Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:24, курсовая работа
Источником развития организационной культуры, как и любой другой сложной системы, выступает процесс постоянного разрешения системных противоречий, а именно:
– возникающих на стыке «система — окружающая среда»;
– противоречий целостности, возникающих на стыке «система — элемент системы»;
Введение
Глава 1. Конструктивная роль организационной культуры в развитии предпринимательской системы
1.1. Предпринимательство и культура: исходные положения для анализа взаимодействия
1.2. Знания и культура как ресурс развития предпринимательских структур
1.3. Доминирующая концепция организационной культуры в предпринимательстве
Глава 2. Основные конструктивные элементы модели организационной культуры: культура труда, производства и управления
2.1. Субъективно-объективное проявление организационной культуры: единство и противоположность
2.2. Исходные модели организационной культуры в системе предпринимательства
2.3. Организационная культура как объединяющая система культуры труда, производства и управления
Глава 3. Системообразующие тенденции развития организационной культуры в различных системах предпринимательства
3.1. Тенденции эволюционного развития организационной культуры
3.2. Специфика развития организационной культуры в предпринимательской среде России
3.3. Трансформация и реструктуризация организационной культуры отечественной системы предпринимательства периода радикальных экономических преобразований 1990-х гг.
Глава 4. Организационная культура как объект стратегического управления предпринимательской структурой
4.1. Функции и механизм управления организационной культурой
4.2. Роль организационной культуры в повышении эффективности производства
4.3. Влияние мирового экономического кризиса на углубление организационной культуры предпринимательства и повышение еë эффективности
Заключение
Глава 2. Основные конструктивные элементы модели организационной культуры: культура труда, производства и управления
2.1. Субъективно-объективное проявление организационной культуры: единство и противоположность
302 Dawkins R. The selfish gene, revised edn. Oxford: Oxford University Press, 1990. 368 p.
303 Штеренберг М. И. Указ. соч. С. 96–98, 112–113.
304 Например, в условиях существования теневого рынка.
305 Введение в институциональный анализ... С. 95. См. также: Сухарев О. С. Институциональное планирование экономического развития: проблема эффективности // Журнал экономической теории. 2005. № 3. С. 52–70.
306 Лукша П., Белоусенко М. Экономическая организация на пути к синтетической теории // Вопросы экономики. 2006. № 2. С. 102.
307 Так, по мнению П. Дракера, современная организация во все большей степени начинает состоять из специалистов, каждый из которых знает о своем деле больше, чем любой другой член организации (Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая индустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 70).
308 Сапир Ж. Экономическая культура, технологическая культура, организационная культура (Материалы к интерпретации экономической истории России и СССР // Истоки. Вып. 3. М.: ГУ-ВШЭ, 1998. С. 174–175.
309 Sackmann S. Cultural Knowledge in Organizations: Exploring the Collective Mind. Newbury Park, CA.: Sage Publications, 1991. 221 р.
310 Eldredge N. Information, Economics and Evolution // Annual Review of Ecology and Systematics. 1986. № 17. Р. 351–369.
311 Гуияр Фр. Ж., Келли Дж. Н. Преобразование организации / Пер. с англ. М.: Дело, 2000. С. 22–31.
312 Тот факт, что менеджмент, стоящий во главе организации, формирует за нее ее цель, говорит только о том, что такой представляют себе (осознают) ее цель именно люди, стоящие во главе бизнеса. Организация же индивидов, не будучи разумным существом и потому не обладая сознанием, своей цели иметь (осознавать) не может (Хайтун С.Д. Социальная «разумная система» как эволюционная угроза человеку // Общественные науки и современность. 2008. № 2. С. 160).
313 «…В теории познания давно известен «персептуальный цикл» Нейссера, согласно которому реальность является последовательно конструируемой и отражает лишь один доступный нам аспект окружающей нас сложности и сомнительности. Эта селективно воспринимаемая информация изменяет «ориентирующую схему» индивидуума, т.е. наше предубеждение, ожидание, что ведет к изменению состава информации, воспринимаемой из окружения, к изменению ее интерпретации, и эта в какой-то мере уточненная реальность модифицирует «ориентирующую схему». Но нельзя забывать и об обратном влиянии наблюдателя на объект наблюдения, то есть на структуру, на метауровень, в котором он действует на основе своего понимания… Возникает цикличность, включающая восприятие реальности, действий на основе этого восприятия, не всегда верного и всегда неполного, влияние этих действий на реальность и вновь восприятие. Дж. Сорос называет этот феномен теорией рефлексивности и анализирует его применительно к финансовым рынкам. Действительной причиной событий может быть несовершенство их понимания. Неверные ожидания могут двигать социально-экономический процесс. Ошибки неустранимы, но именно они принципиально необходимы для ориентации в процессе. Чтобы оценить степень искажения представлений участников процесса, мы должны знать точную картину ситуации. Но это невозможно из-за рефлексивной петли — мышление участников процесса влияет на его ход. Равновесие недостижимо. Неясно, оказалось ли верным ожидание, либо реальность под него подстроилась — так называемое самоисполняющееся пророчество. Наличие правдоподобной теории, догадки изменяют практику...» (Хиценко В. Е. Указ. соч. С. 3–12).
