Сценография света

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:14, статья

Описание работы

В статье представлены актуальные вопросы развития театрального постановочного процесса с использованием современных технологий. Внедрение этих технологий в практику постановочного процесса позволяет обеспечивать становление нового типа творческих отношений в театре. В результате, творчество как основная часть постановочного процесса, поддерживаемая средствами автоматизации, получает возможность совершенствования комплексного решения постановочных задач.

Файлы: 1 файл

статьи астафьеврой.docx

— 127.37 Кб (Скачать файл)

 

Мобильные проекционные дисплеи, адаптированные для небольших  залов и концертных площадок.

 

В зависимости от модели дисплея данный аппарат может  быть пригоден для разного количества зрителей. Угол обзора составляет около 180 градусов. Источники сигнала могут  быть любыми – от бытового видеомагнитофона или персонального компьютера до профессионального видеооборудования.

 

Проекционные натяжные экраны.

 

Проекционные экраны отображают информацию, получаемую от проектора. Существуют проекционные экраны прямой проекции (front) – когда проектор и аудитория находятся по одну сторону относительно экрана. А также – обратной проекции (rear), когда проектор стоит за экраном.

 

Часто используют экраны следующих размеров: 2х3, 3х4, 4х6, 6х8, 8х12.

 

По типам конструкции  различают такие виды проекционных экранов: моторизованные, подпружиненные и мобильные.

 

- У моторизованных  экранов в комплекте есть электромотор, при помощи которого можно  опускать и поднимать экран.

 

- Подпружиненные –  это экраны с ручным приводом; разворот полотна и обратное  скручивание нужно производить  вручную.

 

- Мобильные экраны  имеют такую конструкцию, с  помощью которой их можно сворачивать  и переносить. Цель конструкции  мобильных экранов одна: обеспечить  быстрое разворачивание или свертывание,  а также удобство при транспортировке.

 

У каждого экрана есть свой коэффициент усиления (Screen gain) – это показатель того, как хорошо экран отражает направленный на него свет по сравнению со стандартным экраном (Matt White). Известно, что экран с коэффициентом 1,5 будет отражать на 50% больше света, чем экран с белым матовым покрытием, а серый экран с коэффициентом 0,8 вернет зрителю на 20% меньше света, чем стандартный экран. Экраны с низким коэффициентом усиления имеют более широкий угол обзора, а экраны с высоким коэффициентом – достаточно узкий угол обзора. То есть одни экраны отдают весь полученный свет на небольшое пространство перед собой, и кажутся более яркими, другие же распределяют свет равномерно по всей поверхности, но изображение кажется менее ярким.

 

Плазменные панели с  разными диагоналями – 42”, 54”, 61”  и др.

 

Такие панели применяются  как при оформлении больших выставочных  стендов, так и в скомпонованном виде на стадионах и площадях при  проведении крупномасштабных шоу, театрализованных исторических действ и др. Но, в отличии от светодиодных табло, в скомпонованном виде сборный экран не образует единое целое (так как видны рамки каждой панели).

 

Мультифункциональные  световые приборы.

 

Появление видеосветовых приборов типа Catalyst позволяет еще больше расширить возможности светового художественного оформления. Это мультифункциональный прибор, который объединяет две системы: автоматизированный световой прибор и видеопроектор. Прибор поддерживает все стандарты видео и осуществляет полный контроль над изображением, может перемещать его, фокусировать, менять размеры и автоматически корректировать трапецию. Так как видеопроектор вмонтирован в световую лиру, появляется возможность показа изображения в трехмерном пространстве. Проекция может осуществляться на поверхности сцены, стен, потолка, декораций или одновременно на все вышеперечисленное. Проецируя высоконтрастные видеоизображения, прибор позволяет давать четкую картинку без перепадов яркости, характерных для обычных световых приборов.

 

Светодиодные матрицы.

 

Это – быстросборные светопроницаемые светодиодные экраны с различным шагом пикселя и классом защиты, обладают особенностью – энергосбережением, предназначены для создания полноцветного видеополотна больших размеров для сценического оформления шоумероприятий. Светодиодный экран может достигать нескольких десятков метров (как в длину, так и в ширину). Экран вмещает в себя сотни и тысячи светодиодов (полупроводниковых источников света) и по своему принципу схож с экраном телевизора или монитора, где функции пикселей выполняют светодиоды различных цветов свечения. Благодаря специальной аппаратуре управления, существует возможность синхронизировать все имеющиеся на панели светодиоды и превратить их в чрезвычайно реалистичную отображаемую динамическую картинку. Возможность синхронизации с аудиосистемой позволяет транслировать не только видеоизображение, но и звук. Матрицы светодиодных панелей монтируются в специальные ударопрочные кожухи, которые способны выдерживать различные физические и механические воздействия и, тем самым, прекрасно защищать помещенную в них сложную электронно-цифровую начинку. Применение светодиодных матриц в театральной деятельности требует установки дополнительных несущих металлических конструкций, так как задник-светодиодная матрица имеет очень значительный вес и поэтому, практическое его использование в условиях гастрольной деятельности осложнено.

 

Туманный экран.

 

Экран с изображением, через который можно беспрепятственно проходить - уникальная технологии для event-индустрии, театрализованных представлений.

 

Интерактивный пол.

 

Создание интерактивной  графики, при которой человек  своими движениями на медиа-платформе  оживляет видеоизображение.

 

Интерактивное стекло.

 

Интерактивная медиа-платформа, при соприкосновении с которой возникают различные эффекты в зависимости от программного наполнения.

 

При проецировании изображения  на стеклянную витрину, система устанавливает  взаимодействие с человеком.

 

Некоторые постановочные  приемы использования кино и видеопроекции:

 

- Широкий формат экрана, целиком образующий задник сценической  площадки и совпадающий с ним  по размеру.

 

Экран выполняет функцию  основной декорации или является её важной составляющей, создает движущийся или статичный фон. Носителями воспроизводимого на экран изображения могут выступать  профессиональные Betacam – магнитофоны, dvd – магнитофоны, компьютеры, ноутбуки с которых воспроизводят кино,-видео,-слайдо проекции, движущиеся компьютерные изображения. Чаще всего, при таком художественном оформлении используются большие натяжные экраны с rear – проекцией. Однако, технические требования приводят к потере сценического пространства (глубины сцены), так как расстояние от источника видеосигнала до экрана обычно составляет 5-8 метров.

 

- Экран, вмонтированный  в декорацию, как основная образная  часть декорации. Ассоциативный  экран.

 

Давно известные кинематографу  комбинированные съемки рир-и фронт-проекциями, осуществляемые в павильонах студии, а также метод «блуждающей» маски в компьютерную эпоху получили «второе дыхание». Искусно создаваемые трехмерные интерьеры, пейзажи и целые космические пространства, на фоне которых происходят события фильмов (спектаклей), воспринимаются зрителем с огромным доверием.

 

Для работы с театральным  светом, в настоящее время российские художники по свету используют в  театрах систему ADL Direct Control обеспечивающую оптимальное решение множества как художественных, так и технологических проблем, которые в прежние годы становились серьёзным препятствием в работе. По мнению Г.В. Фильштинского5, наиболее полноценная работа с системой художественного света возможна лишь с хорошо контролируемой сетью нерегулируемых линий. Одна из самых «художественных функций» системы ADL Direct Control – это передача выбранных каналов на пульт управления постановочным освещением. Таким образом, реализована возможность включения нерегулируемых цепей в световую партитуру спектакля. Возможность записи и хранения файлов настроек рабочей станции (а это включает в себя и текстовую информацию на дисплее, и информацию на каналах с внешним управлением, и графическое состояние окон) помогает в творческой работе художника по свету и светооператора. Для современного художника по свету должна быть создана новая система постановочного освещения, включающая следующие компоненты:

 

- система управления  художественным освещением с  силовой частью;

 

- система управления  нерегулируемыми цепями с силовой  частью;

 

- стационарно расположенные  источники света, включая системы  автофокуса;

 

- линии управления  для всей системы постановочного  освещения с развитой топографией  мест подключения оборудования;

 

- линии электропитания (регулируемые и нерегулируемые) для всей системы постановочного  освещения с развитой топографией  мест подключения оборудования;

 

- Парк универсальной  мобильной аппаратуры, который может  быть использован для всех  спектаклей Театра.

 

Видео новые технологии механооборудования и оснащение Александринского театра

 

С применением Electric Image сценограф может очень эффективно сотрудничать с художником по свету в постановке света и выбору типов осветительной аппаратуры. При подборе любого элемента освещения спектакля программа предоставляет исчерпывающую информацию о технических данных, адреса производителей, что значительно облегчает и сокращает процесс, как в творческом, так и в практическом смысле. Так как в программе предусмотрена возможность дозагрузки новыми данными, она может служить прекрасным источником информации о последних достижениях в актуальной области, что очень полезно для повышения квалификации специалистов. Эта программа также дает возможность наглядно демонстрировать различные светофильтры в «виртуальном макете», используя регистры (каталоги) наиболее известных производителей светофильтров.

 

Сегодня использование  возможностей новых технологий в  художественных театральных мастерских – неотъемлемая часть и залог  успешного осуществления театральной  постановки. Примером в области применения новых технологий и материалов, при  создании материального оформления новых постановок, может служить  опыт постановочной части и художественно-производственных мастерских Мариинского театра:

 

Цифровое фотографирование и цифровая обработка изображений.

