Сценография света

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:14, статья

Описание работы

В статье представлены актуальные вопросы развития театрального постановочного процесса с использованием современных технологий. Внедрение этих технологий в практику постановочного процесса позволяет обеспечивать становление нового типа творческих отношений в театре. В результате, творчество как основная часть постановочного процесса, поддерживаемая средствами автоматизации, получает возможность совершенствования комплексного решения постановочных задач.

Файлы: 1 файл

статьи астафьеврой.docx

— 127.37 Кб (Скачать файл)

 

Автор анализирует проблемы, сдерживающие развитие новых организационных  технологий: недостаточное оснащение  театров современными средствами информационного  и программного обеспечения, отсутствие единой театральной информационной базы данных, дефицит профессионально  подготовленных театральных специалистов в области информационного обеспечения, компьютерной графики и мультимедиа,

 

Серьёзный вклад в  решении этих вопросов вносит «Центр Информационных технологий для театров», занимающийся сбором и распространением через Интернет профессиональной информации в театральной отрасли. Одним  из крупных достижений информатизации театральных процессов разработка компьютерной программы «КАМИС» (комплексная  автоматизированная музейная система) в Санкт-Петербургском Государственном  Музее театрального и музыкального искусства. В музее театрального искусства используется программа, ранее разработанная ОАО «АЛЬТ  СОФТ». Эта система обрабатывает информацию, заложенную в наборах  картотек по спектаклям и элементам  материальной части, содержащих полезные сведения для режиссёров и художников-постановщиков: эскизы

 

декораций, костюмов, авторов  постановок, списки актёров и многое другое. Важное значение в развитии информатизации театрального процесса получил интерактивный ежегодный фестиваль «Театральная паутина», накапливающий и распространяющий опыт совершенствования театральной деятельности.

 

Автор рассматривает  технологию управления и планирования театрального процесса в виде «Театрального  проекта», способствующей формированию культуры организации театрального процесса с использованием информационных технологий (представляющих совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации).

 

Анализируя роль информационных технологий в организации театрального процесса, автор приходит к выводу о необходимости привлечения  к этому роду деятельности специалистов в области смежных дисциплин (компьютерный дизайн, программирование, продюсирование, менеджмент и др.).

 

В Главе II «Новые технологии театрального искусства» дан анализ новых театральных технологий, сформированных современной медиа-культурой.

 

В первом параграфе «Постановочный процесс как взаимодействие театральной  условности и виртуальной реальности»  рассматриваются новые аспекты  развития театральной деятельности с учетом возможностей, предоставляемых  технологиями виртуальной реальности.

 

Речь идет о художественно-эстетической стороне театрального развития. Одним  из его векторов является стремление к стереоскопическому эффекту восприятия спектакля зрителем, проявлявшееся  в театральных опытах П. Брука, Е. Гротовского, А. Васильева, П. Фоменко, С. Соловьева.

 

Другая тенденция  связана со сценическими превращениями  героев классических пьес в персонажей комиксов, мультфильмов, компьютерных игр. Такая метаморфоза произошла  с герцогом Кларенсом, королем Эдвардом и герцогиней Йоркской из шекспировского «Ричарда III» (театр «Сатирикон» 2004 г.) в интерпретации К. Райкина - жертвы убийств в исполнении М. Аверина последовательно превращаются в призраков, друг в друга, обретая бессмертие виртуальных фигур.

 

Перевоплощение Маши и Щелкунчика в компьютерных героев происходит и мультижанровом «театре-цирке» А. Могучего «Кракатук». Премьера шоу состоялась в Петербурге в 2004 г. в здании цирка Чинизелли на Фонтанке. Художник спектакля - А. Шишкин. «Кракатук» стал уникальным для российского театра опытом артхаусного освоения многомиллионных бюджетов и многомиллионных аудиторий. Первоначальный опыт создания непривычных для российской публики жанров, объединяющих

 

цирк с драматическим театром был воспринят как гигантский, зрелищный аттракцион.

