Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:59, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Социологии"

Содержание работы

1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.

2. Место социологии в системе наук об обществе.

3. Структура социологии и ее основные функции.

Файлы: 1 файл

Курс лекций Елсукова.doc

— 653.50 Кб (Скачать файл)
 

Типология родства

      В первобытном обществе нет понятий  родства и родословной в современном их значении. Стариками, родителями и детьми там называются группы населения одного и того же возраста, т.е. одними и теми же терминами обозначаются все мужчины и все женщины определенного возраста и класса. Поэтому понятие «отец» или «дедушка» там распространяется не на одного мужчину или дедушку, а на всех мужчин данного возраста.

      С возникновением моногамии возникает  необходимость вести родословную  и устанавливать степень родства, что юридически закрепляется в имени, отчестве и фамилии человека. Взрослые определяются понятиями: бабушка, дедушка, отец, мать, — а дети: сын, дочь, брат,  сестра; двоюродное родство: тетя, дядя, племянник, племянница, двоюродные братья и сестры и т.д.

      При определении родства необходимо исходить из двух критериев. Во-первых, имеет место супружеское родство. Мужчина и женщина, вступая в брак и образуя семью, становятся родственниками друг друга не по крови, а по брачному союзу. В этот же круг начинают входить и родственники супругов (отцы и матери, бабушки и дедушки, тети и дяди, братья и сестры и т.д.). Это как бы слияние двух семей в целый род.

      Во-вторых, родство понимается как кровнородственная  связь. Это связь между родителями и детьми, между братьями и сестрами, между двоюродными родственниками.

      Соединение  всех типов родства выражается единым термином — родня. 

Типология семьи

      По  числу родителей  семья подразделяется на:

  • полную (наличие обоих родителей);
  • неполную (отсутствие одного из родителей).

      По  количеству поколений  семья делится  на:

  • нуклеарную (родители и дети);
  • расширенную (включает прародителей).

      По  стилю управления семьи подразделяются на:

  • авторитарную:
  • демократичную.

      По  выбору места жительства семьи подразделяются на:

  • патрилокальную (молодожены живут с родителями мужа);
  • матрилокальную (молодожены живут с родителями жены);
  • неолокальную (молодожены живут отдельно от родителей).
 

Функции семьи

      Сущность  семьи как социального института  выражается в ее функциях. Последние  регулируют отношения членов семьи  друг с другом (мужа и жены, родителей и детей, родителей и прародителей и т.д.), служат укреплению семьи и ее нормальному функционированию в структуре общества. В качестве основных можно указать следующие функции:

  • сексуально-репродуктивная (регулирует сексуальные потребности родителей, рождение детей и, как следствие, воспроизводство населения);
  • воспитательно-регулятивная (первичная социализация и первичный социальный контроль);
  • рекреативно-досуговая (обеспечение отдыха, укрепление, восстановление здоровья, организация рационального досуга);
  • эмоционально-коммуникативная (общение на основе родственных чувств, культивирование спокойного, приятного мироощущения, забота о ближних, гордость за успехи каждого члена семьи и т.д.);
  • хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства и обеспечение нетрудоспособных членов семьи средствами существования).

      Наличие этих функций помогает понять, что  семья — это не только человеческий материал и отношения между членами  семьи, но и само место проживания, хозяйственная деятельность членов семьи, бытовые условия существования. Поэтому материально-пространственная характеристика семьи выражается такими понятиями, как дом, двор, усадьба, хутор, квартира. А место появления человека на свет определяется понятием «родина». В доиндустриальных обществах хозяйственная деятельность семьи имела общесоциальный смысл, т.к. двор крестьянина, двор помещика (феодала), мастерская ремесленника или лавка торговца одновременно были и местом проживания семьи. Такие традиции сохраняются в ряде традиционных обществ или в сельской местности. В индустриальных обществах производственная сфера и сфера проживания постепенно отделяются друг от друга. Дом становится лишь сферой быта, многие стороны которой также подвергаются индустриализации (стиральные машины, кухонные комбайны, пылесосы, холодильники, пищевые полуфабрикаты, фабричное консервирование продуктов, радиоаппаратура и т.д.).

      Таким образом, семья — это не только люди, но и их быт, и место проживания, и хозяйственно-бытовая деятельность. Экономическая же деятельность членов семьи выносится за сферу дома и выражается в зарплате (доходе) трудоспособных членов семьи или пенсии (стипендии) у ее нетрудоспособных членов. 

      3. На основе указанных теоретических положений в соединении с демографическими данными и социально-экономической статистикой строится социология семьи, которая стремится типизировать процессы изменения и развития современной семьи в каждом конкретном обществе. Для этого используется анализ документов, статистические данные, опросы населения по различным вопросам семейной жизни.

      Особое  значение здесь имеют мотивы заключения браков, причины разводов, процентное соотношение полных и неполных семей, соотношение господствующего мнения и реального положения дел относительно числа детей в семье, об изменении функций мужчины и женщины в семье и т.д.

      Средняя величина семей в странах СНГ  составляет 3,8 человека. В Беларуси — 3,3, в республиках Средней Азии — 6. Причем прослеживается общая тенденция снижения числа детей в семье. Дело доходит до критической отметки, когда естественный прирост населения не перекрывает его смертность. За период с 1959 по 1966 г. доля небольших семей в Беларуси возросла в 2 раза, а доля многодетных семей, состоящих из 6 и более человек, уменьшилась с 21,5% до 3,1%.

      Для Беларуси характерна высокая степень  брачности населения. По данным переписи населения 1989 г., в возрасте 45–49 лет в республике было всего 3,6% мужчин и 3,3% женщин, никогда не состоявших в браке. Но только 1/3 семей считается благополучной. О чем свидетельствует количество разводов.

      Если  сравнивать количество заключенных в течение года браков с количеством разводов, то оказывается, что ежегодно распадается каждый 3–4-й брак. Правда, картина представляется не столь мрачной, если сравнивать количество разводов по отношению ко всем существующим семьям — всего лишь 1,4%.

      В большинстве случаев в Беларуси инициаторами разводов являются женщины, хотя они и понимают, что возможности заключения нового брака при наличии детей весьма ограниченны.

      Среди основных причин разводов, по данным социологических  исследований, выступают:

  • пьянство, грубость, взаимное неуважение супругов, что в семье может складываться постепенно и приводить к разводу после долгих лет совместной жизни;
  • супружеская неверность;
  • психологическая и сексуальная несовместимость, что чаще всего проявляется в молодежной семье;
  • завышенные притязания друг к другу;
  • невыполнение (или плохое выполнение) одним из супругов своих семейно-бытовых функций;
  • бытовые неурядицы (отсутствие нормального жилья, большая скученность проживающих, противоречия между молодоженами и их родителями, особенно при совместном проживании) и ряд других.

      Специалисты, изучающие семейные отношения, констатируют тот факт, что современное общество столкнулось с «кризисом семьи». Об этом говорят следующие обстоятельства:

  • снижение рождаемости;
  • увеличение количества разводов и образование неполных семей; —— снижение социализирующего воздействия семьи в силу болезни, пьянства или наркомании родителей, из-за ухудшения жилищно-бытовых условий, разлада между родителями и т.д.;
  • ранний распад семей из-за смерти родителей в результате болезней, бытовых и техногенных катастроф, при выполнении служебных обязанностей и т.д.

      Во  все времена семейно-брачные отношения  были и остаются в центре внимания общественности и основных социальных институтов, каковыми являются религия и государство. Однако в обществе возинкают кризисные ситуации, снижающие положительное воздействие этих институтов. Но какие бы кризисы не происходили, семья всегда оставалась основной ячейкой общества, его основным структурообразующим стержнем. От здоровья общества во многом зависит и здоровье семьи, благополучие семейно-брачных отношений. 

Тема 7. Группа как система  и элемент социальной структуры.  
Социометрические методы изучения внутригрупповых  
отношений
 

План  лекции

  1. Понятие группы и ее роль в образовании социальной структуры.
  2. Типология социальных групп.
  3. Социометрия малых групп.
 

      1. Как уже отмечалось, человек постоянно  находится в окружении других людей. Это окружение имеет свои масштабы и свои структурообразующие функции. Дома он член семьи, на улице и в транспорте он член трансмиссионной сети (пешеход, пассажир), на производстве — производственного коллектива, и по многим другим параметрам он действительно является членом того или иного социального образования. Для обобщенного обозначения этих образований в социологии используются два основных понятия: «группа» и «общность». Правда, граница между ними редко четко обозначается. Дело в том, что в теории различают малую, среднюю и большую группу. Последняя чаще всего и олицетворяет общность. Но иногда понятие общности переносится и на другие масштабы групповых объединений. Тогда общность выступает как общее понятие, включающее в себя все объединения людей, в том числе семью и даже малую группу.

      А между тем, эти понятия имеют  строгий терминологический смысл и нуждаются в более строгом определении и употреблении. Так, основным критерием группы является такой признак, как непосредственное общение ее членов друг с другом. Общность же обозначает большое количество людей, выделяемых по какому-либо признаку, например этнос, нация, гражданство, профессия, класс, сословие, слой, конфессия и т.д. Ясно, что социологический смысл этих понятий и их социообразующая роль будут различными, и это различие необходимо учитывать в теории.

      Под группой следует понимать первичное социальное объединение людей, вступающих друг с другом в непосредственный контакт при выполнении определенных социальных функций, объединенных общими целями и интересами.

      В социологической теории различают  понятия группы, первичной группы и малой группы. Чтобы не путаться в терминологических тонкостях, мы эти понятия будем использовать как равнозначные. С точки зрения А.А. и К.А. Радугиных, социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования; 2) высокой степенью сплоченности; 3) отчетливо выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем членам группы; 4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных элементов.

      Примерами первичных социальных групп могут  быть: группы детей детского сада, школьные классы, студенческие потоки и группы, группа соседей, приятельский коллектив, спортивная команда, участники спортивной секции, производственная бригада, коллектив цеха или смены, учительский коллектив, работники кафедры или деканата, театральная труппа, члены оркестра, работники подразделов министерств и государственных органов управления, мелкое подразделение силовых структур и т.д.

      Большинство этих групповых образований имеют формальный статус и структуру, где есть свои руководители и рядовые члены, есть свои профессиональные функции и роли, совокупность которых и образует структуру группы. Личные симпатии (или антипатии) здесь имеют место, но они являются как бы вторичными по сравнению с должностными обязанностями. Особая сплоченность группы наблюдается в том случае, если ее официальная структура и отношения совпадают с личными симпатиями, или, как говорят, формальная и неформальная структуры совпадают.

      Наряду  с формальными групповыми объединениями  существуют и неформальные — это  группы по интересам, или хобби (охотники, рыболовы, меломаны, болельщики), а также  различного рода преступные объединения (банда, мафия, клан).

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"