Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:24, курсовая работа
Источником развития организационной культуры, как и любой другой сложной системы, выступает процесс постоянного разрешения системных противоречий, а именно:
– возникающих на стыке «система — окружающая среда»;
– противоречий целостности, возникающих на стыке «система — элемент системы»;
Введение
Глава 1. Конструктивная роль организационной культуры в развитии предпринимательской системы
1.1. Предпринимательство и культура: исходные положения для анализа взаимодействия
1.2. Знания и культура как ресурс развития предпринимательских структур
1.3. Доминирующая концепция организационной культуры в предпринимательстве
Глава 2. Основные конструктивные элементы модели организационной культуры: культура труда, производства и управления
2.1. Субъективно-объективное проявление организационной культуры: единство и противоположность
2.2. Исходные модели организационной культуры в системе предпринимательства
2.3. Организационная культура как объединяющая система культуры труда, производства и управления
Глава 3. Системообразующие тенденции развития организационной культуры в различных системах предпринимательства
3.1. Тенденции эволюционного развития организационной культуры
3.2. Специфика развития организационной культуры в предпринимательской среде России
3.3. Трансформация и реструктуризация организационной культуры отечественной системы предпринимательства периода радикальных экономических преобразований 1990-х гг.
Глава 4. Организационная культура как объект стратегического управления предпринимательской структурой
4.1. Функции и механизм управления организационной культурой
4.2. Роль организационной культуры в повышении эффективности производства
4.3. Влияние мирового экономического кризиса на углубление организационной культуры предпринимательства и повышение еë эффективности
Заключение
Глава 2. Основные конструктивные элементы модели организационной культуры: культура труда, производства и управления
2.1. Субъективно-объективное проявление организационной культуры: единство и противоположность
В этом случае культура конкретной организации С2 может быть представлена как
С2 = f ((
где – совокупность культур отдельных работников, w — коэффициент, отражающий синергетический эффект, возникающий при взаимодействии культурных полей работников друг с другом в рамках организации, e – фаза жизненного цикла организации, v — стратегия организации, c — история организации, m — прочие переменные (например, форсмажор).
Отраслевая культура может быть выражена как
С3 = f ((
где – совокупность культур отдельных организаций, образующих отрасль, d — синергетический эффект от пересечения культурных полей отдельных организаций, r — жизненный цикл отрасли, q – технологические особенности отрасли, p — рыночная характеристика отрасли (уровень монополизации, регулируемости со стороны государства и т.п.), s – прочие переменные (например, политические и административные факторы). Таким образом, при оценке организационной культуры можно держать в фокусе внимания либо организацию целиком как единицу анализа, либо рассматривать культуры различных ее единиц, выявлять общие доминирующие атрибуты образующих ее единиц, а затем их объединять. Подобный способ изучения может дать приближенную оценку общей организационной культуры системы предпринимательства267.
В современной рационально-
– история компании оказывает существенное влияние на ее культуру;
– старшие руководящие работники являются «носителями культуры» и поэтому могут укреплять и изменять ее;
– мифы и герои организации
подкрепляют ее культуру и существующую
структуру политического
– система общих ценностей может служить источником силы и приверженностей компании;
– чем прозрачнее система ценностей и взглядов организации, тем больше преданности проявляет ее персонал;
– чем глубже внедрилась культура в сознание, тем сложнее ее изменить;
– два основных определяющих
фактора организационной
Ключевым для архитектурного подхода выступает понятие управления организационной культурой. Одним из первых процесс целенаправленного влияния со стороны субъекта(ов) управления на развитие организационной культуры на микроуровне изложил Э. Шайн. Сегодня практически в каждой работе, посвященной проблематике организационной культуры и написанной в русле архитектурного подхода, мы можем найти идеи, связанные с описанием практических шагов по управлению культурой. Обобщая эти работы, можно сделать важный вывод для целей управления конкретным предприятием: если количество работников, разделяющих официально провозглашаемую руководством организации культуру, составляет большинство, то можно говорить об организационном единстве. В противном случае в организации возникает благоприятная почва для возникновения конфликта.
