История социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:13, курс лекций

Описание работы

Курс лекций по истории социологии.

Файлы: 1 файл

Античная эпоха.doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)

Всемирная история

 По  Гегелю, «всемирная история есть  прогресс в сознании свободы, ... который мы должны познать  в его необходимости». Всемирная история осуществляется посредством поступательного движения общества от его низших форм социально-политической организации к высшим. Закономерность всемирной истории проявляется через развитие мирового духа, который воспроизводит себя в качестве духа определенного народа. Историческое развитие человечества, заявлял он, составляют эпохи всемирной истории, которые определяются качественными изменениями в нравах, политике, искусстве, религии и философии людей.

 Источником  развития всемирной истории немецкий диалектик признавал действие внутренних противоречий, главным субъективным фактором - деятельность гениев и героев. К основным тенденциям всемирно исторического процесса он относил: сохранение и воспроизводство существующего, разрушение старого и созидание нового.

 Процесс  всемирной истории, по Гегелю, разворачивается в пространстве  и во времени. Его начало  он видел в Азии, а «Европа  есть, безусловно, конец всемирной  истории». Географическая линия  исторического развития прослеживалась  им через Китай, Индию, Персию, Египет, Грецию, Рим, Германию. Те народы, которые немецкий философ включал во всемирно исторический процесс, он называл историческими. Народы же, например, Африки, Америки и России он считал не историческими, не сумевшими еще обнаружить себя во всемирной истории. Одним из способов приобщения этих народов к всемирно историческому процессу, по его мнению, является их колонизация.

 Прогрессивное  развитие идеи свободы и ее  воплощения в политических формах  Гегель рассматривал через призму  региональных историй. «Восток, - рассуждал он, - знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны». Отсюда, в гегелевской всемирной истории происходит поступательная смена форм государственного правления. Восточная деспотия сменяется греко-римской аристократией и демократией, а последние - германской конституционной монархией.

Социологическая мысль эпохи американского Просвещения  конца XVIII - начала XIX века

ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН (1743 - 1826)

 Т.  Джефферсон известен как выдающийся  политик и просветитель, третий  президент США, создатель американской  Декларации независимости и Конституции.  Восприняв популярные в Европе  XVIII века теории естественного права и общественного договора, он развил их с учетом американской действительности в сочинениях «Общий обзор Британской империи» (1774), «Заметки о штате Виргиния» (1785) и многочисленных (около 25 тысяч) письмах.

 Формы  общественной жизни

 В  отличие от европейских просветителей,  Джефферсон утверждал, что общественная жизнь - это естественные условия существования человека. В истории же общественной жизни он выделил три формы:

1/ догосударственная  («без правительства, как это  обстоит с нашими индейцами»),

2/ народовластная («при правительствах, как ... в наших Штатах»),

3/деспотическая  («при правительстве, как... во  всех монархиях и в большинстве  республик»).

 Причину  появление государственных форм  общественной жизни Джефферсон  видел в том, что «большие  общества не могут существовать  без правительств». Он не был согласен с геополитической доктриной Монтескье и, указывая на пример США, заявлял: «чем больше страна, тем прочнее в ней республиканский строй».

 Естественные  права человека

 Естественные  права американский просветитель  понимал не как права, которыми люди обладали в естественных условиях, а как права, которые они получили по природе своего рождения членами общества. С точки зрения Джефферсона, естественные права врождены и неизменны в противоположность гражданским, которые приобретаются в процессе жизни человека в обществе, устанавливаются им и могут быть изменены. В качестве основных естественных прав человека создатель Конституции США провозгласил: право на жизнь, право на свободу и право на стремление к счастью. Право собственности, в противоположность европейским просветителям, он относил к гражданским правам человека. У американских индейцев, отмечал он, нет права собственности, но счастье широко и равномерно распространено среди них.

 К  числу естественных прав человека  Джефферсон также относил:

- право  личной неприкосновенности,

- право  на плоды своих трудов,

- право  использовать по своему усмотрению  свои физические и духовные  силы,

- право  управлять самим собой.

 В  письме к Дж. Вашингтону он  писал, что, чем шире в обществе  осуществляется право самоуправления, тем демократичнее и прогрессивнее само общество, тем меньше в нем запретительных законов и карательных действий, тем легче и успешнее правительству проводить свою политику. Образованность и хорошая информированность, по его мнению, способствуют осуществлению права самоуправления.

 Естественные  права Джефферсон считал первичными  и приоритетными по отношению  к гражданским. Назначение государства он видел в том, чтобы оно устанавливало законы для защиты и сохранения тех естественных прав, которые человек не может защитить самостоятельно.

Социальная  структура

 В  структуре американского общества  Джефферсон выделил следующие  основные классы, которые, по его  мнению, приносят процветание стране: земледельцы, промышленники, торговцы и мореплаватели. Американский просветитель не был сторонником сословного деления общества. Однако он классифицировал аристократию натри группы: 1/ природная аристократия - за исключительность физических достоинств, 2/ искусственная аристократия - за особенность происхождения и богатство, 3/ духовная аристократия - за интеллектуальные, творческие и нравственные достоинства. Искусственную аристократию он считал вредоносным элементом общества.

 Сложным  было отношение Джефферсона к  рабам и национальным меньшинствам. С одной стороны, как просветитель он заявлял, что рабство и национальная дискриминация - это моральный и политический порок общества, что негры и индейцы также обладают естественными правами. Он даже предложил проект постепенного освобождения негров с возможным возвращением их в Африку и советовал оказывать помощь индейцам в переходе к оседлому образу жизни. С другой стороны, как политическому деятелю Джефферсону приходилось считаться с уже установившимися американскими традициями эксплуатации негров и унизительного отношения к индейцам.

