Контрольная работа по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:40, контрольная работа

Описание работы

Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой - законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В качестве специальной социологической дисциплины она раскрывает специфику общественного труда как социального процесса и совокупность факторов, влияющих на этот процесс. Предметом социологии труда являются социально-типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его производственной активности. Поэтому типичной для социологии является постановка вопроса о массовом

Содержание работы

Предмет и содержание социологии труда. Функциональный и социологический аспекты трудовых отношений.

Ключевые понятия социологии труда.

Развитие и основные концепции социологии труда.

Определение основных понятий
Литература

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 68.71 Кб (Скачать файл)

Отношение к труду может быть положительным, отрицательным или индифферентным. В отношении к труду определяется заинтересованность в нем человека, осознанность его потребности, стремление к реализации своего трудового потенциала. Оно у работника проявляется в поведении, мотивации и оценке труда.

Отношение к труду представляет собой сложное социальное явление, включающее три основных элемента:

  1. Мотивы и ориентация трудового поведения
  2. Реальное и фактическое трудовое поведение
  3. Оценку работниками трудовой ситуации

Мотивация выражается в трудовых мотивах и установках, которыми руководствуется работник в своем трудовом поведении. Мотивация — это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения трудового поведения. В основе мотивов находятся потребности. Наиболее удачную классификацию потребностей разработал американский психолог А. Н. Маслоу. Он выделил пять уровней потребностей:

  • физиологические и сексуальные (в пище, дыхании, одежде и т. п.)
  • экзистенциальные (в безопасности, стабильности, уверенности в будущем и т. п.)
  • социальные (в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, участие в совместной трудовой деятельности и т. д.)
  • престижные (в уважении, социальном статусе, признании и т. п.)
  • духовные (в самовыражении, творчестве)

В соответствии с этими потребностями у каждого человека своя собственная структура трудовой мотивации. Важнейшее значение для повышения эффективности трудового процесса имеет стимулирование труда. Это метод воздействия на трудовое поведение работника через мотивацию. Стимулирование труда основывается преимущественно на материальных средствах вознаграждения, поощрения и санкций, в качестве которых выступает заработная плата. Но не любая оплата труда является одновременно и его стимулированием. Наблюдения и исследования специалистов показывают, что существует множество ситуаций, когда оплата труда не стимулирует.

В социологии выделяются следующие  основные виды стимулирования труда:

  • пропорциональное (соблюдаются пропорции в стимулировании), прогрессивное (возрастание меры стимулов) и регрессивное (убывание меры стимулов)
  • жесткое (принуждение работника к затратам усилий) и либеральное (привлечение работника к затратам усилий)
  • актуальное (оплата труда как источника повседневного существования) и перспективное (удовлетворение потребностей в собственности, власти, престиже)

В условиях рыночной системы  хозяйствования стимулирование труда  приобретает колоссальное значение. С другой стороны, в период социальных преобразований особенно, приобретает важнейшее значение социальная защита работников. Социальная защита — необходимый элемент любого развитого государства. Система социальной защиты — это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования: трудоспособным гражданам за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства; социально уязвимым слоям — за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума. Социальная защита предполагает систему мер законодательного, социально-экономического и морально-психологического характера, благодаря которым создаются условия, обеспечивающие социально возможное в данных условиях развития общества качество жизни.

В обществах, находящихся  в условиях трансформации, в частности, в современном российском обществе, социальная защита требуется большим слоям населения — пенсионерам, молодежи, не адаптированным к новой социальной ситуации лицам трудоспособного возраста.

Одной из основных категорий социологии труда являются трудовые ресурсы. Их изучением занимаются многие науки. Что же интересует социологов? В частности, такая характеристика, как степень мобильности трудовых ресурсов. Социологические исследования позволяют выявить потенциальную текучесть кадров, причины, по которым люди собираются сменить место работы, выделить социально-профессиональные и демографические группы среди таких работников и, разумеется, управлять этими процессами. Однако надо иметь в виду, что есть некий оптимальный уровень текучести кадров. Считается, что это 10–15 процентов. Если текучесть меньше, то возникает также много негативных проблем: старение коллектива, консерватизм, отсутствие перспективы для профессионального продвижения молодых работников.

В условиях рыночных реформ появились относительно новые для  отечественной социологии труда  проблемы: социальные аспекты безработицы, структурная безработица специалистов. Так, самой многочисленной группой  безработных в городах являются женщины с инженерно-техническим образованием. Социологи не только изучают социальные проблемы этой группы населения, но и предлагают возможные пути их переподготовки, профессиональной реабилитации.

Среди социологических проблем  труда можно назвать профессиональную ориентацию молодого поколения: как  и кто определяет профессиональный выбор молодых людей, как влиять на этот выбор с учетом общественных интересов и т. д. Первым исследователем в данной области был новосибирский социолог В. Шубкин. Он показал, что молодежь в большей мере ориентирована на творческие профессии. Однако обществу нужны не только киноактеры, банкиры, космонавты, юристы, но и представители многих других профессий. Сталкиваясь с этой реальностью, молодые люди разочаровываются в жизни, болезненно переживают свои неудачи.

Наши исследования показали, что молодые люди выбирают не столько саму работу, сколько образ жизни представителей определенной социально-профессиональной группы. В настоящее время до 80 процентов выпускников средних школ ориентируются на продолжение образования в вузах, причем до половины из них выбирают профессии экономико-юридического профиля. Профессиональный выбор молодых людей определяет даже такое обстоятельство, как название профессии. К сожалению, на это обстоятельство мало кто обращал внимание. Достаточно взглянуть на словарь профессий: околачивальщик, огребщик, натравщик, гребнечесальщица и т. д.

Исследования социологов, их настойчивые рекомендации помогли формированию в стране государственной системы профориентации, профконсультаций, управления трудовыми ресурсами. Теперь молодые люди могут на основе тестирования получить рекомендации психологов, социологов по выбору профессии с учетом индивидуальных особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие и  основные концепции социологии труда

 

Донаучный период развития социологии труда 

 

Процесс смыслового развития общественной жизни и общества в  целом берет свое начало у истоков  зарождения человеческой жизни. Постепенно общество становилось объектом анализа  людей даже прежде самой личности. В первобытной стадии зарождения человечества личность практически  не выделяла себя из рода, но уже начинала оценивать и размышлять. В дальнейшем представления об обществе углубляются  по мере развития самой личности. Человечество приходит к вопросу о важности и первостепенности общества и личности в ее индивидуальном своеобразии  восприятия и отражения действительности.

Зарождение примитивных  способов ведения трудовой деятельности дает основу для возникновения представления  о социальном равенстве или неравенстве, складывающемся в обществе. В данных представлениях доминировала положительная  оценка уравнительности членов рода и племени. Однако по мере дальнейшего  развития личности и структуры общества все больше складывается мнение о  невозможности социального равенства. Это время можно отнести к  началу возникновения первых примитивных  идей о труде и его роли в  жизни человеческого общества.

При анализе этапов развития трудовой деятельности личности на протяжении собственного исторического формирования человека необходимо заметить, что  первый примитивный ручной труд, как  правило, был неотрывно связан с  принадлежностью работника своему хозяину. При феодальном обществе получили распространение ремесленный ручной труд и начальный уровень технологического развития, что давало возможность  проявления элементов творчества и  самостоятельности в работе. Развитие капиталистических отношений с  формированием понятия наемного работника стало возможным только с применением в производстве механизированного труда и ростом производительности.

Феодальный период общественного  развития обозначил ремесленный  труд, труд с применением ручного  инструмента, внедрение новых технологий обработки и производства. При  этом уровень профессионализма ремесленника имел прямую зависимость от уровня сложности предмета обработки. Для  того чтобы стать мастером своего дела, необходимо было овладеть всеми  видами выполняемых операций. Специфика  обучения рабочего-ремесленника учитывала  особенности его труда и, как  правило, полностью исключала теоретические  занятия. Обучение приобретало многолетнюю  форму практического ученичества. Необходимость универсальности  подготовки специалиста-ремесленника приводила к постепенному получению  работником высокой квалификации. Но достигнутый уровень квалификации необходимо рассматривать в сочетании  с низкой общей культурой работника  и отсутствием у него достаточных  теоретических знаний. Качество выполняемой  работы при ремесленном виде производства в первую очередь зависело от самого ремесленника, его таланта и способностей, развитых им долголетней трудовой практикой. Рабочий-ремесленник становился одновременно и заготовщиком сырья, и обработчиком материалов, и продавцом готовой  продукции. Таким образом, работник эпохи феодального строя выступал своеобразным творцом культуры того времени, однако низкий общий уровень  человека и общества не давал возможности  для быстрого роста и развития производственных отношений.

