Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:59, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Социологии"
1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.
2. Место социологии в системе наук об обществе.
3. Структура социологии и ее основные функции.
Последние, в свою очередь, подразделяются на:
Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках в рамках единой генеральной совокупности c целью изучения изменений на уровне социальных групп.
Объектом когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая постоянно находится в поле зрения исследователей и периодически изучается. На различных этапах изучения выборка не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, важно, чтобы это была одна и та же когорта, т.е. социолог отслеживает изменения, происходящие в исходной когорте.
Объектом исторических трендовых исследований является изучение однотипных возрастных групп, предпринимаемое через определенные промежутки времени, с целью выяснения тех изменений, которые могут иметь место в одних и тех же возрастных группах по мере изменения самого общества. Иначе говоря, если в первом случае исследователь движется вслед за группой, или когортой, интересуясь изменениями, которые могут в ней происходить, то во втором случае он как бы стоит на месте и через определенные интервалы времени высвечивает однотипные возрастные группы, фиксируя их отличительные признаки. Фиксируя, например, факт акселерации у выпускников старших классов.
Ни когортные, ни исторические тренды не дают возможности анализировать индивидуальные судьбы людей, их изменения в процессе развития и социализации. Эти задачи решаются с помощью панельных и лонгитюдных исследований.
Панельные исследования — это изучение одних и тех же явлений через определенные интервалы времени. Частота повторяемости и продолжительность интервалов определяются произвольно. Важно лишь, чтобы одни и те же лица изучались по сходной методике. Объектом исследования здесь могут быть любые возрастные группы, от детского до пенсионного возраста. Если же объектом исследования становится молодежная группа, то панельное исследование превращается в лонгитюдное.
Лонгитюдное исследование — это изучение индивидуальных изменений членов молодежной группы. Основным требованием лонгитюдного исследования является единство программы, инструментария и выборки на всем протяжении изучения объекта, которое может длиться несколько лет.
Особой разновидностью повторных масштабных исследований является мониторинг.
Социальный мониторинг представляет собой целостную систему изучения и отслеживания тех изменений, которые происходят с определенными социальными объектами в ходе их функционирования и развития. Это отслеживание осуществляется на основе сбора, хранения, обработки и сравнения той информации, которая накапливается в ходе долгосрочного исследования изучаемого объекта.
Мониторинг имеет свое теоретическое и техническое обеспечение. Здесь важны не только методы сбора и обработки информации, но и средства ее хранения, оперативной трансляции от периферийных сетей к центральным, быстрая обработка большого объема информации, иначе говоря, мониторинг предполагает использование большого количества специалистов, соответствующей технической базы и немалых финансовых средств, т.е. он может проводиться лишь крупными исследовательскими центрами.
Важным моментом подготовительного этапа исследования является разработка программы социологического исследования (ПСИ) — на основе полученного заказа, установления проблемы и проблемной ситуации, некоторых исходных данных, полученных в ходе предварительного изучения объекта.
Программа социологического исследования — это теоретический документ, определяющий пути, приемы и сроки изучения социальных проблем. Она включает в себя два основных раздела:
Проблема — это объективное противоречие, реально складывающееся в ходе функционирования, изменения и развития социального объекта.
Проблемная ситуация — это отражение реальной проблемы в сознании людей, требующее проявления их активности для своего разрешения.
Объект исследования — это сам социальный объект (коллектив, группа, общность) и те условия, в которых протекает его деятельность.
Предмет исследования — это одна из сторон жизнедеятельности объекта, подлежащая социологическому изучению (например, производительность труда, дисциплина, стиль руководства и т.д.).
Генеральная совокупность — общее число единиц, составляющих объект исследования (например, коллектив завода, жители города или республики в целом).
Выборочная совокупность — часть социального объекта, которая адекватно отражает его структуру и подлежит непосредственному изучению, должна отвечать требованию репрезентативности.
Репрезентативность — свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.
Цель исследования — результат исследовательской деятельности, формулировка которой чаще всего определяется темой исследования и пожеланиями заказчика.
Задачи исследования — конкретные планы исследования, предпринимаемые для реализации его цели и решения проблемной ситуации.
Гипотезы исследования — это предварительные предположения, истолковывающие причины или факторы сложившейся проблемной ситуации и возможные пути их устранения.
