Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:59, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Социологии"
1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.
2. Место социологии в системе наук об обществе.
3. Структура социологии и ее основные функции.
Первые публикации научно-учебного плана появляются в Советском Союзе в 70-е гг. ХХ в. В 1973 г. выходит работа Д.И. Чеснокова «Исторический материализм как социология марксизма-ленинизма», в которой социология все еще мыслится как раздел философского знания об обществе. Наконец, в 1990 г. коллектив авторов под руководством Г.В. Осипова выпускает книгу под названием «Социология», ставшую своего рода вехой при переходе от сугубо марксистской трактовки социологии к ее новой интерпретации как самостоятельной науки об обществе.
На фоне изменений в Советском Союзе общего отношения к социологии оживляется интерес к социологии и в Беларуси. Его начинают проявлять не только ученые, но и партийное руководство республики. Осенью 1965 г. вышло постановление ЦК КПБ «Об организации конкретно-социологических исследований в республике», в значительной мере стимулировавшее разработку ряда важных социологических проблем и решение организационных вопросов, направленных на развитие социологических служб и подразделений. В 1968 г. в составе академического Института философии и права был создан сектор социологических исследований, который возглавил профессор Г.П. Давидюк. В 1978 г. в этом же институте был создан сектор проблем социологических исследований, преобразованный в 1989 г. в Центр социологических исследований. Активно стали формироваться хоздоговорные группы, деятельность которых позволила расширить диапазон социологических исследований. Все это подготовило почву для открытия в 1990 г. в рамках Национальной академии наук Института социологии. Возглавил его профессор Е.М. Бабосов, под руководством которого было проведено большое количество конкретных социологических исследований, издан ряд фундаментальных работ. Большой интерес представляют социологический анализ труда и экономики, осуществленный в монографиях и учебных пособиях профессора Г.Н. Соколовой, социально-демографические исследования, проведенные С.А. Шавелем и А.А. Раковым.
Параллельно с академическими структурами социология стала активно внедряться в высшие учебные заведения. С конца 60-х гг. в вузах республики на базе обществоведческих кафедр начинают создаваться группы и лаборатории социологического профиля, которые на хоздоговорных началах изучали проблемы промышленной социологии, трудового коллектива, социального планирования и управления. В конце 60-х — начале 70-х гг. такие группы были созданы в Белорусском государственном институте народного хозяйства, в Белорусском политехническом институте, Институте культуры и ряде других столичных и областных вузов.
В
1968 г. в БГУ была создана Проблемная
научно-исследовательская
С.Д. Лаптенок. Лаборатория сыграла важную
роль в возрождении социологической мысли
Беларуси. Вначале она действовала в рамках
кафедры истории философии, а затем (в
1971 г.), когда в Белгосуниверситете была
создана кафедра философии гуманитарных
факультетов, которую возглавил профессор
Г.П. Давидюк, она вошла в состав этой кафедры.
Эти два подразделения — кафедра и лаборатория
— и стали базой, на основе которой возрождалась
социология как вузовская дисциплина.
Результатом творческой деятельности сотрудников института, кафедры и лаборатории стали следующие коллективные работы и исследования отдельных авторов: «Методологические основы социального управления» (1977); «Образ жизни и планирование социальных процессов» (1978); «Студент и его деятельность» (1978); С.Н. Бурова «Социология и право о разводе» (1979); А.И. Левко «Формирование чувства хозяина социалистического производства» (1984); Е.Н. Гурко «Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании» (1984); С.Д. Яцкевич «Социальный эксперимент и научное управление обществом» (1984); «Социалистическая культура и духовный мир человека» (1985); «Эффективность средств массовой информации» (1986); «Формирование общественно-политической активности студентов вуза» (1986); С.А. Поваляев «Информационное обеспечение социального прогресса» (1987) и др.
Важной вехой
Перестройка, в корне изменившая облик социалистического общества, ознаменовала и новый этап развития отечественной социологии. Можно сказать, что окончательно были сняты все запреты на ее полноценное развитие. И это не замедлило сказаться. В 1989 г. открывается социологический факультет Московского государственного университета (декан В.И. Добреньков) с большим количеством специализированных социологических кафедр, аспирантурой и докторантурой. После этого количество социологических факультетов и отделений в различных вузах страны стремительно увеличивается.
В этом же году в Белгосуниверситете открывается новый факультет (философско-экономический) с отделением социологии и кафедрой социологии, руководителем которых стал А.Н. Елсуков. .В 1993 г. вышел в свет первый отечественный учебник по истории социологии, переизданный в 1997 г.; в 1998 г. — учебное пособие «Социология»; в 1995 г. — учебник «Экономическая социология» Г.Н. Соколовой, переизданное в 2000 г.; в 1997 г. — учебное пособие «Основы конфликтологии» Е.М. Бабосова; в 1999 г. — «Краткий курс теоретической социологии» А.Н. Елсукова; в 2000 г. — учебное пособие «Социология управления» Е.М. Бабосова и ряд других.
