Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:59, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Социологии"

Содержание работы

1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.

2. Место социологии в системе наук об обществе.

3. Структура социологии и ее основные функции.

Файлы: 1 файл

Курс лекций Елсукова.doc

— 653.50 Кб (Скачать файл)
  • разовые (точечные);
  • повторные.

    Последние, в свою очередь, подразделяются на:

  • трендовые (когортные, исторические);
  • панельные;
  • лонгитюдные.

      Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках в рамках единой генеральной совокупности c целью изучения изменений на уровне социальных групп.

      Объектом  когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая постоянно находится в поле зрения исследователей и периодически изучается. На различных этапах изучения выборка не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, важно, чтобы это была одна и та же когорта, т.е. социолог отслеживает изменения, происходящие в исходной когорте.

      Объектом  исторических трендовых исследований является изучение однотипных возрастных групп, предпринимаемое через определенные промежутки времени, с целью выяснения тех изменений, которые могут иметь место в одних и тех же возрастных группах по мере изменения самого общества. Иначе говоря, если в первом случае исследователь движется вслед за группой, или когортой, интересуясь изменениями, которые могут в ней происходить, то во втором случае он как бы стоит на месте и через определенные интервалы времени высвечивает однотипные возрастные группы, фиксируя их отличительные признаки. Фиксируя, например, факт акселерации у выпускников старших классов.

      Ни  когортные, ни исторические тренды не дают возможности анализировать  индивидуальные судьбы людей, их изменения  в процессе развития и социализации. Эти задачи решаются с помощью панельных и лонгитюдных исследований.

      Панельные исследования — это изучение одних и тех же явлений через определенные интервалы времени. Частота повторяемости и продолжительность интервалов определяются произвольно. Важно лишь, чтобы одни и те же лица изучались по сходной методике. Объектом исследования здесь могут быть любые возрастные группы, от детского до пенсионного возраста. Если же объектом исследования становится молодежная группа, то панельное исследование превращается в лонгитюдное.

      Лонгитюдное исследование —  это изучение индивидуальных изменений членов молодежной группы. Основным требованием лонгитюдного исследования является единство программы, инструментария и выборки на всем протяжении изучения объекта, которое может длиться несколько лет.

      Особой  разновидностью повторных масштабных исследований является мониторинг.

      Социальный  мониторинг представляет собой целостную систему изучения и отслеживания тех изменений, которые происходят с определенными социальными объектами в ходе их функционирования и развития. Это отслеживание осуществляется на основе сбора, хранения, обработки и сравнения той информации, которая накапливается в ходе долгосрочного исследования изучаемого объекта.

      Мониторинг  имеет свое теоретическое и техническое обеспечение. Здесь важны не только методы сбора и обработки информации, но и средства ее хранения, оперативной трансляции от периферийных сетей к центральным, быстрая обработка большого объема информации, иначе говоря, мониторинг предполагает использование большого количества специалистов, соответствующей технической базы и немалых финансовых средств, т.е. он может проводиться лишь крупными исследовательскими центрами.

      Важным  моментом подготовительного этапа  исследования является разработка программы социологического исследования (ПСИ) — на основе полученного заказа, установления проблемы и проблемной ситуации, некоторых исходных данных, полученных в ходе предварительного изучения объекта.

      Программа социологического исследования — это теоретический документ, определяющий пути, приемы и сроки изучения социальных проблем. Она включает в себя два основных раздела:

  • теоретико-методологический (определение задач, целей, объекта и предмета исследования, описание проблемной ситуации, формулировка гипотез, интерпретация и операционализация понятий, обоснование выборки);
  • процедурно-методический (характеристика эмпирических методов сбора первичной социологической информации, разработка инструментария и методики его использования, определение методов количественной и качественной обработки полученных данных, определение плана исследования и графика работ).

      Проблема  — это объективное противоречие, реально складывающееся в ходе функционирования, изменения и развития социального объекта.

      Проблемная  ситуация — это отражение реальной проблемы в сознании людей, требующее проявления их активности для своего разрешения.

      Объект  исследования —  это сам социальный объект (коллектив, группа, общность) и те условия, в которых протекает его деятельность.

      Предмет исследования — это одна из сторон жизнедеятельности объекта, подлежащая социологическому изучению (например, производительность труда, дисциплина, стиль руководства и т.д.).

      Генеральная совокупность —  общее число единиц, составляющих объект исследования (например, коллектив завода, жители города или республики в целом).

      Выборочная  совокупность —  часть социального объекта, которая адекватно отражает его структуру и подлежит непосредственному изучению, должна отвечать требованию репрезентативности.

      Репрезентативность — свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.

      Цель  исследования —  результат исследовательской деятельности, формулировка которой чаще всего определяется темой исследования и пожеланиями заказчика.

