Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:59, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Социологии"
1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.
2. Место социологии в системе наук об обществе.
3. Структура социологии и ее основные функции.
1. Материал этой темы чрезвычайно обширен. Можно было бы предложить отвести на изучение этой темы две лекции и два семинарских занятия. Если же ограничиться одной лекцией, тогда в каждом из обозначенных вопросов придется выбирать наиболее важные моменты.
Второе методическое замечание состоит в том, что развитие социологической мысли нельзя рассматривать как линейно-поступательный процесс, когда новый этап сменяет и как бы отменяет предыдущий. Предшествующие этапы развития социологической мысли не отмирают с появлением новых, а продолжают существовать, имея собственную историю и современные формы своего проявления. Так, социальная философия предшествовала появлению теоретической социологии. Но с возникновением последней она не прекратила своего существования, а продолжает развиваться и в наше время, постоянно подпитывая своими идеями современную теоретическую социологию. Поэтому современная социология представляет собой довольно сложную смесь социально-философских, социально-теоретических и эмпирических (прикладных) исследований.
Наглядно основные этапы возникновения социологии можно проиллюстрировать следующей схемой. (см. рис. 5).
В истории
философии имеется обширный материал,
определяющий истоки социологии. Поэтому
перед нами встает трудная методическая
задача отбора этого материала. Но при
всем ограничении времени невозможно
не упомянуть и не дать хотя бы самую общую
характеристику таких работ, как «Государство»
Платона, «Политика» Аристотеля, «Левиафан»
Гоббса, «О духе законов» Монтескье и «Философия
права» Гегеля, в которых ставились и решались
вопросы о социальной структуре, о гражданском
обществе, о государстве и праве, о формах
правления, о собственности, производстве
и торговле, о правах и типах личности
и т.д., т.е. все те вопросы, которые и стали
впоследствии основными вопросами теоретической
социологии.
Cередина ХХ в. | |||||
Конец ХIХ
—
начало ХХ в. |
Теории
среднего уровня (Отрасл.социол.) | ||||
Первая
половина ХIХ в. |
Эмпирическая
(прикладная) социология | ||||
IV в. до н.э. | Теоретическая социология | ||||
Социальная философия |
Рис.
5. Этапы зарождения и развития социологии.
В свое время, при изучении вопроса о возникновении марксизма, подробно анализировались социально-политические, философские и естественнонаучные предпосылки марксистской философии. Нужно сказать, что этот материал имеет общенаучное значение и вполне может быть использован при анализе зарождения теоретической социологии. При этом, анализируя социально-политическую ситуацию Европы ХVIII в., нельзя ограничиться лишь рассказом о выступлении трудящихся масс. Важно подчеркнуть ту ситуацию нестабильности, разрухи и распада, внутренних и международных конфликтов, в которой оказалась Европа накануне революций, в период их осуществления и в постреволюционный период. Обнищание и разруха охватили не только трудящиеся массы, а общество в целом. Многовековая стабильность феодального общества была поколеблена, а устои нового, буржуазного общества еще не сформировались. В этих условиях многие мыслители стали возлагать надежды на рациональные основы бытия, и прежде всего на науку, которая к этому времени, несмотря на все социальные трудности, сделала значительные успехи в технической сфере. В этих условиях и зарождаются две теоретические модели модернизации общества на научно-рациональной основе: марксизм и позитивизм.
Первый, апеллируя к науке, отстаивал объективный (т.е. материально-экономический) ход социального развития. Свою социальную концепцию марксизм выразил в виде исторического материализма, основой которого стало материалистическое объяснение истории, в экономике — уничтожение частной собственности, в социально-политической сфере — уничтожение классов и установление социального равенства. Отсюда вытекала необходимость социалистической революции и установления диктатуры пролетариата.
Второй подход (позитивистский), также апеллируя к науке, отстаивал идеалистический критерий общественного развития (т.е. развитие духовных элементов культуры), необходимость сохранения частной собственности и плавного реформирования общественных структур. Именно этот подход и был назван «социологией», на долгие годы связав себя с интересами имущих классов, что и обеспечило его отторжение в лагере социализма.
Это
пояснение необходимо сделать, ибо
марксизм существовал и существует
на Западе, а К. Маркс признается
одним из классиков теоретической
социологии и в современной западной литературе.
2. Анализ зарождения и основных этапов развития теоретической социологии также представляется весьма трудным делом из-за обширности материала.
Здесь важно иметь в виду то обстоятельство, что теоретическая социология часто заимствовала какую-либо ключевую идею из наиболее развитых областей знания, что и определило ее пестроту и плюралистичность. Так, в теоретической социологии можно выделить следующие разновидности:
Это перечисление необходимо для того, чтобы понять, что теоретическая социология не представляет собой набор общепризнанных истин, раскрывающих подлинную картину общества, его строения и развития. Это, скорее, мозаичное полотно, где соседствуют разные мнения и идет идеологическая борьба.
Если
говорить о персоналиях, то следует
выделить таких классиков теоретической
социологии, как О. Конт, Г. Спенсер, Г. Тард,
Э. Дюркгейм, М. Вебер, разумеется, указав
лишь на их ключевые идеи, так как для более
подробного рассмотрения просто не хватает
времени. Изложение идей этих авторов
сейчас легко найти в учебной и справочной
литературе.