 

Средства современной  художественной выразительности сегодня  не являются внешним противоборством  тексту произведения, а соотносят  его художественный строй с эстетическим сознанием человека. Сегодня на смену  внешним эффектам пришли поиски театральных  приемов, способных послужить своеобразным мостом между театральной условностью  и виртуальной реальностью. В  качестве примера, рассматривается  спектакль М. Тальхаймера «Эмилия Галотти» (Дойчес Театр, Берлин; художник О. Альтман); моноспектакль Э. Лакаскада «К Пентесилее» (Национальный драматический центр Нормандии), представленные на театральном фестивале NET (Новый Европейский театр, 2005 г.). В этих спектаклях театральная классика была максимально приближена к формам актуального искусства, которые соответствуют особенностям компьютерной культуры общения и психологией восприятия, сформированной компьютерными играми. Прогресс современной техники способствует созданию таких форм спектаклей, в которых эксперимент - это управляемое наблюдение.

 

Новый постановочный  жанр Active Fiction Show (AFS) - синтез литературы, видео, музыки, театрального перформанса и Интернета был представлен в рамках фестиваля NET спектаклем «Shlem.com» (режиссер Ж. Монтвилайте) по роману В. Пелевина «Шлем ужаса», в котором древнегреческая легенда о Тесее и Минотавре изложена в форме интернет-чата. В создании сценографической концепции интерактивного спектакля объединились художники, работающие в разных жанрах компьютерной графики. Неотъемлемым аксессуаром зрителей стали ноутбуки с WiFi подключением для того чтобы выбрать свой собственный режим просмотра спектакля и обмениваться по ходу дела комментариями с другими зрителями, что позволило сохранить эмоциональную заинтересованность. Создание постановки на основе интерактивности можно отнести к коллективной, импровизационной форме театрального творчества.

 

Включение компьютерных спецэффектов, компьютерной графики  в ткань художественных произведений традиционного искусства позволяет  развивать принцип интерактивности, способствует творческому поиску и  многообразию формы спектакля. Итак, под воздействием новых технологий происходит изменение художественной структуры спектакля.

 

Во втором параграфе  «Новые технологии в сценографии» рассматриваются  новые приемы художественного оформления спектакля, которые востребованы не только как одна из составляющих театрального процесса, но и как способ самостоятельной  арт-деятельности в дизайнерском оформлении театрализованных, световых шоу, выставок, водных феерий, в художественных акциях.

 

Информационная сценография  внесла в постановочный процесс  «динамическую картинку», трансформирующую объекты оформления

 

спектакля, организуя  пространство сцены в плоский  проекционный экран. Давно известные  кинематографу комбинированные  съемки рир- и фронт-проекциями, осуществляемые в павильонах студии, а также метод «блуждающей» маски в компьютерную эпоху получили «второе дыхание». Искусно создаваемые трехмерные интерьеры, пейзажи и целые космические пространства, на фоне которых происходят события фильмов (спектаклей), воспринимаются зрителем с огромным доверием. Приемы использования кино, видео и слайдо-проекций в спектаклях очень разнообразны. Автор анализирует ряд возможностей современной сценографии, обусловленный техническими характеристиками оборудования для визуальных и световых эффектов на примере сценографии канадской художницы М. Керр в спектакле «Мы -Женщины» (Канада, 1994 г.), в котором проекционные экраны служили средством выражения режиссерской идеи, являясь «границей» между «реальностью» и «мечтой». Конструктивная статика в решении декораций этого спектакля соединилась с безграничными возможностями видео искусства. Прием ассоциативного экрана становится «классическим» оформлением медийных спектаклей последнего десятилетия. Важной составляющей такой сценографии является наличие в театрах соответствующего, современного оборудования и программного обеспечения, а также квалифицированных специалистов в области мультимедиа.

 

Техническая подготовленность театров даст возможность отечественным  и зарубежным театральным коллективам  осуществлять гастрольную деятельность с минимальным театральным оборудованием. В условиях гастрольной деятельности казахстанского театра Б. Г. Аюханова в Санкт-Петербурге оригинальная сценография для балетов была смонтирована из аудио и видео файлов (проект подготовлен художником Т. В. Астафьевой).

 

Организация пространства сцены неразрывно связана с новыми достижениями науки в техническом  оснащении театра. Световое художественное оформление, использование экранов  и различных видеопроекций в  современном спектакле становится доминирующим средством художественной выразительности.

