Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 05:53, контрольная работа
Социальный статус (от лат. status - положение, состояние) обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Социология
Тема: 1
Выполнил:
студент группы СОЗ 2010
Ситдиков И.Р.
Проверил:
Уфа – 2012
-2-
«Слова были и остаются пустым звуком; и,
служа идеалу лишь на словах, погибнуть за него невозможно.
Но личность творится не тем, что человек слышит и говорит,
а трудом
и деятельностью».
Альберт Эйнштейн
1. Социологическое понятие личности. Социальные статусы и роли личности.
«Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник1».
|
Уильям Шекспир |
В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития, непременным условием чего являются: биологические, генетические заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, элементом социальной системы.
Социальный
статус (от лат. status - положение, состояние) обычно
определяется как положение индивида
или группы в социальной системе, имеющее
специфические для данной системы признаки.
Каждый социальный статус обладает определенным
престижем.
Все социальные статусы можно подразделить
на два основных типа: те, которые предписываются индивиду
обществом или группой независимо от
его способностей
и усилий, и те, которые личность
достигает своими собственными усилиями.
Разнообразие статусов
Существует широкий диапазон статусов: предписанные,
достигаемые, смешанные, личные, профессиональные,
экономические, политические, демографические,
религиозные и кровно-родственные, которые
относятся к разновидности основных статусов.
Кроме них существует огромное множество эпизодических,
неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего,
пациента, свидетеля, участника демонстрации,
забастовки или толпы, читателя, слушателя,
телезрителя и т. д. Как правило, это временные
состояния. Права и обязанности носителей
таких статусов часто никак не регистрируются.
Они вообще трудно определимы, скажем,
у прохожего. Но они есть, хотя влияют не
на главные, а на второстепенные черты
поведения, мышления и чувствования. Так,
статус профессора определяет очень многое
в жизни данного человека. А его временный
статус прохожего или пациента? Конечно
же нет.
Итак, человек имеет основные (определяющие
его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие
на детали поведения) статусы. Первые существенно
отличаются от вторых.
За каждым статусом - постоянным или временным,
основным или
-4-
неосновным - стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с
другом и
не взаимодействуют.
Люди обладают множеством статусов и принадлежат
ко множеству социальных групп, престиж
которых в обществе неодинаков: коммерсанты
ценятся выше сантехников или разнорабочих;
мужчины обладают большим социальным
"весом", чем женщины; принадлежность
к титульному этносу в государстве не
одно и то же, что принадлежность к национальному
меньшинству, и т. д.
Со временем в общественном мнении вырабатывается,
передается, поддерживается, но, как правило,
ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов
и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.
Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает
высоким, средним или низким. Иерархия
может существовать между группами в рамках
одного общества (интергрупповая) и между индивидами
в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека
в них выражают также термином "ранг".
Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой
и интрагрупповой иерархии, которое возникает
при двух обстоятельствах:
• когда индивид занимает в одной группе
высокий ранг, а во второй - низкий;
• когда права и обязанности статуса одного
человека противоречат или
-5-
мешают выполнению
прав и обязанностей другого.
Высокооплачиваемый чиновник (высокий
профессиональный ранг) скорее всего будет
обладателем также высокого семейного
ранга как человек, обеспечивающий материальный
достаток семьи. Но отсюда автоматически
не следует, что у него будут высокие ранги
в других группах - среди друзей, родственников,
сослуживцев.
Хотя статусы вступают в социальные отношения
не прямо, а только косвенно
(через их
носителей), они главным образом
определяют содержание и
Человек смотрит на мир и относится к
другим людям в соответствии со своим
статусом. Бедные презирают богатых, а богатые
с пренебрежением относятся к бедным.
Владельцы собак не понимают людей, любящих
чистоту и порядок на газонах. Профессиональный
следователь, хотя и бессознательно, делит
людей на потенциальных преступников,
законопослушных и свидетелей. Русский
скорее проявит солидарность с русским,
чем с евреем или татарином, и наоборот.
Политические, религиозные, демографические,
экономические, профессиональные статусы
человека определяют интенсивность, продолжительность,
направленность и содержание социальных
отношений людей.
Социальная роль (франц. role) - это поведение, ожидаемое
от того, кто имеет определенный социальный
статус. Социальные роли - это совокупность
требований, предъявляемых индивиду обществом,
а также действий, которые должен выполнить
человек, занимающий данный статус в социальной
системе. У человека может быть множество
ролей.
Статус детей обычно подчинен взрослым,
и от детей ожидается
-6-
статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то
роль - действием
в рамках этой совокупности прав и
обязанностей. Социальная роль состоит:
• из ролевого ожидания (экспектации) и
• исполнения этой роли (игры).
Социальные роли могут быть:
• Институционализированные: институт
брака, семьи (социальные роли матери,
дочери, жены)
• Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек
может отказаться принять их)
Нормы культуры усваиваются в основном
через обучение ролям. Например, человек,
осваивающий роль военного, приобщается
к обычаям, нравственным нормам и законам,
характерным для статуса данной роли.
Только немногие нормы принимаются всеми
членами общества, принятие большинства
норм зависит от статуса той или иной личности.
То, что приемлемо для одного статуса,
оказывается неприемлемым для другого.
Таким образом, социализация как процесс
обучения общепринятым способам и методам
действий и взаимодействий является важнейшим
процессом обучения ролевому поведению,
в результате чего индивид действительно
-7-
становится
частью общества.
Виды социальных ролей
Виды социальных ролей определяются разнообразием
социальных групп, видов деятельности
и отношений, в которые включена личность.
