Созданная
Руссо гипотетическая модель
естественного первобытного общества
не имеет точных пространственно-временных
границ. В естественном состоянии, полагал
он, человеку присущи чувства самосохранения
и себялюбия, чувства жалости и сострадания.
Из первых развиваются эгоистические
качества людей, из вторых - гуманные. В
естественном состоянии, по мнению французского
просветителя, человек по своей натуре
ни зол и ни добр, у него нет ни пороков,
ни добродетелей. В естественном состоянии
люди равны в имущественном отношении,
свободны и у них отсутствует чувство
социальной несправедливости, они не знают
ни господства, ни подчинения. Создавая
образ естественного состояния как «юности
человечества», Руссо идеализировал его
и стремился показать, какой была отправная
точка истории развития общества, которая
утрачена навсегда, но возвращение, к которой
желательно.
В
развитии общественного состояния
жизни людей Руссо выделил
два этапа: гражданское состояние
и политическое состояние. Последнее
приходит на смену гражданского
состояния и утверждается в
форме государства посредством
общественного договора. Среди объективных
причин перехода от естественного состояния
к общественному Руссо отмечал:
- затруднения
в индивидуальной добыче средств
существования в связи с увеличением
численности людей;
- изменения
в видах хозяйственной деятельности
в результате появления новых способов
и орудий труда;
- возникновения
института частной собственности.
По
его мнению, именно разделение
труда и коллективные формы
хозяйственной деятельности привели
к образованию социальных общностей,
к прогрессу развития человечества,
с одной стороны, и к появлению социального
неравенства, с другой.
Социальный
эгалитаризм
Руссо
различал неравенство природное
и неравенство социальное. В естественном
состоянии природное неравенство
обусловлено неравенством в возрасте,
состоянием здоровья, свойствами ума.
Однако природное неравенство не приводило
в естественном состоянии к нарушению
прав человека и подчинению одного другим.
В общественном состоянии природное неравенство
выступает главным источником социальной
несправедливости, служит основой и усиливает
социальное неравенство. Социальное неравенство
представлено Руссо двумя видами: экономическим
и политическим неравенствами. Первое
определяется частной собственностью,
второе положением в обществе.
Экономическое
неравенство, по Руссо, возникло в период
перехода от естественного состояния
к гражданскому. «Как только люди заметили,
- писал он, - что одному полезно иметь запас
пищи на двоих, исчезло равенство, появилась
собственность», Утверждению частной
собственности способствовал также тот,
«кто, огородив участок земли, придумал
заявить: «Это мое!». В результате общество
разделилось на богатых и бедных, появилась
социальная несправедливость, которая
выражалась в экономической зависимости
бедных от богатых, и лишило бедных их
естественного права свободы.
Политическое
неравенство Руссо связывал с
делением общества на могущественных
и беззащитных. В развитии политического
неравенства он выделял два этапа: 1/ установление
«магистратуры» - власти одних над другими,
основанной на законах, и 2/установление
«деспотии» - неограниченной власти, основанной
на произволе. В деспотии французский
мыслитель видел высший предел социальной
несправедливости, крайнюю точку утраты
свободы беззащитными.
Выступая
против социальной несправедливости
и ее усиления в современном ему обществе,
Руссо предложил свой путь достижения
социального эгалитаризма. Главная задача
по достижении социального равенства
и социальной справедливости виделась
ему в том, чтобы законным путем уравнять
богатых и бедных. Для этого Руссо рекомендовал
издать законы, которые запрещали бы роскошь
и устанавливали бы максимальные размеры
земельного участка для каждого собственника.
Он предлагал также принять законы, которые
давали бы каждому возможность иметь средства
существования и не позволяли бы торговать
собой. Достижению социального эгалитаризма,
с точки зрения Руссо, могли бы способствовать
изменение нравов, которое подвергаются
порче современными науками и искусством;
заключение подлинного общественного
договора, обеспечивающего всеобщее равенство
людей перед законом.
Социологическая
мысль эпохи русского Просвещения
XVIII - начала XIX века
ВАсИЛИЙ
НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686 - 1750)
В.Н.