Важным
шагом в становлении
В Белгосуниверситете продолжает действовать социологическая научно-исследовательская лаборатория, которая, претерпев ряд организационных перестроек, утвердилась, наконец, в качестве самостоятельного Центра социологических и политических исследований (руководитель Д.Г. Ротман).
С 1997 г. в Беларуси выходит профессиональный журнал «Социология», главным редактором которого является профессор А.Н. Данилов, он же в 2000 г. избран президентом Белорусского социологического общественного объединения.
О развитии социологии и об углублении процесса ее институционализации говорит и тот факт, что наряду с государственными социологическими службами в 90-е гг. стали создаваться негосударственные вузы (в которых преподается социология) и центры изучения общественного мнения. К ним можно отнести Независимый институт социально-экономических и политических исследований, возглавляемый профессором О.Т. Манаевым; частно-исследовательское предприятие «НОВАК» (А.П. Вардомацкий); Национальный центр стратегических инициатив «Восток–Запад» (Л.Ф. Заика) и ряд других, всего более десяти, которые в 1998 г. объединились в «Белорусскую ассоциацию фабрик мысли».
Таким
образом, в период перестройки происходит
полноценное развитие социологии как
самостоятельной науки об обществе,
и процесс ее институционализации приобретает
вполне законченные формы.
Тема 3. Методология и методы прикладного
социологического
исследования
План лекции
1. Социология, как и всякая наука, имеет свой научный (академический) и практический прикладной характер, пользуется как методами теоретического анализа, так и методами эмпирического исследования. Прикладное социологическое исследование нельзя оценивать как чисто эмпирическое, так как в его рамках тесно переплетаются эмпирические методы сбора социологической информации с приемами теоретического анализа эмпирических данных, их обобщения, объяснения и истолкования. Отличительным признаком прикладного социологического исследования является лишь то, что оно предпринимается с сугубо практическими целями, имеет конкретных заказчиков и профессиональных исполнителей. Именно поэтому не следует смешивать деление научного исследования на теоретическое и эмпирическое с такими его разновидностями, как академическая (фундаментальная) и прикладная отрасли познания. Исходя из сказанного, можно дать следующее определение этой разновидности социологического исследования.
Прикладная социология — это совокупность теоретических знаний, методологических принципов, эмпирических методов сбора первичной информации с ее последующей логико-математической обработкой с целью получения аргументированных рекомендаций, направленных на решение конкретных задач и совершенствование социальной практики.
Методология прикладного социологического исследования включает в себя общую характеристику этого типа исследования, его основных этапов, видов и методов.
Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов осуществления. Таковыми являются:
Подготовительный этап. Включает в себя определение (вместе с заказчиком) темы, целей и задач исследования. Проведение пилотажного исследования и подготовки программы исследования. Определение генеральной и выборочной совокупности. Разработку и тиражирование инструментария. Формирование исследовательской группы, определение сметы исследования и графика работ, соответствующую организационную и материально-техническую подготовку.
Полевой этап. Это этап сбора первичной социологической информации с помощью процедур, методов и инструментария, определенных программой исследования.
Этап подготовки и обработки первичной информации. Собранные на этапе полевых исследований материалы нуждаются в проверке и в подготовке для обработки на ЭВМ, после чего осуществляется сам процесс обработки и получение различных зависимостей.
Заключительный этап. Это обобщение данных, их объяснение и истолкование, получение практических выводов и рекомендаций. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговые документы зависят от глубины исследования и интересов заказчика. Таковыми могут быть: 1) информационная справка; 2) информационная записка; 3) аналитическая записка; 4) отчет о научно-исследовательской работе.
В зависимости от глубины и целей исследования выделяют следующие виды прикладного социологического исследования:
Разведывательное (пилотажное) исследование — это пробное исследование, осуществляемое с целью проверки качества подготовки основного массива исследовательских операций. В ходе его уточняются цели, задачи и гипотезы исследования, осуществляется доработка и исправление инструментария. Проводится это исследование на ограниченной совокупности изучаемого объекта и предназначено для получения оперативной информации. На его базе развертывается методология оперативного социологического исследования, которое зачастую проводится в оперативном режиме при быстро изменяющихся событиях.
Описательное исследование — это более сложный вид социологического изучения социального объекта. Обычно применяется для изучения большой общности, отличающейся разнообразием признаков и характеристик. В исследовании такого вида осуществляется сравнение изучаемых параметров, устанавливаются связи между ними и характер взаимодействия, т.е. дается описание структуры изучаемого объекта.
Аналитическое исследование — самый сложный и углубленный тип социологического исследования, целью которого является не только описание структурных элементов изучаемого объекта, но и выяснение причин социальных явлений и процессов. Подготовка аналитического исследования — достаточно ответственная операция, она требует тщательной разработки программы исследования, всех исследовательских и аналитических операций.
Наряду с основными критериями, определяющими виды исследования, могут использоваться и дополнительные. Так, в зависимости от того, изучается ли объект в статике, в его сиюминутном состоянии, или же он рассматривается в динамике, в состоянии изменения и развития, выделяют такие виды социологического исследования: