Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:24, курсовая работа
Источником развития организационной культуры, как и любой другой сложной системы, выступает процесс постоянного разрешения системных противоречий, а именно:
– возникающих на стыке «система — окружающая среда»;
– противоречий целостности, возникающих на стыке «система — элемент системы»;
Введение
Глава 1. Конструктивная роль организационной культуры в развитии предпринимательской системы
1.1. Предпринимательство и культура: исходные положения для анализа взаимодействия
1.2. Знания и культура как ресурс развития предпринимательских структур
1.3. Доминирующая концепция организационной культуры в предпринимательстве
Глава 2. Основные конструктивные элементы модели организационной культуры: культура труда, производства и управления
2.1. Субъективно-объективное проявление организационной культуры: единство и противоположность
2.2. Исходные модели организационной культуры в системе предпринимательства
2.3. Организационная культура как объединяющая система культуры труда, производства и управления
Глава 3. Системообразующие тенденции развития организационной культуры в различных системах предпринимательства
3.1. Тенденции эволюционного развития организационной культуры
3.2. Специфика развития организационной культуры в предпринимательской среде России
3.3. Трансформация и реструктуризация организационной культуры отечественной системы предпринимательства периода радикальных экономических преобразований 1990-х гг.
Глава 4. Организационная культура как объект стратегического управления предпринимательской структурой
4.1. Функции и механизм управления организационной культурой
4.2. Роль организационной культуры в повышении эффективности производства
4.3. Влияние мирового экономического кризиса на углубление организационной культуры предпринимательства и повышение еë эффективности
Заключение
Глава 2. Основные конструктивные элементы модели организационной культуры: культура труда, производства и управления
2.1. Субъективно-объективное проявление организационной культуры: единство и противоположность
– соответствие технологии уровню организации и условиям труда;
– удовлетворенность работников своей профессиональной деятельностью;
– уровень производственной и технологической дисциплины;
– уровень профессиональной подготовки работников.
Культура управления может рассматриваться как элемент культуры производства. Действительно, управление современным предприятием — это особый вид профессиональной деятельности, специфика которого заключается:
– во-первых, в соответствующей и достаточно длительной подготовке человека (получение управленческого образования и(или) опыта работы);
– во-вторых, в том, что управление объединяет под своим началом и координирует все остальные виды профессиональной деятельности людей;
– в-третьих, в наличии у человека четко определенных психофизиологических, социальных и культурных данных, т.е. склонности и способности к управлению (что находит свое отражение, прежде всего, в феномене лидерства);
– в-четвертых, в использовании специфических управленческих технологий.
С другой стороны, считать культуру управления частным случаем культуры производства было бы ошибочно, т.к. в отличие от разных типов производственной культуры (строительной, аграрной, лесопромышленной и т.п.) культура управления носит универсальный характер: управленческие технологии используются во всех сферах и отраслях народного хозяйства.
Многие исследователи наравне с культурой труда, производства и управления выделяют такие ключевые (и равнозначные, по мнению этих исследователей, в своей значимости культуре труда, производства и управления) элементы, как миссия, стратегия, стиль управления, организационная структура и т.п. С такой позицией трудно согласиться, т.к. и миссия, и стратегия и другие, обозначаемые как относительно самостоятельные элементы организационной культуры, выступают зависимыми переменными от культуры управления. Грамотный управленец (руководитель/менеджер), обладающий высокой культурой управления, всегда сможет создать неповторимую миссию, разработать и внедрить конкурентную стратегию, использовать наиболее эффективный в данных конкретных условиях стиль управления и т.д.
В силу важности управления для жизни предпринимательской системы культуру управления следует выделять в качестве относительно самостоятельного элемента организационной культуры наравне с культурой труда и культурой производства (см. схему 6).
Схема 6. Система прямых и обратных связей взаимодействия культуры труда, производства и управления
Показателями развития культуры управления могут быть:
– уровень достижения поставленных целей;
– уровень власти, которым обладает управленец;
– уровень интеллектуальных возможностей управленческого персонала;
– умение решать поставленные задачи;
– уровень личных качеств управленческого персонала;
– уровень предприимчивости управленческого персонала.
Культура управления в определенных ситуациях становится более важным фактором развития предпринимательской системы, чем культура труда и культура производства. Проиллюстрируем свою мысль конкретным примером.
Невысокий уровень культуры управления сказывается, в первую очередь, на «продукте» управленческой деятельности — снижении качества управленческих решений.