Татищев известен как видный
государственный деятель, историк
и географ, организатор промышленности
и народного образования. Вслед за европейскими
просветителями он был сторонником концепций
естественных прав человека и общественного
договора. Его социологические воззрения
нашли отражение в таких трактатах, как
«История Российская с самых древних времен,
неусыпными трудами через 30 лет собранная»
(1739) и «Разговор двух приятелей о пользе
наук и училищ» (1733).
История
общественного развития
Историю
общества Татищев представил
по аналогии со сменой возрастных
периодов жизни человека: детство,
юность, зрелость, старость. Главной движущей
силой исторического развития общества
он считал «всемерное умопросвещение».
Древняя эпоха человечества была им охарактеризована
как младенческое состояние, когда знания
о мире скудны и разум еще не развит. С
«обретением письма» общество вступает
в юношеский возраст, а появление книгопечатания
свидетельствует о духовной зрелости
человечества. Становление духовной зрелости
России Татищев связывал с петровскими
политическими и экономическими преобразованиями,
с широким распространением просвещения,
с расцветом наук и искусств.
Социальная
структура
Социальную
структуру российского общества
Татищев представил тремя основными
сословиями:
1/ «шляхетство»
- дворяне, которые призваны управлять
государством и защищать его;
2/ «купечество»
- купцы и ремесленники, которые должны
заниматься торговлей и промышленностью;
3/ «холопы»
- крестьяне и работные люди, которые
обязаны обслуживать первые два
слоя.
Среди
«шляхетства» Татищев различал
дворянство по происхождению
и дворянство по заслугам. Отдавая
предпочтение родовому дворянству, он
предлагал ограничить доступ в дворянское
сословия представителям низших социальных
слоев. Русский просветитель был также
недоволен тем, что богатые купцы приобретают
земли и крепостных. Чванливость аристократов,
алчность купцов, взяточничество и казнокрадство
чиновников он объяснял невежеством и
непросвещенностью представителей высших
сословий. Татищев был приверженцем четкого
разграничения прав, обязанностей и привилегий
каждого социального сословия. Так, согласно
его представлению, главное право дворян
- владеть крепостными, главная обязанность
- государственная или военная служба,
главная привилегия - возможность получить
высшее образование.
Следование
принципу сословного разграничения
проявилось в представлении Татищева
о системе народного образования. В своем
проекте он предлагал ввести всеобщее
начальное образование, в том числе и для
детей «подлого люда», ибо, по его мнению,
каждый дворянин будет рад «крестьян иметь
умных». Детям из купеческой семьи рекомендовалось
получать ремесленное и профессиональное
образование, а из дворянской - среднее
и высшее. И лишь для очень одаренных детей
из низших сословий в качестве исключения
допускалась возможность получить специальное
и высшее образование.
Социальное
неравенство
Как
и западные просветители, Татищев
был убежден, что в естественном
состоянии все люди были равны
и вольны, что приводило к произволу
и их разобщенности. Поэтому
необходимо, полагал он, на волю
человека наложить «узду неволи
для его же пользы». Видами социальной
неволи, по его мнению, являются:
- природная
- власть родителей над детьми,
монарха над подданными;
- добровольная
- власть хозяина над слугой, помещика
над крепостными;
- принудительная
- власть господина над рабом.
Считая
правомерными природную и добровольную
неволю, Татищев осуждал неволю принудительную,
заявляя, что раб «имеет право от оного
насилия или покорения искать свободы».
Зато крепостное право на Руси, по его
мнению, было установлено в результате
«добровольного договора». По этому договору
крестьяне отказывались от своей свободы
в обмен на обещание помещика «пищею, одеждою
и жильем снабдить и от обиды защитить».
Добровольность учреждения на Руси крепостного
права он подтверждал тем фактом, что до
специального указа Бориса Годунова крепостные
в Юрьев день по собственному желанию
могли покидать своего помещика и переходить
к другому.
Татищев
был одним из первых мыслителей,
который выступил за равенство
женщины в семье и в обществе.