Использование системного и междисциплинарного подходов при анализе источников организационной культуры позволяет сделать вывод о том, что организационная культура — это результат сложного пересечения и наложения субкультур, которые сосуществуют на основе гармонии, безразличия или конфликта269. В качестве таких субкультур, формирующих общую организационную культуру компании, можно обозначить субкультуры основателя бизнеса, топ-менеджмента, культуры различных религиозных, этнических, профессиональных, социальных, гендерных прослоек работников организации и т.д. При этом образование субкультур может быть результатом влияния множества факторов: разделения труда, места в иерархии, профессиональной деятельности и т.п.270. Работники могут принадлежать одновременно к нескольким субкультурам. Более того, они могут «перемещаться» между культурами в течение рабочего дня. В результате возникает корпоративный мультикультурализм, т.е. идеология и практика сосуществования различных культурных групп в рамках одной предпринимательской системы.
Организационная культура и субкультуры не монолитны — они выступают функцией от ситуации, в которой находится организация. Кроме того, на формирование организационной культуры может влиять целый комплекс внешних и внутренних факторов, которые традиционно рассматриваются в теории управления как стратегические и тактические по отношению к развитию организации в целом. В связи с этим можно говорить о конструктивной интеграции и дальнейшем развитии архитектурного и эволюционного подходов. Эти интеграция и развитие происходят на основе синергетического взгляда на организационную культуру. Таким образом, сегодня мы наблюдаем развитие нового методологического подхода к феномену организационной культуры. Этот подход может быть определен как синергетический.
Синергетика посвящена феномену
самоорганизации в сложных
Бифуркация в синергетике
подразумевает внезапное, скачкообразное
и непредсказуемое изменение
характера протекающих в
Бифуркация любой эволюционной линии лежит в русле общих законов эволюции. Это означает, что, во-первых, такая бифуркация сама по себе направлена по вектору эволюции в сторону роста разнообразия и, во-вторых, она увеличивает шансы на эволюционное выживание данной системы, т.е. на эволюционный прорыв хотя бы одной ее ветви.
Формирование и развитие
организационной культуры с позиций
синергетики может происходить
следующим образом. Накопление изменений
(мутаций) в различных относительно
независимых частях одной организации
(например, в фирме это могут
быть отдельные функциональные службы,
региональные филиалы, неформальные объединения
работников и т.п.) приводит к образованию
и накоплению постепенных эволюционных
различий. Но пока эти изолированные
субкультуры не осознают себя в качестве
полностью независимых и
При изучении адаптации сложных систем (А) к изменениям во внешней и внутренней организационной среде (Т) используются следующие понятия273:
– деструктурирование системы (снижение ее сложности за счет роста энтропии) — (Д);
– синергообразование системы (увеличение сложности системы) — (С);
– cкорость адаптации системы — Va = dA / t;
– скорость изменений во внешней и внутренней среде организации — Vт = dT / t;
– скорость деструктурирования — Vд = dД / t;
– скорость синергообразования — Vс = dC / t;
– t — анализируемый интервал времени.
Тогда Ka = Va / Vт — коэффициент адаптации и Kc = Vc / Vд — коэффициент синергии.
Адаптационный подход требует
разграничения понятий
1. Ка = 1 и Кс = 1 — организационная культура успевает адаптироваться к изменениям в среде, и при этом процессы синергии и деструктуризации по скорости совпадают. Ситуация функционирования предприятия в стабильной и несложной среде.
2. Ка = 1 и Кс > 1 — организационная культура успевает адаптироваться к изменениям в среде, процесс синергии обгоняет по скорости деструктуризацию, т.е. происходит усложнение существующей организационной культуры (усложнение организационной культуры связано с двумя процессами: 1) простым увеличением объема поля культуры (эрудиция); 2) увеличение «ткани» ассоциаций, устанавливаемых в процессе мышления (глубина))275. Ситуация функционирования предприятия в стабильной, но при этом достаточно сложной среде, когда организационная культура или в силу изначальной эффективности, или по причине эффективного управления ею наращивает свой потенциал.
3. Ка = 1 и Кс < 1 — организационная культура успевает адаптироваться к изменениям во внешней среде, и при этом процесс деструктуризации обгоняет процесс синергии. Такая ситуация возможна для организационной культуры предприятия-монополиста, когда отсутствие конкуренции приводит к деградации организационной культуры. Среда преимущественно контролируется самим предприятием. Типичный пример в данном случае — отечественные предприятия-монополисты. Огромные доходы, которые они получают от своей деятельности, позволяют многократно увеличивать бюджет мероприятий, связанных с организационной культурой. Однако при этом сама культура перестает быть важнейшим ресурсом и инструментом для победы в конкурентной борьбе, т.к. самой конкурентной борьбы как таковой не существует. В итоге формирование и развитие организационной культуры начинает представлять собой хаотичный процесс, который сопровождается тратой огромных денежных средств на самые непредсказуемые фантазии топ-менеджмента.
4. Ка < 1 и Kc < 1 — организационная культура не успевает адаптироваться к изменениям в среде, процесс синергии по скорости уступает процессу деструктуризации: происходит разрушение существующей организационной культуры и, скорее всего, самого предприятия. Такое возможно при внезапных изменениях в среде, связанных с системными кризисами или неэффективным менеджментом.
5. Ка < 1 и Kc > 1 — организационная культура не успевает адаптироваться к изменениям в среде, происходит ее значительное усложнение. Такая ситуация возможна при поглощении одним предприятием другого.
6. Ка < 1 и Кс = 1 — организационная культура не успевает адаптироваться к изменениям в среде, и при этом скорость синергии и скорость деструктуризации совпадают: ситуация нестабильной среды и несложного организационного окружения. В качестве примера здесь можно привести предприятия, где рядовые работники и менеджмент поддерживают существующие ценности компании, но сами эти ценности уже не отвечают сложившейся рыночной ситуации.
7. Ка > 1 и Кс < 1 — организационная культура предвосхищает изменения в среде, процесс деструктуризации по скорости обгоняет процесс синергии: разрушается единая централизованная организационная культура и на ее основе возникает множество новых культур (например, реформирование предприятиямонополиста по типу РАО «ЕЭС»).
8. Ка > 1 и Кс > 1 — организационная культура предвосхищает изменения в среде, процесс синергии по скорости обгоняет процесс деструктуризации: предприятием управляет талантливый предприниматель («отец-основатель»), под началом которого формируется сильная организационная культура.
9. Ка > 1 и Кс = 1 — организационная культура предвосхищает изменения в среде, и при этом процесс синергии по скорости совпадает с процессом деструктуризации: предприятие осуществляет свою деятельность в рамках строго детерминированной среды — работа государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных заводов и т.п.
Общие закономерности самоорганизации
сложных биологических и
На сегодня в управленческой
науке можно выделить три ключевых
направления изучения поведения
экономических субъектов с
– организационная экология (ключевые понятия: популяция фирм, организационная ниша, единица эволюции, конкурентная борьба, эволюционная стратегия и т.п.)277;
– теория эволюции эволюционных
механизмов (рассматривает роль и
значение в развитии адаптационных
механизмов предприятий политических,
культурных, религиозных, социально-экономических,
институциональных факторов)278
– эволюционный менеджмент (здесь акцент делается на осознании процессов адаптации фирм с позиций социосинергетики: некоторые положения данного направления уже были рассмотрены нами выше)279.
Основой эволюционной теории
являются принципы изменчивости и наследственности,
а также отбор и борьба за существование.
Эти явления обеспечивают исходный
материал для эволюционного процесса.
Главная функция отбора — определение
путей закрепления