История социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:13, курс лекций

Описание работы

Курс лекций по истории социологии.

Файлы: 1 файл

Античная эпоха.doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)

 Идеолог  восстания декабристов П.И. Пестель,  следуя традициям английского  и французского Просвещения, был  сторонником теорий естественного права и общественного договора. Его социологические воззрения нашли отражение в сочинениях «Практические начала политической экономии» (1817) и «Русская Правда» (1822).

Естественные  права человека и общественный договор

 В  понимании жизни людей в естественном  состоянии Пестель был ближе  к Монтескье и Руссо, чем  к Гоббсу. Он признавал, что в естественном состоянии люди имели одинаковые «нужды», которые определялись общими для каждого человека свойствами. С его точки зрения, разногласия между людьми в естественном состоянии происходили не в силу их природной агрессивности, а в связи с выбором средств для достижения целей.

 Пестель  считал, что стремление людей  к достижению общего блага  было главной причиной заключения  общественного договора. Русский  мыслитель допускал возможность  двух путей установления согласия  в обществе. Первый путь - это признание  «нравственного превосходства» одного или нескольких над другими. Другой путь - это возложение на одного или нескольких выбирать справедливые средства для достижения общей цели и «распоряжаться общим действием».

 Согласно  общественному договору, утверждал  Пестель, люди сохраняют за собой «первое и важнейшее» естественное право - право личной свободы. Несоблюдение этого права он считал преступлением и поводом для свержения неугодного народу правительства. В России, заявлял декабрист, правительство, требуя беспрекословного повиновения, не несет никаких обязательств и попирает право личной свободы. Такое состояние русского общества он называл «болезненным» и предписывал в качестве средства излечения уничтожить самодержавие.

Социальная  структура российского общества

 В  социальной структуре российского  общества Пестель выделял три  формы социального расслоения:

- сословную  - в зависимости от закрепленных  и передаваемых по наследству  прав и обязанностей,

- профессиональную - в зависимости от сферы деятельности,

- административную - в зависимости от территориального деления страны.

 Несмотря  на то, что Пестель был знаком  с классовой теорией А. Смита,  но, отождествляя понятия «класс»  и «сословие», он землевладельцев  именовал «аристократией феодализма»,  а капиталистов - «аристократией богатства». По его мнению, от смены аристократии феодализма аристократией богатства народы «ничего не выигрывают».

 Первоначально  Пестель предлагал разделить  все население России на 12 сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство и 8 крестьянских сословий. Затем он выделил три основных сословия: аристократическое, среднее и крепостное. Аристократия, с его точки зрения, самое «вредное» сословие. Среднее сословие - это городские жители, которые не имеют крепостных и располагают личной свободой. Крепостное сословие, утверждал Пестель, самое большое и самое бесправное в России.

 По  мнению идеолога декабристского  движения, сословное деление противоречит  закону равенства людей и усиливает  социальную несправедливость в  обществе. Поэтому главную задачу переустройства российского общества он видел в ликвидации сословного разделения людей. Будущая Россия представлялась ему страной, разделенной на области, каждая из которых состоит из пяти губерний. В свою очередь, губернии будут включать в себя уезды, а последние - волости с населением не менее 1000 человек мужского пола.

 Национальные  отношения в России

 Пестель  один из первых, кто в истории  русской общественной мысли поставил  вопрос о национальных отношениях  в России. К признакам нации  он относил следующие:

- общность  территории,

- общность  исторической и политической  принадлежности к государству,

 - общность языка и религии.

 По  мнению Пестеля, на право иметь  государственную независимость  могут претендовать только те  нации, которые способны полностью обеспечить свое существование и сохранить свой суверенитет. Для малых и экономически неразвитых народов, считал он, лучше и полезнее, «когда они соединятся духом и обществом с большим государством». Осуждая насильственное присоединение к России других народов, он приветствовал их добровольное вхождение в состав большой нации. При этом русский народ должен создать условия для равноправного существования присоединившихся народов.

