Сценография света

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:14, статья

Описание работы

В статье представлены актуальные вопросы развития театрального постановочного процесса с использованием современных технологий. Внедрение этих технологий в практику постановочного процесса позволяет обеспечивать становление нового типа творческих отношений в театре. В результате, творчество как основная часть постановочного процесса, поддерживаемая средствами автоматизации, получает возможность совершенствования комплексного решения постановочных задач.

Файлы: 1 файл

статьи астафьеврой.docx

— 127.37 Кб (Скачать файл)

 

Исследовать особенности  новых технологий в современной  сценографии.

 

18 Авдошина И. А., Сошников В. Д., Познин В. Ф., Денисов А. В., Игнатов П. В., Кузнецов И. Р. Искусство мультимедиа. Мультимедиа и техника. СПб.: СПбГУП, 2010; Дворко H. И. Режиссура мультимедиа: генезис, специфика, эстетические принципы: Автореф. дисс. на соис. уч. ст. докт. искусствоведения. М., 2004; Попов Е. А. Анимационное произведение: типология и эволюция образных средств. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. СПб., 2011; Чичканов Е. С. Интерактивность как форма диалога в пространстве цифрового экранного произведения. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. СПб., 2011; Brinkmann R. The Art and Science of Digital Compositing. N. Y., 1999; Dixon S. Digital Performance. The History of New Media in Theater, Dance, Performance Art, and Installation. Cambridge, Massachusetts Institute of Technology. The MIT Press, 2007; Fleischman M., Reinhard U. Digital Transformations. Media Art at the Interface between Art, Science, Economy and Society. 2004; Rewa N. Scenography in Canada: Selected designers. University of Toronto Press Incorporated, 2004.

 

Выявить значение новых  технологий в организации современного театрального процесса.

 

Рассмотреть постановочный  процесс как взаимодействие театральной  условности и виртуальной реальности.

 

Раскрыть роль новых  технологий в формировании синтетических  форм современных зрелищных искусств.

 

Проанализировать роль новых технологий в театральных  постановках Санкт-Петербурга рубежа ХХ-ХХ1 столетий.

 

Определить значение новых технологий в художественно-практической работе учебного театра.

 

Выявить проблемы и определить перспективы применения новых технологий в театральной деятельности.

 

Объект исследования - театральное искусство конца XX — начала XXI века.

 

Предмет исследования —  новые технологии в современной  театральной деятельности (на материале  отечественной театральной практики рубежа ХХ-ХХ1 веков).

 

Источники исследования.

 

1. Научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций,  авторефераты диссертаций), соответствующие  тематике диссертационного исследования (теория и история искусства,  теория и история театра, эстетика, философия искусства).

 

2. Интервью с деятелями  искусства (режиссеры, сценографы), проведенные автором диссертации.

 

3. Анализ видеоматериалов  современных драматических и  музыкальных спектаклей Мариинского,  Александринского и других театров  Санкт-Петербурга.

 

4. Примеры сценографии  спектаклей театров Санкт-Петербурга, в том числе выполненные автором  диссертационного исследования, с  использованием новых технологий.

 

5. Профильные электронные  ресурсы.

 

Методологическая и  теоретическая основа диссертационного исследования базируется на комплексном  использовании методов современного искусствознания, направленных на теоретическое  и художественно-практическое осмысление основных аспектов постановочного процесса в современном театре:

 

- метод культурно-исторического  анализа, позволяющий рассмотреть  тенденции развития театральных  технологий;

 

- типологический метод,  позволяющий систематизировать  новые технологии производства  и показа спектаклей;

 

- метод образно-стилистического  анализа произведений театрального  искусства.

 

Научная новизна диссертационного исследования определяется целостным  анализом рассматриваемого явления  и его художественно-технологических  особенностей и состоит в следующем:

 

1. Определена художественно-практическая  роль информационных технологий  на всех этапах постановочного  процесса: от компьютерных эскизов  сценографии и 3D макетирования  до практического осуществления  спектакля.

 

2. Сформулированы требования  к работе художника-постановщика  на современном этапе:

 

- знание и использование  программ: векторной, растровой и  трехмерной графики для разработки  эскизов сценографии и проектной  документации (программные пакеты  фирм Adohe^, Corel20, Autodeskг21 и др.)

 

- использование новых  технологий в создании художественного

 

19 К примеру, программный пакет Creative Suite 4 Design Premium, включающий программу Adobe Photoshop

 

CS4 Extended, которая позиционируется как редактор растровой графики; программу Adobe Illustrator CS4, предназначенную для работы с векторной графикой; программное обеспечение Adobe Flash CS4 Professional, необходимую для разработки интерактивных проектов и др.

 

20 К примеру, графический пакет CorelDraw Graphics Suits; редактор для рисования Corel Painter и др.

 

21 К примеру, программное средство для 3D-моделирования, анимации и визуализации проектов - Autodesk

 

3ds Max Design и др. оформления (полноцветная печать на тканях, имитация разнообразных фактур с применением негорючих, синтетических материалов, использование современных материалов со специфическими характеристиками и др.);

 

- практическое применение  возможностей новых технологий  в постановке (светодиодные экраны (табло), мобильные проекционные  дисплеи, адаптированные для небольших  залов и концертных площадок, проекционные натяжные экраны, плазменные  панели с разными диагоналями,  мультифункциональные световые  приборы, туманный экран, медиа-платформы,  интерактивное стекло, различные  постановочные приемы, использующиеся  в видео-проекции и др.);

 

3. Проведена дифференциация  применения новых технологий  в различных жанрах театрального  искусства на примере постановок  драматического и музыкального  театров, массовых зрелищ (особенности  режиссерского и сценографического  решения связанные с использованием  технико-технологического инструментария).

 

4. Впервые рассмотрены  в комплексе возможности применения  новых технологий в постановочном  процессе профессионального и  учебного театров.

 

5. Проанализированы изменения  в характере взаимодействия режиссера  и художника в современном  постановочном процессе (трансформация  профессиональных возможностей  режиссера и художника на основе  использования новых технологий, слияние постановочной деятельности, соавторство) и дана их оценка.

 

Практическая значимость работы.

 

1. Данное исследование  может служить научно-методическими  рекомендациями режиссеру-постановщику  и художнику-постановщику в работе  над театральной постановкой.

 

2. Полученный автором  научно-практический опыт использован  в сфере подготовки и переподготовки  театральных специалистов. На основе  полученного и собственного опыта  сценографа разработан АРМ «Художник-постановщик», включающий аппаратно-программный  комплекс.

 

3. Результаты выполненных  исследований вошли в практику  создания ряда спектаклей, осуществленных  в Оперной студии Санкт-Петербургской  Государственной консерватории  им. Н. А. Римского-Корсакова, российских  и зарубежных театрах оперы  и балета.

 

4. Предложены новые  методы использования современных  технологий в учебном театре. Фактический материал, основные  теоретические и практические  положения в настоящее время  используются в учебном процессе, в постановках дипломных спектаклей выпускников кафедры режиссуры музыкального театра Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

 

Положения, выносимые  на защиту.

 

1. Характеристика влияния  информационных технологий на  развитие современного театрального  искусства, что выражается:

 

- в специфике художественной  образности сценического произведения, формировании нового типа театрального  художественного пространства и  изменении характера диалога  художественного произведения и  зрителя;

 

- в формировании новых  художественных тенденций развития  современного театра (многообразность,  экспериментальность, технологичность, зрелищность);

 

2. Оценка роли информационно-компьютерных  технологий в формировании художественного  языка произведений современного  сценического искусства, что выражается:

 

- в созидании новых  принципов художественного оформления  спектакля, отвечающим ведущим  тенденциям развития мирового  театрального искусства (интерактивность,  симультанность, многомерность и др-); в трансформации характера взаимодействия традиционных элементов художественной структуры сценического произведения (реальное -ирреальное, вербальное — визуальное, монолог - диалог и др.); в поиске новых средств художественной выразительности и совершенствовании методов постановочного процесса в учебном театре.

 

3. Оценка значения  новых технологий в социально-эстетическом  контексте развития современного  театрального искусства, что выражается: в повышении конкурентоспособности  спектаклей в условиях современного  художественного рынка; в возможности  негативного воздействия на постановочный  процесс (снижение профессионализма, уровня художественного вкуса,  духовно-эстетических предпочтений).

 

Апробация результатов  исследования. Основные положения диссертации  отражены в пятнадцати научных публикациях, в том числе, три из них опубликованы в изданиях рекомендованных ВАК (общий объем публикаций по теме диссертации составляет 4 п. л.). Научные результаты диссертационного исследования представлены в докладах на Международном форуме «Информационно-коммуникационные технологии -важнейший фактор формирования общества знаний» (Санкт-Петербург, май 2008 г.); Международной конференции «Системные проблемы надежности, качества, информационно-телекоммуникационных и электронных технологий в инновационных проектах» (Сочи, октябрь 2010 г.); Международном форуме модернизации и инновационных технологий для учреждений культуры и искусства. (Санкт-Петербург, октябрь 2010 г.); III Всероссийской научно-практической конференции «Современное искусство в контексте глобализации» (Санкт-Петербург, январь 2010 г.); IV Всероссийской научно-практической конференции «Современное искусство в контексте глобализации» (Санкт-Петербург, февраль 2011 г.); VIII Международном театральном фестивале «Классика сегодня» - Семинар

 

Технологии творческого  поиска в современной сценографии» (Днепродзержинск, май 2011 г.).

 

Структура и объем  диссертации.

 

Диссертация состоит  из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающем 185 наименований, приложения, альбома иллюстраций (эскизы, моделирование сценографии, макеты спектаклей), видео и фотоматериалов на СБ.

 

 

Заключение научной  работы

диссертация на тему "Новые  технологии в современном постановочном  процессе"

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате исследования осуществлена попытка определения  роли новых технологий в постановочном  процессе в современное время.

 

Рассмотрено значение информационных технологий в постановочном процессе на различных этапах его осуществления  — от замысла до завершения.

 

Сформулированы требования к профессиональной культуре современного театрального художника. Выявлено, что  современному театральному художнику  необходимо осваивать новые компьютерные программы, чтобы его знания и  умения соответствовали требованиям, предъявляемым современным театром  в сфере создания художественного  оформления постановки.

 

Отмечено, что в настоящее  время происходит не только эстетизация театральной техники, но и технологизация художественного оформления, что является общим процессом развития взаимовлияния науки и искусства.

 

Проведена дифференциация применения новых технологий на примере  постановок драматического, музыкального театров и массовых зрелищ.

 

Рассмотрены процессы взаимовлияния  опыта профессионального и учебного театра в сфере применения новых  технологий в постановочном процессе (на примере творческой и педагогической деятельности автора диссертационного исследования).

 

Проанализированы вопросы  «размытия» границ в сфере деятельности режиссера постановщика и художника  постановщика на основе применения новых  технологий в театральном процессе.

 

Уточнены вопросы  терминологии: дано новое понимание  сценографии относительно применения в этом виде искусства новых технологий, обозначено само понятие «новые технологии»  в постановочном процессе в сфере  художественного оформления, уточнена сущность понятия «виртуальный театр» и т.д.

 

Отмечено, что ведущие  театры Санкт-Петербурга, применяющие  информационные технологии в постановочном  процессе, создают театральные представления, которые являются достоянием не только отечественного театрального искусства, но и мировой художественной культуры.

 

В результате исследования были сделаны следующие выводы относительно поставленных выше задач:

 

1. Становление новых  технологий в театре в контексте  исторического развития связано:  с изменениями сценографической  образности картины мира, с развитием  социально-эстетических особенностей  различных эпох, с возникновением  зрелищной эстетизацией техники и нарастающим влиянием технической оснащенности театра, способствующим созданию новых жанров и форм зрелищных искусств.

Информация о работе Сценография света