Контрольная работа по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:40, контрольная работа

Описание работы

Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой - законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В качестве специальной социологической дисциплины она раскрывает специфику общественного труда как социального процесса и совокупность факторов, влияющих на этот процесс. Предметом социологии труда являются социально-типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его производственной активности. Поэтому типичной для социологии является постановка вопроса о массовом

Содержание работы

Предмет и содержание социологии труда. Функциональный и социологический аспекты трудовых отношений.

Ключевые понятия социологии труда.

Развитие и основные концепции социологии труда.

Определение основных понятий
Литература

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 68.71 Кб (Скачать файл)

План

 

24.СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

 

Предмет и содержание социологии труда. Функциональный и социологический аспекты трудовых отношений.

 

Ключевые понятия социологии труда.

 

Развитие и основные концепции  социологии труда.

 

Определение основных понятий 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет и содержание социологии труда. Функциональный и социологический  аспекты трудовых отношений

 

Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой - законы и категории, определяющие труд как необходимое условие  жизнедеятельности человека и общества. В качестве специальной социологической  дисциплины она раскрывает специфику  общественного труда как социального  процесса и совокупность факторов, влияющих на этот процесс. Предметом  социологии труда являются социально-типичные процессы, которые находят свое выражение  в отношении человека к труду, его производственной активности. Поэтому  типичной для социологии является постановка вопроса о массовом проявлении такого отношения к труду и таких  форм социальной активности, которые  соответствуют определенному содержанию и характеру труда. Изучение взаимосвязи  содержания и характера труда - основных категорий социологии труда - имеет  важное методологическое значение. Оно  позволяет понять, что развитие труда  невозможно без качественных сдвигов  в его содержании в ходе научно-технического прогресса. По своему содержанию труд - целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при  помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим  целям предметы природы. Труд как  обмен веществ между человеком  и природой означает, что человек  использует механические, физические и химические свойства предметов  и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга  для достижения заранее намеченной цели. При этом трудовой деятельности присущи, как отмечал К.Маркс, опосредствующая, регулирующая и контролирующая функции, изменяющиеся по мере развития науки и техники.

Изучение труда в процессе его  исторического развития показывает, что наиболее примитивный ручной труд сочетался с личной принадлежностью  раба рабовладельцу (рабский труд); ручной ремесленный труд (допускающий  самостоятельность и творчество, но на низком уровне развития технологии) характерен для феодального общества; с развитием механизации и  повышением качества производительной силы труда началось развитие капиталистического общества с наемным трудом. Обобщая, можно заключить, что экономический закон соответствия уровня развития производительных сил состоянию производственных отношений проявляется в сфере труда в виде закона соответствия содержания и характера труда, его сущности и его социально-экономической формы.

Для феодального общества был характерен ремесленный труд, основанный на применении ручного инструмента и эмпирической технологии. Квалификация ремесленника непосредственно зависела от сложности  предмета труда, а, следовательно, и  функций по его обработке. Кто  желал быть мастером, вынужден был  овладеть ремеслом во всей его полноте. Особенности труда ремесленника обусловливали и специфику его  подготовки, которая фактически исключала  теоретическое обучение и приобретала  характер практического ученичества, растянутого на долгие годы.

Универсальность трудовых функций  влекла за собой высокую ремесленную  квалификацию. Однако эта квалификация сочеталась с низким культурным уровнем  работника, обусловленным низким уровнем  тогдашних знаний о мире, а также  тем, что общее образование для  большинства ремесленников было непродолжительным или вовсе  отсутствовало. Успех дела в ремесленном  производстве зависел прежде всего от таланта ремесленника, его личностных качеств и способностей. Приобретая высокую профессиональную культуру путем многолетней выучки, являясь производителем и предпринимателем, производящим и продающим свой товар, ремесленник выступал субъектом, творцом культуры, но на той низкой культурной и технической основе, которая обусловливала чрезвычайно медленное организационно-техническое развитие.