 Все  население России Пестель разделял  на три национальные группы:

- «коренной  народ российский»,

- «племена, к России присоединенные»,

 - «иностранцы, живущие в России».

 Коренным  российским народом он считал  «племя славян», состоящее из  русских, белорусов и украинцев.  Полагая нецелесообразным выделение из состава России украинцев и белорусов, Пестель допускал возможность права на независимость за польским народом. Национальное будущее России Пестель видел в создании единой великой семьи российских народов. С этой целью он предлагал ввести на территории страны единый государственный русский язык, единую форму республиканского правления и единые законы.

оциологическая  мысль эпохи немецкого Просвещения  конца ХVIII - начала XIX века

ИММАНУИЛ  КАНТ (1724 - 1804)

 Основоположник  немецкой классической философии,  субъективный идеалист и агностик И. Кант под влиянием концепций «естественного права» и «общественного договора» Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо изложил свои социологические воззрения в работах «Об изначально злом в человеческой природе» (1792) и «Метафизика нравов в двух частях» (1797).

О человеке

 Сущность  человека Кант видел в его  двойственной природе: как феномена - «вещи для нас» и как ноумена  - «вещи в себе». Человек как  феномен, по его представлению, - природное существо, которое подчинено  действию естественных законов.  Человек как ноумен - духовное существо, которое подчинено действию законов разума. С точки зрения Канта, законы разума не могут быть познаны опытным путем и существуют в качестве априорных, врожденных норм морали. Механизм, который регулирует поведение человека в обществе на основе априорных норм морали, немецкий философ назвал «категорическим императивом». Категорический императив может проявляться двояким образом: скрыто, регулируя поведение отдельного индивида, и легально, регулируя поведение всех членов общества.

 В  понимании человека как природного  существа Кант был близок к  Гоббсу, утверждая, что эгоизм  и зло присущи человеку от рождения и неистребимы. В понимании человека как духовного существа Кант разделял взгляды Руссо, заявляя, что человек в своих помыслах стремится к добру и миру. В антагонизме природного и духовного в человеке немецкий философ видел источник прогрессивного развития человека и общества.

Об обществе

 Как  и европейские просветители, Кант  признавал естественное состояние  жизни людей в качестве первоначальной формы их бытия. В этом состоянии, по его мнению, люди жили изолировано и обладали правом свободного поведения. Свобода их поведения определялась эгоистическими потребностями и была ограничена скрытой формой проявления категорического императива.

 Объединение  людей в народ и переход  к общественной форме бытия  происходит, по Канту, посредством  общественного договора. Согласно  этому договору, каждый, отрекаясь  от личной естественной свободы,  становился гражданином общества и обретал политическую свободу. Основой политической свободы выступало право собственности, под которым Кант понимал не отношение к предметам владения, а отношение между людьми по поводу владения предметами. Общественная форма бытия людей была призвана устранить эгоизм человеческой натуры и заменить скрытую форму проявления категорического императива на легальную. К тому же в гражданском обществе появился регулятор поведения людей - правовые нормы в форме государственных законов, которые заняли приоритетное положение по отношению к нормам морали.

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831)

 Выдающийся  немецкий философ-диалектик, объективный  идеалист, создатель системы философских  знаний Гегель изложил свои социологические воззрения в работах «Философия духа» (1817), «Философия права» (1821), «Философия истории» (1837).

О человеке

 Рассматривая  человека как биологическое, психологическое  и гносеологическое существо, Гегель  обращал внимание на расовое  и национальное различия людей.  Для него расовые признаки  людей зависят от географических условий их жизни, а национальные - от культурных. Гегель выступал против идеи о превосходстве одной расы или нации над другими. Он утверждал, что человек в обществе значим потому, что он разумен, «а не потому, что он иудей, католик, протестант, немец и т.д.».

