Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:13, курс лекций
Курс лекций по истории социологии.
Из
всех свойств человеческой души
(интуиция, чувства, совесть, воля)
средневековый философ выше
Об обществе
С точки зрения Фомы Аквинского жизнь в обществе является естественной необходимостью для людей. Однако приоритет личных интересов, индивидуализм человека мешает становлению совершенного общественного устройства. Чтобы добиться совершенства общественных отношений все люди независимо от их социального положения обязаны беспрекословно выполнять свои обязанности перед обществом, ставить его интересы выше личного эгоизма.
Фома
АКВИНСКИЙ оправдывал
Социологическая
мысль эпохи английского
ТОМАС ГОББС (1588 - 1679)
Как
философ-материалист Гоббс
Естественное состояние общества
По убеждению Гоббса, люди от природы равны по своим физическим и умственным способностям. Имеющиеся различия возникают в зависимости от «подвижности» их темперамента и не настолько велики, чтобы кто-то мог претендовать на превосходство над другим. На проявление и изменение способностей человека, по его мнению, оказывают влияние образ жизни, сложившиеся обстоятельства, самопознание и авторитет родителей, учителей, знаменитостей. Английский просветитель считал, что «юношеский характер легче склоняется к плохому под влиянием примера, чем к доброму под влиянием учения».
Человек по своей природе, утверждал Гоббс, эгоист. Он действует «ради любви к себе». В своих поступках человек руководствуется стремлением к самосохранению, влечениями - «животными страстями» - страхом, гневом, жадностью. Поведение человека в естественных условиях Гоббс выразил формулой: «Человек человеку волк».
Для
Гоббса естественное состояние
общества - это догосударственная
форма существования людей,
Регулятором, сдерживающим эгоизм и произвол естественного права, с точки зрения Гоббса, выступают инстинкт самосохранения и естественные законы. Всего им было сформулировано 19 естественных законов. Из них главными он считал следующие:
- «Человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или лишает его средств к ее сохранению».
- «Не делай другому того, что ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе».
Естественные законы, по Гоббсу, - это нравственные предписания разума, которые не носят всеобщий и обязательный для исполнения характер. Чтобы стать всеобщими и обязательными естественные законы должны приобрести статус законов гражданских. Поэтому возникает необходимость в особом «искусственном теле» - государстве, появление которого требует перехода от естественного состояния бытия людей к общественному.
Общественный договор
Согласно
представлению Гоббса, переход от
естественного состояния к
Общественный
договор не имеет обратной
силы, то есть верховная власть,
утверждал Гоббс, не может
ДЖОН ЛОКК (1632 - 1704)
Развивая
идеи Гоббса о естественном
и общественном состоянии
Естественные права человека
Локк признавал наличие двух форм бытия людей: естественное, догосударственное состояние и общественное, политическое. Однако в отличие от своего предшественника Гоббса, он видел в естественном состоянии проявление «полной свободы» в отношении действий людей, распоряжения своим имуществом и личностью, а также «равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными». В естественном состоянии полная свобода человека, по мнению философа, ограничена законами природы и разумом, который требует от каждого учитывать интересы других. Именно разум учит, что «поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого».
У
Локка естественные права
- право
на жизнь и личную
- право на труд и собственность,
- право на свободу мысли, слова и совести.
По
мнению Локка, в естественном
состоянии каждый человек при
осуществлении своих прав
Общественный договор
Необходимость и возможность общественного договора, считал Локк, возникает уже в естественном состоянии, когда люди пытаются прийти к соглашению относительно разумного установления моральным норм и обязательств своих взаимоотношений. Суть общественного договора он видел в добровольном отказе людей от некоторой части своих естественных прав в пользу государства и в замене моральных норм и обязательств на законы гражданского права. Каждый человек, заявлял Локк, заключая общественный договор, уполномочивает «законодательную власть создавать для него законы, каких будет требовать общественное благо».
Если
Гоббс исходил из того, что
люди, заключив однажды общественный
договор, в последующем не
1/ сохранение за народом тех естественных прав, которые не были переданы государству;
2/ подчинение
воли большинства при
3/ обязательность
для всех принятых
4/ обеспечение естественной и политической свобод граждан.
Локк четко различал естественную и политическую свободы. Естественная свобода - это свобода от природных законов, а политическая - свобода от произвола других людей и государства. Для осуществления политической свободы необходимо соблюдение принятых государством законов. «Целью законов, - утверждал Локк, - является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы». Если Гоббс переход к общественному состоянию связывал с неизбежной утратой личной свободы, то для Локка свобода граждан в государстве должна не только сохраняться, но гарантироваться и укрепляться.
Социологическая мысль эпохи французского Просвещения XVIII века
ШАРЛЬ ЛУИДЕ МОНТЕСКЬЕ (1689 - 1755)
Философ-материалист,
историк и правовед Монтескье
признавал объективность
Законы
и факторы общественного
По
мнению Монтескье, хотя Бог
и признается первоисточником
создания Вселенной, но
- закон стремления к добыче пищи,
- закон биологического влечения друг к другу,
- закон желания создать государство,
- закон мира.
Монтескье,
как и представители
Развитие
общества в его
Среди
экономических факторов
К
важным субъективным факторам
общественного развития
ЖАН-ЖАК РУССО (1712 - 1778)
Французский
мыслитель, писатель, педагог Жан-Жак
Руссо свои идеи о
Естественное и общественное состояние жизни людей