Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:14, статья
В статье представлены актуальные вопросы развития театрального постановочного процесса с использованием современных технологий. Внедрение этих технологий в практику постановочного процесса позволяет обеспечивать становление нового типа творческих отношений в театре. В результате, творчество как основная часть постановочного процесса, поддерживаемая средствами автоматизации, получает возможность совершенствования комплексного решения постановочных задач.
Исследовать особенности новых технологий в современной сценографии.
18 Авдошина И. А., Сошников В. Д., Познин В. Ф., Денисов А. В., Игнатов П. В., Кузнецов И. Р. Искусство мультимедиа. Мультимедиа и техника. СПб.: СПбГУП, 2010; Дворко H. И. Режиссура мультимедиа: генезис, специфика, эстетические принципы: Автореф. дисс. на соис. уч. ст. докт. искусствоведения. М., 2004; Попов Е. А. Анимационное произведение: типология и эволюция образных средств. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. СПб., 2011; Чичканов Е. С. Интерактивность как форма диалога в пространстве цифрового экранного произведения. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. СПб., 2011; Brinkmann R. The Art and Science of Digital Compositing. N. Y., 1999; Dixon S. Digital Performance. The History of New Media in Theater, Dance, Performance Art, and Installation. Cambridge, Massachusetts Institute of Technology. The MIT Press, 2007; Fleischman M., Reinhard U. Digital Transformations. Media Art at the Interface between Art, Science, Economy and Society. 2004; Rewa N. Scenography in Canada: Selected designers. University of Toronto Press Incorporated, 2004.
Выявить значение новых технологий в организации современного театрального процесса.
Рассмотреть постановочный процесс как взаимодействие театральной условности и виртуальной реальности.
Раскрыть роль новых
технологий в формировании синтетических
форм современных зрелищных
Проанализировать роль новых технологий в театральных постановках Санкт-Петербурга рубежа ХХ-ХХ1 столетий.
Определить значение новых технологий в художественно-практической работе учебного театра.
Выявить проблемы и определить перспективы применения новых технологий в театральной деятельности.
Объект исследования - театральное искусство конца XX — начала XXI века.
Предмет исследования —
новые технологии в современной
театральной деятельности (на материале
отечественной театральной
Источники исследования.
1. Научные труды (монографии,
сборники статей, материалы конференций,
авторефераты диссертаций), соответствующие
тематике диссертационного
2. Интервью с деятелями
искусства (режиссеры,
3. Анализ видеоматериалов
современных драматических и
музыкальных спектаклей
4. Примеры сценографии
спектаклей театров Санкт-
5. Профильные электронные ресурсы.
Методологическая и
теоретическая основа диссертационного
исследования базируется на комплексном
использовании методов
- метод культурно-исторического
анализа, позволяющий
- типологический метод, позволяющий систематизировать новые технологии производства и показа спектаклей;
- метод образно-стилистического
анализа произведений
Научная новизна диссертационного
исследования определяется целостным
анализом рассматриваемого явления
и его художественно-
1. Определена художественно-
2. Сформулированы требования
к работе художника-
- знание и использование
программ: векторной, растровой и
трехмерной графики для
- использование новых
технологий в создании
19 К примеру, программный пакет Creative Suite 4 Design Premium, включающий программу Adobe Photoshop
CS4 Extended, которая позиционируется как редактор растровой графики; программу Adobe Illustrator CS4, предназначенную для работы с векторной графикой; программное обеспечение Adobe Flash CS4 Professional, необходимую для разработки интерактивных проектов и др.
20 К примеру, графический пакет CorelDraw Graphics Suits; редактор для рисования Corel Painter и др.
21 К примеру, программное средство для 3D-моделирования, анимации и визуализации проектов - Autodesk
3ds Max Design и др. оформления (полноцветная печать на тканях, имитация разнообразных фактур с применением негорючих, синтетических материалов, использование современных материалов со специфическими характеристиками и др.);
- практическое применение
возможностей новых технологий
в постановке (светодиодные экраны
(табло), мобильные проекционные
дисплеи, адаптированные для
3. Проведена дифференциация
применения новых технологий
в различных жанрах
4. Впервые рассмотрены
в комплексе возможности
5. Проанализированы изменения
в характере взаимодействия
Практическая значимость работы.
1. Данное исследование
может служить научно-
2. Полученный автором
научно-практический опыт
3. Результаты выполненных
исследований вошли в практику
создания ряда спектаклей, осуществленных
в Оперной студии Санкт-
4. Предложены новые
методы использования
Положения, выносимые на защиту.
1. Характеристика влияния
информационных технологий на
развитие современного
- в специфике художественной
образности сценического
- в формировании новых
художественных тенденций
2. Оценка роли информационно-
- в созидании новых
принципов художественного
3. Оценка значения
новых технологий в социально-
Апробация результатов
исследования. Основные положения диссертации
отражены в пятнадцати научных публикациях,
в том числе, три из них опубликованы
в изданиях рекомендованных ВАК
(общий объем публикаций по теме
диссертации составляет 4 п. л.). Научные
результаты диссертационного исследования
представлены в докладах на Международном
форуме «Информационно-
Технологии творческого поиска в современной сценографии» (Днепродзержинск, май 2011 г.).
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающем 185 наименований, приложения, альбома иллюстраций (эскизы, моделирование сценографии, макеты спектаклей), видео и фотоматериалов на СБ.
Заключение научной работы
диссертация на тему "Новые технологии в современном постановочном процессе"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования осуществлена попытка определения роли новых технологий в постановочном процессе в современное время.
Рассмотрено значение информационных технологий в постановочном процессе на различных этапах его осуществления — от замысла до завершения.
Сформулированы требования
к профессиональной культуре современного
театрального художника. Выявлено, что
современному театральному художнику
необходимо осваивать новые компьютерные
программы, чтобы его знания и
умения соответствовали требованиям,
предъявляемым современным
Отмечено, что в настоящее время происходит не только эстетизация театральной техники, но и технологизация художественного оформления, что является общим процессом развития взаимовлияния науки и искусства.
Проведена дифференциация применения новых технологий на примере постановок драматического, музыкального театров и массовых зрелищ.
Рассмотрены процессы взаимовлияния
опыта профессионального и
Проанализированы вопросы «размытия» границ в сфере деятельности режиссера постановщика и художника постановщика на основе применения новых технологий в театральном процессе.
Уточнены вопросы терминологии: дано новое понимание сценографии относительно применения в этом виде искусства новых технологий, обозначено само понятие «новые технологии» в постановочном процессе в сфере художественного оформления, уточнена сущность понятия «виртуальный театр» и т.д.
Отмечено, что ведущие
театры Санкт-Петербурга, применяющие
информационные технологии в постановочном
процессе, создают театральные
В результате исследования были сделаны следующие выводы относительно поставленных выше задач:
1. Становление новых
технологий в театре в