования новыми средствами осветительной  и звуковой аппаратуры, кино-видео проекций. Для постановки пьесы необходим особый, синтетический вид подготовки драматургического сценария и режиссёрской экспликации.

 

В учебных спектаклях существуют специфические постановочные  трудности и ряд основных профессиональных постановочных проблем. Их исследование, поиск способов оптимального решения  позволили диссертанту сформулировать требования к выпускникам кафедры:

 

- Умение направить  работу временно созданной режиссёрско-постановочной  группы в минимально короткие  сроки на создание яркого образа  спектакля, качественной разработки  макета декораций и создание  костюмов.

 

- Организовать творческий  репетиционный процесс, часто  совмещая его с технической  репетицией (установка света, звука,  монтировка декораций).

 

- Создать единый постановочный,  организационный сценарий.

 

Режиссёру и художнику  в сжатые сроки приходится создавать  «систему аудиовизуальных образов», декорации, детали реквизита, видеоряд и подготовить, продумать качественный текст. Сценарий театрального режиссёра  менее всего похож на сценарий кинематографический или телевизионный, в которых лишь слегка расширено описание зрительного ряда. Режиссёрский сценарий требует описания действенно-событийной линии, с развёрнутыми и подробными постановочными ремарками. Сценарий фиксирует режиссёрские задумки и тот процесс работы, который ведётся с художником, балетмейстером, кинорежиссёром и другими соавторами этой многовекторной работы. В результате, правильно согласованные и зафиксированные взаимодействия участников многосложного театрального процесса и средств выразительности – являются чёткой партитурой действий. Постановка дипломных спектаклей является результатом всего комплекса полученных знаний и практическим применением их в музыкальном театре. На сегодняшний день в вопросе полноценной постановки решена только творческая часть – моделирование спектакля и репетиционный процесс. К сожалению, особенности развития современной российской экономики и ограниченное финансирование редко позволяет полноценно осуществлять учебные, дипломные проекты. Поэтому к постановке дипломных спектаклей допускаются студенты-режиссеры с профессионально подготовленными театральными проектами.

 

Демонстрация слайдов  с макетами спектаклей студентов кафедры режиссуры музыкального театра СПб Консерватории им. Н.А. Римского Корсакова.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Благодаря техническому прогрессу современный театр  может и должен значительно отличаться от театра прошлых веков.11 В первую очередь – новыми техническими инструментами и новые технологиями, а также уходящими корнями в прошлые века тяга людей к зрелищности.

 

Демонстрация видео-проекта  главной летней сцены Национальной академии танца, Рим, Италия.

 

 

Современные технологические  решения в свете, механизмах, декорациях, звуке, не только обеспечивают зрелищность  образов, но в первую очередь помогают создать и поддержать эмоциональную  среду спектакля, которая органично  окружает актеров и зрителей. Современный  театр, так же как и во все времена, востребован и любим. Зрители  с нетерпением ждут новых постановок. Это необъяснимое чудо происходит тогда, когда режиссер и актёры, художник, специалисты постановочной части  создают сценическое действие, заставляющее думать, восхищаться, сопереживать, возмущаться, не оставляющее зрителей равнодушными.

 

Ради этого создаются  и совершенствуются театральные  технологии, в том числе главная  составляющая театрального процесса - сценография.

 

 

 

 

 

 

Статья поступила  в редакцию 24.09.2010 г.

УДК 792.026.2 + 792.7 Е. А. Коллегова

КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ПРОЦЕССА

В ТЕАТРЕ И НА ЭСТРАДЕ. СПЕКТАКЛЬ И НОМЕР

Статья посвящена  проблеме изучения конечной цели художественного  процесса в

театре и на эстраде: спектаклю и номеру.

Ключевые слова: конечная цель, театр, эстрада, спектакль, номер, художест-

венный процесс.

Каждый самостоятельный  вид искусства имеет свой неповторимый, только

ему присущий особенный  «язык», т. е. специфические особенности, а также обла-

дает только ему свойственной конечной целью художественного  процесса. «Виды

искусства отличаются друг от друга как тем, что они отражают различные явления,

так и тем, что пользуются различными изобразительными средствами также в со-

ответствии с природой человеческого восприятия. Но коренная основа существо-

вания различных искусств, безусловно, заключена в самом предмете искусства, в

многогранности объективного мира, разнообразные стороны которого не могут

быть в полной мере раскрыты средствами одного какого-нибудь искусства» [6,

359]. Следовательно, эстраде, которой продолжительное время отказывали в видо-

вом своеобразии, называя разновидностью театрального искусства, свойственна

такая конечная цель творческого  процесса, которая не характерна для  искусства

Информация о работе Сценография света