Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 12:59, контрольная работа

Описание работы

В Новое время, в начале XVII века зарождаются теории, отличающиеся от античных и средневековых. Механический взгляд на мир, где общество уподобляется агрегату, машине. Во главу угла ставится индивидуализм. Иррациональный взгляд на мир заменяется научным.
В середине XVIII века на карте мира возникло новое государство – США. Там возродилась идея античной демократии.
Гегель является создателем учения о диалектике – науке о всеобщем развитии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ СПЕЦИФИКА И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ ОБ ОБЩЕСТВЕ 4
2.СТРУКТУРА, УРОВНИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 7
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10
3.СООТНЕСИТЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ПОНЯТИЯ С ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ, РАЗМЕЩЕННЫМИ В ПРОИЗВОЛЬНОМ ПОРЯДКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12

Файлы: 1 файл

К.Р..doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Термин «социология» – производное от двух слов: латинского слова societas – общество и греческого logos – слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология – наука  об обществе. В широкий научный  оборот, данный термин ввел в середине ХIХ века французский философ Огюст Конт. Но и до этого великие ученые и философы человечества занимались исследованием и осмыслением проблем общества, различными аспектами его функционирования.

Люди издавна пытались понять, как возникает и развивается человеческое общество. На ранней стадии существования человечества царил мифологический этап.

Даосизм и конфуцианство  стали важными ступенями на пути развития человеческой мысли об обществе.

Древний Рим внес свои достижения в область социальной философии и знаний об обществе. И наверное, одно из самых главных – римское право.

В Новое время, в начале XVII века зарождаются теории, отличающиеся от античных и средневековых. Механический взгляд на мир, где общество уподобляется агрегату, машине. Во главу угла ставится индивидуализм. Иррациональный взгляд на мир заменяется научным.

В середине XVIII века на карте  мира возникло новое государство  – США. Там возродилась идея античной демократии.

Гегель является создателем учения о диалектике – науке о всеобщем развитии.

Протосоциологический  период окончился в 30-х годах XIX века в связи с появлением термина  социологии и оформлением ее как  науки об обществе. С середины XIX века начинается первый, классический этап развития социологии, период теоретического оформления новой науки, ее понятийного аппарата и течений.

1.ПРЕДМЕТ  И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ СПЕЦИФИКА  И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ  ОБ ОБЩЕСТВЕ

 

Объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества. Но общество изучают и другие общественные науки, например, история, культурология, политология, право, экономика. Предмет придает своеобразие науке.

Объектами социологического познания могут являться:

  • глобальное мировое сообщество;
  • традиционное национальное общество;
  • микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);
  • индивид.

На самом деле социология мало интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если интересуется, то лишь типичными, повторяющимися у всех, или у очень многих. Соответственно эта наука принципиально и изначально безличностна.

Предмет любого исследования существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их.

Предмет же социологии, поскольку  он является результатом исследовательских  действий, не может быть определен  однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых. Выделяют два теоретических подхода к определению предмета социологии, два направления: макросоциологическое и микросоциологическое.

В макросоциологическом подходе в социологии используются следующие понятия: общество, социальные институты, социальные системы и структуры, исследуются глобальные социальные процессы. Сторонники микросоциологической теории считают, что нужно изучать социальное поведение, взаимодействие между людьми, мотивацию, стимулы групповых действий.

Отсюда вытекают два  совершенно разных подхода к определению  социологии. Первый: социология – это  наука о целостном общественном организме, о социальной и социокультурной  системах. При втором подходе социологию определяют как науку о массовых социальных процессах и массовом поведении. Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология – это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.

Для лучшего понимания  существа предмета социологии важно  представить общество как структуру, т.е. как целое, состоящее из частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах. Каждая часть этой структуры испытывает на себе влияние остальных ее частей, а также сама оказывает обратное влияние.

Так, ошибочно было бы полагать, что люди сами выбирают занятие, которое им кажется интересным. Подвергая научному анализу общество и мир социальных отношений, можно увидеть, что наш повседневный выбор во многом связан с обществом, которое нас окружает. То, как люди решают провести свое время, не зависит от «свободной воли», о которой говорят философы. Социальный мир направляет наши действия и жизненный выбор. Так же, как и мы сами нередко оказываем влияние на жизненный выбор других людей, подвергаем «корректировке» ход целого ряда социальных процессов.

Итак, предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.

Обычно при определении предмета социологии в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:

 

  • групповые взаимодействия, (например конфликты или интеграцию внутри обществ);
  • становление и функционирование социальных институтов (например, института семьи, религии, спорта и т.д.);
  • социальные процессы (например, социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию и т.д.).