В зависимости от общественных отношений
выделяют социальные и межличностные
социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией
или видом деятельности (учитель, ученик,
студент, продавец). Это стандартизированные
безличные роли, строящиеся на основе
прав и обязанностей, независимо от
того, кто
эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические
роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина
и женщина - это тоже социальные роли,
биологически предопределенные и предполагающие
специфические способы
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями,
которые регулируются на эмоциональном
уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый,
кумир семьи, любимый и т. д.).
В жизни, в межличностных отношениях, каждый
человек выступает в какой-то доминирующей
социальной роли, своеобразном социальном
амплуа как наиболее типичном индивидуальном
образе, привычном для окружающих. Изменить
привычный образ крайне трудно как для
самого человека, так и для восприятия
окружающих его людей. Чем более длительный
период времени существует группа, тем
привычнее становятся для окружающих
доминирующие социальные роли каждого
участника группы и тем сложнее изменить
привычный для окружающих стереотип поведения.
Основные характеристики социальной
роли
Основные характеристики социальной роли
выделены американским
-8-
социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил
следующие четыре характеристики любой роли.
По масштабу. Часть ролей может быть строго
ограничена, в то время как другая - размыта.
По способу получения. Роли делятся на
предписанные и завоеванные (еще их называют
достигаемыми).
По степени формализации. Деятельность
может протекать как в строго установленных
рамках, так и произвольно.
По видам мотивации. В качестве мотивации
могут выступать личная
прибыль, общественное
благо и т. д.
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных
отношений. Чем больше диапазон, тем больше
масштаб. Так, например, социальные роли
супругов имеют очень большой масштаб,
поскольку между мужем и женой устанавливается
широчайший диапазон отношений. С одной
стороны, это отношения межличностные,
базирующиеся на многообразии чувств
и эмоций; с другой - отношения регулируются
нормативными актами и в определенном
смысле являются формальными. Участники
данного социального взаимодействия интересуются
самыми разными сторонами жизни друг друга,
их отношения практически не ограничены.
В других случаях, когда отношения строго
определяются социальными ролями (например,
отношения продавца и покупателя), взаимодействие
может осуществляться только по конкретному
поводу (в данном случае - покупки). Здесь
масштаб роли сводится к узкому кругу
специфических вопросов и является небольшим.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной
является данная роль для человека. Так,
роли молодого человека, старика, мужчины,
-9-
женщины автоматически
определяются возрастом и полом
человека и не требуют особых усилий
для их приобретения. Здесь может
быть только проблема соответствия своей
роли, которая уже существует как
данность. Другие роли достигаются
или даже завоевываются в процессе
жизни человека и в результате
целенаправленных специальных усилий.
Например, роль студента, научного сотрудника,
профессора и т. д. Это практически
все роли, связанные с профессией
и любыми достижениями человека.
Формализация как описательная характеристика социальной
роли определяется спецификой межличностных
отношений носителя данной роли. Одни
роли предполагают установление только
формальных отношений между людьми с жесткой
регламентацией правил поведения; другие,
напротив, - только неформальных; третьи
могут сочетать в себе как формальные,
так и неформальные отношения. Очевидно,
что отношения представителя ГИБДД с нарушителем
правил дорожного движения должны определяться
формальными правилами, а отношения между
близкими людьми - чувствами. Формальные
отношения часто сопровождаются неформальными,
в которых проявляется эмоциональность,
ведь человек, воспринимая и оценивая
другого, проявляет к нему симпатию либо
антипатию. Это происходит, когда люди
взаимодействуют некоторое время и отношения
становятся относительно устойчивыми.
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека.
Разные роли обусловлены различными мотивами.
Родители, заботясь о благе своего ребенка,
руководствуются прежде всего чувством
любви и заботы; руководитель трудится
во имя дела и т. д.
Влияние социальной роли на развитие
личности.
Влияние социальной роли на развитие личности
достаточно велико. Развитию личности
способствует ее взаимодействие с лицами,
играющими
-10-
целый ряд
ролей, а также ее участие в
максимально возможном ролевом
репертуаре. Чем больше социальных ролей способен
воспроизвести индивид, тем более приспособленным
к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности
часто выступает как динамика освоения
социальных ролей.
Для любого общества не менее важно предписывание
ролей в соответствии с возрастом. Приспособление
индивидов к постоянно меняющимся возрасту
и возрастным статусам - вечная проблема.
Не успевает индивид приспособиться к
одному возрасту, как тут же надвигается
другой, с новыми статусами и новыми ролями.
Едва юноша начинает справляться со смущением
и комплексами юности, как он уже стоит
на пороге зрелости; едва человек начинает
проявлять мудрость и опытность, как приходит
старость. Каждый возрастной период связан
с благоприятными возможностями для проявления
способностей человека, более того, предписывает
новые статусы и требования обучения новым
ролям. В определенном возрасте индивид
может испытывать проблемы, связанные
с приспособлением к новым ролевым статусным
требованиям. Ребенок, о котором говорят,
что он старше своих лет, т. е. достиг статуса,
присущего старшей возрастной категории,
обычно полностью не реализует свои потенциальные
детские роли, что отрицательно сказывается
на полноте его социализации. Часто такие
дети чувствуют себя одинокими, ущербными.
В то же время статус незрелого взрослого
человека представляет собой комбинацию
статуса взрослого с установками и поведением,
свойственными детству или юности. У такой
личности обычно возникают конфликты
при исполнении ролей, соответствующих
ее возрасту. Эти два примера показывают
неудачное приспособление к возрастным
статусам, предписанным обществом.
-11-
2. Социализация личности: понятие, этапы и агенты. Правовая социализация личности.