Интерпретация понятий, описывающих предмет и задачи исследования, — это уточнение (определение) смысла основных понятий, на базе которых осуществляется социологическое исследование. Она предполагает расчленение основного понятия на ряд частных, которые конкретизируют и уточняют смысл базового понятия, допуская их опытную проверку. Поэтому эта логическая операция часто определяется как эмпирическая интерпретация.
Операционализация понятий — дальнейшее членение и детализация до уровня однозначно понимаемых терминов. Такая детализация заключается в расчленении ранее выделенных понятий на их элементы. Получаемые при этом более простые понятия называются операциональными. Различают структурную и факторную операционализацию. Первая имеет место в описательном исследовании, обе — в аналитическом.
Вторая, процедурная часть программы определяет методику и технику социологического исследования. Она включает описание методов сбора, обработки и анализа эмпирической информации, методику их исследования, а также определяет план и график работ.
Таким образом, программа социологического исследования — это своеобразная лоция, которая организует и направляет исследовательскую деятельность по пути наиболее рационального достижения поставленных целей.
2. Основными эмпирическими методами сбора первичной социологической информации являются:
– анализ документов;
– опрос (анкетирование, интервью);
– наблюдение;
– эксперимент.
Социологическое исследование начинается, как правило, с изучения документов, т.е. таких элементов культуры, в которых содержится информация о различных этапах жизнедеятельности социальных объектов.
Документы, которые могут быть использованы в качестве первичных источников социальной информации, весьма разнообразны и классифицируются по разным основаниям (критериям).
По способу фиксации информации документы подразделяются на:
– текстовые (на бумажных, магнитных или электронных носителях);
– иконографические (образные);
– фонетические (на различных носителях);
– статистические
(сборники статуправлений и госучреждений).
По социальному статусу они делятся на:
–
официальные (государственно-
– неофициальные (личные);
По характеру информации:
– исторические (хроники, летописи, описания прошлых событий);
– правовые;
– экономические;
– политологические;
– культурологические;
– теологические.
По степени близости к описываемому объекту:
– первичные (стенограммы);
– вторичные (справки, аналитические обобщения).
В качестве документов выступают и разнообразные виды социологического инструментария — от протоколов наблюдений и экспериментов до их первичной обработки.
В социологии при изучении документов определились два основных метода их анализа: традиционный (содержательный или качественный) и формализированный (количественный или контент-анализ).
Второй важный метод социологического исследования — опросный.
Опрос — метод сбора первичной социологической информации, предусматривающий устное или письменное обращение к респондентам с целью фиксации их мнений по изучаемой проблеме.
Основными элементами опроса являются:
– специалист–разработчик опросного инструментария;
– анкетер (интервьюер);
– анкета (план интервью);
– ситуация опроса (способ его проведения);
– респондент (отвечающий).
В практике социологического исследования используются разные виды и методики опросов. Основными видами этого метода являются анкетный опрос и интервью.
Анкетный опрос — один из основных видов опроса. Его особенность — использование анкеты, заполняемой респондентом самостоятельно (в отличие от интервью, в процессе которого ответы записываются самим интервьюером).
Анкетирование подразделяется на раздаточное, почтовое и прессовое.
Раздаточное анкетирование — это такой способ опроса, при котором анкетер непосредственно раздает и собирает анкеты. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых различают индивидуальное и групповое.
Почтовый опрос — распространение анкет путем почтовой рассылки с просьбой о возврате заполненной анкеты.
Прессовый опрос — обращение к респондентам через газету с публикацией анкеты и просьбой вырезать анкету и переслать ее в адрес редакции.
Каждый из этих видов имеет как свои преимущества, так и свои недостатки.
Интервью — второй вид опроса, при котором интервьюер и респондент находятся в непосредственном контакте.
Различают следующие виды интервью:
– свободное;
– формализованное (стандартизированное);
– фокусированное;
– телефонное.
Для осуществления этого вида опроса необходима высокая квалификация специалиста и ряд специальных требований.
Разновидностью опросного метода является и метод экспертной оценки, специфика которого состоит в том, что в качестве респондентов здесь выступает группа специалистов в той или иной области человеческой деятельности. Важной формой экспертного опроса является метод мозгового штурма, который используется при необходимости решения экстренных проблем.
Большое значение в социологии имеет метод наблюдения.