Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:14, статья
В статье представлены актуальные вопросы развития театрального постановочного процесса с использованием современных технологий. Внедрение этих технологий в практику постановочного процесса позволяет обеспечивать становление нового типа творческих отношений в театре. В результате, творчество как основная часть постановочного процесса, поддерживаемая средствами автоматизации, получает возможность совершенствования комплексного решения постановочных задач.
Современный зритель, как и во все времена эстетически неоднороден. Массовая культура, как разновидность культуры общества сознательно ориентирована на некий усредненный уровень развития массовых потребителей. Для ее обозначения употребляются такие синонимы: популярная (поп-культура), индустрия развлечений, коммерческая культура. Главным каналом массовой культуры служат средства многотиражной коммуникативной техники (пресса, радио, кино, телевидение, видео и звукозаписи). Монополизация всех отраслей массовой культуры превратила ее в рыночный товар. Форма эстетического, интеллектуального самоутверждения общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку сегодня превратилась в объект освоения широкими слоями населения и становится модой. Социологи отмечают, что культура интеллектуальной элиты, вступая в многообразные взаимодействия с массовой культурой деформируется, усредняется. В условиях средств массовой коммуникации популярное искусство может быть результатом совпадения характеристики художественного произведения с господствующим эстетическим вкусом. Ориентация театра на массовый вкус зрителя и кассовый сбор способствует появлению произведений искусства, которые не выдерживают испытание временем. Мода на них быстро проходит и публика забывает своих недавних кумиров…
В свете таких многообразных
перемен, требования к сценографии
будущего спектакля приобретает
исключительное значение. К сожалению,
проникновение в замысел
В вопросах интеллектуально-эстетической деятельности театрального искусства, «нестабильность» связана не только с экономическим кризисом, но и с «кризисом идентичности» всех форм культуры автор исследования поддерживает мнение Праздникова Г. А. в том, что: «Искусство безгранично, но не беспредельно. Его границы подвижны, хотя бы уже потому, что художественность диалектически сочетает в себе dulce и utile – наслаждение и пользу. Отношения эстетического и внеэстетического меняются: по авторитетному мнению крупнейшего англоязычного поэта XX века Т. Элиота, величие произведения зависит от значительности его внеэстетических качеств. Самодостаточность искусства означает только то, что для осуществления в культуре своей роли, ему необходимо быть искусством, а не чем-нибудь еще»6. Критерий эстетической оценки классического наследия, бережное обращение с литературными и музыкальными первоисточниками, принципы созидания позволят избавиться от «эстетического мусора» и актуализировать театр, как форму духовной коммуникации общества.
По данным статистики Международного агентства социальных и маркетинговых исследований, исследующего опрос зрителей московских театров во время проведения театральных фестивалей «Золотая маска», «Новая драма» и «Новый европейский театр»,7 подтверждается, что в театр ходят люди всех возрастов и нынешние зрители, очевидно, предпочитают классику. «Контакт с классическим наследием, полноценный диалог с ним – это переживание подлинности бытия, бесконечности его смыслов, глубинная связь с реальностью, источник настоящего духовного наслаждения. Воспитание классикой – несомненный путь формирования человеческой личности»8. Благодаря своей эмоциональной насыщенности театр продолжает сохранять статус уникального искусства и востребован как эстетико-интеллектуальная форма творчества, имеющая коммуникативную направленность. Используя новые технологии, актуальность и традиции можно умело сочетать.
^ СЦЕНОГРАФИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕАТРА.
Одной из основных проблем
сценографии является взаимосвязь
творческой и технической, производственной
части театра в создании материальной
части сценографии. Осмысление проблем
нарушения взаимосвязей можно рассматривать
с экологической точки зрения.
Известно, что наука Экология изучает
взаимосвязи между организмами
и средой их обитания, то есть между
человеком, коллективами людей и
окружающей средой, а также взаимосвязи
внутри экосистем. Эта наука изучает
специфику различных
- между театральным коллективом и зрителем;
- между постановочным коллективом и художественно производственной частью, обеспечивающей творческий коллектив театра всем необходимым (декорации, костюмы, бутафория, грим, пастиж и многое др.). Упорядочение взаимоотношений экосистем в театральной деятельности нуждаются в развитии, на базе достижений науки Экология.
Традиционно, на практике
существует творческая часть театра
(коллектив постановщиков и
Анализ условий
Демонстрация видео Проект нового здания (вторая сцена) Государственного Академического Мариинского театра
Создание экологически
чистой среды на сцене и в зрительном
зале, создание нормальных условий
для труда и отдыха специалистов
художественно-производственной части
– насущная потребность театральных
коллективов. Необходимо обратить внимание
на процесс обновления оборудования
для швейных, бутафорских, декорационных
и столярных цехов в
Демонстрация Слайдов Мастерские Мариинского театра.
Известная фраза «театр
начинается с вешалки» и на сегодняшний
день является ключевой в определении
уровня оснащённости новыми технологиями
всего театрального комплекса. Разработка
нового оборудования, предназначенного
для производственной части театров,
существенно отстает от потребностей
производства. Как правило, все производится
на старом оборудовании, так как
затраты на новое окупаются только
при серийных потребностях. Для театра
же характерно «поштучное» производство,
отвечающее специфике каждого конкретного
спектакля, включая: изготовление жестких
декораций и конструкций, предметов
бутафории, обуви, костюмов, грима, париков
и др. В комплексе реализации мероприятий
театральной деятельности нужно
учитывать влияние
^ УЧЕБНЫЙ ТЕАТР
(на прмере СПб Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова)
В учебном плане на
ведение предмета «художественное
оформление музыкального спектакля» по
программе отводится 20% от общего количества
часов, а создание макета спектакля
и вещественного оформления учебных
спектаклей обеспечено очень скромным
финансированием. Это ограниченность
во временных и материальных ресурсах
потребовала дополнительных методов
по улучшению эффективности
В учебных спектаклях
существуют специфические постановочные
трудности и ряд основных профессиональных
постановочных проблем. Их исследование,
поиск способов оптимального решения
позволили диссертанту
- Умение направить
работу временно созданной
- Организовать творческий репетиционный процесс, часто совмещая его с технической репетицией (установка света, звука, монтировка декораций).
- Создать единый постановочный, организационный сценарий.
Режиссёру и художнику
в сжатые сроки приходится создавать
«систему аудиовизуальных образов»,
декорации, детали реквизита, видеоряд
и подготовить, продумать качественный
текст. Сценарий театрального режиссёра
менее всего похож на сценарий
кинематографический или
Демонстрация слайдов с макетами спектаклей студентов кафедры режиссуры музыкального театра СПб Консерватории им. Н.А. Римского Корсакова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря техническому прогрессу современный театр может и должен значительно отличаться от театра прошлых веков.11 В первую очередь – новыми техническими инструментами и новые технологиями, а также уходящими корнями в прошлые века тяга людей к зрелищности.
Демонстрация видео-проекта главной летней сцены Национальной академии танца, Рим, Италия.
Современные технологические
решения в свете, механизмах, декорациях,
звуке, не только обеспечивают зрелищность
образов, но в первую очередь помогают
создать и поддержать эмоциональную
среду спектакля, которая органично
окружает актеров и зрителей. Современный
театр, так же как и во все времена,
востребован и любим. Зрители
с нетерпением ждут новых постановок.
Это необъяснимое чудо происходит тогда,
когда режиссер и актёры, художник,
специалисты постановочной
Ради этого создаются и совершенствуются театральные технологии, в том числе главная составляющая театрального процесса - сценография.
Статья поступила в редакцию 24.09.2010 г.
УДК 792.026.2 + 792.7 Е. А. Коллегова
КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
В ТЕАТРЕ И НА ЭСТРАДЕ. СПЕКТАКЛЬ И НОМЕР
Статья посвящена проблеме изучения конечной цели художественного процесса в
театре и на эстраде: спектаклю и номеру.
Ключевые слова: конечная цель, театр, эстрада, спектакль, номер, художест-
венный процесс.
Каждый самостоятельный вид искусства имеет свой неповторимый, только
ему присущий особенный «язык», т. е. специфические особенности, а также обла-
дает только ему свойственной конечной целью художественного процесса. «Виды
искусства отличаются друг от друга как тем, что они отражают различные явления,
так и тем, что пользуются различными изобразительными средствами также в со-
ответствии с природой человеческого восприятия. Но коренная основа существо-
вания различных искусств, безусловно, заключена в самом предмете искусства, в
многогранности объективного мира, разнообразные стороны которого не могут
быть в полной мере раскрыты средствами одного какого-нибудь искусства» [6,
359]. Следовательно, эстраде, которой продолжительное время отказывали в видо-
вом своеобразии, называя разновидностью театрального искусства, свойственна
такая конечная цель творческого процесса, которая не характерна для искусства