314 Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. 284 с.
315 Впервые феномен механистических и органических организаций был рассмотрен Г. Сталкером и Т. Бернсом (Вurns T., Stalker G. Management of innovation. 4 ed. Oxford: Oxford University Press, 1994. 312 р.).
316 Виханский О. С., Наумов А. И. Указ. соч. С. 337.
317 Как правило, в управленческой литературе органические организации называются «адаптивными», хотя механистические организации также используют «свою» стратегию адаптации.
318 П. Сенге называет это «бикультуризмом», т.е. способностью компаний жить одновременно в мире инновационной и традиционной культур (Танец перемен... Указ. соч. С. 338).
319 Adizes I. Managing Corporate Lifecycles: Howard why corporations grow and die and what to do about it. N. J.: Prentice Hall, 2006. 384 p.
320 Более подробно об организационной культуре и теории жизненного цикла организации см.: Широкова Г. В. Основные направления исследований в теории жизненного цикла организации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8, Менеджмент. 2006. № 2. С. 35–36.
321 Шайн Э. Указ. соч. С. 217.
322 Грейнер Л. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8, Менеджмент. 2002. № 4. С. 76–92.
323 Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
324 Клейнер Б. Корпоративное управление и эффективность деятельности компаний // Вопросы экономики. 2008. № 10. С. 42.
325 Более сложные зависимости в динамике развития организационной культуры можно отразить благодаря теории нейронных сетей.
326 Первые исследования роли доверия в жизни современных организаций принадлежат психологии и социологии, где под доверием понимают открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Сегодня многими отечественными учеными отмечается, что экономическое возрождение России невозможно без формирования духовных ценностей и нравственных норм, базирующихся на доверии. Отмечается, что доверие — это важнейший аспект духовно-нравственного климата нашего общества (Богомолов О. Нравственный фактор социальноэкономического прогресса // Вопросы экономики. 2007. № 11. С. 56.)
327 Бурцев М. С. Исследование новых типов самоорганизации и возникновения поведенческих стратегий: Дис. ... канд. физ.мат. наук. М., 2005. С. 45–47.
328 Красовский Ю. Д. Указ. соч. С. 187–188.
329 Локтионов М. В. Системный подход в менеджменте: Дис. ... д-ра филос. наук. М., 2002. С. 17.
330 Холден Н. Дж. Указ. соч. С. 344–345.
331 Maslow A. H. Motivation and personality. N.Y.: Harper & Row, 1954. 411 р.
332 Hofstede G. Attitudes, values, and organizational
culture: disentangling the concepts // Organization Studies. 1998. №
19 (3). Р. 477–492; Scholl R. Organizational Culture — The Social
Inducement System. Режим доступа: http://cbauri.Edu/Scholl/
333 Соломанидина Т. О. Указ. соч. С. 13–15.
334 Савченко Л. С. Управление организационной культурой в предпринимательских структурах: Автореферат дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2008. С. 16.
335 Спивак В. А. Указ. соч. С. 52–54.
336 Кезин А. В. Указ. соч. С. 85–86.
337 Scholl R. Organizational Culture — The Social
Inducement System. Режим доступа к ст.: http://cbauri.Edu/Scholl/
338 Брукинг Э. Указ. соч. С. 27.
339 Мескон М. Х. и др. Указ. соч. С. 47–51.
340 Томилов В. В. Культура предпринимательства. СПб.: Питер, 2000. С. 42–44.
341 Рофе А. И. Научная организация труда. М.: Издательство «МИК», 1998. С. 67–69.
342 Данная типология ориентирована на рационально-прагматический подход в изучении организационной культуры.
