Идеолог
восстания декабристов П.И. Пестель,
следуя традициям английского
и французского Просвещения, был
сторонником теорий естественного права
и общественного договора. Его социологические
воззрения нашли отражение в сочинениях
«Практические начала политической экономии»
(1817) и «Русская Правда» (1822).
Естественные
права человека и общественный договор
В
понимании жизни людей в естественном
состоянии Пестель был ближе
к Монтескье и Руссо, чем
к Гоббсу. Он признавал, что в естественном
состоянии люди имели одинаковые «нужды»,
которые определялись общими для каждого
человека свойствами. С его точки зрения,
разногласия между людьми в естественном
состоянии происходили не в силу их природной
агрессивности, а в связи с выбором средств
для достижения целей.
Пестель
считал, что стремление людей
к достижению общего блага
было главной причиной заключения
общественного договора. Русский
мыслитель допускал возможность
двух путей установления согласия
в обществе. Первый путь - это признание
«нравственного превосходства» одного
или нескольких над другими. Другой путь
- это возложение на одного или нескольких
выбирать справедливые средства для достижения
общей цели и «распоряжаться общим действием».
Согласно
общественному договору, утверждал
Пестель, люди сохраняют за собой «первое
и важнейшее» естественное право - право
личной свободы. Несоблюдение этого права
он считал преступлением и поводом для
свержения неугодного народу правительства.
В России, заявлял декабрист, правительство,
требуя беспрекословного повиновения,
не несет никаких обязательств и попирает
право личной свободы. Такое состояние
русского общества он называл «болезненным»
и предписывал в качестве средства излечения
уничтожить самодержавие.
Социальная
структура российского общества
В
социальной структуре российского
общества Пестель выделял три
формы социального расслоения:
- сословную
- в зависимости от закрепленных
и передаваемых по наследству
прав и обязанностей,
- профессиональную
- в зависимости от сферы деятельности,
- административную
- в зависимости от территориального деления
страны.
Несмотря
на то, что Пестель был знаком
с классовой теорией А. Смита,
но, отождествляя понятия «класс»
и «сословие», он землевладельцев
именовал «аристократией феодализма»,
а капиталистов - «аристократией
богатства». По его мнению, от смены аристократии
феодализма аристократией богатства народы
«ничего не выигрывают».
Первоначально
Пестель предлагал разделить
все население России на 12 сословий:
дворянство, духовенство, купечество,
мещанство и 8 крестьянских сословий. Затем
он выделил три основных сословия: аристократическое,
среднее и крепостное. Аристократия, с
его точки зрения, самое «вредное» сословие.
Среднее сословие - это городские жители,
которые не имеют крепостных и располагают
личной свободой. Крепостное сословие,
утверждал Пестель, самое большое и самое
бесправное в России.
По
мнению идеолога декабристского
движения, сословное деление противоречит
закону равенства людей и усиливает
социальную несправедливость в
обществе. Поэтому главную задачу переустройства
российского общества он видел в ликвидации
сословного разделения людей. Будущая
Россия представлялась ему страной, разделенной
на области, каждая из которых состоит
из пяти губерний. В свою очередь, губернии
будут включать в себя уезды, а последние
- волости с населением не менее 1000 человек
мужского пола.
Национальные
отношения в России
Пестель
один из первых, кто в истории
русской общественной мысли поставил
вопрос о национальных отношениях
в России. К признакам нации
он относил следующие:
- общность
территории,
- общность
исторической и политической
принадлежности к государству,
- общность
языка и религии.
По
мнению Пестеля, на право иметь
государственную независимость
могут претендовать только те
нации, которые способны полностью
обеспечить свое существование и сохранить
свой суверенитет. Для малых и экономически
неразвитых народов, считал он, лучше и
полезнее, «когда они соединятся духом
и обществом с большим государством».
Осуждая насильственное присоединение
к России других народов, он приветствовал
их добровольное вхождение в состав большой
нации. При этом русский народ должен создать
условия для равноправного существования
присоединившихся народов.
Все
население России Пестель разделял
на три национальные группы:
- «коренной
народ российский»,
- «племена,
к России присоединенные»,
- «иностранцы,
живущие в России».
Коренным
российским народом он считал
«племя славян», состоящее из
русских, белорусов и украинцев.
Полагая нецелесообразным выделение
из состава России украинцев и белорусов,
Пестель допускал возможность права на
независимость за польским народом. Национальное
будущее России Пестель видел в создании
единой великой семьи российских народов.
С этой целью он предлагал ввести на территории
страны единый государственный русский
язык, единую форму республиканского правления
и единые законы.
оциологическая
мысль эпохи немецкого Просвещения
конца ХVIII - начала XIX века
ИММАНУИЛ
КАНТ (1724 - 1804)
Основоположник
немецкой классической философии,
субъективный идеалист и агностик И.
Кант под влиянием концепций «естественного
права» и «общественного договора» Т.
Гоббса и Ж.-Ж. Руссо изложил свои социологические
воззрения в работах «Об изначально злом
в человеческой природе» (1792) и «Метафизика
нравов в двух частях» (1797).
О человеке
Сущность
человека Кант видел в его
двойственной природе: как феномена
- «вещи для нас» и как ноумена
- «вещи в себе». Человек как
феномен, по его представлению,
- природное существо, которое подчинено
действию естественных законов.
Человек как ноумен - духовное существо,
которое подчинено действию законов разума.
С точки зрения Канта, законы разума не
могут быть познаны опытным путем и существуют
в качестве априорных, врожденных норм
морали. Механизм, который регулирует
поведение человека в обществе на основе
априорных норм морали, немецкий философ
назвал «категорическим императивом».
Категорический императив может проявляться
двояким образом: скрыто, регулируя поведение
отдельного индивида, и легально, регулируя
поведение всех членов общества.
В
понимании человека как природного
существа Кант был близок к
Гоббсу, утверждая, что эгоизм
и зло присущи человеку от рождения
и неистребимы. В понимании человека как
духовного существа Кант разделял взгляды
Руссо, заявляя, что человек в своих помыслах
стремится к добру и миру. В антагонизме
природного и духовного в человеке немецкий
философ видел источник прогрессивного
развития человека и общества.
Об обществе
Как
и европейские просветители, Кант
признавал естественное состояние
жизни людей в качестве первоначальной
формы их бытия. В этом состоянии, по его
мнению, люди жили изолировано и обладали
правом свободного поведения. Свобода
их поведения определялась эгоистическими
потребностями и была ограничена скрытой
формой проявления категорического императива.
Объединение
людей в народ и переход
к общественной форме бытия
происходит, по Канту, посредством
общественного договора. Согласно
этому договору, каждый, отрекаясь
от личной естественной свободы,
становился гражданином общества
и обретал политическую свободу. Основой
политической свободы выступало право
собственности, под которым Кант понимал
не отношение к предметам владения, а отношение
между людьми по поводу владения предметами.
Общественная форма бытия людей была призвана
устранить эгоизм человеческой натуры
и заменить скрытую форму проявления категорического
императива на легальную. К тому же в гражданском
обществе появился регулятор поведения
людей - правовые нормы в форме государственных
законов, которые заняли приоритетное
положение по отношению к нормам морали.
ГЕОРГ
ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831)
Выдающийся
немецкий философ-диалектик, объективный
идеалист, создатель системы философских
знаний Гегель изложил свои социологические
воззрения в работах «Философия духа»
(1817), «Философия права» (1821), «Философия
истории» (1837).
О человеке
Рассматривая
человека как биологическое, психологическое
и гносеологическое существо, Гегель
обращал внимание на расовое
и национальное различия людей.
Для него расовые признаки
людей зависят от географических
условий их жизни, а национальные - от культурных.
Гегель выступал против идеи о превосходстве
одной расы или нации над другими. Он утверждал,
что человек в обществе значим потому,
что он разумен, «а не потому, что он иудей,
католик, протестант, немец и т.д.».
В
основе понимания Гегелем человека
как личности и гражданина
лежит представление философа
о свободе. Свобода для него
не произвол, а осознание «границы
и необходимости того, что человек
делает». В отличие от Руссо
и Канта Гегель считал, что человек
не рождается свободным, а становится
им благодаря своей духовной природе.