Серьезным последствием неправильных управленческих решений становится организационный конфликт, наиболее неблагоприятной разновидностью которого является противостояние трудового коллектива предприятия и его администрации. В нашей стране случаи такого противостояния нередки, однако, как правило, информация о таких конфликтах остается латентной — руководство предприятий оказывается незаинтересованным в придании гласности подробностей подобных происшествий, т.к. это сказывается на репутации самого руководства и имидже предприятия в целом. В связи с этим большой интерес представляют события, которые произошли в 2007 г. на одном из подразделений крупнейшего металлургического холдинга России ЗАО «СеверстальРесурс» — ОАО «Карельский окатыш».
ОАО «Карельский окатыш»
создано в результате приватизации
и является правопреемником
На сегодня ОАО «Карельский окатыш» считается одним из самых успешных предприятий Республики Карелия: финансовый 2007 г. завершен с чистой прибылью на уровне 3 776 млн руб. В первом квартале 2008 г. этот показатель вырос относительно четвертого квартала 2007 г. еще на 50%. Однако так было невсегда. В 2001 г. ОАО «Карельский окатыш» и вся отрасль черной металлургии России оказались в критической ситуации. Основные показатели работы черной металлургии в 2001 г. и прогноз на ближайшую перспективу говорили о неуклонном движении отрасли к глубокому структурному кризису. Главным образом это было связано с ухудшением конъюнктуры мирового рынка: в 2001 г. цены на прокат черных металлов снизились более чем на 20%. На этом фоне важнейший потребитель проката — США — принял решение об ограничении импорта широкого спектра металлопродукции. Этот шаг вызвал «эффект домино» во всем мире и фактически привел к торговой войне. Прямым следствием мирового кризиса стало тяжелое положение, в котором оказались российские сталелитейные компании и тесно связанные с ними предприятия горнодобывающей отрасли, в том числе ОАО «Карельский окатыш». В 2001 г. убытки предприятия составили 153,7 млн руб., а в 2002 — уже 408,2 млн. Программа выхода из кризиса, разработанная в этот период руководством ОАО «Карельский окатыш», была направлена на снижение расходов. В рамках реализации данной программы был предпринят ряд шагов организационнотехнического характера. Кроме того, программа включала в себя пункт, касающийся вопроса о сокращении численности персонала (начиная с 2001 г. количество работников ОАО «Карельский окатыш» стабильно снижается: на текущий момент число работников уменьшилось почти в 2 раза) путем создания на базе цехов и других подразделений комбината отдельных юридических лиц.
Впервые с феноменом трудового спора на предприятии столкнулись в 2003 г. в связи с подписанием коллективного договора. Именно в этот год предприятие снова стало рентабельным: чистая прибыль составила 110 млн руб. Первоначально администрация ОАО «Карельский окатыш» предложила продлить действующий коллективный договор на новый 2004 г. с небольшими поправками в области индексации заработной платы. Однако профсоюзный комитет не согласился с этими изменениями и предложил иной вариант, а именно — накопительный характер индексации. Договоренность между профсоюзом и руководством по данному вопросу не была достигнута, и стороны приступили к составлению предложений к новому тексту коллективного договора. В соответствии с трудовым законодательством профком провел подготовительную работу по организации забастовки в поддержку своих требований, но необходимость в ее проведении отпала после того, как работодатель согласился со всеми пунктами, ранее внесенными в протокол разногласий. 4 апреля 2004 г. состоялась конференция работников ОАО «Карельский окатыш». Работодатель и профсоюз пришли к единому мнению по поводу принципа фондообразования заработной платы: месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), с учетом доплат, надбавок, премий и других компенсационных и поощрительных выплат, не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в северных районах Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия. Кроме того, была предусмотрена выплата единовременного вознаграждения работникам в случае достижения предприятием положительного финансового результата (чистой прибыли). Были оговорены и некоторые другие положения. Например, при увольнении работников по п. 3а ч. 1 ст. 81 ТК РФ размер выплачиваемого выходного пособия увеличивается для лиц, проработавших на предприятии: свыше 10 лет — на величину месячной тарифной ставки I разряда; свыше 15 лет — на величину двухмесячных тарифных ставок I разряда; свыше 20 лет — на величину трех месячных тарифных ставок I разряда.
