Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:14, статья
В статье представлены актуальные вопросы развития театрального постановочного процесса с использованием современных технологий. Внедрение этих технологий в практику постановочного процесса позволяет обеспечивать становление нового типа творческих отношений в театре. В результате, творчество как основная часть постановочного процесса, поддерживаемая средствами автоматизации, получает возможность совершенствования комплексного решения постановочных задач.
5. Проанализированы изменения в характере взаимодействия режиссера и художника в современном постановочном процессе (трансформация профессиональных возможностей режиссера и художника на основе использования новых технологий, слияние постановочной деятельности, соавторство) и дана их оценка.
Практическая значимость работы.
1. Данное исследование может служить научно-методическими рекомендациями режиссеру-постановщику и художнику-постановщику в работе над театральной постановкой.
2. Полученный автором научно-практический опыт использован в сфере подготовки и переподготовки театральных специалистов. На основе полученного и собственного опыта сценографа разработан АРМ «Художник-постановщик», включающий аппаратно-программный комплекс.
3. Результаты выполненных исследований вошли в практику создания ряда спектаклей, осуществленных в оперной студии Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, российских и зарубежных театрах оперы и балета.
4. Предложены новые методы использования современных технологий в учебном театре. Фактический материал, основные теоретические и практические положения в настоящее время используются в учебном процессе, в постановке дипломных спектаклей выпускников кафедры режиссуры музыкального театра Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
Положения, выносимые на защиту.
1. Диссертантом показано,
что использование новых
2. Использование новых технологий в постановочном процессе вносят в него многообразность и экспериментальность, делая последнюю ведущей художественной тенденцией современного театра.
3. Отечественные постановки с использованием компьютерных и медийных технологий создают новые принципы (интерактивность, си-мультанность, многомерность и др.) художественного оформления спектаклей и отвечают требованиям мирового театра.
4. Информационные технологии, как инструмент постановщиков, способствуют поиску новых средств художественной выразительности и совершенствованию методов постановочного процесса в учебном театре.
5. Применение информационных технологий в театральном деле повышает конкурентоспособность спектаклей в условиях современного художественного рынка.
6. Новые технологии в ряде случаев оказывают негативное воздействие (снижение профессионализма, уровня художественного вкуса, духовно-эстетических предпочтений) на постановочный процесс.
Апробация результатов
исследования. Основные положения диссертации
отражены в пятнадцати научных публикациях,
в том числе, три из них опубликованы
в изданиях рекомендованных ВАК
(общий объем публикаций по теме
диссертации составляет 4 п. л.). Научные
результаты диссертационного исследования
представлены в докладах на Международном
форуме «Информационно-
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения трех глав, заключения, списка литературы, включающем 130 наименований, приложения, альбома иллюстраций (эскизы, моделирование сценографии, макеты спектаклей), видео и фото материалы на CD. Объем основного текста составляет 160 страниц.
II. Основное содержание диссертации
Во Введении обоснованы актуальность и новизна работы, дается характеристика степени изученности проблемы, методология, определены цели и задачи исследования, его объект и предмет, раскрыта практическая значимость диссертации, сформулированы положения, выносимые на защиту, определяется терминологическое поле исследования.
В Главе I «Художественно-
В первом параграфе «Историческая
эволюция постановочных технологий
в театральном искусстве» рассматривается
эволюция технического оснащения спектаклей,
начиная от примитивной технической
оснащенности античного театра и
до мощной художественно-технологической
индустрии в современном
В этом историческом экскурсе автор раскрывает взаимосвязь между сценическими эффектами, техникой, задействованной в их создании и эстетическими требованиями эпохи в области театрально-декорационного искусства.
Обращение к истории
театральной техники
Так, в современных
постановках нередко
Театр XX - начала XXI века показывает яркую динамичную смену стилей и усовершенствование технических средств, отвечающих эстетическим требованиям той или иной художественной эпохи.
В начале XX веке проявляется синтез традиционных театральных технологий и новейших технических достижений на основе авангардных постановочных поисков. Появились кинетические декорации, единые конструктивные декорационные композиции-установки, передающие обобщенный образ места действия.