 

Фотографирование цифровой камерой эскизов декораций, макетов, отдельных деталей макетов и  эскизов бутафории, мебели и реквизита  с целью подготовки габаритных чертежей, планировок, описей, технологических  описаний и проектно-конструкторских  чертежей. Полученные в результате материалы входят в пакет технической  документации, передаваемой управлением  ХПЧ в ХПК Мариинского театра для изготовления материального  оформления спектаклей.

 

Живопись на проекционных пластиках.

 

Используется специальные  грунты и краски. Живопись возможна глухая и транспарантная. Живопись на бесшовных тюлях анилиновыми  красками.

 

Стеклопластик.

 

- По моделям и матрицам  изготавливаются различные объёмные  детали декораций, архитектурные  элементы: стены, арки, карнизы и  колонны, фигуры животных, а также  детали реквизита и бутафории  и т.д.

 

- Изготовление стеклопластиковых  деталей может проходить в  сочетании с элементами, выполненными  в традиционной технологии.

 

- Изготовление стеклопластиковых  деталей под бутафорскую и  живописную обработку из обычного (непрозрачного) стеклопластика  и изготовление деталей из  прозрачного светопропускающего стеклопластика.

 

- Изготовление из  стеклопластика больших бесстыковых поверхностей.

 

Стандартные готовые  ролики.

 

Используются различного типа, диаметра и под различную  нагрузку.

 

Огнезащитные добавки.

 

- Добавляются в стеклопластик  на этапе приготовления композитной  смолы для обеспечения противопожарной  безопасности.

 

- Дополнительная обработка  пластиков специальными огнезащитными  лаками.

 

Вакуумная формовка из листовых пластиков.

 

- Применяется при  изготовлении реквизита, бутафории  и других деталей декораций. 

 

- Используется для  имитации стеклянной посуды и  других прозрачных деталей, элементов  костюмов при изготовлении однотипных  деталей (латы, шлемы и т.д.)

 

Полноцветная печать.

 

- Производится на  банерных полотнах и на тканых материалах: двунитке и тюле. Новая технология, широко применяемая в рекламе, позволяет реально сократить время на живописные работы и достичь новых возможностей в оформлении современных спектаклей.

 

Лазерная резка.

 

В сочетании с цифровой обработкой изображений применяется  для изготовления точных ажурных  деталей из листового пластика.

 

Плоттерная резка.

 

- Применяется для  изготовления особо сложных (ажурных)  шаблонов под живопись и при  изготовлении из различных пленок  ажурной аппликации.

 

- Зеркальные самоклеящиеся  плёнки различной прозрачности  используются при изготовлении  зеркальной поверхностей.

 

Традиционные театральные  технологии.

 

- Производство жестких  декораций из деревянных брусков,  фанеры, стальных и алюминиевых  труб различного профиля.

 

- При изготовлении  конструкций из алюминиевых труб  производится предварительное травление  для обеспечения качества сварных  швов.

 

- Производство мягких  декораций. Живопись анилиновыми  и акриловыми красками на традиционных  материалах: двунитка, кирза и тюль, аппликация.

 

- Художественные скульптурные  работы для изготовления деталей  декораций, бутафории мебели и  реквизита.

 

Процессы обновления новыми технологиями технических средств  театра сегодня вполне соответствует  общему уровню развития достижений научно технического прогресса, что способствует расширению диапазона творческих возможностей постановщиков.

 

Таким образом, современная  сценография, используя набор технических  средств и творческих технологий конкурентоспособна на художественном рынке и основная задача художника- совершенствование мастерства.

 

^ НОВЫЙ ЗРИТЕЛЬ

 

ХХ век представил миру абсолютно новые информационные возможности, ставшие причиной радикального изменения мировосприятия, раздвижения  временных и топологических границ. В итоге новые информационные возможности способствовали перестройке  сознания человека на всех уровнях. Повсеместное внедрение компьютера, Интернета, современных  технологий в жизнь обычного человека, начиная с самого раннего возраста, существенно меняет всю ментально-психическую  структуру личности, переориентирует  его с традиционного культурно-цивилизационного опыта на принципиально иной, далекий  от всего, с чем человек имел дело в обозримый период истории. Не менее  значительные изменения произошли  и в организации социальной структуры  аудитории. В первую очередь это  проявилось в резкой поляризации  различных направлений в искусстве. С одной стороны – это элитарное  направление, ориентированное на узкую, замкнутую по характеру аудиторию, с другой стороны – массовое, предполагающее максимально широкую  публику и в связи с этим имеющее максимально доступный  характер…… Средства массовой коммуникации оказали мощное воздействие на формирование социального состава аудитории и ее психологических установок. Они же стали и средством трансляции самого искусства, его распространения и функционирования

Информация о работе Сценография света