Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:24, курсовая работа
Источником развития организационной культуры, как и любой другой сложной системы, выступает процесс постоянного разрешения системных противоречий, а именно:
– возникающих на стыке «система — окружающая среда»;
– противоречий целостности, возникающих на стыке «система — элемент системы»;
Введение
Глава 1. Конструктивная роль организационной культуры в развитии предпринимательской системы
1.1. Предпринимательство и культура: исходные положения для анализа взаимодействия
1.2. Знания и культура как ресурс развития предпринимательских структур
1.3. Доминирующая концепция организационной культуры в предпринимательстве
Глава 2. Основные конструктивные элементы модели организационной культуры: культура труда, производства и управления
2.1. Субъективно-объективное проявление организационной культуры: единство и противоположность
2.2. Исходные модели организационной культуры в системе предпринимательства
2.3. Организационная культура как объединяющая система культуры труда, производства и управления
Глава 3. Системообразующие тенденции развития организационной культуры в различных системах предпринимательства
3.1. Тенденции эволюционного развития организационной культуры
3.2. Специфика развития организационной культуры в предпринимательской среде России
3.3. Трансформация и реструктуризация организационной культуры отечественной системы предпринимательства периода радикальных экономических преобразований 1990-х гг.
Глава 4. Организационная культура как объект стратегического управления предпринимательской структурой
4.1. Функции и механизм управления организационной культурой
4.2. Роль организационной культуры в повышении эффективности производства
4.3. Влияние мирового экономического кризиса на углубление организационной культуры предпринимательства и повышение еë эффективности
Заключение
Глава 2. Основные конструктивные элементы модели организационной культуры: культура труда, производства и управления
2.1. Субъективно-объективное проявление организационной культуры: единство и противоположность
Похожий подход к функциям
организационной культуры обозначился
в отечественной учебной и
научно-исследовательской
Л.С. Савченко предлагает с
позиции структурно-
В.А. Спивак разделяет функции организационной культуры на внутренние (функции, которые организационная культура выполняет внутри организации) и внешние (функции, которые организационная культура выполняет вне организации)335. При этом к внутренним функциям относятся: воспроизводство лучших элементов культуры, продуцирование новых ценностей и их накопление; оценочно-нормативная функция; применение культуры как индикатора и регулятора поведения; познавательная функция; смыслообразующая функция; коммуникационная функция; функция общественной памяти, сохранения и накопления опыта организации; рекреативная функция, или функция восстановления духовных сил. Внешние функции организационной культуры: формирование имиджа организации; демонстрация уникальности организации как фактор обеспечения конкурентных преимуществ.
А.В. Кезин описывает пять «полезных» функций организационной культуры336. Во-первых, культура обеспечивает единую интерпретацию организационных событий, так что ее члены знают, какое поведение от них ожидают. Во-вторых, к этой когнитивной функции сильная культура вносит вдохновение в трудовую жизнь служащих. В-третьих, культура создает и охраняет границы. В-четвертых, культура обеспечивает контроль механизмов, формально связывающих некоторые образцы поведения как запрещенные. В-пятых, сильная гуманистическая культура содействует росту продуктивности и эффективности. В то же время организационная культура может рассматриваться в качестве барьера в сфере организационных изменений, для организационного разнообразия, для кросскультурных взаимодействий337.
Таким образом, наравне с
«позитивными» функциями, способствующими
развитию организации, культура может
выполнять и «негативные», суть которых
заключается в создании препятствий
для положительных
Большое количество определяемых
отечественными и зарубежными исследователями
функций связано с
С управленческой точки зрения
главная цель организационной культуры
(как и в целом системы
Таким образом, в качестве
функций организационной
– содействие в выживании предпринимательской системы;
– повышение результативности предпринимательской системы;
– повышение эффективности предпринимательской системы;
– повышение производительности предпринимательской системы;
– содействие в реализации задуманного основателями бизнеса (топ-менеджментом).
Когда организационная культура
предстает как фактор окружающей
среды, то она выполняет следующие
функции: транслирует во внутреннюю
организационную среду ценности
и нормы национальной культуры; определяет
внутренние культурные понятия о
предпринимательстве; интегрирует
политическую культуру общества внутрь
предприятия; фрагментирует организацию
на различные субкультуры
Представление о культуре как об организационной подсистеме позволяет говорить о следующих функциях: создании организационных ценностей и норм; идентификации цели и бизнеса фирмы; придании центрального значения символам в организации; институционализации феномена лидерства; создании неформальных коммуникационных процессов и скрытой иерархии.
Изучение культуры в качестве аспектовой системы (т.е. культура рассматривается как нечто, являющееся частью всех подсистем в организации): функция культуры в этом контексте — быть мерилом всех структур и процессов на предприятии340.
Напомним, что в рамках данной работы под организационной культурой понимается система смыслов (знаний, ценностей, регулятивов), знаков и информационных процессов, способствующая успешной адаптации организации (предпринимательской системы) в условиях конкурентной борьбы. Исходя из данного определения, можно выделить следующие общесистемные функции организационной культуры:
– создание и определение смысловых, знаковых и информационных границ организационной системы;
– селекция смыслов, знаков и информационных процессов и отбор тех из них, которые в наибольшей степени благоприятствуют успеху организации и ее дальнейшей адаптации;
– самоидентификация организации (предпринимательской системы).
Механизмом реализации данных функций становится процесс создания, изменения и передачи организационных рутин, о котором уже говорилось в предыдущих разделах данной работы.
Общесистемные функции организационной
культуры могут быть конкретизированы.
Уровень их обобщения зависит
от классификационных признаков, которые
кладутся в основу рассмотрения функций.
Для примера возьмем две
Первая пространственная
классификация функций
Механистический тип:
– создание, распространение и культивирование официальной идеологии, объединяющей работников предприятия через общие лозунги и призывы к экспансии во внешний мир;
– утверждение авторитарного стиля управления; поддержание легитимности власти высшего руководства;
– поддержание централизованного принятия управленческих решений;
– стабилизация ситуации, борьба с субкультурами и любыми проявлениями изменений и инакомыслия; поощрение борьбы за ресурсы;
– доказательство приоритета всего «земного»;
– восприятие человека как винтика («незаменимых людей не бывает»);
– стремление к четкому порядку (социальному и материальному);
– легитимизация технократизма, прагматизма, рационализма, унификации и стандартизации;
– поддержание и поощрение механистического типа организационной структуры (линейного, линейнофункционального, линейноштабного, дивизионального);
– поддержка
Органический тип:
– создание идеологии «общей судьбы», направленной на поиск гармонии с окружающим миром;
– утверждение лидерского стиля управления; утверждение власти авторитета, основанного на опыте, профессионализме, интеллектуальных возможностях человека;
– поддержание процесса децентрализации управленческих решений;
– поощрение разнообразия, творческой активности, самобытности как источников новых идей;
– развитие конкуренции за идеи;
– поддержание стремления к удовлетворению потребностей высшего уровня;
– внедрение в коллектив восприятия человека как партнера по бизнесу;
– легитимизация стремления к гармонии, направленности на человека;
– поддержание сетевых принципов взаимодействия внутри организации и вне ее;
– поддержка социально-
Несомненно то, что эти функции конкретизируются с учетом отраслевой специфики деятельности конкретного предприятия, а также особенностей управления, осуществляемого его руководством.
Следующая пространственная
классификация отталкивается от
функций отдельных подсистем (элементов)
организационной культуры. Реализация
ценностей, связанных с трудовыми
и производственными
– ресурсосберегающей, в т.ч. трудосберегающей; направлена на экономию рабочего времени, сырья, материалов, энергии, финансов, т.е. ресурсов, а также устранение всякого бесполезного труда. Это достигается за счет создания и распространения норм, правил, ценностных установок среди трудового коллектива, связанных с рациональным разделением и кооперацией труда, применением рациональных приемов и методов труда, четкой организацией рабочих мест и хорошо отлаженной системой их обслуживания;
– оптимизирующей; связана с формированием у работников культурных установок на обеспечение полного соответствия уровня организации труда передовому уровню технического оснащения производства;
– функции формирования
эффективного работника; заключается
в закреплении в сознании людей
устремлений к постоянному
– трудощадящей; проявляется в том, что в организации должны стремиться к созданию благоприятных, безопасных и здоровых условий труда, к установлению рационального режима труда и отдыха, использованию режимов гибкого рабочего времени, к облегчению тяжелого труда;
– функции гармонизации труда; представляет собой формирование ценностных установок в области обеспечения согласования физических и умственных нагрузок, на преодоление однобокости труда, создание полноценных условий для гармоничного развития человека на производстве.
– функции возвышения труда; позволяет через определенный ценностный фон формировать представления о необходимости и престижности труда;
– создание эстетически
привлекательной
– воспитательной и активизирующей
функций организационной
Построение классификации по параметру времени может быть связано с изучением жизненных циклов организации: на каждой фазе организационной жизни культура будет выполнять специфические функции. Например, на фазе зарождения культура должна способствовать инновационности, т.к. фирма должна найти свою рыночную нишу и закрепиться в ней. На фазе стабилизации организационная культура может содействовать сплочению коллектива, т.к. изза увеличения масштабов деятельности усиливаются процессы дезинтеграции. Наконец, при ликвидации предприятия организационная культура выступает в качестве буфера, смягчающего «общую боль» из-за прекращения функционирования фирмы.
В заключении к этому разделу отметим, что выделение, анализ и реализация тех или иных функций организационной культуры во многом зависят от целей, которые преследует руководство предприятия (или исследователь организационных проблем). Наиболее целесообразным представляется отображение данных функций при помощи теории графов в виде дерева целей, при помощи которого возможна наглядная иллюстрация иерархии функций (их значение в решении тех или иных задач и достижении организационных целей) и их разделения по различным классификационным признакам.
2.2. Исходные модели
организационной культуры в
Важное место в управленческом знании по вопросу организационной культуры занимает понятие «модель организационной культуры». Впервые понятие «культурная модель» было введено в научный оборот антропологами А. Кребером и К. Клакхоном. Под культурной моделью учеными подразумевалась определенная абстракция, которая позволяет исследователю видеть все элементы культуры в единстве. При этом одна и та же модель может наполняться разным содержанием.
С позиции системного подхода возможно выделение следующих моделей организационной культуры342:
1. По учету фактора
времени: статические (
2. По признаку
3. С позиции рассмотрения
организации как отрытой или
закрытой системы:
4. По акценту на изучении одной стороны организационной культуры или нескольких в их взаимосвязи: одномерные и синтетические345.