Он был инициатором обучения
девушек в учебных заведениях. В
письме к сыну русский просветитель напоминал:
«имей то в памяти, что жена тебе не раба,
но товарищ, помощница во всем и другом
должна быть нелицемерным».
Социологическая
мысль эпохи русского Просвещения
XVIII - начала XIX века
АЛЕКСАНДР
НИКОЛАЕВИЧ РАДИЩЕВ (1749 - 1802)
Русский
писатель и правовед А.Н. Радищев
был сторонником естественного
и юридического равенства, противником
крепостничества и самодержавия,
автором концепции цикличности
общественного развития. Его социологические
воззрения нашли отражение в литературном
сочинении «Путешествие из Петербурга
в Москву» (1783), в публицистических статьях
«Письмо к другу, жительствующему в Тобольске»
(1782), «Беседа о том, что есть сын отечества»
(1789), в юридическом трактате «Опыт о законодавстве»
(1782-1789).
Естественное
и юридическое равенство людей
Вслед
за европейскими просветителями
как сторонник теории естественного
права Радищев провозглашал: «Человек,
происходя на свет, есть равен
во всем другому». Естественное
равенство людей он видел не в равенстве
природных данных, а в равном праве каждого
на «употребление вещей», необходимых
для пропитания и сохранения. Естественные
права человека, такие, как право на жизнь,
безопасность, собственность, свободу
действий и мысли, с его точки зрения, не
могут «никогда истребиться». Они даны
человеку природой и служат основанием
«закона естественного» и в общественной
жизни.
Если,
по Гоббсу, человек изначально
зол, а по Руссо - добр, то
для русского мыслителя злым
или добрым человека делают условия
общественной жизни. В естественных же
условиях, полагал он, люди руководствовались
правилом: «никто не желает ничего в противность
желанию всех». Появление социального
неравенства Радищев связывал с расслоением
общества на социальные группы. Сделав
людей социально неравными, общество,
по мнению Радищева, было обязано, с одной
стороны обеспечить действие «закона
естественного», а с другой - установить
равенство юридическое. Смысл юридического
равенства русский правовед, как и Цицерон,
видел «в равной зависимости от закона»
каждого, не взирая на его сословную принадлежность,
и в равной мере ответственности за содеянные
преступления.
Социальная
структура общества и критика
крепостничества
В
социальной структуре России
Радищев выделял три главных
сословия: духовенство, воинство и гражданство.
Духовенство, в свою очередь, делится на
белое и черное (монашество), воинство
- на сухопутное и морское, гражданство
- на дворянство, купечество, мещанство,
дворцовые и государственные крестьяне,
крепостные и вольные.
Если
В.Н. Татищев пытался оправдать целесообразность
крепостничества, то Радищев доказывал,
что с естественной и юридической точки
зрения крепостничество противоречит
естественному праву и общественному
договору. При крепостном строе, заявлял
он, «крестьянин в законе мертв». Невыгодно
крепостничество и экономически, так как
человек, когда он делает что-либо не для
себя, то действует «лениво, косо и криво».
Также и с моральных позиций произвол
помещиков заслуживает осуждения, особенно
когда барин «распоряжается браками и
спаряет, как хочет».
Цикличность
общественного развития
По
мнению Радищева, в процессе исторического
развития общества происходит
закономерная смена повторяющихся
циклов: на смену вольности приходит
мучительство, которое вновь должно
смениться периодом свободы. Признавая,
что закон цикличности «незримо правит
... всегда», Радищев действие этого закона
относил к прошлой истории. В будущем,
по его размышлению, люди предпримут необходимые
меры для того, чтобы не допустить замены
вольности мучительством. Одной из них
должно быть выделение равных участков
земли тем, кто ее обрабатывает. Но самой
главной мерой он считал свержение самодержавия,
которое «есть наипротивнейшее человеческому
естеству состояние», и избавление от
угнетателей.
ПАВЕЛ
ИВАНОВИЧ ПЕСТЕЛЬ (1793 - 1826)