Коллективный договор был подписан генеральным директором ОАО «Карельский окатыш» и председателем профкома предприятия ГМПР (Горнометаллургический профсоюз России). Также стороны договорились, что президиум профкома войдет в расширенное правление комбината, т.е. к участию в работе по руководству предприятием будут привлечены и профсоюзные лидеры. В ноябре 2004 г. на очередной конференции работников комбината были утверждены принципы социальной ответственности, которых должно придерживаться акционерное общество. Важнейшими из них стали следующие:
– главной ценностью общества является персонал;
– руководство общества ответственно перед персоналом;
– общество содействует развитию каждого работника по результатам его труда и профессиональных способностей;
– руководство общества учитывает мнения и интересы работников при выработке решений;
– руководство общества обеспечивает улучшение условий труда и безопасности производства.
В результате событий 2004 г. заработная плата на предприятии стала постоянно повышаться, однако ее уровень был, по мнению некоторых работников, недостаточным. Менеджеры акционерного общества, отвечающие за оплату труда, рассчитали и рекомендовали к внедрению вариант увеличения тарифов на 50–60%, который устроил бы весь трудовой коллектив. Однако данное предложение было отклонено единоличным решением генерального директора. Недовольные деятельностью топ-менеджмента и ГМПР горняки организовали ячейку от ФПР (Федерация профсоюзов России). Затем на комбинате появилась первичная организация объединения профсоюзов России — СОЦПРОФ. На собрании профкома СОЦПРОФа было принято решение организовать итальянскую забастовку, которая впоследствии прошла в два этапа — в конце июня 2006 г. и в апреле 2007 г.
Итальянская забастовка — вид забастовки, при которой работа не прекращается, а выполняется строго по правилам и инструкциям. Такой метод забастовочной борьбы весьма эффективен, т.к. работать строго по инструкциям в условиях функционирования крупных российских предприятий практически не представляется возможным. В статье 79 Трудового кодекса РФ говорится о том, что в целях самозащиты трудовых прав граждан работник может отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью. По этой причине почти все лето 2006 г. около 300 водителей самосвалов работали четко по инструкции: скорость по карьеру не превышала 30 км/ч, а на спусках — не более 25 км/ч, автомобили не перегружались. Сразу же упала вывозка горной массы. Акцию заметили, и уже через полгода зарплата водителей была увеличена практически в два раза: с 28 000 руб. (в период проведения «итальянки») до 52 000 руб. (зарплата в максимально благоприятном месяце). Кроме того, новый вариант увеличения тарифов всем работникам предприятия был вынесен кадровым менеджментом комбината в марте 2007 г. на обсуждение с управляющей компанией, но со стороны генерального директора опять же возникло резкое неприятие данных изменений. Управляющая компания после консультаций с генеральным директором приняла его сторону, т.к. ЗАО «СеверстальРесурс» не воспринимало ситуацию на предприятии в области оплаты труда как критическую. В итоге забастовали водители спецтехники, которым после этого в апреле — мае 2007 г. также подняли зарплату почти вдвое — с 12 000 руб. до 23 000 руб. Однако в СОЦПРОФе состоят не только водители, но и железнодорожные рабочие. Зарплата машинистов локомотивов не была пересмотрена, что вызвало в их среде определенное недовольство, ведь работают транспортники на предприятии все вместе.
В июне 2007 г. председатель первичных
профсоюзных организаций —
По решению комиссии по ведению коллективных переговоров было принято решение о продлении срока действия существующего коллективного договора на 2008–2010 гг. В переговорах принимал участие вместе с членами ГМПР и председатель «альтернативного» профсоюзного движения, который был категорически против пролонгации данного документа. В газете «ГОК» за 13 июля 2007 г. он призвал работников предприятия добиваться изменений в оплате труда путем отказа от работы части из них с получением 2/3 средней заработной платы небастующими работниками (в соответствии с трудовым законодательством РФ и согласно п. 2.7 коллективного договора предприятия, работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением, не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в размере 2/3 средней заработной платы). При этом приводились примеры по разнице в оплате труда водителей цеха технологического автотранспорта (ЦТА) и работников УЖДТ: у водителей ЦТА на вывозке горной массы тариф составлял 50 руб. 11 коп., а у машинистов электровозов и тепловозов в УЖДТ — 4 руб. 31 коп. Причиной такого расхождения, по мнению автора обращения, стало то, что водители ЦТА боролись за свои права с участием «альтернативного» профсоюза, а работники УЖДТ — нет. Данная публикация широко обсуждалась во всех подразделениях предприятия, усилила протестные настроения и значительно увеличила число сторонников СОЦПРОФа.
После пролонгации коллективного
договора несогласные с этим фактом
«альтернативные» профсоюзы начали
готовить документы по обжалованию
решения комиссии, но 19 июля 2007 г. получили
предупреждение от имени генерального
директора о необходимости