343 Каждая из моделей, приведенных в примере, с определенной долей условности может быть отнесена к любой из рассматриваемых научных дисциплин. Таким образом, при создании данной классификации имеется в виду только нормативный подход.
344 Hannerz U. Transnational connections: culture, people, places. London: Routledge, 1996. 201 p.
345 Данная классификация предлагается по аналогии с классификацией менеджеральных учений, которая описывается О. С. Виханским и А. И. Наумовым (см.: Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент… С. 44–55).
346 При рассмотрении подобных моделей нужно, прежде всего, обратиться к научному наследию основоположника административной школы управления французского ученого А. Файоля, который выделял шесть ключевых направлений функционирования предприятия: производственное, коммерческое, финансовое, охранное, учетное и административное. Соответственно можно говорить о существовании для каждого из этих направлений своей культуры: культуры производства; культуры коммерческой деятельности (культура ведения переговоров и заключения сделок); финансовой культуры; культуры безопасности бизнеса; эккаутинговой культуры и культуры управления. Организационную культуру можно представить как сложное взаимодействие этих более частных видов культуры, а те, в свою очередь, могут рассматриваться как ее составные элементы.
347 Например, Д. Мацумото в качестве практических направлений использования концепции организационной культуры в современных исследованиях называет: роль организационной культуры в смягчении/порождении стрессов; роль организационной культуры при трудоустройстве и подборе кадров; организационная культура и отношение к работе; организационная культура, мотивация и производительность труда; организационная культура и лидерство, а также определение границ лидерства; организационная культура и процесс принятия решений (Мацумото Д. Психология и культура / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. С. 381–389).
348 Интересно отметить тот факт, что Т. Питерс и Р. Уотермен в своей работе сделали акцент именно на работе преуспевающих американских компаний, что во многом и предопределило успех их книги. В этом контексте можно было бы упомянуть Р. Паскаля и Э. Атоса (Pascale R., Athos A. The Art of Japanese Management: Applications for American executives. N. Y.: Simon and Schuster, 1981. 221 р.), которые, будучи хорошо известными в научных кругах, не получили такой популярности среди широкой публики, создав очень близкую к идеям Т. Питерса и Р. Уотермена концепцию. По-видимому, это связано с тем, что они выступили с критикой американской промышленности и, наоборот, обратили особое внимание на деятельность японских корпораций, которые добились успехов на рынке США.
349 Хажински А. Гуру менеджмента. Дорога к успеху / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. С. 74.
350 Chan A., Clegg S. History, Culture and Organization Studies // Culture and Organization. 2002. Vol. 8 (4). Р. 269.
351 Питерс Т., Уотермен Р. Указ. соч. С. 118.
352 Там же. С. 48–51.
353 Альтернативное название — «ISOE», от начальных букв названия книги «In Search of Excellence».
354 Питерс Т., Уотермен Р. Указ. соч. С. 142–143.
355 Хажински А. Указ. соч. С. 108.
356 По словам самого Т. Питерса, «20 лет назад… мы с коллегой Р. Уотерменом совершенно неверно… оценивали соотношение внешнего и внутреннего фокусов организации» (цит. по: Белковский А. Заново изобретая приемы менеджмента (уроки Т. Питерса) // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 2. С. 4).
357 Белковский А. Указ. соч. С. 4.
358 Уотермен Р. Фактор обновления / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. 368 с.
359 O’Reilly C. A., Chatman J. A., Caldwell D. F. People and organizational culture: a profile comparison approach to assessing personorganization fit // Academy of Management Journal. 1991. № 34 (3). Р. 487–516; Vandenberghe C. Organizational culture, personculture fit, and turnover: a replication in the health care industry // Journal of Organizational Behavior. 1999. № 20. Р. 175–184; Chatman J. A. Matching people and organizations: selection and socialization in public accounting firms // Administrative Science Quarterly. 1991. № 36. Р. 459–484; Trompenaars F., HampdenTurner C. Riding the waves of culture. London: Brealey, 1997. Р. 21–22.
360 При этом подчеркивается, что в современной управленческой науке все же начинает выкристаллизовываться единое мнение по поводу ключевых величин организационной культуры (Denison D. R. What is the difference between organizational culture and organizational climate? A native’s point of view on a decade of paradigm wars // Academy of Management Review. 1996. № 21 (3). Р. 619–654).
361 Rousseau D. M. Assessing Organizational Culture: The Case for Multiple Methods // Organizational Climate and Culture. Oxford: JosseyBass, 1990. Р. 158.
362 Шайн Э. Указ. соч. С. 117–155.
363 Дафт Р. Менеджмент / Пер. с англ. 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 129.
364 Лафта Дж. К. Теория организации. М.: ТК Велби, Издво «Проспект», 2006. С. 318.
365 Мацумото Д. Указ. соч. С. 364–365.
366 Красовский Ю. Д. Указ. соч. С. 31.
367 Inquiry into definitions of culture in IT studies / Srite M., Straub D., Loch K., Eva risto R., Karahanna E. // Advanced topics in global information management. 2003. Vol. 2. Р. 31.
368 Kluckhohn C., Strodtbeck F. L. Variations in value orientations. Westport Conn.: Greenwood Press, 1973. 437 p.
369 Hatch M. J. Dynamics in Organizational Culture // Academy of Management Review. 1993. № 4. P. 657–676.
370 Например, американская исследовательница Н. Адлер провела сравнительный анализ особенностей американской организационной культуры в противоположность организационной культуре других стран, которые она обозначила как контрастные культуры.
371 Парсонс Т. О социальных системах / Пер. с англ. М.: Академический проект, 2002. 832 с.
372 Ronen S. Comparative and Multinational Management // Managing the MNC. N. Y.: John Wiley and Sons, 1986. Р. 516–552.
373 Rokeach M. The nature of Human values. N. Y.: The Free Press, 1973. 438 p.
374 Lammers C., Hickson D. Organizations alike and unalike: International and interinstitutional studies in the sociology of organizations. London: Routledge and Kegan Paul, 1979. 451 p.
375 Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Дело, 1999. С. 24.
376 Там же. С. 104.
377 Hall E. T., Hall M. R. Understanding Cultural Differences: Germans, French and Americans. N. Y.: Intercultural Press, 1990. 196 p.
378 Hofstede G. Organization culture // The IEBM Handbook of Organizational Behavior. London: Thomson Learning, 2001. Р. 193–210.
379 Пятый параметр — «конфуцианский динамизм» был добавлен Г. Хофштедом в 1988 г., т.е. через 8 лет после описания предыдущих четырех параметров. При этом сам Г. Хофштед считает, что его модель является открытой, и поэтому он не исключает включения в нее новых параметров (Hofstede G., Bond M. H. The Confucius connection: from cultural roots to economic growth // Organizational Dynamics. 1988. № 16. Р. 4–21).
380 Наумов А. И. Хофстидово измерение России // Менеджмент. 1996. № 3. С. 71–95; Струкова О. С., Пушных В. А. Деловая культура России: измерение по Г. Хофстиду // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 2. С. 71–78; Elenkov D. Differences and Similarities in Managerial Values Between U. S. and Russian Managers // International Studies of Management and Organization. 1997. Vol. 27. № 1. Р. 85–106.
381 Hunt J. W. Applying American behavioral science: Some cross-cultural problems // Organization Dynamics. 1983. Summer. Р. 55–62; Robinson R. Book reviews: Culture’s Consequences: International differences in workrelated Values // Work and Occupations. 1983. № 10. Р. 110–115; Banai M. Geert Hofstede: Culture’s Consequences: international differences in workrelated Values // Journal of Management Studies. 1982. Р. 351–354; Schooler C. Culture’s Consequences // Contemporary Sociology — A Journal of Reviews. 1983. № 12/2. Р. 167–198; Chow W. C., Shields M. D., Wu A. The importance of national culture in the design of and preference for management controls for multinational operations // Accounting Organizations and Society. 1999. Vol 24. Р. 441–461; Schwartz S. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in Experimental Social Psychology. 1992. Vol. 25. N. Y.: Academic Press. Р. 1–66; Yeh R. On Hofstede’s Treatment of Chinese and Japanese Values // Asia Pacific Journal of Management. 1998. Vol. 6. № 1. Р. 149–160; Dorfman P., Howell J. P. Dimension of national culture and effective leadership patterns: Hofstede revisited // Advances in International Comparative Management. 1988. № 3. Р. 127–150; Hofstede’s country classification 25 years later / Fernandez D. R., Carlson D. S., Ste pina L. P., Nicholson J. D. // The Journal of Social Psychology. 1997. Vol. 137. Р. 43–54.
382 Андреева Т. Е. Роль и место концепции культурных измерений Г. Хофштеде в современной теории управления // Вестник СанктПетербургского университета. Серия 8, Менеджмент. 2006. № 4. С. 127–128.