Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:59, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Социологии"
1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.
2. Место социологии в системе наук об обществе.
3. Структура социологии и ее основные функции.
Наблюдение — это такой метод сбора первичной информации, который строится на основе чувственного отражения действительности с четко определенной научной целью.
От обыденного чувственного опыта наблюдение отличается тем, что оно всегда носит целенаправленный характер, определяется специальной программой, и его результаты фиксируются в специальных документах — протоколах наблюдения.
В социологии этот метод классифицируется по разным признакам.
По положению наблюдателя по отношению к наблюдаемому объекту различают наблюдение:
– включенное;
– невключенное.
Лабораторное наблюдение преобразует этот метод в процесс экспериментального изучения социального объекта.
Эксперимент в социологии и социальной психологии — это метод изучения социального объекта (чаще всего группы) в специально заданных, варьируемых и контролируемых условиях.
Различают полевые и лабораторные эксперименты. Особенность первых состоит в том, что они проводятся в привычных для изучаемого объекта условиях — в цехе, в классе, аудитории, казарме и т.д. Вторые же проводятся в специально оборудованных лабораториях.
В социальном эксперименте выделяются следующие элементы:
– экспериментальная группа;
– экспериментальный фактор (независимая переменная);
– экспериментальная ситуация.
Основным
требованием социального
3. Важным этапом социологического исследования является анализ и обработка исходных данных с целью получения обоснованных выводов и надежных рекомендаций.
Существуют как количественные, так и качественные методы анализа первичной информации. К количественным методам относятся:
– группировка;
– расчет коэффициентов корреляции;
– факторный анализ.
Качественными методами анализа и обобщения являются:
– типологизация;
– моделирование;
– концептуализация.
В зависимости от методов получения первичной информации несколько различаются и методы обработки. Так, при анализе и обработке данных, полученных в результате опроса, используются такие методы, как:
– ранжирование;
– шкалирование;
– корреляция.
Основным заключительным документом социологического исследования является научный отчет. В него входят:
– программа исследования;
– характеристика респондентов;
– представление и анализ полученных данных;
–
теоретические обобщения и
– приложения (графики, таблицы, схемы, диаграммы).
Грамотно
проведенное социологическое
Тема
4. Системно-структурная
и динамическая характеристика
общества
План лекции
1. Приступая к изучению основного объекта социологии, каковым является общество, необходимо решить ряд методологических вопросов, касающихся устройства (структуры) общества и особенностей его функционирования и развития. Методологическая проработка этого вопроса включает в себя два основных аспекта: уяснение сути системно-структурного анализа и уточнение самого понятия «общество».
Это предварительное уяснение требуется для того, чтобы преодолеть различные, порой весьма противоречивые, истолкования этих понятий, сложившиеся в учебной литературе. Кроме того, с методологической точки зрения, совершенно неправильно рассматривать вопрос о системе в отрыве от вопроса о структуре, что сплошь и рядом делается в учебной литературе по социологии. Поэтому здесь необходимо напомнить слушателям несколько популярных положений о системно-структурной организации объектов.
Все объекты, начиная от элементарных частиц, атомов, молекул и клеток до галактик и в целом Вселенной, представляют собой определенные системы. Понятие системы определяет целостность объекта, наличие определенных интегральных качеств. Мир представляет собой иерархию систем. Поэтому, не впадая в тавтологию, можно сказать, что системы складываются из систем (в упрощенном варианте это своего рода русские матрешки). Система имеет свои пространственно-временные границы, что и определяет ее целостность и самостоятельность. Системы более низкого уровня (или подсистемы) представляют собой элементы другой, более общей системы, являются ее «строительным материалом». Эти подсистемы, или элементы с их функциональными связями и отношениями составляют структуру системы, или, что то же самое, структуру объекта. Отсюда следует, что, говоря о системности объекта, подчеркивают его интегральную целостность, а говоря о структуре, выделяют его элементы, их связи и отношения, особенности функционирования, изменения и развития как отдельных элементов, так и системы в целом.
В этом плане, сказать, что общество есть система, еще ничего не сказать, ибо человек, семья, группа — это тоже система. Если же говорить о системности объекта, то необходимо иметь в виду структурную сложность различных систем, от простых механических до живых, сложных, самоорганизующихся и саморазвивающихся. Системность общества означает проявление предельной сложности этого объекта, его самоорганизацию, самоуправление и саморазвитие. В отличие от сложных самоорганизующихся биологических систем, общество включает в свои структуры духовные элементы — от действия индивида до менталитета поколения и общества в целом. Здесь особую роль играют знания, заблуждения, предрассудки, традиции, нормы, идеалы, планы, проекты, цели, инновации и т.д.