Следующим этапом развития труда стало зарождение капиталистических  отношений и связанного с ним  применения труда наемных работников. Произошли качественные преобразования в содержании труда. Теперь реализовался основной смысл технического прогресса ? передача основных и трудоемких операций от работника механизмам и агрегатам. Машинное производство находит все большее применение, появляется потребность в обучении работников управлению технически сложными для того периода времени достижениями науки и техники. От работника все больше требуются начальный уровень профессионального образования и умение овладевать навыками сложного физического труда.

К середине I тысячелетия  до н. э. мнение о неизбежности в обществе социального неравенства воплотилось в концептуальные установки. Новые социально-трудовые правила утвердились в восточных мифологических учениях Конфуция, Будды, Заратустры. В дальнейшем эти учения послужили религиозно-этической опорой и рациональным оправданием для поддержания социальной стабильности в только что вышедшем из первобытно-общинного строя человеческом обществе.

В тот же период времени  в древнегреческом обществе новая  социальная мысль стала обозначаться в трудах Аристотеля, Платона, Сократа. Были выявлены два направления ее дальнейшего развития.

Первое направление ? приоритет общественного интереса и общего труда при различном масштабе общности ? представлено Платоном в его труде «Государство». Второе направление развития социальной мысли возникло благодаря трудам Эпикура и Аристотеля, которые поддерживают идеи приоритета личности и индивидуальности над обществом.

 

Классический  период социологии труда

 

История возникновения социологии труда неотрывно связана с  историей развития человеческого общества и общей социологии. Возникновению  и формированию социологии труда  как самостоятельной науки предшествуют процессы развития научного формирования взглядов и производственного труда. Как самостоятельная отрасль  социология труда обозначилась на рубеже XIX–XX вв. Научный анализ роли производственного труда и непосредственно человека в производственной деятельности впервые был сформулирован в трудах А. Смита. Им было сделано достаточно простое утверждение о необходимости способствовать выполнению трудовых обязанностей, не создавая препятствий на пути работника и не мешая ему реализовывать склонность к обмену знаниями и навыками и уважая его собственный корыстный интерес. Далее, основоположником так называемой моральной арифметики Д. Бентамом был сформулирован основной трудовой принцип для работника возможность достичь наибольшего удовлетворения в делах и его стремление к избеганию страданий. Эта идея получила свое развитие в работе «О свободе» и других трудах Дж. С. Милля. Им был выведен некий «идеальный экономический человек», который должен был служить образцом для подражания для людей. Основным смыслом рациональной организации производственных процессов и трудовой деятельности, по Миллю и другим представителям так называемой моральной философии, считался феномен блага.

Вторая половина XIX в. принесла новую теорию социологии труда ? теорию маржинализма. В соответствии с ней был провозглашен принцип полезности и реализации человеком своего потребительского спроса. В трудах Карла Маркса человек представляется обезличенным. Он выступает лишь олицетворением производственных и трудовых отношений в обществе. Данные отношения, по мнению Карла Маркса, находятся в объективной реальности.

Из вышесказанного можно  сделать вывод о том, что научные  мысли о месте и роли личности в становлении производственных процессов так и не вышли за рамки рассмотрения работника на производстве как объекта воздействия. В трудах того времени только появляются догадки об активной роли человека в его трудовой деятельности. Реальность была такова, что работнику отводилась только роль беспрекословного исполнителя. В условиях увеличения численности  работников промышленных производств требовались иные формы и методы рациональной организации труда, чем те, которые применялись при развитии мануфактурного производства. Поиск таковых на протяжении всего XIX в. шел за счет применения экстенсивных факторов.

Информация о работе Контрольная работа по "Социология"