Переход к машинному производству вызвал развитие капиталистических  отношений, связанных с использованием наемного труда. В содержании труда  рабочего произошли глубокие качественные изменения, в которых реализуется  важнейшая закономерность технического прогресса, а именно - передача опосредствующих  функций от человека машине. Машинное производство знаменует собой начало превращения науки в непосредственную производительную силу и приобщение рабочего к научно-техническим достижениям, необходимым для управления машиной. Эмпирический опыт в труде продолжает играть значительную роль, но ограничиться им рабочий уже не может. От него требуется известный уровень общего, среднего специального и высшего образования, определенный объем профессиональных знаний, а наряду с этим, владение достаточно сложными навыками физического труда. В современных условиях, когда значительно больше прибыли "выжимается" из квалификации, нежели из физической силы, объективно необходимо формировать универсальную рабочую силу с высоким уровнем образования. Технический уклад отечественного производства в нынешних условиях неоднороден. В технике, технологии и организации труда сосуществуют и переп

летаются, во-первых, остатки прошлого - значительные объемы ручного неквалифицированного и тяжелого физического труда; во-вторых, основа нынешнего производства комплексно-механизированный труд, в-третьих, генеральная цель научно-технического прогресса - автоматизированный труд. Это обусловливает разнотипность труда совокупного работника с точки зрения его содержания и вместе с тем сохранение в современном производстве тех типов труда, которые исторически сменяли друг друга в ходе научно-технического прогресса.

Если в основе смены типов  труда лежит технический прогресс, то главная причина их сосуществования - его неравномерность, переплетение в техническом базисе производства техники прошлого, настоящего и элементов  техники будущего. Неравномерность  развития техники, технологии и организации  производства в разных отраслях, на различных промышленных предприятиях обусловливает сохранение массивов неквалифицированного ручного и  тяжелого физического труда, не способствующего  социальному и профессиональному  развитию трудящихся. Общественная ситуация такова, что на нынешнем этапе отечественное  производство пока что нуждается  в 70 % носителей преимущественно  физического и в 30 % преимущественно  умственного труда. Деление на эти  роды труда при современном уровне производительных сил пока что имеет  место, и различие по роли в общественной организации труда работников, занятых  указанными родами труда, выступает  в нынешних условиях как различие социальное и культурное. Социальность различий проявляется прежде всего в том, что физический и умственный, квалифицированный и неквалифицированный труд диктуют различные требования к уровню общего и специального образования и профессиональной подготовки работников, их профессиональной культуре, и создают различные возможности для реализации профессиональных и личностных способностей в процессе трудовой деятельности.

Исходя из понимания предмета социологии труда, одна из основных категорий этой дисциплины - отношение к труду. В социологии принята точка зрения, что отношение к труду не ограничивается связью индивида с непосредственным его занятием. Оно выражает фундаментальную связь индивида с обществом, проявляется через общественную оценку труда - престиж профессии, труд как высшую ценность и способ признания человека в обществе - и получает субъективно-индивидуальное выражение в высказываниях и поступках человека.

Отношение к труду определяется объективными и субъективными факторами. Объективные факторы - это содержание и характер труда, определяющие профессиональное и социокультурное развитие работника, а также условия труда (социально-экономические, социально-гигиенические, социально-психологические), непосредственно влияющие на то или  иное к нему отношение. В ходе эмпирических исследований выявлено, что именно под воздействием социально-экономических условий труда (возможность служебного продвижения, возможность повышения квалификации, возможность повышения заработной платы) у работников складываются расположенность, позитивные и негативные ценностные ориентации на труд. Создавая ощущение перспективности работы, социально-экономические условия активно формируют совокупность ценностных ориентации на эту Перспективность и способствуют повышению производительности труда.

Субъективные факторы - это система  ориентации и мотивов трудовой деятельности. Мотивационное ядро отношения к  труду включает три уровня: отношение  к труду как к ценности; отношение  к профессии как определенному  виду труда; отношение к работе как  к специфическому виду трудовой деятельности в конкретных условиях. В 80-е годы социологами ставился вопрос о неадекватности ценностно-нормативной и деятельностной сторон субъекта труда, о необходимости рассмотрения отношения к труду, как в плане мотивации, так и в плане фактической продуктивности работника, зависящей от условий и организации труда, от субъективной готовности реализовать свой фактический "деловой" потенциал.

Таким образом, отношение к труду  связывается с социальной активностью  человека и выражается в его поведении  и трудовой деятельности. Методологическое решение вопроса о личностном аспекте социальной активности мы находим  в высказываниях К.Маркса о том, что при изучении указанного феномена необходимо "исходить именно из действительного субъекта и делать предметом своего рассмотрения его объективирование". Следование этому методологическому решению позволяет избежать ошибок в содержательной трактовке понятия "социальная активность". Во-первых, односторонности, которая выражается в том, что социальная активность людей рассматривается либо как их отношение, либо как деятельность. Во-вторых, разрыва между "внутренней" активностью людей, активностью их сознания и активностью их поведения, между внутренне подвижным, возбужденным состоянием человека и его внешним проявлением.

            Исследования социально-экономических и социально-психологических факторов пробуждения и развития социальной активности работающих - актуальная задача специалистов в области социологии труда. Особенно важна своевременность обнаружения и использования социальных резервов, которые, будучи невостребованными, иссякают либо вызывают даже негативные последствия. Например, подавленная активность может перерасти не просто в пассивность работников, а в скрытое сопротивление всяким нововведениям, которые сделаны или одобрены без их участия.

Труд есть основа и непременное  условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную  среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Процесс  труда — явление сложное и  многоаспектное. Основные формы его  проявления — это затраты человеческой энергии, взаимодействие работника  со средствами производства и производственное взаимодействие работников друг с другом. Роль труда в развитии человека и  общества заключается в том, что  в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. В процессе труда между носителями живого труда возникают трудовые отношения. Их можно рассматривать в двух аспектах: функциональном и социологическом.

Функциональный аспект трудовых отношений предполагает выявление необходимой численности работников, пропорций их профессионального и квалифицированного состава на основе необходимых затрат времени на изготовление определенного продукта труда, трудоемкости изготовления продукции и т.д.

Социологический аспект трудовых отношений означает выявление равенства-неравенства между участниками процесса труда, социального положения отдельных субъектов и групп работников, их интересов, мотивов, трудового поведения и т.п.

Труд выступает не только экономическим, но и фундаментальным социальным фактором, определяющим все жизненные  устремления современного общества. Трудом обусловлены экономическая деятельность и социальная структура, важнейшие факторы социализации личности, культура общества, образ жизни людей, уровень их материального благополучия и т.д. Взаимодействуя между собой в процессе труда, люди вступают в широкую сеть социально-трудовых отношений. Благодаря им осуществляется распределение результатов экономической деятельности (экономическая функция трудовых отношений), предоставляется возможность работникам участвовать в делах предприятия (демократическая функция), обеспечиваются условия субъектам для их интеграции в общественную жизнь (социальная функция).

Социология  труда – это отрасль социологии, которая изучает социальные группы и индивидов, включенных в процесс труда, а также их профессиональные и социальные роли и статусы, условия и формы их трудовой деятельности. Как видно, самоназвание дисциплины и отрасли знаний «социология труда» ориентирует на исследование человеческого труда.

Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель  социологии труда – это исследование социальных явлений, процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи  социологии труда заключаются в следующем:

- изучение и оптимизация  социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива);

- анализ рынка труда  как регулятора оптимальной и  рациональной мобильности трудовых  ресурсов;

- поиск путей оптимальной  реализации трудового потенциала  современного работника;

Информация о работе Контрольная работа по "Социология"