Расширению диапазона средств художественной выразительности с использованием технических новинок способствовали авангардные художественные направления в театре. Кубизм открыл возможность сценического воплощения концентрированной модели мира, коллажности сценографии. Дадаизм позволил связать множественные элементы сценографии в единое целое как фотомонтаж. Футуризм провозгласил выражение идеи движения, динамизма жизни урбанистического мира. Экспрессионизм концептуально обобщил внутренний мир героев, деформируя действительность. Абстракционизм привнес семантические
особенности цветовой сценографии. Конструктивизм освободил сценическое пространство от декорации на основе новых принципов функционализма и возрождения приемов игровой сценографии в представлениях площадного типа. Итак, само время потребовало создания нового постановочного принципа спектакля: динамической, открытой смены декораций, единой установки.
Во второй половине XX века в театре появляются технологии, позволяющие автоматизировано проектировать и управлять новой сценографией (динамическая проекция, коллажирование, световая и цветовая партитура, воспроизведение любых звуков и многое другое). Возникает технология визуального воздействия на сознание зрителей посредством кино и проекционной информации.
Виртуальное искусство, вошедшее в современный театр в начале XXI века, внесло в театральное зрелище уникальные возможности имитации реальности, отражения жизни в трехмерном отображении места действия, трансформации времени и пространства; способствовало совершенствованию технологий создания спектакля. Информационные технологии позволили предоставить зрителю онлайн трансляции мировых премьер и форму интерактивного вовлечения его внутрь театрального действия.
В диссертации показано, что развитие театральной техники и постановочных технологий на протяжении истории театра происходило неравномерно. Значительные изменения были связаны со сменой стиля эпох и с развитием научно-технического прогресса. Современная глобализация в сфере культуры способствует синтезу технологий, используемых в театральном искусстве, их дальнейшей трансформации в эволюционном развитии.
Второй параграф «Компьютерные
и медиа технологии в сценографии
как новое направление развития
постановочной деятельности»
Интеграционные процессы,
технологически и. информационно соединяющие
различные средства информации и
коммуникации (кино, телевидение, Интернет,
мобильную связь) стремительно внедряются
театр. Синтетический характер деятельности
театральных художников превращает
этот процесс в неотъемлемую творческо-технологическую
часть работы над сценографией. Новые
технологии в большей степени
ориентированы на создание визуальных
образов, поэтому использование
их в сценографии оправдано с
точки зрения универсализации постановки
от идеи, эскиза, макета до создания декораций.
Современные театральные
очередь помогают создать и поддержать эмоциональную среду спектакля, которая органично окружает актеров и зрителей.
Разрабатывая образ
спектакля, сценографы осуществляют не
только творческую, но и огромную «рутинную»
работу по изготовлению планировок, технических
расчетов, чертежей, описей предметов
художественного оформления и предварительной
сметы. Эти задачи можно решать с
помощью АРМ «Художник-
Художников, творчески использующих компьютерные средства, условно можно разделить на два типа. Первый тип - художники «медиа-арт». Медиа-художник не только адаптирует для творчества медийные технологии, но и использует коммерческие медиапродукты в качестве исходного материала: сканирует фотографии из газет, редактирует фрагменты телепередач, «извлекает» эпизоды из художественных или телевизионных фильмов. Получив такого рода «ремиксы» (виртуальный аналог техники коллажа и монтажа), они превращают их в «замкнуто-кольцевые» ролики. Помимо фотографии, кино и видео медиа-арт берет за основу работы, выполненные в традиционной технике: живопись, графика, скульптура. Кроме того, художники выбирают фрагменты из кинофильмов или телепрограмм, переделывают их в замкнутые ролики, которые могут стать частью произведения в жанре видеоинсталяциями.
Другой тип - художник-программист или адепт soft-ware art. Объектом его отражения становится не реальный мир, а его образ, созданный медийными средствами. Художник-программист «пишет» и «рисует» средствами компьютера, используя готовые образцы и возможности компьютерных программ.
Создание сценографии
в виртуальном макете помогает развить
в трехмерном пространстве экспликацию
постановки, разработать мизансцены
спектакля, используя модели предметов
интерьера, бутафории и другие необходимые
объекты. Возможности новых технологий
позволили сценографам
1 АРМ «Художник постановщик»
- автоматизированное рабочее
Автор анализирует традиционный
и компьютерный метод творчееко-
Использование возможностей
новых технологий позволяют художнику-
В третьем параграфе
«Использование информационных технологий
в организации театрального процесса»
автор исследует развитие технологий
организации театрального процесса
и рассматривает проблемы, связанные
с вопросами использования