      Задачи  исследования —  конкретные планы исследования, предпринимаемые для реализации его цели и решения проблемной ситуации.

      Гипотезы  исследования —  это предварительные предположения, истолковывающие причины или факторы сложившейся проблемной ситуации и возможные пути их устранения.

      Интерпретация понятий, описывающих предмет и задачи исследования, — это уточнение (определение) смысла основных понятий, на базе которых осуществляется социологическое исследование. Она предполагает расчленение основного понятия на ряд частных, которые конкретизируют и уточняют смысл базового понятия, допуская их опытную проверку. Поэтому эта логическая операция часто определяется как эмпирическая интерпретация.

      Операционализация понятий — дальнейшее членение и детализация до уровня однозначно понимаемых терминов. Такая детализация заключается в расчленении ранее выделенных понятий на их элементы. Получаемые при этом более простые понятия называются операциональными. Различают структурную и факторную операционализацию. Первая имеет место в описательном исследовании, обе — в аналитическом.

      Вторая, процедурная часть программы  определяет методику и технику социологического исследования. Она включает описание методов сбора, обработки и анализа эмпирической информации, методику их исследования, а также определяет план и график работ.

      Таким образом, программа социологического исследования — это своеобразная лоция, которая организует и направляет исследовательскую деятельность по пути наиболее рационального достижения поставленных целей.

      2. Основными эмпирическими методами сбора первичной социологической информации являются:

      – анализ документов;

      – опрос (анкетирование, интервью);

      – наблюдение;

      – эксперимент.

      Социологическое исследование начинается, как правило, с изучения документов, т.е. таких элементов культуры, в которых содержится информация о различных этапах жизнедеятельности социальных объектов.

      Документы, которые могут быть использованы в качестве первичных источников социальной информации, весьма разнообразны и классифицируются по разным основаниям (критериям).

      По  способу фиксации информации документы  подразделяются на:

– текстовые (на бумажных, магнитных или электронных  носителях);

– иконографические (образные);

– фонетические (на различных носителях);

– статистические (сборники статуправлений и госучреждений). 

      По  социальному статусу  они делятся на:

 –  официальные (государственно-общественные);

– неофициальные (личные);

      По  характеру информации:

      – исторические (хроники, летописи, описания прошлых событий);

      – правовые;

      – экономические;

      – политологические;

      – культурологические;

      – теологические.

      По  степени близости к описываемому объекту:

      – первичные (стенограммы);

      – вторичные (справки, аналитические  обобщения).

      В качестве документов выступают и  разнообразные виды социологического инструментария — от протоколов наблюдений и экспериментов до их первичной обработки.

      В социологии при изучении документов определились два основных метода их анализа: традиционный (содержательный или качественный) и формализированный (количественный или контент-анализ).

      Второй  важный метод социологического исследования — опросный.

      Опрос — метод сбора первичной социологической информации, предусматривающий устное или письменное обращение к респондентам с целью фиксации их мнений по изучаемой проблеме.

      Основными элементами опроса являются:

      – специалист–разработчик опросного  инструментария;

      – анкетер (интервьюер);

      – анкета (план интервью);

      – ситуация опроса (способ его проведения);

      – респондент (отвечающий).

      В практике социологического исследования используются разные виды и методики опросов. Основными видами этого метода являются анкетный опрос и интервью.

      Анкетный  опрос — один из основных видов опроса. Его особенность — использование анкеты, заполняемой респондентом самостоятельно (в отличие от интервью, в процессе которого ответы записываются самим интервьюером).

      Анкетирование подразделяется на раздаточное, почтовое и прессовое.

      Раздаточное анкетирование —  это такой способ опроса, при котором анкетер непосредственно раздает и собирает анкеты. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых различают индивидуальное и групповое.

      Почтовый  опрос — распространение анкет путем почтовой рассылки с просьбой о возврате заполненной анкеты.

      Прессовый опрос — обращение к респондентам через газету с публикацией анкеты и просьбой вырезать анкету и переслать ее в адрес редакции.

      Каждый  из этих видов имеет как свои преимущества, так и свои недостатки.

      Интервью  — второй вид опроса, при котором интервьюер и респондент находятся в непосредственном контакте.

      Различают следующие виды интервью:

      – свободное;

      – формализованное (стандартизированное);

      – фокусированное;

      – телефонное.

      Для осуществления этого вида опроса необходима высокая квалификация специалиста и ряд специальных требований.

      Разновидностью  опросного метода является и метод экспертной оценки, специфика которого состоит в том, что в качестве респондентов здесь выступает группа специалистов в той или иной области человеческой деятельности. Важной формой экспертного опроса является метод мозгового штурма, который используется при необходимости решения экстренных проблем.

      Большое значение в социологии имеет метод  наблюдения.

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"