Основоположники позитивистского направления в социологии

ОГЮСТ КОНТ (1798 - 1857)

 Основоположник  позитивизма О. Конт в своем  главном шести томном труде  «Курс позитивной философии» (1830-1842) первым ввел в научный лексикон термин «социология» и обосновал ее методы и место в системе «позитивных» наук, предложил статический и динамический аспекты анализа общества как системы социальных институтов.

Социология  и ее методы

 Соединив  латинское слово «социум» - общий,  общинный, общественный с греческим «логос» - слово, понятие, учение, Конт определил социологию как науку (учение) об обществе. Для обоснования места социологии в системе позитивных наук французский философ использовал в качестве принципов систематизации восхождение от абстрактного к конкретному, переход от простого к сложному. В системе позитивных наук Конт отвел социологии самое высшее место как наиболее конкретной и сложной науке, содержание которой опирается на знания более абстрактных и менее сложных наук таких, как математика, астрономия, физика, химия, биология.

 По  мнению Конта, в отличие от  метафизических наук позитивные  науки должны, учитывая специфику  исследуемого объекта, пользоваться  получившими признание методами  естественных наук. В качестве  основных социологических методов он предложил следующие: наблюдение, эксперимент, сравнительный и исторический методы. Наблюдение как социологический метод, полагал Конт, будет тогда научным, когда наблюдатель свободен от личных предубеждений и общественных предрассудков. Суть сравнительного социологического метода заключается в сопоставлении жизни людей в различных частях планеты, а также различных социальных слоев внутри данного общества, с целью нахождения законов функционирования и развития общества. Ведущим социологическим методом Конт считал исторический, с помощью которого возможно сравнение «различных последовательных состояний человечества».

Социальная  статика и социальная динамика

 С  точки зрения Конта, социология  как наука должна включать  в себя два главных раздела: социальную статику и социальную динамику. Задача социальной статики ему виделась в том, чтобы «изучить человеческий порядок, как если бы он был неизменным» и на основании этого выявить естественные законы, которые являются «одинаковыми во все времена и во всех местностях». Социальную динамику Конт трактовал как теорию прогресса, которая призвана дать описание последовательных этапов эволюции общества и определить естественные законы его развития.

 Представляя  в социальной статике общество  как систему, Конт в качестве ее первичных элементов называл не людей, а такие социальные институты, как семья, кооперация, церковь, государство, функционирование которых составляет основу процессов общественной жизни. По его мнению, социолога при определении законов общественного порядка должны интересовать, в первую очередь, социальные связи, которые существуют как внутри самих социальных институтов, так и в процессе их взаимодействия.

 При  рассмотрении семьи как социального  института Конт отмечал, что  ее основу составляют эмоционально-нравственные связи, а ее главное предназначение - преодоление естественного эгоизма и воспитание молодого поколения в духе альтруизма. Конт допускал историческую изменчивость типов семьи, ко для него идеалом оставалась патриархальная семья, где главой является мужчина, а женщине отводится роль «облагораживания мужской натуры» и нравственно-психологического сплочения членов семьи.

 В  анализе кооперации как социального  института Конт обращает внимание  на два момента. Первый - кооперация  подобна трудовой семье: в ней имеются эмоционально-нравственные связи и стремление к установлению согласия. Второй - кооперация основана на разделении труда и определяющие ее функционирование процессы специализации и конкуренции приводят к социальному расслоению и социальным конфликтам. Возникновение таких социальных институтов, как церковь и государства, обусловлено необходимостью интеграции общества и установления в нем социальной солидарности. Если церковь стремится достичь этого с помощью духовных средств, то государство - с помощью политических.

 Определяя  социальную динамику как «позитивную  теорию общественного прогресса», Конт среди обуславливающих прогрессивное  развитие общества факторов выделял  первичные и вторичные. К первичным,  решающим факторам общественного прогресса он относил умственное и духовное развитие людей, а к вторичным - изменения географических и демографических условий их жизни. В рамках общественного прогресса французский социолог предлагал различать четыре вида прогресса:

- физический - совершенствование человеческой природы;

- материальный - улучшение условий жизни людей;

- интеллектуальный - переход от теологического мышления  к позитивному;

- моральный  - развитие коллективности и альтруизма.

 Интеллектуальный  и моральный виды общественного прогресса Конт провозгласил ведущими. Прогрессивное развитие личности он усматривал в изменении ее чувств, разума и деятельности. Согласно его представлению, прогресс человеческих чувств связан с переходом от эгоизма к альтруизму; прогресс разума - от теологизма к позитивизму; прогресс деятельности - от милитаризма к индустриализму.

 Центральное  место в социальной динамике  Конта занимает его учение  о трех стадиях общественного  прогресса: теологической, метафизической и позитивной. По Конту, на теологической стадии, которая началась в глубокой древности и длилась до 1300 года, происходит постепенный переход от фетишизма к политеизму, а от него к монотеизму. Метафизическая стадия как переходная эпоха от теологического мышления к метафизическому длилась с 1300 до 1800 года и привела к философским сомнениям, моральной испорченности и политическим беспорядкам. Свидетельство зарождения позитивной стадии Конт видел в широком распространении естественнонаучных знаний, в бурном развитии техники и индустрии, которые в будущем обеспечат «легкую и приятную жизнь, справедливость и мир».

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820 - 1903)

 Основоположник  органического направления в  социологии английский философ-позитивист  Спенсер первым ввел в социологический  словарь понятия «система», «структура», «функция», «институт». В написанных им работах: «Социология как предмет изучения» (1873), «Социальная статика» (1851) и «Основания социологии» (1876-1896), основное внимание было сосредоточено на анализе общества как социального организма и его эволюции.

Общество  как социальный организм

Информация о работе История социологии