 

 

Социология – это  научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа (Н.Смелзер).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.СТРУКТУРА,  УРОВНИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО  ЗНАНИЯ

 

Социология как наука в настоящее  время имеет весьма сложную структуру. Эта структура включает в себя общую социологическую теорию, которая изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества, места в нем человеческой личности. Именно в рамках общей социологической теории происходит теоретическое осмысление и обобщение множества эмпирических фактов, накапливаемых и осмысляемых в частных социологических теориях, систематизация их по тем или иным признакам, разработка социологического категориального аппарата, установление закономерностей и формулировка законов.

Другой уровень социологических исследований – эмпирическая социология (от греч. empeiria – опыт) – комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования, цель которых заключается в сборе и систематизации сведений о состоянии общественной жизни. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина называется «Методика и техника конкретных социологических исследований». Эмпирическую социологию также называют социографией, что подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Это направление социологии считается более близким к жизни, чем «высокие» теории.

И, наконец, уровень частных (отраслевых) социологических теорий. Эти теории, как правило, именуют  теориями среднего уровня. Этот термин ввел в научный оборот знаменитый американский социолог Роберт Мертон. Каждая из «теорий среднего уровня» ставит и решает социологические проблемы применительно к определенному элементу структуры общества, отдельному, относительно самостоятельному общественному явлению.

 

К числу теорий среднего уровня относятся:

  • социологические концепции, которые разрабатываются на стыке наук, - социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т.п.;
  • социологические теории, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности: аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т.п.;
  • различные отрасли институциональной социологии – особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни: социология религии, социология образования, социология брака и семьи.

В современной социологической  науке обычно речь идет о двух уровнях  социологического анализа общества: микро- и макросоциологии. Микросоциология занимается изучением общения людей в их повседневной жизни (т.е. интеракция, их взаимодействие). Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое.

Макросоциология сосредотачивается на анализе таких понятий, как «общество», «социальная система», «социальная структура», «массовые социальные процессы», «цивилизация», «социальный институт», «культура», и т.д. В отличие от макросоциологии микросоциология исследует конкретную проблематику, связанную с поведением индивидов, их поступками, мотивами, определяющими взаимодействие между ними.

Как любая научная  дисциплина, социология выполняет две  основных функции: эвристическую (познавательную) и праксеологическую (прикладную). Эвристическая (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю) функция социологии заключается в том, что эта наука формирует в будущем специалисте новый, профессиональный взгляд на мир человеческих отношений. Корпус социологического знания включает в себя различные предметные области, стили мышления и идеологии. Многие из них несопоставимы друг с другом. В конгломерате, объединенном общим наименованием «социология», сосуществуют наука и идеология, логика и риторика, высокая абстракция и житейский опыт. Логика социологического мышления показывает, что социальное поведение, действия человека являются элементами более широких структур – групп, общностей, социальных институтов, в которых люди связаны различными сетями и нитями взаимной зависимости. Социология дает нам возможность получить знания о нас самих, об обществах, в которых мы живем, и о других обществах, отделенных от нас в пространстве и во времени. Социологические исследования, с одной стороны, разрушают, а с другой, дополняют наши основанные на здравом смысле представления о нас самих и о других людях.

Преимущества, которые  предоставляет знание социологии, не ограничиваются сферой личностного  роста. Праксеологическая (греч. praxis –  действие) функция социологии позволяет  использовать эту науку в качестве исследовательского инструмента во многих областях человеческой жизнедеятельности. Социологи помогают формировать государственную политику и систему права, участвуют в решении вопросов, касающихся национальных конфликтов, системы образования, социального обеспечения и культуры. Кроме того, социологическое образование – хорошая подготовка к трудовой деятельности. Большое число профессиональных социологов работают в сфере государственного и муниципального управления, маркетинговых и политологических исследований, в общем, везде, где требуются специалисты, обладающие навыками исследовательской работы.

Итак, социологическое знание — сложноструктурированная, многоуровневая, полиотраслевая область научного знания о сложных общественных явлениях и процессах, о закономерностях становления и развития больших и малых социальных групп и общностей, в целом социальной системы. Все уровни социологического знания органично взаимодействуют между собой, образуя единую и целостную структуру.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

3.СООТНЕСИТЕ  ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ПОНЯТИЯ С ИХ  ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ, РАЗМЕЩЕННЫМИ В ПРОИЗВОЛЬНОМ ПОРЯДКЕ

 

Понятие

Определение

Фундаментальная социология

Направлена  на накопление, анализ и обработку  фактических данных в той или  иной области социальной жизни 

Отраслевая  социология

Ставит своей  целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания

Эмпирическая  социология

Формирует научные  основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития


 

 

Ответ:

 

Понятие

Определение

Фундаментальная социология

Ставит своей  целью приращение научного знания путем  построения теорий, раскрывающих универсальные  закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания

Отраслевая  социология

Формирует научные  основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития

Эмпирическая  социология

Направлена  на накопление, анализ и обработку  фактических данных в той или  иной области социальной жизни 

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"