Свобода человека в обществе есть преодоление
им произвола отдельных лиц на основании
усвоенных норм права и морали. По мнению
Гегеля, каждый человек осознает себя
свободным тогда, когда действует согласно
установленным государством законам.
Первичной
ступенью реализации свободы
человека как личности Гегель
называл право собственности.
В равенстве людей направо владения
собственностью, а не в ее размерах, видел
немецкий философ проявление социальной
справедливости. Гегель считал неразумным
требование равенства физических и духовных
возможностей и потребностей человека,
равенство мужчин и женщин в общественно-политической
жизни. Зато считал социально справедливым
требование равенства людей перед законом.
Даже преступник, заявлял он, - «не раб
юстиции, а свободный и равный со всеми
перед законом человек».
Семья
и гражданское общество
В
учении о семье Гегель обосновывает
исторически сложившиеся патриархальные
представления о ней. Для немецкого
просветителя семья - нравственно-правовой
союз, основанный на любви и браке. Идеальная
семья, по его мнению, - это та, где осуществляется
нравственное и правовое господство мужа-отца,
а жена и дети находятся в полной зависимости
и в его подчинении. В то же время Гегель
отмечал, что отношение главы семьи к жене
и детям как к рабам «есть самое безнравственное».
Цель семьи, по Гегелю, не только воспроизводство
потомства, но и воспитание детей самостоятельными
и свободными личностями.
Гражданское
общество в понимании Гегеля - это социальное
политико-экономическое образование,
которого не было ни в древности, ни в средневековье
и которое появляется «лишь в современном
мире». В гражданском обществе индивидуальное,
частное, личное становится коллективным,
общим, общественным. В гражданском обществе
человек для удовлетворения своих личных
потребностей и интересов вынужден производить
что-то для удовлетворения потребностей
и интересов других.
С
точки зрения Гегеля, личность
в гражданском обществе выступает
как представитель одного из основных
четырех сословий: 1/ земледельческого
(«субстанционального»), 2/ промышленного,
3/ среднего («всеобщего») и 4/ бедного. К
землевладельческому сословию он относил
как тех, кто занят сельскохозяйственным
трудом, так и землевладельцев. В промышленное
сословие им включались фабриканты и рабочие,
торговцы и ремесленники. К среднему сословию
были причислены государственные служащие,
а к бедному - безработные.
Внутри
промышленного сословия, констатировал
Гегель, в соответствии с принципом разделения
труда создаются корпорации и товарищества.
В понятие «корпорация» им вкладывался
не только производственный, но нравственно-политический
смысл. Корпорация понимались им как вторая
семья, где стиралось имущественное неравенство
ее членов и проявлялась забота о материальных
и духовных потребностях каждого. Корпорация
выступала в качестве публичной внутри
сословной власти и регулятора отношений
между гражданским обществом и государством,
Основным
противоречием гражданского общества
Гегель считал концентрацию «чрезмерных
богатств в немногих руках», которая вызывает
нищету и зависимость многих. Однако заставить
богатых заботиться о существовании бедных,
с его точки зрения, - безнравственно и
противоречит основным принципам гражданского
общества, в котором успех каждого должен
достигаться собственными способностями
и трудом. Лучшее, что могут сделать богатые
- это проявить благотворительность к
отдельным гражданам. Обеспечить же всех
нуждающихся работой, утверждал Гегель,
экономически нецелесообразно, так как
это приведет к перепроизводству продуктов,
которые не найдут сбыта. Единственно
возможное решение основного противоречия
гражданского общества он видел в том,
чтобы предоставить безработных самим
себе и разрешить им добывать средства
к существованию нищенством или вымирать
с голоду.
Среди
бедных Гегель выделял особую
группу - «чернь». По его определению,
чернь - это бедные, которые не
ищут работы, не смирились со своим
нищенским положением, а требуют от общества
и правительства средств к существованию.
Защищать сословия от неправомерных притязаний
и действий черни должны полиция и правосудие.