 

Практическое использование  новых технологий в художественных театральных мастерских, в которых  изготавливаются - неотъемлемая часть  и залог успешного осуществления  театральной постановки. В качестве примера применения новых технологий и материалов для создания сценографии, послужил опыт работы художественно-производственных мастерских Мариинского театра, в  которых изготавливаются мягкие и жесткие декорации, бутафория, мебель и реквизит к спектаклям с использованием современных технологий производства из негорючих материалов со специфическими характеристиками.

 

Процессы обновления новыми технологиями технических средств  театра сегодня вполне соответствует  общему уровню развития достижений научно-технического прогресса, что способствует расширению диапазона творческих возможностей постановщиков.

 

В третьем параграфе  «Массовое зрелище, как синтетическое  художественное явление» рассматриваются  новые формы массовых театрализованных зрелищ и городских праздников с  использованием современных технологий. Этот вид театральной деятельности анализируется на примере подобных зрелищ, проводимых в Санкт-Петербурге.

 

Развитие технологий способствовало формированию новых  форм массовых театрализованных зрелищ с учетом возможностей телекоммуникационных систем и многочисленных рекламных  табло. В условиях города, как единой театральной площадки, диапазон использования  новых технологий значительно расширяется, так как многие негативные характеристики эксплуатации современной проекционной техники становятся незначительными  в условиях открытого пространства. Для осуществления проекционного  художественного оформления требуется  значительная отдаленность оборудования от экрана (или фасада здания в пространстве архитектурного комплекса). В сценографии  массовых театрализованных зрелищ применяется  лазер, использование которого в  качестве художественного оформления в закрытых помещениях запрещено  по медицинским характеристикам. Существуют особые условия энергообеспечения  новой техники, её работа сопровождается техническим шумом, который незаметен  в городской окружающей среде. Плотная  облачность, обычная для Санкт-Петербурга, позволяет с помощью специальной  техники демонстрировать проекции цветных изображений и текст  на облаках.

 

В Санкт-Петербурге особенной  популярностью у горожан пользуются карнавальные шествия в «День  города», переходящие в народные гуляния; фестивали с театрализованными  программами на открытых площадках  города, водные шоу и фейерверки в период «Белых ночей», а также  знаменитый праздник для выпускников  школ, молодежи Санкт-Петербурга - «Алые  паруса», в проведении которых применяются  новые технологии в постановочном  процессе.

 

Набирают популярность праздничные зимние «Белые дни». В  их рамках на Дворцовой площади проходило  световое шоу (2009-2010 гг.). Оно было расцвечено световыми (светодиодными) занавесами, световыми проекциями в больших  сферических экранах, на льду катка, устроенного также на Дворцовой  площади.

 

В период празднеств каждый человек, находящийся на улице, может  быть зрителем и участником театрализованных зрелищ, происходящих в разных точках города, на открытых театральных площадках, в том числе и в концертных залах, демонстрирующих рекламные  ролики, интервью с известными исполнителями, анонсы концертов. Этот симультанный принцип

 

позволяет зрителям реально  и виртуально быть «задействованным»  в театрализованном действе.

 

Использование пространства городской среды в качестве декорационной  составляющей в постановочном решении  массового зрелища, как синтез архитектурного творчества и образных средств компьютерной графики и мультимедиа способствует развитию современного художественного  творчества. Необходимость создания уникальности сценографической концепции  массового театрализованного зрелища  оправдывает дорогостоящую апробацию  новейших зрелищных технологий в  условиях открытого городского пространства, помогают развитию индустрии зрелищного технико-технологического обеспечения.

 

Новые синтезированные  жанры массового театрализованного  действия, приобретшие необычайно масштабный коммуникативный потенциал, способствуют возрождению национальных традиций. Эстетические свойства массовых зрелищ и городских праздников, в основе которых заложена зрелищность, наглядность, информативность оказывают влияние на новые виды творческой деятельности.

 

Глава III «Применение  новых технологий в театральной  деятельности Санкт-Петербурга 1990-2010 гг.»  посвящена исследованию практики использования  новых технологий в театре. Театральное  искусство на стыке веков проходит сложный и стремительный путь экспериментирования, испытывая на прочность основы классического  театра.

 

В первом параграфе «Инновационные технологии в спектаклях театров  Санкт-Петербурга» рассматриваются  возможности обмена творческими  технологиями формирования художественного  образа в ведущих театрах Санкт-Петербурга, как пример соединения традиции, самобытности русского театра и инноваций в  мировом театральном искусстве.

Информация о работе Сценография света