 В  основе понимания Гегелем человека  как личности и гражданина  лежит представление философа  о свободе. Свобода для него  не произвол, а осознание «границы  и необходимости того, что человек  делает». В отличие от Руссо  и Канта Гегель считал, что человек не рождается свободным, а становится им благодаря своей духовной природе. Свобода человека в обществе есть преодоление им произвола отдельных лиц на основании усвоенных норм права и морали. По мнению Гегеля, каждый человек осознает себя свободным тогда, когда действует согласно установленным государством законам.

 Первичной  ступенью реализации свободы  человека как личности Гегель  называл право собственности.  В равенстве людей направо владения собственностью, а не в ее размерах, видел немецкий философ проявление социальной справедливости. Гегель считал неразумным требование равенства физических и духовных возможностей и потребностей человека, равенство мужчин и женщин в общественно-политической жизни. Зато считал социально справедливым требование равенства людей перед законом. Даже преступник, заявлял он, - «не раб юстиции, а свободный и равный со всеми перед законом человек».

Семья и гражданское общество

 В  учении о семье Гегель обосновывает  исторически сложившиеся патриархальные  представления о ней. Для немецкого просветителя семья - нравственно-правовой союз, основанный на любви и браке. Идеальная семья, по его мнению, - это та, где осуществляется нравственное и правовое господство мужа-отца, а жена и дети находятся в полной зависимости и в его подчинении. В то же время Гегель отмечал, что отношение главы семьи к жене и детям как к рабам «есть самое безнравственное». Цель семьи, по Гегелю, не только воспроизводство потомства, но и воспитание детей самостоятельными и свободными личностями.

 Гражданское общество в понимании Гегеля - это социальное политико-экономическое образование, которого не было ни в древности, ни в средневековье и которое появляется «лишь в современном мире». В гражданском обществе индивидуальное, частное, личное становится коллективным, общим, общественным. В гражданском обществе человек для удовлетворения своих личных потребностей и интересов вынужден производить что-то для удовлетворения потребностей и интересов других.

 С  точки зрения Гегеля, личность  в гражданском обществе выступает как представитель одного из основных четырех сословий: 1/ земледельческого («субстанционального»), 2/ промышленного, 3/ среднего («всеобщего») и 4/ бедного. К землевладельческому сословию он относил как тех, кто занят сельскохозяйственным трудом, так и землевладельцев. В промышленное сословие им включались фабриканты и рабочие, торговцы и ремесленники. К среднему сословию были причислены государственные служащие, а к бедному - безработные. 

 Внутри  промышленного сословия, констатировал  Гегель, в соответствии с принципом разделения труда создаются корпорации и товарищества. В понятие «корпорация» им вкладывался не только производственный, но нравственно-политический смысл. Корпорация понимались им как вторая семья, где стиралось имущественное неравенство ее членов и проявлялась забота о материальных и духовных потребностях каждого. Корпорация выступала в качестве публичной внутри сословной власти и регулятора отношений между гражданским обществом и государством,

 Основным  противоречием гражданского общества Гегель считал концентрацию «чрезмерных богатств в немногих руках», которая вызывает нищету и зависимость многих. Однако заставить богатых заботиться о существовании бедных, с его точки зрения, - безнравственно и противоречит основным принципам гражданского общества, в котором успех каждого должен достигаться собственными способностями и трудом. Лучшее, что могут сделать богатые - это проявить благотворительность к отдельным гражданам. Обеспечить же всех нуждающихся работой, утверждал Гегель, экономически нецелесообразно, так как это приведет к перепроизводству продуктов, которые не найдут сбыта. Единственно возможное решение основного противоречия гражданского общества он видел в том, чтобы предоставить безработных самим себе и разрешить им добывать средства к существованию нищенством или вымирать с голоду.

 Среди  бедных Гегель выделял особую  группу - «чернь». По его определению,  чернь - это бедные, которые не  ищут работы, не смирились со своим нищенским положением, а требуют от общества и правительства средств к существованию. Защищать сословия от неправомерных притязаний и действий черни должны полиция и правосудие.

Информация о работе История социологии