Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:24, курсовая работа
Источником развития организационной культуры, как и любой другой сложной системы, выступает процесс постоянного разрешения системных противоречий, а именно:
– возникающих на стыке «система — окружающая среда»;
– противоречий целостности, возникающих на стыке «система — элемент системы»;
Введение
Глава 1. Конструктивная роль организационной культуры в развитии предпринимательской системы
1.1. Предпринимательство и культура: исходные положения для анализа взаимодействия
1.2. Знания и культура как ресурс развития предпринимательских структур
1.3. Доминирующая концепция организационной культуры в предпринимательстве
Глава 2. Основные конструктивные элементы модели организационной культуры: культура труда, производства и управления
2.1. Субъективно-объективное проявление организационной культуры: единство и противоположность
2.2. Исходные модели организационной культуры в системе предпринимательства
2.3. Организационная культура как объединяющая система культуры труда, производства и управления
Глава 3. Системообразующие тенденции развития организационной культуры в различных системах предпринимательства
3.1. Тенденции эволюционного развития организационной культуры
3.2. Специфика развития организационной культуры в предпринимательской среде России
3.3. Трансформация и реструктуризация организационной культуры отечественной системы предпринимательства периода радикальных экономических преобразований 1990-х гг.
Глава 4. Организационная культура как объект стратегического управления предпринимательской структурой
4.1. Функции и механизм управления организационной культурой
4.2. Роль организационной культуры в повышении эффективности производства
4.3. Влияние мирового экономического кризиса на углубление организационной культуры предпринимательства и повышение еë эффективности
Заключение
Глава 2. Основные конструктивные элементы модели организационной культуры: культура труда, производства и управления
2.1. Субъективно-объективное проявление организационной культуры: единство и противоположность
17 июля 2007 г. в адрес
генерального директора ОАО «
29 июля 2007 г. представители
администрации совместно с
После нескольких дней напряженных
переговоров 2 августа итальянская
забастовка была прекращена. Рабочие
выполнили условие
Организационный конфликт 2007 г. вышел за рамки «внутренних проблем» на частном предприятии: остановка работы Костомукшского ГОКа затронула интересы всей республики. Комбинат является градообразующим предприятием для Костомукши, и основная масса налоговых поступлений в городской бюджет идет именно с комбината. Муниципальные социальные программы, реализация которых была запланирована на август 2007 г., также были рассчитаны на деньги, которые город получает от ОАО «Карельский окатыш» в виде налоговых поступлений. Был нанесен огромный урон имиджу города. Также под вопросом находилось выполнение четырехстороннего соглашения, которое было подписано с Правительством Республики Карелия. В нем предусматривалось, что при перевыполнении налоговых поступлений в республиканский бюджет город получит не менее 250 млн руб., которые планировалось направить на строительство бассейна, инженерных сетей, а также на жилищное строительство. В результате эти работы были временно прекращены. Комбинат понес огромные убытки: помимо срыва договорных обязательств, предприятию пришлось уплатить штрафы за простой вагонов и за невыработанную электроэнергию. Ежедневно с 28 июля по 2 августа 2007 г. ОАО «Карельский окатыш» теряло около 60 млн руб. (оказалось, что размер ущерба от остановки локомотивов в период забастовки равняется ежемесячному окладу в 60 000 руб. каждого из 250 бастующих в течение полутора лет). Такова цена неправильного управленческого решения и малоэффективной культуры управления.
Все рассмотренные выше элементы организационной культуры (культура труда, культура производства и культура управления) представляют собой единое целое, но это отнюдь не исключает возможность и необходимость разграничить их между собой, глубоко изучать и совершенствовать каждый из них.
Отметим, что культура труда и культура производства не выделяются в относительно самостоятельные подсистемы организационной культуры в современных зарубежных теоретических конструкциях. Это можно объяснить несколькими причинами.
Во-первых, некоторые аспекты культуры труда рассматриваются в национальных (экстерналистских) моделях организационной культуры.
Во-вторых, считается, что вопросы культуры производства были достаточно хорошо проработаны в 1980-х гг. (например, в модели Дила — Кеннеди).
В-третьих, проблематика культуры труда и производства во многом является вторичной в экономически развитых странах. Это обуславливается высоким уровнем организации производства и используемых технологий, а также соответствующим отношением к труду со стороны большинства населения стран «золотого миллиарда», менталитет которого определяется протестантской трудовой этикой. Например, американские рабочие показывают самую высокую производительность труда в мире и связано это не столько с «чрезмерной капиталистической эксплуатацией» (хотя, по-видимому, имеет место и этот факт), сколько с изначально позитивным отношением этих людей к труду и применением наиболее передовых технологий429. Кроме того, многочисленные проблемы культуры труда (связанные, например, с экологически опасными производствами или нарушениями в области конвенций МОТ) «экспортируются» в развивающиеся страны Азии, Латинской Америки, Африки и Восточной Европы430. В эти же страны вывозятся производства, которые требуют тяжелого физического труда человека или высоких затрат психобиологической энергии (известный со времен Г. Форда факт: монотонная работа на поточно-массовом производстве приводит к деградации человека как мыслящего и духовного существа). Таким образом, особый акцент в зарубежных теоретических конструкциях, как правило, делается лишь на культуре управления. Однако последние исследования иностранных ученых в странах с развитой рыночной экономикой вновь посвящены тематике культуры труда и производства431. Во многом это связано с принципиально новой технологической базой, которая активно внедряется передовыми компаниями и требует качественно нового отношения работников к выполняемым ими трудовым операциям и организации производственного процесса.
Следует отметить, что между культурой труда, культурой производства, культурой управления и уровнями культуры, по Э. Шайну, существует определенная связь. В каждом виде культуры можно обозначить глубинный, подповерхностный и поверхностный уровни. Например, для культуры труда глубинный уровень — это ценностные установки работников по отношению к труду и его роли в жизни человека, заложенные национальной культурой, семьей, обществом в целом. Подповерхностный уровень — это трудовые ценности, связанные с уровнем организации рабочего места человека, его непосредственное отношение к труду на данном конкретном предприятии. Поверхностный уровень — это провозглашаемые руководством предприятия ценности, касающиеся отношения к труду, условий и организации труда. Аналогично могут быть рассмотрены, по теории Э. Шайна, культура производства и управления.
Обобщая ключевые положения предлагаемой модели организационной культуры, воспользуемся идеей Н. Дж. Холдена о делении знания, лежащего в основе организационной культуры, на две группы — общее и специфическое432. Общее знание характеризуется тем, что имеет отношение к общедоступному знанию о культуре; представлено в явной форме в оперативном режиме; доступно формальной классификации; является объективным в привычном смысле этого слова; подобно периодической системе химических элементов. Специфическое знание имеет отношение к определенному источнику общедоступного знания; субъективно в том смысле, что оно отбирается в соответствии с характером деятельности фирмы; имеет различный потенциал в зависимости от целей его применения; в зависимости от принятых норм может быть явным и неявным. При движении по уровням культурных потребностей в рамках организационной культуры предприятия мы идем от общего знания (культура труда населения страны в целом) ко все более специфическому (корпоративная идеология, формирующая соответствующее ценностное отношение работников предприятия к труду и производству).
В заключение хотелось бы отметить
следующее. В советские времена
был популярен лозунг «Кадры, вооруженные
техникой, решают все!». Сегодня настало
время снова обратиться к этому
лозунгу. Действительно, без высокой
культуры труда (кадры) и высокой
культуры производства (техника и
технологии) России невозможно будет
занять лидерские позиции в мировом
сообществе. Однако в условиях советской
централизованно управляемой
257 Субочев Н. С. Генезис организационной культуры // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 5. С. 258.
258 Агеев А. И. Указ. соч. С. 71–72.
259 Оуэн Д. Голая правда о… менеджменте / Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. С. 135.
260 Rosse J. G., Miller H. E., Barnes L. K. Combining Personality and Cognitive Ability Predictors for Hiring Service-oriented Employees // Journal of Business & Psychology. 1991. № 5. Р. 431–445.
261 Trompenaars F., Hampden-Turner C. Riding the waves of culture. London: Brealey, 1997. Р. 236.
262 Танец перемен… Указ. соч. С. 14, 39.
263 Weeks J., Galunic C. A theory of the cultural evolution of the firm: the intraorganizational ecology of memes // Organizational Studies. 2003. Vol. 24. № 8. Р. 1309–1352.
264 Comerford R., Callaghan D. Strategic Management:
Text and Tools for Business Policy. Режим доступа к кн.: http://www.cba.uri.edu/
265 Thomas R. J. Op. cit. Р. 10.
266 Gordon G. Industry determinants of organizational culture // Academy of Management Review. 1991. № 16. Р. 396–415.
267 Там же. С. 46.
268 МакДональд М. Стратегическое планирование маркетинга / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. С. 53–55.
269 Kwantes C. T., Boglarsky C. A. Do Occupational Groups Vary in Expressed Organizational Culture Preferences? A Study of Six Occupations in the United States // Cross Cultural Management. 2004. № 4 (3). Р. 335–354.