Особенность изучения социальной структуры (как особой организации социальной системы) как раз-таки и заключается в том, чтобы соединить в единое интегральное целое материальные подсистемы (здесь вполне можно использовать и термин «подструктуры») общества с его ментальными структурами. Вся история общественной науки представляет собой поле борьбы между основными парадигмами социальной структуры, а именно: что определяет — материальное определяет идеальное, или же наоборот, идеальное определяет материальное. Если же считать, что сознание человека определяет его действия и поступки, то и в этом случае специалисты значительно расходились во мнении, ибо здесь имеется широкий выбор детерминантов от сознательных или подсознательных актов отдельного человека до «духа» времени или настроений толпы.
Но так или иначе, структурная характеристика объекта (или системы) предполагает выявление составляющих его элементов, их связей и взаимодействий. Ясно, что и при анализе такой системы, каковой является общество, стоит та же самая задача, т.е. выяснение составляющих общество элементов, их связей, действий и взаимодействий. Причем эта задача должна решаться не в одном отдельно взятом параграфе, а пронизывать всю структуру социологического знания. Разные элементы этого знания представляют собой лишь разные аспекты рассмотрения организации социальной структуры, частных и общих законов ее функционирования, изменения и развития.
Правда,
здесь приходится сталкиваться еще
с одной сложностью, суть которой
заключается в самом
Для Платона и Аристотеля общество — это жители полиса-государства. Для Августина и Ф. Аквинского — это христианский мир. Для философов Нового времени — жители Европы. Для Маркса и Энгельса — общественно-экономическая формация; для О. Конта — все человечество с момента его зарождения, и т.д.
Обществом
называют такие объединения людей,
как род или племя, жителей
города или деревни, население страны
или граждан государства, ныне живущее
поколение людей и растянутую во времени
цивилизацию, содружество государств
или человечество в целом. Как же объединить
в едином общем понятии столь различные
ассоциации людей? Видимо, необходимо
идти от системно-структурной характеристики
общества. Откуда следует, что общество
— это такая система, в которой части и
целое взаимоопределяют друг друга, начиная
от семьи и малой группы до человечества
в целом. Основной же единицей общества
является государство или население страны.
Именно поэтому социология изучает не
просто общество, а общество конкретное:
французское, английское, немецкое, российское,
белорусское и т.д.
2. Вопросы о том, что такое общество, какова его природа, настоящее и будущее, волновали человеческую мысль чуть ли ни с момента зарождения человечества. Социальные мотивы четко прослеживаются в литературных памятниках Древнего мира, в Священных Писаниях, в древнейших памятниках философской мысли, в классической форме они выражены в трудах Платона и Аристотеля.
Новое время наряду с сословной структурой общества добавило понятие класса и классовой структуры, ставшей классической в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса.
Двадцатый
век сформировал
Наконец, во второй половине ХХ в. Т. Парсонс сформировал свою концепцию социальной структуры, ключевым понятием которой стало понятие социального действия, или функционального единства общества. В рамках своей концепции этот исследователь попытался объединить личные и коллективные, биологические и социокультурные подсистемы (он их называет системами действия общества). Таковыми являются: социальная, личностная, культурная и биологическая.
Каждая из систем выполняет четыре основные функции: интеграции, целедостижения, латентности и адаптации.
Выполняя эти функции, каждая система имеет как бы главную или ведущую функцию:
Компонентами социальной системы в этой концепции выступают: ценности, нормы, коллективы и роли.
Ценности — это общественное представление о желаемом типе социальной системы, они способствуют сохранению культурных образцов.
Нормы представляют собой ориентации относительного поведения в конкретных ситуациях и обеспечивают интеграцию социальной системы.
Коллективы (или общности), имеющие статусную дифференциацию, ориентированы на исполнение целедостижения.
Роли — это ожидания относительно поведения личности, они выполняют в социальной системе функцию адаптации.
Важнейшим проявлением социальной системы выступает институционализация — процесс образования устойчивых моделей взаимодействия между социальными деятелями.
Институционализация — это и есть процесс образования социальной системы, т.е. совокупности стандартных отношений носителей ролей. Поэтому социальную систему можно представить и как институционализированный набор ролей.
Подсистемами социальной системы, по Т. Парсонсу, являются: экономическая, политическая, социальная и система социализации. Каждая из них выполняет свою полезную работу, или функцию: