Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:14, статья
В статье представлены актуальные вопросы развития театрального постановочного процесса с использованием современных технологий. Внедрение этих технологий в практику постановочного процесса позволяет обеспечивать становление нового типа творческих отношений в театре. В результате, творчество как основная часть постановочного процесса, поддерживаемая средствами автоматизации, получает возможность совершенствования комплексного решения постановочных задач.
Автор анализирует проблемы,
сдерживающие развитие новых организационных
технологий: недостаточное оснащение
театров современными средствами информационного
и программного обеспечения, отсутствие
единой театральной информационной
базы данных, дефицит профессионально
подготовленных театральных специалистов
в области информационного
Серьёзный вклад в
решении этих вопросов вносит «Центр
Информационных технологий для театров»,
занимающийся сбором и распространением
через Интернет профессиональной информации
в театральной отрасли. Одним
из крупных достижений информатизации
театральных процессов
декораций, костюмов, авторов постановок, списки актёров и многое другое. Важное значение в развитии информатизации театрального процесса получил интерактивный ежегодный фестиваль «Театральная паутина», накапливающий и распространяющий опыт совершенствования театральной деятельности.
Автор рассматривает технологию управления и планирования театрального процесса в виде «Театрального проекта», способствующей формированию культуры организации театрального процесса с использованием информационных технологий (представляющих совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации).
Анализируя роль информационных технологий в организации театрального процесса, автор приходит к выводу о необходимости привлечения к этому роду деятельности специалистов в области смежных дисциплин (компьютерный дизайн, программирование, продюсирование, менеджмент и др.).
В Главе II «Новые технологии театрального искусства» дан анализ новых театральных технологий, сформированных современной медиа-культурой.
В первом параграфе «Постановочный процесс как взаимодействие театральной условности и виртуальной реальности» рассматриваются новые аспекты развития театральной деятельности с учетом возможностей, предоставляемых технологиями виртуальной реальности.
Речь идет о художественно-эстетической стороне театрального развития. Одним из его векторов является стремление к стереоскопическому эффекту восприятия спектакля зрителем, проявлявшееся в театральных опытах П. Брука, Е. Гротовского, А. Васильева, П. Фоменко, С. Соловьева.
Другая тенденция связана со сценическими превращениями героев классических пьес в персонажей комиксов, мультфильмов, компьютерных игр. Такая метаморфоза произошла с герцогом Кларенсом, королем Эдвардом и герцогиней Йоркской из шекспировского «Ричарда III» (театр «Сатирикон» 2004 г.) в интерпретации К. Райкина - жертвы убийств в исполнении М. Аверина последовательно превращаются в призраков, друг в друга, обретая бессмертие виртуальных фигур.
Перевоплощение Маши и Щелкунчика в компьютерных героев происходит и мультижанровом «театре-цирке» А. Могучего «Кракатук». Премьера шоу состоялась в Петербурге в 2004 г. в здании цирка Чинизелли на Фонтанке. Художник спектакля - А. Шишкин. «Кракатук» стал уникальным для российского театра опытом артхаусного освоения многомиллионных бюджетов и многомиллионных аудиторий. Первоначальный опыт создания непривычных для российской публики жанров, объединяющих
цирк с драматическим театром был воспринят как гигантский, зрелищный аттракцион.
Средства современной
художественной выразительности сегодня
не являются внешним противоборством
тексту произведения, а соотносят
его художественный строй с эстетическим
сознанием человека. Сегодня на смену
внешним эффектам пришли поиски театральных
приемов, способных послужить
Новый постановочный жанр Active Fiction Show (AFS) - синтез литературы, видео, музыки, театрального перформанса и Интернета был представлен в рамках фестиваля NET спектаклем «Shlem.com» (режиссер Ж. Монтвилайте) по роману В. Пелевина «Шлем ужаса», в котором древнегреческая легенда о Тесее и Минотавре изложена в форме интернет-чата. В создании сценографической концепции интерактивного спектакля объединились художники, работающие в разных жанрах компьютерной графики. Неотъемлемым аксессуаром зрителей стали ноутбуки с WiFi подключением для того чтобы выбрать свой собственный режим просмотра спектакля и обмениваться по ходу дела комментариями с другими зрителями, что позволило сохранить эмоциональную заинтересованность. Создание постановки на основе интерактивности можно отнести к коллективной, импровизационной форме театрального творчества.
Включение компьютерных
спецэффектов, компьютерной графики
в ткань художественных произведений
традиционного искусства
Во втором параграфе «Новые технологии в сценографии» рассматриваются новые приемы художественного оформления спектакля, которые востребованы не только как одна из составляющих театрального процесса, но и как способ самостоятельной арт-деятельности в дизайнерском оформлении театрализованных, световых шоу, выставок, водных феерий, в художественных акциях.
Информационная сценография внесла в постановочный процесс «динамическую картинку», трансформирующую объекты оформления
спектакля, организуя пространство сцены в плоский проекционный экран. Давно известные кинематографу комбинированные съемки рир- и фронт-проекциями, осуществляемые в павильонах студии, а также метод «блуждающей» маски в компьютерную эпоху получили «второе дыхание». Искусно создаваемые трехмерные интерьеры, пейзажи и целые космические пространства, на фоне которых происходят события фильмов (спектаклей), воспринимаются зрителем с огромным доверием. Приемы использования кино, видео и слайдо-проекций в спектаклях очень разнообразны. Автор анализирует ряд возможностей современной сценографии, обусловленный техническими характеристиками оборудования для визуальных и световых эффектов на примере сценографии канадской художницы М. Керр в спектакле «Мы -Женщины» (Канада, 1994 г.), в котором проекционные экраны служили средством выражения режиссерской идеи, являясь «границей» между «реальностью» и «мечтой». Конструктивная статика в решении декораций этого спектакля соединилась с безграничными возможностями видео искусства. Прием ассоциативного экрана становится «классическим» оформлением медийных спектаклей последнего десятилетия. Важной составляющей такой сценографии является наличие в театрах соответствующего, современного оборудования и программного обеспечения, а также квалифицированных специалистов в области мультимедиа.
Техническая подготовленность
театров даст возможность отечественным
и зарубежным театральным коллективам
осуществлять гастрольную деятельность
с минимальным театральным
Организация пространства
сцены неразрывно связана с новыми
достижениями науки в техническом
оснащении театра. Световое художественное
оформление, использование экранов
и различных видеопроекций в
современном спектакле
Практическое использование
новых технологий в художественных
театральных мастерских, в которых
изготавливаются - неотъемлемая часть
и залог успешного
Процессы обновления новыми технологиями технических средств театра сегодня вполне соответствует общему уровню развития достижений научно-технического прогресса, что способствует расширению диапазона творческих возможностей постановщиков.
В третьем параграфе «Массовое зрелище, как синтетическое художественное явление» рассматриваются новые формы массовых театрализованных зрелищ и городских праздников с использованием современных технологий. Этот вид театральной деятельности анализируется на примере подобных зрелищ, проводимых в Санкт-Петербурге.
Развитие технологий
способствовало формированию новых
форм массовых театрализованных зрелищ
с учетом возможностей телекоммуникационных
систем и многочисленных рекламных
табло. В условиях города, как единой
театральной площадки, диапазон использования
новых технологий значительно расширяется,
так как многие негативные характеристики
эксплуатации современной проекционной
техники становятся незначительными
в условиях открытого пространства.
Для осуществления
В Санкт-Петербурге особенной
популярностью у горожан
Набирают популярность праздничные зимние «Белые дни». В их рамках на Дворцовой площади проходило световое шоу (2009-2010 гг.). Оно было расцвечено световыми (светодиодными) занавесами, световыми проекциями в больших сферических экранах, на льду катка, устроенного также на Дворцовой площади.
В период празднеств каждый человек, находящийся на улице, может быть зрителем и участником театрализованных зрелищ, происходящих в разных точках города, на открытых театральных площадках, в том числе и в концертных залах, демонстрирующих рекламные ролики, интервью с известными исполнителями, анонсы концертов. Этот симультанный принцип
позволяет зрителям реально и виртуально быть «задействованным» в театрализованном действе.
Использование пространства
городской среды в качестве декорационной
составляющей в постановочном решении
массового зрелища, как синтез архитектурного
творчества и образных средств компьютерной
графики и мультимедиа
Новые синтезированные
жанры массового
Глава III «Применение новых технологий в театральной деятельности Санкт-Петербурга 1990-2010 гг.» посвящена исследованию практики использования новых технологий в театре. Театральное искусство на стыке веков проходит сложный и стремительный путь экспериментирования, испытывая на прочность основы классического театра.
В первом параграфе «Инновационные
технологии в спектаклях театров
Санкт-Петербурга»