3. Если европейская социология тяготела к теоретическим построениям и развивалась в начале ХIХ века вне стен университетов, то эмпирическая социология, получившая наибольшее развитие в США, с одной стороны, с самого начала была связана, с научными центрами, а с другой стороны, получила большую поддержку в предпринимательских кругах, стремившихся с ее помощью решить ряд практических проблем.
Так,
в 1892 г. была открыта первая в мире
кафедра социологии и социологический
факультет в Чикагском университете (декан
Дж. Смолл). В 1901 г. курс социологии преподавался
уже в 169 университетах и колледжах США.
Правительство
и предприниматели
В 1918 г. вышел труд Ф. Знанецкого и У. Томаса «Польские крестьяне в Европе и в Америке», ставший классическим образцом конкретно-социологического исследования.
Затем последовали Хоторнские исследования, проводимые под руководством Э. Мэйо, с разработкой доктрины «человеческих отношений».
Эмпирические исследования требовали соответствующей теоретической базы. Макротеоретические построения европейцев мало подходили к этой цели. Поэтому, наряду с широким фронтом конкретно-социологических исследований, начинает формироваться и соответствующий слой теоретических построений, ориентированных на микросоциальные процессы.
В 1943 г. А. Маслоу разработал иерархическую теорию потребностей, на основе которой Ф. Херцберг (в 1950 г.) разработал теорию мотивации, а Д. Макгрегор (в 1957 г.) теорию стилей управления.
Ч. Кули сформулировал теорию «зеркального Я», Дж. Мид — «символического интеракционизма», Дж. Хоманс и П. Блау — «социального обмена».
Однако все эти теории носили чересчур приземленный характер, все свое внимание сосредотачивали на поведении отдельно взятого человека или малой группы. Поэтому объяснить более крупные социальные явления они не могли. Возникла потребность обобщения всех теорий и выхода на анализ более широких социальных структур.
Эта задача была выполнена Т. Парсонсом, создавшим общую теорию социального действия и методологию структурно-функционального анализа.
Социальное действие человека, по Т. Парсонсу, имеет рациональный, целенаправленный избирательный характер. На него оказывают влияние четыре относительно независимые системы действия (биологическая, культурная, социальная и личная), каждая из которых выполняет определенную функцию. Формирование этих систем и влияние их друг на друга Т. Парсонс назвал процессом институционализации, т.е. созданием такой социальной системы, которая действует сама по себе, вне зависимости от того, кто конкретно из людей участвует во взаимодействии.
Теория
социального действия, получив свою конкретизацию
и дальнейшую проработку в трудах последователей
(и даже противников) Т. Парсонса (например,
в работах Р. Мертона), в настоящее время
приобрела характер классической и в той
или иной мере используется многими исследователями.
4. Говоря о развитии отечественной социологии, необходимо иметь в виду то обстоятельство, что Беларусь, находясь в центре Европы, оказалась как бы в зоне политической тектоники между Восточной и Западной Европой, между народами Севера и Юга. Здесь, в зоне белорусского этноса, теснейшим образом переплетались экономические и политические интересы тех держав и народов, которые окружали Беларусь со всех сторон. Белорусские земли очень часто оказывались как бы разменной картой в политической борьбе Киевской Руси, Литвы, Польши и России за преобладание в этом регионе. Какая культура здесь преобладала, та и оставляла свой след, будучи переработанной в горниле этнических особенностей.
Эти особенности развития белорусской культуры нашли свое отражение в народном творчестве, в художественной, философской и политической литературе, а также в сочинениях теологического характера, представляя собой духовное богатство белорусского народа. В большинстве своем именно эта литература и составляет тот теоретический фундамент, на котором развивалась социально-политическая мысль Беларуси. Здесь можно было бы сослаться на работы Е. Полоцкой, К. Туровского, Ф. Скорины, С. Будного, Н. Гусовского, М. Смотрицкого, В. Острожского, Г. Конисского, С. Полоцкого, В. Тылковского, С. Шадурского, К. Нарбута, А. Мицкевича, М. Козловича, Д. Скрыпченко, И. Абдираловича и многих других мыслителей и общественных деятелей.
Второе
обстоятельство, характеризующее специфику
развития белорусской общественно-
Третье обстоятельство заключается в том, что, будучи частью России и разделяя все перипетии ее истории, Беларусь оказалась социалистическим государством в составе СССР, и основной признак государства — наличие собственной территории и соответствующей границы — Беларусь обрела именно в этот период. Поэтому, говоря об отечественной социологической мысли, нельзя обойти стороной вначале российское, а затем и советское влияние.
В развитии отечественной социологии четко выделяются три периода:
В дореволюционный период (конец ХIХ — начало ХХ в.) социологическая мысль России развивалась достаточно интенсивно в общем русле европейской культуры. Российское общество активно приобщалось, с одной стороны, к идеям позитивизма (через переводы работ О. Конта и Г. Спенсера и подвижническую деятельность французского исследователя, выходца из России Г.Н. Вырубова), а с другой стороны, к идеям марксизма (через переводы работ К. Маркса и Ф. Энгельса и их популяризацию и пропаганду Г.В. Плехановым). Эти философско-мировоззренческие направления, имея много общего в плане методологии познания (ориентация на методы научного познания), радикально расходились в вопросах устройства и, главное, переустройства общества. Быстро завоевав большое количество сторонников, эти два направления поляризировали общественную мысль Европы и России.