270 Martin J., Frost P. The Organizational Culture War Games: A Struggle for Intellectual Dominance // Studying Organization: Theory & Method / S. R. Clegg, C. Hardy (Eds.). Thousand Oaks, CA.: Sage, 1999. Р. 599–621.
271 Хиценко В. Е. Эволюционный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 1. С. 3–12.
272 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / Пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 147–153. В социосинергетике выделяются две стратегии применительно к точкам бифуркации. Сторонники первой стратегии считают, что необходимо держаться от них как можно дальше, и это становится залогом выживания социальной организации. Суть второй стратегии — нужно «окунуться» в хаос, т.к. именно в нем рождаются новации.
273 Антикризисное управление / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 107.
274 Попов Е. В. Указ. соч. С. 397. В исследовательской литературе можно встретить аналогичные понятия — реактивные и активные действия. К реактивным следует отнести те, которые отвечают потребностям организации в данный момент, активные же предваряют пока еще не существующие потребности (Штеренберг М. И. Синергетика: Наука? Философия? Псевдорелигия? М.: Academia, 2007. С. 137).
275 Моль А. Социодинамика культуры. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. С. 50–51.
276 По этой причине выделяют три направления синергетики: применительно к изучению физико-химических, биологических и социальных систем. При этом новый этап развития синергетики связан с изучением самоорганизации интеллектуальных социальных систем (Смирнов М. Синергетика. Введение в понятие // РИСК. 2005. № 2. С. 82–83).
277 Наиболее известные представители данного направления Р. Нельсон и С. Уинтер. Кроме того, здесь можно отметить следующую основополагающую работу: Hannan M. T., Freeman J. The population ecology of organization // American Journal of Sociology. 1977. № 82. P. 929–964.
278 Kieser A. Organizational, institutional, and societal evolution: medieval craft guilds and the genesis of formal organizations // Administrative Science Quarterly. 1989. № 34. P. 540–564.
279 Nonaka I. Ereating organizational order out of chaos: selfrenewal in Japanese firms // California Management Review. 1988. № 30. P. 57–93.
280 Сытник К. М., Крисаченко В. С. Актуальные вопросы эволюционного учения // Методологические аспекты эволюционного учения: Сб. науч. трудов. Киев: Наукова думка, 1986. С. 9.
281 Попков В. В., Берг Д. Б. Эконофизика
и эволюционная экономика — перспективное
направление исследований. Режим доступа: http://www.ephes.ru/vved/issl.
282 Нестеренко А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 50.
283 Например, А. Маршалл считал, что экономическая наука есть в известном смысле эволюционная наука; об этом свидетельствует его частое обращение к биологическим понятиям роста и гибели.
284 Зоидов К. Х. Эволюционно-институциональный подход и методология проведения антикризисных мероприятий в переходной экономике // Экономика и математические методы. 2004. Т. 40. № 3. С. 18.
285 Кузьминов Я. Возращение к «Истокам» (О теоретическом запасе сообщества российских экономистов) // Истоки. Вып. 3. М.: ГУ-ВШЭ, 1998. С. 21.
286 Там же. С. 10.
287 Рывкина Р. В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М.: Наука, 1994. С. 28.
288 Козлова О. Б. Указ. соч. С. 58.
289 Там же. С. 70.
290 Там же. С. 71.
291 Ходжсон Дж. Социальноэкономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопросы экономики. 2001. № 8. С. 41.
292 Харрингтон Дж., Воул Ф. Совершенство управления знаниями / Пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. С. 47.
293 Bernheim B. A Theory of Conformity // Journal of Political Economy. 1994. № 102 (5). Р. 841–877.
294 Чалдини Р. Психология влияния / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. С. 113–118.
295 Lazear E. Corporate Culture and the Diffusion of Values / Trends in Business Organization. Tubingen: J. C. B. Mohr, 1995. Р. 88–133.
296 Введение в институциональный анализ / Под ред. В. Л. Тамбовцева. М.: ТЕИС, 1996. С. 5.
297 Моделирование эволюции экономических систем / Под ред. В. Л. Тамбовцева. М.: Издво МГУ, 1997. С. 6.
298 Макаров В. О применении метода эволюционной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 20.
299 Нельсон Р., Уинтер. С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений / Пер. с англ. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. С. 31.
300 Там же. С. 95, 145.
301 Хмелькова Н. В. Жизненные циклы рутин внутренней среды предприятия: Дис. … канд. экон. наук. М., 2005. С. 36. В зарубежной исследовательской литературе наравне с понятием «рутина» используется понятие «комп» (от англ. competencies), рассмотренное в работе: McKelvey B., Aldrich H. E. Populations, natural selection, and applied organizational science // Administrative Science Quarterly. 1983. № 28. P. 101–128.